Рабочая программа по литературе 9 кл. Под ред.Коровиной
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Бальжинимаева Татьяна Иннокентьевна

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы по литературе /Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной/ 5-9 классы – М., Просвещение, 2011г., учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ - М., Просвещение. 2011 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Разделы,  тема  урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности

учащихся или

виды учебной

деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Домашнее

задание

Дата проведения

План

Факт

1.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Изучение нового материала. Комбинированный

Лекция с элементами беседы

Вводный контроль

Знать: основные темы, затронутые писателями XVIII, XIX, XX в.в

Чит. «Слово о полку…»,

2

Литература о Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение Фрагменты).

Ответы на вопросы, стр.34

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

Наизусть  вступление ил плач Ярославны

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Работа над текстом.

Эвристическая беседа

 

 

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;

Ответ на вопрос 8, стр41

Знать: особенности классицизма как литературного направления

Инд. биогр. Ломоносова, открытия в области физики, химии Ломоносова

5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическое чтение произведения.

Фронтальный опрос класса

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

Наизусть отрывок из «Вечернее размышление..»

6

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа

Подбор цитат

Выразит. чтение наизусть

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

7

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета.

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67, наизусть «Властителям и судьям»

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка  в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

1

 Урок закрепления

Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения

Выразит. чтение наизусть

Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности; уметь анализировать пр-ние

4-е задание,

стр.67

9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Обучение

 конспектированию. Работа над содержанием произведения

Знать: жанр путешествия; уметь определять ключевые проблемы  

Ответить на вопрос 8, стр74

10

Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Практикум

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»; уметь анализировать эпизоды

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение  общечеловеческих ценностей.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя

Выборочная проверка записи тезисов.

Знать: понятие сентиментализм и его особенности

Прочитать «Бедная Лиза»

12

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Работа над текстом. Комментированное чтение

 

Знать: новые черты русской литературы;

знание текста; уметь анализировать и делать выводы

Подготовится к итоговому тесту по изученному материалу

13

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Урок  развития речи

Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения

тестирование

Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века; уметь излагать мысли письменно

Дописать сочинение

14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами  беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией

Составить тезисы лекции по плану

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

Наизусть любое ст-ние Батюшкова, Языкова, Баратынского, Рылеева, Давыдова, Вяземского

15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Практикум.

Назвать черты  романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос

Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

Читать балладу Жуковского «Светлана»

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1

Урок закрепления выработки умений и навыков

Беседа. Практикум.

Рассказать о нравственном мире  героини баллады «Светлана»

Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

Читать Грибоедова «Горе от ума»

17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция

Составление тезисов по плану.

Знать: жизненный путь и творчество писателя

Наизусть монологи Чацкого, Фамусова

18

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Знать: сюжет и

композицию пьесы; уметь анализировать ключевые сцены

Выписать выражения, ставшие крылатыми, читать II действие

19-20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Самостоятельная работа: анализ фрагментов Характеристика  отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора.

Чтение наизусть монологов

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии; уметь анализировать монологи

Читать III действие, групповые задания

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

Урок закрепления, выработки умений и навыков

 Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.

Чтение наизусть монологов

Знать: роль личности автора; уметь анализировать эпизоды

Читать IV действие

23

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии

Знать: черты классицизма и реализма в комедии; уметь определять черты в комедии

Подготов. к проверочной работе

24

Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Тестирование по содержанию комедии

Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

Сочинение по комедии «Горе от ума»

25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическая  беседа. Заполнение хронологической таблицы  жизни и творчества поэта

Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта; уметь анализировать ст-ния

Наизусть любое ст-ние Пушкина

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Чтение наизусть

Знать: смыслообразующие изобразительно-выразительные средства; уметь применять их при анализе ст-ний

Наизусть ст-ние Пушкина любовной лирики

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви

Чтение наизусть

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».

28

 Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений

Чтение наизусть

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе; уметь делать сопоставительную характеристику

Читать «Евгений Онегин»

29

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.  Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую  роль в романе; историзм  и энциклопедизм пушкинского романа

Наизусть отрывок из романа

Ответить на 1-2 вопросы, стр.247

30

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступление, конфликт;

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

31

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов.

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев); уметь характеризовать героев

Сопоставить  оценки образа Татьяны Лариной  в литературе Х1Х и ХХ веков

32

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов

Знать: сюжет романа; уметь анализировать эпизоды

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

33

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Работа с текстом.

Знать: новые принципы,  используемые автором,  в изображении окружающей жизни; уметь давать оценку лирическим отступлениям

Ответы на вопросы, наизусть письма Онегина и Татьяны

34

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

 1

 Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: реализм романа; художественные особенности романа; уметь определять реалистичные черты в романе

Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

35-36

Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2

Урок развития речи

Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы

«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях  

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков; уметь подбирать материал к сочинению, составлять план

Подобрать материал к сочинению. Прочитать «Моцарт и Сальери»

37

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин.  «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1

Урок внеклассного чтения

Беседа по вопросам.

Комментирование отдельных эпизодов

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты; уметь выделять ключевые проблемы

Читать ст-ния Лермонтова, наизусть любое ст-ние

38

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений

Чтение ст-ний наизусть

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений; уметь характеризовать мир лирического героя

Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений

39

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии; уметь анализировать лирическое ст-ние

Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки-

на и Лермонтова

40

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум.

 Выразительное чтение

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка; уметь анализировать лирическое ст-ние

Самостоятельный анализ стихотворения  «Я не унижусь перед тобой…»

41

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Анализ стихотворений.

Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

Знать: основной пафос стихов Лермонтова; уметь производить сопоставительный анализ ст-ний

Читать «Герой нашего времени», инд.задания

42

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век  Лермонтова в романе.

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ предисловия

Тесты на знание содержания романа

Знать: особенности композиции романа; уметь анализировать эпизоды

Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.

43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Анализ эпизодов

Знать: концепция личности; уметь характеризовать героя

Гл.»Княжна Мэри»

44-45

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»

Пересказ эпизода, работа по карточкам

Знать: психологический портрет героя; уметь характеризовать героя

Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

46

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Практикум. Анализ эпизодов

Составление плана

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике; меть делать сопоставительную характеристику

Проанализировать одну из сцен  свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

47

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

 1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Практикум.

Пересказ  и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Знать: композиционная функция женских образов; уметь пересказывать и анализировать эпизоды

В.Г.Белинский «Герой нашего времени»

48

Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов.

Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями; уметь сопоставлять высказывания критиков

Подготовиться к итоговой работе по творчеству Лермонтова

49

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Урок контроля ЗУН

Самостоятельная работа

Тест

Уметь применять полученные знания на практике

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

50

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы

Викторина по произведениям Гоголя

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы; уметь делать выводы и обобщать изученное

Читать «Мертвые души» 1-6 гл.

51-52

 Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

 Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках; уметь делать сопоставительную характеристику, анализировать эпизоды

Найти эпизоды, характеризующие столичную и провинциальную жизнь

53

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

 Урок закрепления, выработки умений и навыков

Беседа Характеристика  героев. Рассмотрение проблемных вопросов.

Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

По гл.11 подготовиться к диспуту «Чичиков – это беда или надежда России?»

54

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

 1

Урок закрепления, выработки умений и навыков (урок-диспут)

Работа с художественными деталями

Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое; уметь отстаивать свою точку зрения в дискуссии

Перечитать лирические отступления (конец 1 т.)

55-56

 Р.Р.«Мертвые души» - поэма  о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция  образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

Урок закрепления, выработки умений и навыков  

Рассмотрение  проблемных вопросов, составление  опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.)

Знать: единство комического и лирического начал; уметь составлять опорную схему

Написать сочинение по поэме «Мертвые души», читать Островский «Бедность не порок»

57

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.  «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»; уметь находить детали характеризующие героев

Прочитать 1-3 действия Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете?

58

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

 1

Урок закрепления, выработки умений и навыков

Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.

 

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт; уметь определять идею произведения, характеризовать героев

Читать Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

59

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»  Черты его внутреннего мира.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести

Беседа по поставленным вопросам

Знать:  традиции изображения «маленького» человека; уметь комментировать прочитанное, высказывать свою точку зрения

Выписать слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя

60

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая бесед

Знать: проблемы повести; психологизм повести; уметь определять психологическое состояние героя

Чем интересна повесть современному читателю? (мини-сочинение)

61

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей  средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно-

лога в раскрытии души героя

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ  содержания отдельных глав.

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего  привлек мое внимание

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции; уметь анализировать эпизоды, характеризовать героя

Читать рассказы А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Тоска»

62

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ.

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа; уметь находить жанровые особенности темы «маленького человека»

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку (мини-сочинение)

63

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Анализ рассказа.

Ответить на вопросы

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ; уметь находить художественные детали

Подготовить материал на вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы?»

64

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

1

Урок развития речи

Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат

Составление плана сочинения

Уметь составлять связное высказывание на тему

Дописать сочинение, наизусть ст-ния Некрасова, Тютчева, Фета

65

Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

1

Урок внеклассного чтения

Сравнение тематики  стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особенностей стихотворений Н.Некрасова.

Выразительное чтение стихотворений

Знать: особенности стиля поэтов , их творчества; уметь анализировать ст-ния

Стр.321 читать

66

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

  1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, конспектирование

Знать: жанровое и тематическое многообразие  произведений; уметь составлять опорный конспект

Читать И.А.Бунин «Темные аллеи»

67

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция.  Чтение и анализ рассказа.

Знать: биография писателя,

текст  произведения; уметь анализировать пр-ние

Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

68

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Анализ рассказа,

характеристика героев

Знать: композиция рассказа; уметь характеризовать героев

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

69

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика; уметь анализировать эпизоды

Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (профессора Преображенского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика  и Шарикова) на выбор

70

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести

Знать: проблематика повести; уметь давать характеристику героям

Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

71

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рас-

сказа. Судьба человека и судьба Родины.  Образ главного героя.

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

 Лекция. Чтение рассказа

Ответы на вопросы по теме

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ); уметь работать с понятиями «авторское повествование», «герой художественного произведения»

Дочитать рассказ «Судьба человека» Роль пейзажей и портретных зарисовок

72

Особенности авторского повествования в  рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков  

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя; уметь анализировать эпизоды

А.И.Солженицын «Матренин двор» читать

73

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя.

Знать: жизненный путь и основные произведения писателя; уметь составлять опорный конспект

Рассказ о Матрене

74

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи; уметь характеризовать героя

Подготовиться к контрольной работе

75

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и ХХ  века

1

Урок контроля ЗУН

Тест

Уметь применять полученные знания на практике

76

Русская поэзия «серебряного века».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Урок- концерт

Умение составлять конспект лекции

Наизусть ст-ния А.А.Блока

77

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа. Практикум: чтение и  анализ стихотворений

Чтение наизусть ст-ния

Знать: поэт-символист, тематика  стихотворений; образ и ритмы поэта; уметь находить средства художественной выразительности

Наизусть ст-ние С.А.Есенина

78

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

 1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Сообщение учителя. Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.

Чтение наизусть ст-ния

Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль; уметь работать с диалектными словами

Анализ  поэтического текста Есенина

79

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков  

Практикум.

Анализ стихотворения

 

Знать: сквозные образы в лирике поэта; уметь анализировать поэтический текст

Наизусть ст-ния В.В.Маяковского

80-81

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

2

 Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.

Чтение наизусть ст-ния

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии; уметь находить гиперболы, развернутые эпитеты, неологизмы

Наизусть ст-ния М.И.Цветаевой

82

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о  любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

 меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Особенности поэтики Цветаевой

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Чтение и анализ стихотворений

Чтение наизусть ст-ния

Знать:  традиции и новаторство в творческих поисках поэта; уметь определять литературные приемы  и средства в лирике поэтессы

М.И.Цветаева цикл «Стихи о Москве»

83

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство  в творческих поисках поэта. Елабужский период

1

Урок закрепления выработки умений и навыков  

Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии

Знать: особенности поэзии Цветаевой; уметь определять мотивы ст-ния, идею

7-е задание, стр129

84

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого; уметь анализировать ст-ния

Наизусть ст-ния А.А.Ахматовой

85

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Комментированное чтение ст. о жизни  поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений

Чтение наизусть ст-ния

Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы; характеризовать внутренний мир лирической героини

Отметить характерные черты  ранней лирики

86

  А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.

1

Урок закрепления, выработки умений и навыков  

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений

Знать: судьбу поэта и стихи уметь анализировать ст-ния

4-е задание учебника, стр146

87

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

 1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений.

Знать: философская глубина лирики поэта; уметь определять мотивы лирики поэта

Наизусть ст-ния А.Т.Твардовского

88

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».

Проблемы интонации стихов о войне

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

 Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)

Чтение наизусть ст-ния

Знать: основные мотивы творчества; уметь определять размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов XIX  и XX вв.

89

 «Музыка поэзии».

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ  веков

1

Уроки внеклассного чтения

Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов

Знать: отличительные признаки жанра романс; уметь анализировать романсы

Подготовиться к контрольной работе по лирике XX века

90

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

 1

Урок контроля ЗУН

Тест

Уметь применять полученные знания на практике

91

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.

Знать: тематика и особенности произведений;

тема поэта и поэзии в русской литературе; уметь делать сопоставительный анализ ст-ний

Читать Данте Алигьери «Божественная комедия»

92-93

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

 2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы

Знать: множественность смыслов поэмы; уметь анализировать эпизоды

Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы

94-95

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

  2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).

Фронтальный опрос

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения; уметь анализировать эпизоды

Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

96-97

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам

Знать: трагедия как драматический жанр; уметь характеризовать главного героя

Гете «Фауст» читать

98-99

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

 2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения»; уметь оставлять опорный конспект

Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Выразительное чтение отрывков

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература; уметь делать сопоставительную характеристику

Подготовиться к итоговой контрольной работе

101

Контрольная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Урок контроля

Тест

Уметь применять полученные знания на практике

102

Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения

1

Урок обобщения

Рекомендации для летнего чтения

103-105

Резервные уроки

3



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИХОРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО

 гуманитарного цикла

 МКОУ «Вихоревская СОШ № 101№ протокол №___ от «__»_____ 2013г.

Руководитель МО

__________ /Л.А.Михайлова/

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ «Вихоревская СОШ № 101»

Протокол №___ от «__» _____ 2013г

Заместитель директора по НМР

__________/ Н.И.Зарубина/

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № __ от «__»_____ 2013г.

Директор МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» МО «Братский район»

__________/О.Г.Серебренникова/

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

для учащихся 9б класса

на 2013-2014 учебный год

образовательная область «Филология»

Разработала:

Бальжинимаева Татьяна Иннокентьевна,

Учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Вихоревка, 2013г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы по литературе /Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной/ 5-9 классы – М., Просвещение, 2011г., учебника «Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ - М., Просвещение. 2011                         

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования  состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература  как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы  программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения.

        Количество часов:

Всего – 102, в неделю -3 часа.

Плановых контрольных уроков -  5

Уроков развития речи - 9,    в т.ч.  4 классных,   5 домашних сочинений

Уроков внеклассного чтения - 7

                        

Требования к уровню подготовки девятиклассников

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

        

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

10

Из литературы XIX века.

54

Из литературы XX века.

27

Из зарубежной литературы.

8

ИТОГО

102

                        



Предварительный просмотр:

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном  о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической  литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



Предварительный просмотр:

Оценка сочинений.


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
 
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
 
 Отметка “5” ставится за сочинение:  
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
 
 Отметка “4” ставится за сочинение:  
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
 
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
 
 Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
 
 Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.


 Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  
правильное оформление сносок;  
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  
целесообразность использования тех или иных источников.  
 
 Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
 
 Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
 
 Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
 
 Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
  
 Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
 
 Критерии оценивания презентаций  

  Критерии
 
оценивания
 

  Параметры
 

  Оценка
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
 

  
 

  — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
 

  
 

  — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
 

  
 

  — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
 

  
 

  — ссылки – все ссылки работают
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по дизайну
 

  
 

  Содержание
 

  — раскрыты все аспекты темы;
 

  
 

  
 

  — материал изложен в доступной форме;
 

  
 

  
 

  — систематизированный набор оригинальных рисунков;
 

  
 

  
 

  — слайды расположены в логической последовательности;
 

  
 

  
 

  — заключительный слайд с выводами;
 

  
 

  
 

  — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по содержанию
 

  
 

  Защита проекта
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
 

  
 

  
 

  — ученик владеет материалом своей темы;
 

  
 

  
 

  Средняя оценка по защите проекта
 

  
 

  
 

  Итоговая оценка
 

  
 
 

 
 
 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе для 7 класса Коровина.

Рабочая программа по литературе на основе учебника Коровиной для 7 класса разработана на 70 часов....

Рабочая программа по литературе, УМК В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы,  авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев.  В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...

Рабочая программа по литературе 6кл. под редакцией Коровиной

Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального  компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы и авторской программы по литературе дл...

рабочая программа по литературе в 5 классе. Коровина

Рабочая программа по литературе по учебнику Коровиной 5 класс...

рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной

рабочая программа по литературе 8 кл....