Литература 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Рабочая  программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 136 часов (2+2). Дополнительный час используется на уроки по развитию речи и внеклассное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_b.docx67.74 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы

от 24.08.2012г.  протокол  № 1

----------------------------------

Г.В.Зубова

       

Рекомендована на

заседании

методсовета

от 27.08.2011г.

протокол № 1

……………………

Т.В. Сычева

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением                                              отдельных предметов

  приказ №270 от 01.09.2012г                                                                      

…………………………                                      Г. Д. Збыковская

Рабочая программа 

                     По литературе

Под редакцией Г.И.Беленького

                                       5”б” класса

        

                             Составитель:………………………

                                                         

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая  программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 136 часов (2+2). Дополнительный час используется на уроки по развитию речи и внеклассное чтение.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

          Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  1. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008.

 Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

Мифы.

8

1

2

Устное народное творчество.

11

2

2

Сказочные события и герои в литературе.

20

1

4

Басни.

7

1

2

Человек перед лицом жизненных испытаний.

30

3

4

Поэзия природы.

7

5

«Идет война народная. Священная война!...»

3

4

Рассказы о твоих сверстниках

10

1

7

Итого

97

9

30

Календарно-тематический  план

№ п/п

Дата

Виды

деятельности

Раздел

Тема  урока

Тип урока

1

3.09

Введение

О художественной литературе и чтении.

Беседа

2

4.09

Читать, пересказывать прочитанные древнегреческие мифы, аудировать слова учителя.

Мифы.

 Мифология и мифы. Мифы Древнего Египта..

Урок усвоения нового материала

3

5.09

Читать, пересказывать прочитанные древнегреческие мифы, аудировать слова учителя.

Мифы.

Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью «Великое путешествие солнечной ладьи»

Беседа

4-5

6.09

10.09

Читать, пересказывать прочитанные древнегреческие мифы, аудировать слова учителя.

Мифы.

Мифы Древней Греции

Беседа

6-7

11.09

12.09

Мифы.

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея»Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни).

Урок усвоения нового материала

8-9

13.09

17.09

Мифы.

Мифы древних славян

Беседа

 

10-11

18.09

19.09

Мифы.

Мифы.

Вн. чтение. Мифы «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика»

Внеклассное чтение

12

20.09

Мифы

Р.Р, Творческая работа работа по теме «Мифы»

Контроль знаний

13

24.09

 Устное народное творчество

Устное народное творчество. Возвращаясь к прочитанному

Повторение изученного

14-15

25.09

26.09

Различать сказки волшебные, бытовые, о животных.

Устное народное творчество

Народные сказки. Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Египетская сказка «Коршун и кошка». Русская сказка «Солнце, месяц и Ворон  Воронович»

Повторение изученно-го.Беседа

16-17

27.09

1.10

Выявлять характерные для народных сказок художественные приемы.

Устное народное творчество

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые).

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Урок усвоения нового материала

18-19

2.10

3.10

Сочинять собственную сказку.

Устное народное творчество

 Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки)

Развитие речи

20

4.10

Сопоставлять тематику, образы греческих мифов с легендами русского народа.

Устное народное творчество

Легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Ники-тушку Ломова».

Урок усво-ения ново-го материа-ла

21

8.10

Сопоставлять тематику, образы греческих мифов с легендами русского народа.

Устное народное творчество

Вн.чтение. Легенды и предания Тихого Дона.

Внеклассное чтение

22-23

9.10

10.10

Различать пословицы и поговорки.

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Беседа

24-25

11.10

15.10

Читать по ролям.

Устное народное творчество

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии.  «Петрушка Уксусов»

Урок усвоения нового материала

26

16.10

Устное народное творчество

Вн.чт.  Любимые произведения устного народного творчества Дона

Внеклассное чтение

27

Устное народное творчество

Р.Р. Проверочная работа по теме «Устное народное творчество»

Контродь знаний

17.10

28

18.10

Пересказывать сжато и выборочно.

 Сказочные события и герои в литературе

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

.

Урок усвоения нового материала

29-30

22.10

23.10

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни поэта.

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

. А.С.Пушкин .  Сведения о жизни поэта.

«Руслан и Людмила»  (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении

Беседа

31-32

24.10

25.10

Заучивать наизусть вступление к поэме.Находить в тексте худ.образы.

Сказочные события и герои в литературе

. А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»  

Изобразительное мастерство поэта.

Беседа

33-34

29.10

30.10

Сказочные события и герои в литературе

Стихотворная речь : ритм, стихотворный размер, рифма

Урок усвоения нового материала

35

31.10

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

Вн. чтение. Сказки донских писателей.

Внеклассное чтение

36

12.11

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни Х.К.Андерсена.

Сказочные события и герои в литературе

Х.К.Андерсен . Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».  

Беседа

37

13.11

Сказочные события и герои в литературе

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

Беседа

38

14.11

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Сказочные события и герои в литературе

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Беседа

39

15.11

Сказочные события и герои в литературе

Сказка «Истинная правда»

Беседа

40

19.11

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

Вн. чтение. Сказки Андерсена

Внеклассное чтение

41

20.11

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий).

Практикум

42

21.11

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Сказочные события и герои в литературе

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Развитие речи

43

22.11

        Инсценировать сказку.

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

Урок-путешествие в сказку. Инсценирование фрагментов сказки «Золушка»

44

26.11

Анализировать тексты, высказывать свое мнение.

Сказочные события и герои в литературе

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы

Развитие речи

45

27.11

Выразительное чтение фрагментов. Пересказ любимых эпизодов.

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

Вн. чтение. Сказки Евгения Шварца

Внеклассное чтение

46

28.11

Сказочные события и ге-рои в литера-туре

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя.  Путь писателя к сказу.

Урок усвоения нового материала

47

29.11

Выявлять характерные для сказок худ.приемы.

Сказочные события и герои в литературе

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».

Беседа

48-49

3.12

4.12

Сказочные события и герои в литературе

Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Беседа

50-51

5.12

6.12

Сказочные события и герои в литературе

Вн. чтение. Сказы П.П. Бажова

Внеклассное чтение

52

10.

12

Сказочные события и герои в литературе

Р.Р. Творческая  работа по теме «Сказочные события и герои в литературе»

Контроль знаний

53

11.12

Воспринимать текст литературного произведения.

Басни

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.

Урок усвоения нового материала

54

12.12

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

Басни

И. А. Крылов.Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок

Беседа

55-56

13.12

17.12

Читать выразительно наизусть.

Басни

И.А.Крылов.

Басни

«Волк на псарне», «Квартет».

Беседа

57-58

18.12

19.12

Читать выразительно наизусть.

Басни

И.А.Крылов.Басни

«Демьянова уха», «Кукушка и Петух».

Беседа

59

20.12

Читать выразительно наизусть.

Басни                          

Басни Эзопа и Лафонтена

Беседа

60-61

24.12

25.12

Басни                          

Вн. чтение Любимые басни И.А.Крылова

Внеклассное чтение

62

26.12

Басни                          

РР.Проверочная работа по теме «Басни»

Проверка знаний

63-64

27.12

14.01

Подбирать материал о биографии и творчестве поэта.

Человек перед лицом жизненных испытаний

М. Ю. Лермонтов (3)  Сведения о жизни поэта. Тема  Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Урок усвоения нового материала

65

15.01

Читать выразительно отрывок наизусть.

Человек перед лицом жизненных испытаний

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Беседа

66-67

16.01

17.01

Определять  средства  художественной выразительности, способствующие раскрытию художественных средств.

Человек перед лицом жизненных испытаний

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Практикум

68

21.01

Определять  средства  художественной выразительности, способствующие раскрытию художественных средств.

Человек перед лицом жизненных испытаний

Р.Р.Творческая работа по стихотворению «Бородино»

Контроль знаний

69

22.01

Человек перед лицом жизненных испытаний

А. В. Кольцов.  Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне.

Урок усвоения нового материала

70-71

23.01

24.01

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни писателя.

Человек перед лицом жизненных испытаний

И.С.Тургенев. Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа.

Урок усвоения нового материала

72-73

28.01

29.01

Давать общую характеристику художественного мира произведения писателя.

Человек перед лицом жизненных испытаний

И. С. Тургенев «Муму»

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  Влияние на человека барства и рабства

Беседа

74

30.01

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику.

Человек перед лицом жизненных испытаний

И. С. Тургенев «Муму»

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

Беседа

31.01

4.02

Подбирать цитаты из текста произведения.

Человек пе

ред лицом жизненных испытаний

И. С. Тургенев «Муму»

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям

Беседа

75-76

 

77-78

5.02

6.02

Человек пе-ред лицом жизненных испытаний

Вн.чтение. Рассказы И.С. Тургенева

Внеклассное чтение

79

7.02

Человек перед лицом жизненных испытаний

Р.Р.Творческая работа по рассказу «Муму»

Контроль знаний

80-81

11.02

12.02

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни писателя.

Человек перед лицом жизненных испытаний              

Л. Н. Толстой

Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

«Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр

Урок усвоения нового материала

82-83

13.02

14.02

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов.

Человек перед лицом жизненных испытаний

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).

Беседа

84

18.02

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Человек перед лицом жизненных испытаний

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни

Беседа

85

19.02

Человек перед лицом жизненных испытаний

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

Беседа

86

20.02

Человек перед лицом жизненных испытаний

Сюжет и герои художественного произведения

Урок усво-ения ново-го материа-ла

87

21.02

Человек перед лицом жизненных испытаний

Р.Р.Творческая работа по рассказу «Кавказский пленник»

Контроль знаний

88-89

25.02

26.02

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни писателя.

Человек перед лицом жизненных испытаний

В.М.Гаршин .

Сведения о жизни писателя.

«Сигнал».

Урок усвоения нового материала

90

27.02

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни писателя.

Человек перед лицом жизненных испытаний

Л.Н.Андреев. О жизни писателя. Из воспоминаний Корнея Чуковского о Леониде Андрееве. «Кусака».

Урок усвоения нового материала

91-92

28.02

4.03

Человек перед лицом жизненных испытаний

Кусака в мире людей. Роль пейзажа в рассказе

Беседа

93

5.03

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни писателя.

Человек перед лицом жизненных испытаний

А.И.Куприн.

Сведения о жизни писателя. «Белый пудель»..

Урок усвоения нового материала

94-95

6.03

7.03

Человек перед лицом жизненных испытаний

А.И.Куприн. «Белый пудель».

Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

Беседа

96

11.03

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Человек перед лицом жизненных испытаний

А.И.Куприн. «Белый пудель».

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Беседа

97

12.03

Человек перед лицом жизненных испытаний

А.И.Куприн. «Белый пудель».

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Беседа

98-99

13.03

14.03

Человек перед лицом жизненных испытаний

Вн. чтение. Рассказы о животных.

Внеклассное чтение

100

18.03

Подбирать цитаты из текста литературного произведения.

Поэзия природы

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Урок усвоения нового материала

101

19.03

Читать выразительно наизусть.

Поэзия при-роды

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

Развитие речи.

102-103

20.03

21.03

Читать выразительно наизусть.

Поэзия при-роды

Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».

Развитие речи.

104

2.04

Читать выразительно наизусть.

Поэзия при-роды

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

Развитие речи.

105

3.04

Читать выразительно наизусть.

Поэзия природы

Вн. чтение. Поэзия о природе

Внеклассное чтение

106

4.04

Подбирать и обобщать дополнительный материал о жизни писателя.

Поэзия при-роды

К.Г.Паустовский.  

Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона»..

Урок усвоения нового материала

107-108

8.04

9.04

Давать общую характеристику художественного мира произведения писателя.

Поэзия при-роды

К.Г.Паустовский «Мещерская сторона».

«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы .Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Беседа

109

10.04

Характеризовать сюжет произведения, его  тематику, проблематику.

Поэзия при-роды

Вн. чтение. Рассказы Паустовского о природе.

Внеклассное чтение

110-111

11.04

15.04

Характеризовать сюжет произведения, его  тематику, проблематику.

Поэзия при-роды

 Е. И. Носов.

«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась».

Беседа

112

16.04

Поэзия при-роды

Вн. чтение. Рассказы Е.И. Носова

Внеклассное чтение

113-114

17.04

18.04

Характеризовать героя русской литературы 2пол. ХХ века. Читать выразительно наизусть.

«Идет война народная, священная война!...»  

Тема Вов, судьбы героев и их идеалы в произве-дениях К.Симонова, А. Суркова, О. Бергольц, М. Джалиля, С. Орлова, Р Гамзатова.

Беседа

115-116

22.04

23.04

«Идет война народная, священная война!...»  

Вн. чтение. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Внеклассное чтение

117

24.04

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

«Идет война народная, священная война!...»  

В. Шукшин. О писателе. Жизнь и подвиг подрост-ков в годы Вов в рассказе «Жатва»

Развитие речи.

118-119

25.04

29.04

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

«Идет война народная, священная война!...»  

Вн. чтение. Рассказы Шукшина

Внеклассное чтение

120

30.04

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

Рассказы о твоих сверст-никах

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.

Урок усвоения нового материала

121

2.05

Давать общую характеристику художественного мира произведения.

 Рассказы о твоих сверстниках

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.  «Мститель». Рассказ как жанр литературы

Урок усвоения нового материала.

Развитие речи.

122

6.05

Давать общую характеристику художественного мира произведения.

Рассказы о твоих сверстниках

Вн.чтение.Рассказы Солоухина

Внеклассное чтение

123

7.05

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения.

Рассказы о твоих сверст-никах

Рэй Дуглас Брэдбери.

Многогранный талант писателя. «Мальчик - неви-димка»

Беседа

124

8.05

Определять родовую принадлежность литературного произведения.

Рассказы о твоих сверст-никах                    

О рассказе. Теоретико- литературная статья

Беседа

125-126

13.05

14.05

Рассказы о твоих сверст-никах                    

Вн.чтение. Моё любимое произведение.

Внекласс-ное чтение

127

15.05

Рассказы о твоих сверст-никах                    

Р.Р.Итоговая проверочная работа. (тест или сочинение)

Контроль знаний

128-131

16.05-

22.05

Рассказы о твоих сверст-никах

Уроки внеклассного чтения «По страницам любимых произведений»

Беседа

132-136

23.05-

30.05

Резервные уроки

Подведение итогов года. Рекомендации по летнему чтению.

Беседа

        

                             Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Р.р. Контрольная работа  по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Знать отличия литературной сказки от народной. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

Классное сочинение

Р.р. Подготовка к контрольной работе   по басням И.А. Крылова.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

Домашнее сочинение

Р.р. Контрольная работа  по рассказу  И.С. Тургенева «Муму».

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

Классное сочинение

Р.р. Контрольная работа  по произведению А.И. Куприна «Белый пудель».

Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Классное сочинение

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв.  -  Сыктывкар: Знание, 2004.
  2. Беленький Г.И., Снежневская  М.А. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
  3. Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  5. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
  6. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001.
  7. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  8. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  9. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.
  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.
  8. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  9.  Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5  классе? 5 – М.: Наука, 2003.
  10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.
  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
  10. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...