Проблемное планирование по литературе "Образ Христа в литературе 19- 20 вв"
методическая разработка по литературе на тему

Махалова Тамара Александровна

 

          Представленное планирование предназначено для учителей-словесников, работающих в средних и старших классах. В работе содержится историко-литературный и критический материал на данную тему, который существенно облегчит подготовку к урокам по выбранным произведениям. Есть в работе и конспекты некоторых уроков. Особое место занимает материал по произведениям, тематически и идейно связанный с шедеврами живописи («Мастер и Маргарита» М. Булгакова и Н.Н. Ге «Что есть истина», А.П. Чехов «Студент» и А. Иванов «Явление Христа народу»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_khrista.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТЕЙКОВО

Проблемное планирование по литературе 5 -11 класс

на тему:

           «Образ Христа в литературе 19-20 вв.»

                                                                             

                                                                                Выполнила: Махалова Т.А.,

учитель I  квалификационной

                                                                           категории МСОШ № 10

Тейково 2007

Содержание.

1. Вступление……………………………………………………………. 3 – 4 стр.

2. Основная часть………………………………………………………..

   Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке (5 класс)…………  4 – 5 стр.

  А. Сент – Экзюпери «Маленький принц» (6 класс)………………. 6 – 9 стр.

    А.П. Чехов «Студент» (7 класс)…………………………………..    9 – 10 стр.

     Н.В. Гоголь «Ревизор» (Немая сцена) (8 класс)………………..     11 – 12 стр.

     М.Е. Салтыков-Щедрин «Христова ночь» (9 класс)…………..     12 – 13 стр.

     Л. Андреев «Иуда Искариот» (10 класс)……………………….      14 – 15 стр.

     М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (11 класс)………………..     15 – 17 стр.

3. Заключение…………………………………………………………           17 стр.

4. Библиография………………………………………………………          18 стр.

                                                                                 

Образы живописца и писателя, Микеланджело и Аввакума неизменны сами по себе, если не считать блекнущих холстов и желтеющую бумагу. Но смотрятся и читаются они в 16 веке не совсем так, а может быть, даже совсем не так, как в современные им эпохи.

Возникает очевидная проблема дистанции между неизменными оригиналами и их меняющимся образом в восприятии разных времен. Может показаться, что это надуманная проблема, во всяком случае, я не знаю специальных трудов, посвященных ее исследованию, хотя, разумеется, ни одна историко-литературная работа не проходит мимо жизни того или иного произведения во времени. И все же проблема означенной дистанции вполне самоценна, ибо через нас хорошо просматривается связь литературы и истории, не говоря уже о том, что реальная жизнь классики в веках есть не что иное, как летопись изменяющего восприятия классики.

Это можно показать на примере исторической судьбы любой великой книги, даже отдельного ее мотива. В данном случае совершена попытка выборочно проследить историю одного из самых известных образов самой великой книги христианской литературы, образ Христа.

С самого начала христианской эры было написано множество книг о Христе, но церковь признала, т.е. канонировала, только четыре Евангелия, а остальные – числом до 50! – занесла либо в список «отреченных» (т.е. запрещенных и подлежащих уничтожению), либо в список апокрифов, разрешенных не для богослужения, но для обычного чтения. С течением времени произведении, где образ Христа становился центральным все больше, и каждый из авторов этих шедевров «не мог писать того Христа, которого не было» у него в душе. Именно эта мысль, произнесенная героем  романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», и подтолкнула к созданию данной работы.

На тему «Христианские мотивы в литературе» и даже «Образ Христа в литературе» написано много пособий. Большинство из них описывают методику работы с художественными произведениями на данную тему в старших классах. Нас же интересовало не только старшее, но и среднее звено. Поскольку беда школы заключается в том, что она часто опаздывает с закладкой, если так можно выразиться, нравственного, эстетического фундамента личности.

В данной работе предложена краткая антология художественных произведений, в которых на первый план выходит образ Спасителя, мотивы, так или иначе связанные с этим образом.

Каждый из писателей-прозаиков представлен здесь лишь одним произведением, которое изучается на уроке литературы в одной из школьных параллелей. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» в 5 классе, А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» в 6 классе, в 7 классе изучается произведение «Студент» А.П. Чехова, в 8 классе анализируем «Немую сцену» из «Ревизора»

Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыков-Щедрин «Христова ночь» для 9 класса, в 10 классе работаем над повестью Л. Андреева «Иуда Искариот», в 11 классе, конечно же, читаем «Мастер и Маргариту» М. Булгакова). Но даже такой ограниченный подход способен создать весьма яркое представление о значимости библейского начала в литературе, о многогранности образа Спасителя.

Представленное планирование предназначено для учителей-словесников, работающих в средних и старших классах. В работе содержится историко-литературный и критический материал на данную тему, что существенно облегчит подготовку к урокам по обозначенным произведениям. Есть в работе и конспекты некоторых уроков. Особое место занимает материал по произведениям, тематически и идейно связанный шедеврами живописи («Мастер и Маргарита» М. Булгакова и Н.Н. Ге «Что есть истина», А.П. Чехов «Студент» и А. Иванов «Явление Христа народу»).

Работа состоит из 3-х частей.

Вступление, где обозначены цели, задачи, структура работы.

Основная часть делиться на главы. Каждая глава – работа над образом Христа по тому или иному произведению 19-20 веков.

В заключении подведен итог проведенному историко-литературному исследованию.

Так же прилагается список использованной литературы.

           5 класс. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».

Работу над темой «Образ Христа в русской литературе 19-20 вв.» мы начинаем (как уже говорилось) с 5-го класса. Анализируя рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик на елке», готовим почву для дальнейшего восприятия и понимания других произведений иных авторов на данную тему. Тема голодного и нищего городского ребенка, поднятая писателем  в рассказе, найдет свое продолжение и в романах «Бедные люди», и в «Преступлении и наказании» и т. п.

         Следует заметить, что «Мальчик у Христа на елке» создан на основе реальных событий. 26 декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников, на следующий день побывал в колонии для малолетних преступников. И в те же дни, «перед елкой и в самую елку», его внимание на улице привлекла фигура нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т.е. просившего милостыню. Всем этим впечатлениям посвящен январский номер «Дневника писателя» за 1876 год. Сюда же вошел и рассказ «Мальчик у Христа на елке».

        Сюжетную канву рассказа (образы замерзающего нищего ребенка, любующегося перед смертью огнями ярко освещенных елок в домах богатых детей, и Христа, приглашающего его на елку, сияющую на небесах для всех людей – богатых и бедных), Достоевский почерпнул из баллады немецкого поэта-романиста Ф. Рюккета «Елка сироты». Но, опираясь на традицию других великих писателей-авторов полуреальных, полусказочных рассказов (Г.Х. Андерсен, Ч. Диккенс), Достоевский насытил весь свой рассказ от начала до конца отсветами русской жизни и придал ему неповторимый «петербургский» колорит. В рассказе присутствуют характерные для русской жизни 70-х гг. 19 века «хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники», дети, погибшие «во время самарского голода» «в вагонах третьего класса», «у чухонок», куда они были сданы на воспитание, замерзшие у «дверей петербургских чиновников». Благодаря всему этому герои рассказа становится одним из типичных представителей того мира «бедных людей», сочувственному изображению которого писатель посвятил свое творчество.

        В классе на уроке «Вот оно, чудо!», посвященному изучению произведения Достоевского, работа начинается с определения  жанра произведения. Затем определяем особенности святочного рассказа и формулируем проблему урока: «Можно считать  рассказ Достоевского святочным?» проблема урока тесно связана с целью – выяснить, каким видит классик Христа.

        Пятиклассники с удовольствием работают над следующим заданием: выяснить, кто главный герой произведения. Составить рассказ о его жизни. Можно предложить проиллюстрировать отдельные эпизоды произведения. Дети сами заметят, что для выполнения этого задания им потребуются  в основном карандаши темных цветов. Почему же? Ответ прост нет радости, праздника в жизни главного героя. А в финале рассказа – смерть мальчика, хотя по закону жанра святочный рассказ должен заканчиваться изображением чуда. Что же рассказ Достоевского не святочный?

        Работая дальше, спросим у ребят: «Есть ли в рассказе противопоставление?» пятиклассники с легкостью их укажут. Например, «… был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром  в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал … ему очень хотелось кушать» и «А это что? Ух какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и Яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то…» назовут пятиклассники противопоставленными образ главного героя и «блюстителя порядка» или «барыни», которая «подошла поскорее и сунула мальчику в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу». И трудно тут поспорить с учениками, пораженными равнодушием «сытых».

        Пропустить через себя все переживания и страхи главного героя, пятиклассники без труда ответят на вопрос: «Кто же виноват в смерти мальчика и в трагической судьбе ему подобных?» О несовершенстве российских законов заставляет говорить Достоевский, о царствовании зла, равнодушия и безысходности. Потому как-то удивляет появление в финале рассказа образа Христа.

Заканчиваем урок обсуждением вопроса, который предложен учащимся : «Зачем Достоевский вводит образ Христа?» ответ на него покажет насколько учащимся понятно идейное содержание произведения: «Достоевский показывает Бога как добродетеля, творящего добро. Христос воплощает мечту «мальчиков», приглашая на елку «маленьких деточек». Дети теперь как ангелы, и Христос посреди них «простирает руки и благословляет их. Вот оно, чудо!»

С. Смирнов. 5 «В» класс

        «Достоевский вводит образ Христа в свое произведение, желая на фоне серо-черных цветов этого города. Показать добро Христа, напомнить людям. Что чудеса бывают».

К. Максимова. 5 «В» класс

        Как видим, цель урока достигнута. Пятиклассники провели нужную нам параллель: Христос – чудо в видении Достоевского.  

               6 класс.  А. Сент – Экзюпери «Маленький принц».

Сказочная повесть А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» будет обсуждаться

на уроке литературы в 6 классе. Здесь отчетливо проступают традиции классической

 литературной сказки. Ребята, отвечая на вопрос «Какие знакомые произведения

напоминает вам «Маленький принц»?», непременно вспоминают сказки

 Г. X. Андерсена. Но вот какой ответ на тот же вопрос сначала удивил, а потом заставил

серьезно задуматься: «Маленький принц» чем-то  похож на Библию. Христос очень

любил маленьких детей, и Летчик тоже очень любит малыша». А ведь интереснейшее

 наблюдение! Откроем Евангелие от Матфея и прочитаем самое начало главы 18,

 где Иисус, подозвав дитя, поставил его среди учеников и сказал им:  «Истинно

говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное.

 Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет

одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых

сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если б повесили ему мельничный жернов

 на   шею и потопили   его  во глубине   морской. Смотрите, не презирайте ни  одного

из малых  сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца

Моего Небесного». Обратим внимание: Христос призывает людей умалиться, т. е.

стать такими, как дети. Призывает вернуться в свою прародину — в детство. Но разве

 не эта же мысль звучит в творчестве Сент-Экзюпери? Вспомним его знаменитое: «Я

родом из детства...»

Конечно же, говорить о какой-то прямой аналогий между  «Маленьким принцем»  и  «Библией»  не приходится.  Более того, известно, что писатель никогда не был истово верующим христианином. Он остро ощущал кризис христианской веры  в  двадцатом  веке,  когда,  казалось  бы,  сделано было все, чтобы восторжествовала мрачная истина Ф. Ницше «Бог умер!» Но, зная о самых драматических сторонах нашего  столетия,   проклиная  «коричневую чуму»   фашизма, ' чувствуя усиливающееся отчуждение людей друг от друга, Сент-Экзюпери все-таки оставался верен высоким духовным представлениям о мире, несомненно, связанным со многими евангельскими заветами. Недаром его повесть «Планета людей» начинается словами: «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее Человека».

И все же Христос призывает «умалиться», т.е. стать такими, как дети. Летчик тоже

любил малыша. Конечно, проводить прямые аналогии Христос – Летчик не стоит, тем

более что и нет их в повести. Но все же встреча Летчика с Маленьким принцем

происходит в пустыне. Два одиноких человека в безлюдном пространстве сразу

 узнали друг друга, потому что оба они хотят быть понятыми в своих душевных

стремлениях, в своей тоске и мечтах.

Удивительна первая фраза Маленького принца, обращенная к Летчику:

«Пожалуйста... нарисуй мне барашка!» За ней — доверие малыша к этому человеку,

уверенность в том, что перед ним — друг, который сразу же поймет его.

В сущности повесть Сент-Экзюпери — о том, как потрясающе много дает

 человеку встреча с детством. Оно, детство, прародина каждого, туда призывал

вернуться Христос! Это почти мираж, настигающий человека в пустыне,

полуреальный Маленький принц, который возникает и исчезает в вышине. Не

 мираж — взлет души, вызванный этой встречей, духовное прозрение «родниковых»

 ценностей жизни.

Что же открывается Летчику благодаря Маленькому принцу?

1. Маленький принц прилетел с другой планеты, и всеми помыслами своими он

 там, у себя дома. Много трогательного и поучительного узнаем мы из рассказа

о том, как жил Маленький принц на своей крошечной планете. Любовь малыша к

дому проявилась, между прочим, в «твердом правиле», которому он следовал

 неукоснительно: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же

приведи в порядок свою планету». Каждое утро Маленький принц выпалывал

баобабы. Скучная это работа, но она необходима  («если дашь волю баобабам, беды

не миновать»). Однако со временем Маленький принц все острее

ощущает однообразие своей жизни: оказывается, трудно жить одному даже на

самой лучшей из планет!

  Одиночество Маленького принца кончается, когда появляется красавица

роза. Вспомним восторженный возглас Маленького принца при виде необычного

цветка: «Как вы прекрасны!» Казалось бы; кончилась печальная и однообразная

жизнь Маленького принца. Но почему же он решает покинуть свою планету?

   2. Этот вопрос очень важен, потому что заставляет ребят задуматься: всегда ли

 мы отдаем себе отчет своих поступках, умеем ли правильно оценить их в

момент совершения?

Конечно, рассуждают лицеисты, Маленький принц мог обидеться на розу: ведь  

она такая изнеженная, «такая воображалистая», как оказал один из учеников. Но

вместе с тем ребята обращают внимание на то, какой беззащитной становится

роза в момент расставания с Маленьким принцем: «Она кашлянула. Но не от простуды.

— Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть

 счастливым.    

И ни слова упрека. Маленький принц очень удивился. Он застыл, растерянный, со

 стеклянным колпаком в руках...»

Только позднее поймет Маленький принц, что он поспешил со своей обидой, что он

тогда «еще не умел любить».

Таким образом, решение Маленького принца странствовать, его полет на другие

 планеты — это отчаянный шаг в неизвестность, за которым во многом стоит

 непонимание сложных жизненных отношений.

3.        Герой сказочной повести Сент-Экзюпери покидая                   окидая
свою планету, где-то в глубине души чувствует

свою неправоту. Знакомство с обитателями других планет

помогает ему понять многие важные истины.        

Здесь напрашиваются параллели между «Маленьким принцем» и известной лицеистам

 Библейской легендой об Иосифе. Брошенный, братьями в яму, Иосиф не

 погибает. Он преодолевает многие препятствия, духовно просветляется, становится

все более мудрым. Иосифа, как и Маленького принца, после всех жизненных

испытаний ожидает встреча с теми, с кем, казалось бы, утрачены все отношения.

 Возможность этой встречи определяется духовным ростом героев, их верностью

высоким нравственным ориентирам.

Маленький принц при всей своей доброжелательности не может понять, а следовательно, и принять честолюбца, пьяницу, дельца, занятого сухим подсчетом звезд. Герою Сент-Экзюпери нравится добрый и славный король, стремящийся отдавать только разумные приказания. В особенности близок Маленькому принцу фонарщик, который «думает не только о себе». Замечательна оценка героем работы фонарщика: «Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда и цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это — по-настоящему полезно, потому что красиво».

При встрече с географом Маленький принц узнает о хрупкости, эфемерности красоты, и это заставляет его пожалеть о своей покинутой розе.

Можно сделать вывод, что на Землю Маленький принц прилетает более умудренным нравственно, нежели он был на своей планете. Но главное горой Сент-Экэюпери поймет все-таки на Земле.

4.        Конечно, кульминацией «земных» встреч становится
встреча с Лисом. Но при этом надо иметь в виду и первые
впечатления Маленького принца, связанные с Землей. А впе
чатления эти весьма грустные. Малыш приземлился в пу
стыне. Он в плену одиночества. Змея, которую встречает
Маленький принц, еще более усиливает это чувство.

Далее — душевное потрясение, вызванное картиной сада, полного роз. «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза».

Вот тут-то и появился Лис, чтобы открыть Маленькому принцу тайну приручения, тайну зоркого сердца. «Самого главного глазами не увидишь», — утверждает Лис. Главное почувствуешь сердцем, и тогда возникнет потребность в другом, ответственность за другого. Не это ли и есть подлинная любовь к ближнему?

После встречи с Лисом Маленький принц открывает единственность и неповторимость своего цветка. «Вы ничуть не похожи на мою розу, — обращается он к смутившим его недавно садовым розам. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили».

5.        Маленький принц, воспринявший уроки мудрого Лиса,
помогает Летчику выйти из кризисного положения. Малыш
сердцем почувствовал, что где-то недалеко родник, и убедил
Летчика, что колодец будет найден. Вода из него —
подарок сердцу, сбывшаяся мечта. «Когда я был маленький, — признается автор, — так светились для меня рождественские подарки: сияньем свеч на елке, пением органа в час полночной мессы, ласковыми улыбками».

Под влиянием Маленького принца Летчик обретает "дет
скую мудрую веру в воскресение.

6. Смерть и воскресение Маленького принца — таков художественно-смысловой нерв финальной части повести Сёнт-Экзюпери.

Далеко не сразу детям открывается то обстоятельство,
что возвращение Маленького принца на свою планету свя
зано со смертельным укусом змеи, и здесь, на наш взгляд,
дает о себе знать отсвет «голгофских» страниц Евангелия.
Маленький принц умирает, чтобы воплотиться в
особенные
звезды. Вспомним, о чем говорит он перед своим отлетом
Летчику: «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет
такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь,
что все звезды смеются...»        

Так оно и происходит. Маленького принца нет на земле, но звенят его звезды, «словно пятьдесят миллионов бубенцов». И автору-летчику мир кажется загадочным, непостижимым от мысли, что где-то в безвестном уголке Вселенной есть Маленький принц и его роза.

И. Кант однажды заметил, что высоту духовного бытия определяют два критерия: звездное небо над головой человека и нравственный закон внутри его самого. «Маленький принц» подтверждает правоту великого философа.

       7 класс.     А.П. Чехов «Студент».

                   О сильнейшем художественном воздействии Евангелия на людей писали многие. Но, может быть, проникновеннее всего сказано об этом в небольшом рассказе     Чехова А.П. «Студент».

  Герой рассказа, студент духовной академии Иван Великопольский, возвращаясь холодной ночью к себе домой, видит костер. Возле него две вдовы — мать и дочь. Завязывается разговор. И вдруг студент вспоминает, что точно такой же ночью грелся у костра апостол Петр. И была это та самая ночь, когда он трижды отрекся от Христа. Естественно прост пересказ студентом известных страниц Евангелия, но в этой простоте, идущей от самого Нового Завета, и скрывается необычайная   выразительность:   «...Петр,   взглянув   издали   на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...»

 Взволнованы женщины рассказом   студента.   Взволнован сам   герой.   Позже,     уйдя от костра,   Иван   Великопольский остро осознает: «...то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к   настоящему — к обеим женщинам   и,   вероятно, к этой   пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям...»

Для учителя, стремящегося приобщить ребят к Евангелию, рассказ Чехова важней любых методических Пособий. Конечный результат «евангельских» уроков во многом зависит от того, насколько дети ощутят происходящее в Новом Завете своим, насколько воспримут Христа и других героев Евангелия в живой естественности их дел и поступков.

Один из «контрапунктные» вопросов, т. е. тех, которые так или иначе проходят через все наши беседы о Христе, может быть сформулирован так: «Почему Бог предстает в Евангелии человеком?» А. Мень заметил однажды, что люди поначалу скорее были склонны представлять «пришествие Божие в Силе и Славе, с громом и молниями, с чудесами, поражающими воображение, — так, чтобы все пали ниц перед суровым Судией...

Но Господь явился умаленным,  принявшим «зрак раба», Он стал Человеком, чтобы заговорить с нами языком человеческим» (Мень А. Мир Библии. С. 91).

Божечеловеческое явление Христа объясняется великой любовью и великой заботой Господа о людях. Бог захоти дать, если можно так выразиться, сверхубедительный пример истинного человеческого поведения. «Он был Младенцем в пеленах. Он избрал для Себя горький жребий изгнанники. Вместо царской короны — терновый венец, вместо огнепалящей Славы — Голгофу; вместо жертв, которые древние при носили Богу, Он Сам стал Жертвой за нас. Кровью Его мы обрели путь спасения» (с. 91—92).

Конечно, Божеское начало как сверхъестественная сила проявляется в деяниях Христа. И, как правило, ребята вначале обращают внимание именно на эту сторону евангельских историй. Чудо в Кане (превращение воды в вино), воскрешение дочери Иаира, исцеление десяти прокаженных, насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами — эти и другие чудеса Спасителя поражают воображение детей. Трудней заставить их понять, почему все-таки Христос далеко не в полной мере воспользовался своей сверхъестественной силой для преобразования жизни. Толчком к постановке этой проблемы становится для нас та часть Евангелия, где говорится об искушении Христа в пустыне.

Диавол в качестве доказательства, что Христос является Сыном Божьим, предлагает Ему превратить камни в хлебы. Но Христос отвечает: «Не хлебом единым жив человек...» А диавол искушает дальше: он предлагает броситься вниз с Иерусалимского храма и явить тем самым чудо. Не идет на это Христос. Тогда искуситель обещает Ему все царства мира, всю славу их. Но и этот соблазн был отвергнут.

Диаволу очень хотелось, чтобы основой явления Христа стали «тайна, чудо и авторитет». Тогда люди, доверившись чудодейственной силе, покорно пошли бы за Ним. При этом и человеческом существовании утратилось бы духовное начало.

Для Христа такой путь неприемлем. Он пришел в мир для того, чтобы

люди открыли Царство Высшей Мудрости, Царство Любви и Сострадания к ближнему.

Христос знает: эта дорога к Храму не обещает легкой победы, люди не сразу пойдут за Ним. Беседуя об этом, мы обращаемся к гениальной картине А. Иванова «Явление Христа народу».

Христос изображен здесь в единстве своей Божеской и человеческой сущности. Его одинокая, исполненная тайны фигура дается на фоне величественной природы. Он приближается к людям, чтобы отдать им всего себя. Люди же по-разному встречают Христа: одни радуются, другие боятся, третьим все равно... Картина А.Иванова таит в себе вопросы: сможет ли Христос завоевать сердца людей? изменится ли жизнь с Его приходом?

Чехов исчерпывающе отвечает в «Студенте» на все эти вопросы: «...то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к   настоящему — к обеим женщинам   и,   вероятно, к этой   пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям...»

               8 класс.  Н.В. Гоголь «Ревизор» (Немая сцена).

       В 8 классе тема «Образ Христа в литературе 19-20 в.» получает свое развитие при изучении пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор». При прочтении «Ревизора» учащиеся чувствуют, как, начиная с четвертого действия, постепенно меняется пафос пьесы – от комического до трагического; трагизм же достигает своего апогея именно в финальной «немой сцене». В доказательство можно привести воспоминания современников драматурга о премьере «Ревизора» в Александрийском театре в Санкт-Петербурге: «Смех по временам еще перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряженное внимание, судорожное, усиленное, следовало за всеми оттенками пьесы, иногда мертвая тишина показывала, что дело происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей». (Анненков П.В.. Литературные воспоминания. – М., 1989. – с. 59-60)

        «Немая сцена» как пик трагизма пьесы и будет объектом нашего внимания. Ведь именно там мы узнаем персонажа, не заявленного автором в афише, но конечно же, речь пойдет о Христе. Урок на тему «Персонаж, в афише не заявленный» начинается с наблюдения над тем, как расположены герои на сцене, при этом особое внимание уделяем фигурам городничего и почтмейстера, так как все остальные действующие лица представляют собой «деталь на картине, которая очерчивается одним взмахом кисти и покрывается одним колоритом» (Гоголь): они лишь фон, они так или иначе вновь и вновь концентрируют внимание зрителей на фигурах указанных выше персонажей. Учащиеся отмечают необычность поз, в которых застыли городничий и почтмейстер. Обратимся к описанию положения героев. «Городничий посередине в виде столба с распростертыми руками и запрокинутою назад головою». Отметим, что в этой сцене городничий занимает центральное место. Спросим учащихся, не напоминает ли фигура городничего крест, распятие? Встает вопрос, почему же Гоголь для своего героя, выбирает именно такую позу? Зачем он заставляет нас, зрителей, читателей, за городничим, погрязшим в пороках, видеть светлый образ Христа. Какой смысл вкладывал драматург в это опосредованное сравнение? После того, как обозначена проблема, продолжаем анализ «немой сцены». Определим место расположения почтмейстера на сцене. Ответить сразу, разумеется, трудно. Но следует вспомнить размышления драматурга о картине К.Брюллова «Последний день Помпеи».

        Картина написана Брюлловым в 1833 году в Италии, затем в 1834 году была привезена  в Петербург и выставлена для обозрения в Эрмитаже между 12 и 17 августа. Она произвела на Гоголя очень сильное впечатление.

        Обратим внимание на пейзаж, выполняющий функцию фона, и расположение человеческих фигур. Следует заметить, что небо и земля, между которыми нет границ, выдержана в коричнево-красной гамме; художник мастерски передает ужас и страх людей перед хаосом последнего дня. Мысль о тленности земной красоты и прозреваемый в этом «страшном явлении» грядущий «конец мира» в целом определили оценку Гоголем картины К.П.Брюллова. Писатель был восхищен гением художника, который ужас перед «концом мира» сумел передать через изображение окаменевших фигур: «Мы чувствуем, - пишет Гоголь, - только страшное положение всей толпы, но не видим человека, в лице которого был бы весь ужас им зримого разрушения». (Гоголь Н.В. Последний день Помпеи (Картина Брюллова 2 собрание сочинений: В 9 т. –Т.6. – С. 277). Приходим к выводу, что принцип изображения людей, охваченных ужасом Судного дня, переносится писателем на последнюю страницу «Ревизора»: герои застыли, окаменели, но в этом окаменении есть движение – не внешнее, а внутреннее – духовного мира людей. Гоголь считает, что общественные пороки -  некая проекция недостатков духовного мира человека. Значит, прежде должен измениться человек. Очищение внутреннего мира, по Гоголю, возможно только через трагедию: потрясение заставляет человека духовно возродиться. В «немой сцене», так же как на картине Брюллова, небеса и грешный земной мир вдруг, в одну минуту, сливаются, смешиваются.

        Теперь опять вернемся к вопросу, который Гоголь адресует зрителю, в «зашифрованном» виде – в аллегорическом образе почтмейстера. Из множества вариантов выбираем один, наиболее точно, на наш взгляд, отражающий смысл финальной сцены: «Каким ты зритель (читатель), встретишь Судный день?

        Но фигура почтмейстера – это всего лишь дополнение к другому образу, центральному, поза которого так явно напоминает нам крест, где был распят Христос, пострадавший за Веру в Мудрость человеческую, Любовь, Сострадание к ближнему. Так к чему же такие параллели? Какова роль образа Христа в финале комедии? Христос как напоминание о том Судном дне, о том «ревизоре, который ждет нас у дверей гроба».

             9 класс.  М.Е. Салтыков-Щедрин «Христова ночь».

  

Работу над творчеством М.Е. Салтыкова-Щедрина в 9 классе можно как начать, так и закончить изучением его сказки «Христова ночь». Это уникальное произведение позволяет уточнить многое в самом характере щедринского творчества. Да и само создание художественного образа явившегося вновь людям Христа – уникальный мотив в русской классике 19 века: где еще мы видим образ Христа? У Достоевского? У Тургенева? И вот в – творчестве писателя, связавшего свой труд с сатирой…

        Да, исполненные едкой, убийственной сатиры сказки оказались более востребованными в насыщенную революционной борьбой эпоху, которая приняла Щедрина как своего глашатая в борьбе с общественным строем царской России. Но вот читатели следующего рубежа веков – начала 21 столетия – видят перед собой и вечных либералов, и медведей на воеводстве, но видят и все более очевидное могущество христианского духа. А слово Щедрина передает веру в торжество Христа без всякого ханжества и без отвращающей от церкви напыщенной слащавости. Не станет ли потом (при самостоятельном прочтении романа «Семьи Головлевых») история Порфирия Головлева все более ясно восприниматься как христианский сюжет – от падения грешника к тяжкому, позднему покаянию? Даже в самой поздней у Щедрина «Пошехонской старине» будет этот мотив просветленной евангельской притчи: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие». Это движение к Христу составляет по-своему величественный сюжет внутри сказочного цикла.

        Но вернемся к уроку по произведению «Христова ночь» на тему: «Желанное чудо свершилось. Воскрес поруганный и распятый бог, или Традиционность образа Христа в сказке «Христова ночь».

        Обращаем внимание на сюжет «Христовой ночи», в котором можно выделить три эпизода. Первый – это встреча Христа с «людьми плачущими, сгорбленными под игом работы и загубленными нуждою». И сказал им «желанный»: «Мир вам!.. я всегда и на всяком месте с вами, и везде, где пролита ваша кровь, - тут же пролита и моя… Проповедь моя заключает в себе правду, без которой вселенная представляет собой вместилище погубления и ад кромешный…» Достаточно выделить ключевое слово в речи Спасителя, чтобы сделать вывод об аналогиях, проводимых автором произведения.

        Второй эпизод – описание встречи «воскресшего» с «иными людьми». «Тут были и богатеи, и мироеды, и жестокие правители, и тати, и душегубцы…» - пишет Салтыков-Щедрин. Христос «также остановился перед ними и сказал: Но во имя моего воскресения я и перед вами открываю путь к спасению. Этот путь – суд вашей собственной совести. Идите же и знайте, что слово мое – это истина!»

        Вновь добавляем в список слов, характеризирующих образ Христа, ключевые фразы из его речи.

        Особый интерес представляет третий эпизод сказки: «В эту самую минуту восток заалел, и в редеющем сумраке леса выступила безобразная человеческая масса, качающая на осине… То было тело предателя, который сам совершил суд над собой.

        - О, предатель! – сказал он, - ты думал, что вольною смертью избавился  от давившей тебя измены… Я всем указал путь к спасению, но для тебя он закрыт навсегда… Ты не убил друга, раскрывшего перед тобой душу, а застиг его врасплох и передал на казнь и поругание. За это я осуждаю тебя на жизнь… Живи, проклятый!.. И ходит он по земле, рассеивая смуту, измену и рознь…»

        Он (эпизод) не только художественный пересказ одной из частей глав Евангелие от Матвея, где рассказывается о том, что Иуда удавился, будучи не в силах перенести свое злодеяние, но и своеобразный итог вышесказанному. С чего начал Иуда? Он солгал. (Вспомним Христа: «Проповедь моя заключает в себе правду, без которой вселенная представляет собой вместилище погубления и ад кромешный…»)

        Вот так, со лжи, начинается обращение человека в «безобразную массу».

        А можно сказать и другим словом. «Пропала совесть или «суд вашей собственной совести». Совесть – самое сокровенное слово для выражения нашей души, она потеряна, и «многие начали даже себя чувствовать бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую доблесть вдруг как рукой сняло». Рука, верно, подразумевалась прямо дьявольская, потому что чем легче, тем дальше мы от Христова пути, когда Спаситель не легкости искал, а лишь приближался к пределу страданий…

        Вот так традиционно, но художественно ярко, эмоционально рисует Салтыков-Щедрин своего Христа.

           10 класс.  Л.Андреев «Иуда Искариот».

В повести «Иуда Искариот», которая обсуждается на уроках литературы в 10 классе, парадоксально истолковывается евангельская история. Л. Андреев, автор повести, изображает апостолов, учеников Христа, как трусливых и жалких обывателей, выслуживающихся перед учителем. Иуда же становится их обвинителем. Вынужденный признать неизбежность смерти Христа и своей собственной он надеется, что распятие-воскресение разбудит сознание людей, вернет их к вечным нравственным истинам и что тем самым оправдаются и обретут великий духовный смысл мучения Спасителя и его, Иуды, страдания.

        Хотя главным героем повести является Иуда, но на уроке «Любовью распятая любовь» в центре внимания будет образ Христа.

        Если сопоставлять андреевского Христа  с образом Спасителя, созданными  Достоевским или Салтыковым-Щедриным, то мы не найдем существенной разницы. У Андреева Христос также воплощение Высшей Мудрости, Любви и Сострадания к ближнему. Но тем не менее в своем творении оригинален: его Христос – тень предателя Иуды. Потому цель урока выяснить, как промыслил писатель «нового» века традиционные представления о Христе.

        Далее в работе представлен эпизод урока на данную тему, который показывает каким образом была достигнута поставленная учителем задача.

                            Ход урока.

Учитель: На уроке «Любовью распятая любовь» речь пойдёт о повести «Иуда Искариот»  писателя 20 века Л. Андреева.

           Вы прочитали роман. В основе его библейский сюжет, события, определённо кристаллизовавшиеся в памяти и понимании человечества, но Андреев освещает их по-своему.

              «Иуда Искариот». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите сочетание этих слов?

Ученик: Зло, предательство, любовь.

Учитель: Иуда как любовь- это в самом деле оригинально. Как оригинальна писательская манера Л.Андреева. (Мы будем сегодня за этим следить)

Как оригинальна проблема, поднятая автором. Оригинален и сам Иуда, выписанный художником. Необычна его функция. Итак, каким мы видим Иуду в представлении автора?

Ученики подбирают цитатный материал.

Учитель: Что же особенного в этом образе?

Ученик: «Двойничество» лица («Одной рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои планы»).

Учитель: Как это объяснить? В каком эпизоде романа это проявляется?

Ученик: В сравнении с Иисусом: ХРИСТОС -  ИУДА, как УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК, как воплощение ДОБРА и ЗЛА, ВЕРЫ В ЛЮДЕЙ, ЛЮБВИ К НИМ и «ЗЛЫЕ, ГЛУПЫЕ ЛЮДИ, ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ НЕТ»

 Учитель:          Иисуса окружают 11 апостолов, Иуда-12.»Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался около Христа этот рыжий и безобразный иудей, но уж давно неотступно шёл по их пути, вливался в разговоры, оказывал маленькие услуги, кланялся, улыбался и заискивал… и Иисус приблизил его и даже рядом с собою посадил Иуду »- пишет автор.

          Почему же рядом? Почему не Иоанна, не Петра, Фому, а - Иуду?

Ученик: Испытать. Научить. Возлюбить как самого несчастного.

Учитель: Каким видят Иуду ученики Христа? Каким видит Христа автор:

Учитель: Он Иуда - лучше их. Он не отступает от своей веры.

Учитель: Но ведь именно он предаёт Иисуса в руки инквизиции. Он - Иуда, а не Пётр берёт за сына Человеческого 30 сребреников.

Кстати, вспомните сцену, где описано 2-ое посещение преосвященика Анны Иудой. В «Новом завете» так называемый торг описан иначе, чем у Андреева?

Читаю «Новый завет» Гл. 22

Совершенно разное описание сцен. Почему у Андреева «торг» затянулся на 2- е страницы? Почему так мало 30 сребреников?

Ученик: Иуда хотел этим заклеймить всё покупающееся человечество, способное приобрести даже человеческую жизнь)

 Учитель:   Почему Иуда продаёт-предаёт Иисуса?

 Ученик: Чтобы доказать Христу, что другие его уже давно предали.

Он - Иуда, сделал это открыто, признаваясь в этом и себе, и всем, а они- трусливо, скрыто:

«До последнего мгновения, до того, как испустил Христос свои последние страдальческий вздох, Иуда думал - он и боялся, и жаждал этого,- Иуда думал, что ринутся люди на спасение своего Бога, что все поймут Его невинность, Его праведность, Его чистоту; Но люди были спокойны, бездеятельны, насмешливы. И за всё это все грядущие поколения заклеймил Иуда, сказал и современникам и потомкам, и ученикам Христа, после Голгофы спавшим и евшим,- сказал, что все ИУДЫ.

   А рядом с Христом, как единственного брата, как предопределённого на совместное воскрешение из мёртвых, он ставил себя, одного себя».

Учитель:   Иуда совершает суд над собой. Его смерть – расчет с постыдной жизнью? Или желание быть рядом?

Ученик: Желание быть рядом.

Учитель: Почему Иуда желает всегда быть рядом с Христом?

Ученик: Он его любит!

Учитель: Вот так оригинально трактует Андреев библейский сюжет, так необычно вырисовывает образ Христа и Иуды, мечтающего «над теменем земли высоко поднять на кресте любовью распятую любовь».

          11 класс. М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

«Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеет дело с писателем» - это фраза, сказанная о таланте Ф.М. Достоевского, взята из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Мы зачитали только одну мысль из произведения самого Булгакова, но уже ясно, что перед нами настоящий большой талант, владевший тайной художественного слова, поведавший нам о том, как «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Так начинаются ершалаимские главы романа.

        Не знающим Библии, кажется, что ершалаимские главы – пара фраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавший за этим казни Иисуса, происшедшей почти две тысячи лет назад, в начале новой эры истории человечества. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий. Это возраст (33 года Иисусу – 27 Иешуа). Происхождение (мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит). Не Бог, царь, сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения. Отсутствие учеников – 12 апостолов, а только Левий Матвей, неточно и невнятно записывающий некоторые слова и мысли учителя. Отсутствие популярности в народе: Иешуа, когда он вошел в Ершалаим (не въехал на осле), никто в городе не знал. Изменен характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые» - краткое обобщение всех призывов к добру в Нагорной проповеди. После смерти тело похищает и придает земле Левий Матвей, единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте. Иуда не повесился, а убит по приказанию Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть. Наконец оспорено божественное происхождение Евангелий, которые имеют своим источником, пергамент Левия Мавея, где «записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков» (319).

        Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов. Опротестовано и божественное происхождение Иисуса. Писатель создает своего героя, близкого ему Христа. А вот близок ли Христос, созданный М. Булгаковым, ранее рассмотренным образам? Именно эта проблема и станет главной в 11 классе на уроке  «Необыкновенность» и «обыкновенность» образа Иешуа Га Ноцри.

        Цели урока: раскрыть смысловую сторону произведения с помощью психологического портрета персонажей, углубить восприятия выразительных средств литературы и живописи.

        Оборудование урока: репродукция картины Н.Н. Ге «Что есть истина?», ватман, цветные мелки для рисования, диапроектор.

        Ход урока строится на сопоставлении двух образов (хотя в теме урока заявлен только один): Понтия Пилата – «бесстрашного воина», «Всадника Золотое Копье» и тут же «Свирепое чудовище» и «бродячего философа» Иешуа Га Ноцри. Выясняя «что такое добро и что такое зло для каждого из них?», «Что есть истина?», «В чем смысл человеческой жизни?», «Ответственен ли человек за свои деяния?», выписываем все, что касается «бродячего философа». Сложилось ли впечатление, что перед нами богочеловек? Нет. Почему?

        Более точно ответить на этот вопрос помогает картина Н.Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат 1890 год. Картина проецируется на чистый лист ватмана, расположенный вертикально на доске. Какое впечатление производит картина? Чем она отличается от сцены романа? В ней нет красок, создается впечатление, что художник специально создал ее не в цвете, чтобы главный вопрос «Что есть истина?» не ушел на второй план. Зачитаем соответствующее место в романе: «Зачем ты, бродяга, на базаре слушал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина? Может, она в том, что перед прокуратором стоит богочеловек? Нет, на богочеловека он не похож, а вот на человекобога – да.

        Далее, следуя за текстом и собственными впечатлениями, предлагаем учащимся взять цветной мел и раскрасить репродукцию Н. Ге, которая спроецирована на ватман. Стала ли картина художника лучше? Потому что важен не внешний эффект от картины, а ее внутреннее, философское содержание, заключающееся в диалоге двух людей, обреченных на бессмертие.

        Итак, жизнь булгаковского героя наполнена верой в людей, в добро, в красоту и в торжество истины на земле (Как он похож этим и на героя Салтыкова-Щедрина, и на Христа, созданного Леонидом Андреевым!), в его глазах нет страха, но все же это не Бог, не царь, не сын Божий, это Человекобог.

        

        Заключение.

        На протяжении уже двух тысячелетий Новый Завет оказывается источником вдохновения для всех великих книг христианского мира, для всех его великих писателей – и апологетических, и критических, и мистифицирующих, и даже художественных. И очень печально, что мы, народ той самой страны, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», - мы плохо знаем и книги Нового Завета, и еще хуже, почти совсем не знаем те вычеркнутые из нашей духовной истории прекрасные книги, ту духовную литературу, что порождена неиссякающим Первоисточником. Правду сказать, когда-то и кто-то знал, притом знал хорошо, но даже наши деды уже знали мало и плохо, не зря Лесков даже в

19 веке утверждал, что «христианство на Руси еще не проповедано…». Что же в этом неожиданного, если вспомнить, что первый полный русский перевод Библии появился лишь в 1860 году, а Евангелия – лишь в 1820 году? Наше нынешнее столь чаемое духовное возрождение невозможно без освоения и творческого развития наследия, созданного пером таких высокоталантливых писателей, как

Ф.М. Достоевский, А. Сент-Экзюпери, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, М. Булгаков. И пока эта литература не станет неотъемлемой частью нашего образования, до тех пор мы не сможем встать на почве родной культуры обеими ногами. Пока это не произошло, наше духовное «самостояние» непрочно, а способность к духовному возрождению – сомнительна. И хочется верить, что работа по теме «Образ Христа в литературе 19-20 вв.» на уроках литературы хоть что-то изменит в сознании, в душах ребят. Как высоко поднимутся они со ступеньки духовного знания? Укрепится ли это знание в дальнейшем, или напротив, злые будни укротят его?  Подождем с ответами на поставленные вопросы, хотя так хочется верить в их светлое решение.

Библиография.

  1. Булгаков М.А. Собр. Соч.: В 5 т. – М., 1980.

  1. Абрамова Ю.В. Анализ «Немой сцены» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» / в ж. «Литература в школе» № 2, 1999.

  1. Митин Г. Евангельский сюжет в русской литературе 19-20 вв. / в ж. «Литература в школе» № 1, 1994.

  1. Серегина Л.М. Литература. 5 класс: Поурочные планы  (по программе А.Г. Кутузова) – Волгоград: Учитель, 2004.

  1. Таганов Л.Н., Миовская И.Д. Под знаком Добра и красоты. Иваново 1994.

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы 7, 9 - 11 классов. Указаны использование ИКТ на уроках, уроки развития речи, контрольные работы, внеклассное чтение....

Календарно тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах

В данном разделе представлены развернутые календарно тематические планирования уроков русского языка и литературы....

Тематическое планирование по русскому языку и литературе 5 класс

Тематическое планирование по русскому языку и литературе 5 класс по программе Разумовской М.М....

Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 7, 8, 9, 10, 11 классах с русским языком обучения.

Тематическо планирование уроков русского языка и литературы в 7.8,9.10, 11 классах могут понадобиться тем, кто уделяет большое внимание подготовке обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому язык...

календарно - тематическое планирование по удмуртскому языку и литературе для 7 класса

календарно - тематическое планирование по удмуртскому языку и литературе для 7 класса...

Календарно - тематическое планирование для 8класса по татарской литературе ( татарская группа с русским языком обучения)

Календарно - тематическое планирование для 8 класса  татарской группы с русским языком обучения. В рабочий программе дается объяснительная записка и календарно - тематическое планирование 2 часа ...