Александр Степанович Грин «Алые паруса»
учебно-методический материал по литературе (8 класс) по теме

Артюхина Надежда Викторовна

Цель урока.

1.                     Начать знакомство учащихся с личностью писателя и его творчеством, на примере повести Грина «Алые паруса».

2.                     Продолжить знакомство учащихся с романтическими традициями в литературе ХХ века. Особенности сюжета в романтическом произведении.

3.                     Воспитывать ребят на примере чистых и возвышенных чувств положительных романтических героев.

4.                     Дать учащимся понятие о лиризме в эпическом произведении и первоначальное понятие о символе в литературе.

5.                     Закреплять понятие жанра.

Оборудование: 1) Портрет писателя.

                            2) Текст повести «Алые паруса»

                            3) Литературоведческий словарь под редакцией Тимофеева

                            4)Библиографический словарь (том 1, стр. 232)

 

                                              Ход урока.

              I.     Оргмомент

           II.     Сообщение темы и цели урока.

        III.     Проверка домашнего задания (10 минут)

  а) Чтение сочинений «Всякая работа трудна, до времени, пока её не полюбишь».

  б) Два ученика работают по карточкам:  - очерк - ? и – сказка - ?

  в) Анализ услышанных работ.

  г) Итог проверки домашнего задания.

       IV.     Изучение нового.

1.                     Вступительное слово учителя.

- Даниил Гранин писал: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости».

Грин создал неповторимую страну Гринландию с городами, которых нет на карте: Лисс, Гель-Гью, Зурбаган.  Он населил свои книги честными, отважными, гордыми людьми с необычными именами: Ассоль, Жиль, Грэй…

       - В чем же удивительный секрет книг Грина?

      - От чего же загорелся теплый огонек в душах читателей?

Приглашаю вас всех в путешествие по стране Гринландии.

2.                     Сообщение учащимся о жизни Грина (журнал 6-95-53-54)

3.                     Нужны ли нам сейчас такие неистовые мечтатели, каким был Грин? (Да, нужны, ведь если отнять у человека способность мечтать, то наша жизнь станет беспросветно серым, тоскливым существованием.)

4.                     Почему возникает романтизм?

(Горький считал одной из причин, в частности своего, давления на него «томительно бедной жизни», вызывавшее острое желание приукрасить жизнь вымыслом, фантазией, «выдумкой».

Это же можно сказать и о Грине – «томительно бедная жизнь» (обездоленность счастьем,  любовью, добротой) пробуждала в нем жажду возвышенного.)

- Важным источником перехода Грина к романтическому творчеству было и сильное влияние книг. Грин писал впоследствии: «Прочитанное в книгах, будь то самый дешевый вымысел, всегда было для меня томительно желаемой действительностью».

Грин поэтизирует бескорыстие и честность, стремление к возвышенному, способность видеть своим «внутренним» зрением добрые начала в человеке.

Одна из важных опор нравственного кодекса героя – отношение к женщине, к любви.

«Алые паруса» - поэма утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен творить чудеса.

5.                     Работа над повестью Грина «Алые паруса»

- Вы прочитали повесть дома. Понравилась ли она вам? Чем?

- Кто является героями?

- Кто из них понравился вам больше всех и почему?

- Я сказала: «Вы прочитали повесть». Докажите, что это повесть. (Это эпический прозаический жанр. Это произведение меньше романа, но больше рассказа. Здесь определенная цепь эпизодов из жизни героев.)

- Повесть – это древнейший жанр русской литературы. («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань»).  Роман зарождается на Руси лишь в 17 веке.

- Повесть – поведать, рассказать. Она нетороплива, более эпична, спокойна.

- Кто является героями повести Грина «Алые паруса»? (Ассоль, Грэй, Лонгрен – отец Ассоль)

- Что вы узнали об этих героях?

- Почему Лонгрен так жестоко поступил с Меннерсом? Как вы оценили этот факт? (стр. 12-15)

- Какой вы представили себе Ассоль? (стр. 16, 18)

- Какими чертами характера обладает эта девушка? (стр.16, 18)

- Почему она не была похожа на других девушек? (стр. 70)

- Почему автор сказал, что в ней 2 девушки, 2 Ассоль? (стр. 48, 52, 67, 70)

- Что привлекает вас в Ассоль?

- Почему автор создал такой образ девушки? (романтическая повесть – романтическая героиня)

- Что узнали из повести о Грэе?

- Как относитесь к тому, что Грэй не пошел по стопам родителей, выбрав себе свой собственный путь? (человек – хозяин своей судьбы) стр.31

-  Чем привлекла Грэя история об Ассоль, о том, что она встретит принца, который приедет к ней на корабле под алыми парусами? (стр. 57)

- Как характеризует Грэя сцена выбора ткани для парусов? (стр.51)

- Какие эпитеты, сравнения подобрал автор, описывая своего героя?

- Какие глаголы использует автор?

          Терпиливо разбирал свёртки, откладывал, сдвигал, развёртывал, смотрел на свет.

- Какие оттенки красного цвета использовал автор, описывая цвета в лавке?

- Почему Грэй хочет жениться именно на Ассоль? (стр. 63-64)

(«Я делаю то, что существует как старинные представления о прекрасном – не сбыточном по существу и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка».

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том чтобы делать так называемые чудеса своими руками».)

- О каких чудесах помимо материальных ценностей говорит Грэй?

(Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем!)

- Как автор относится к своим героям Грэю и Ассоль?

- А как к этим героям относитесь вы? Чем они вас привлекают?

- Встречали ли мы с вами подобных героев в других произведениях?

- Чем они отличаются от предыдущих героев?

 

Вывод. (запись в тетрадь)

«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

 

 

          V.     Домашнее задание.

1.                     Ответить на вопрос в письменном виде в тетради «Кто больше всего привлекает меня в повести А. Грина «Алые паруса»?

2.                     Всем прочитать Сент-Экзюпери «Маленький принц».

3.                     Индивидуальное сообщение о Сент-Экзюпери готовят 2 человека.

       VI.     Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit-ry_alye_parusa.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Степанович Грин (1880 – 1932)

«Алые паруса» (1921, 1922)

Цель урока.

  1. Начать знакомство учащихся с личностью писателя и его творчеством, на примере повести Грина «Алые паруса».
  2. Продолжить знакомство учащихся с романтическими традициями в литературе ХХ века. Особенности сюжета в романтическом произведении.
  3. Воспитывать ребят на примере чистых и возвышенных чувств положительных романтических героев.
  4. Дать учащимся понятие о лиризме в эпическом произведении и первоначальное понятие о символе в литературе.
  5. Закреплять понятие жанра.

Оборудование: 1) Портрет писателя.

                            2) Текст повести «Алые паруса»

                            3) Литературоведческий словарь под редакцией Тимофеева

                            4)Библиографический словарь (том 1, стр. 232)

                                              Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка домашнего задания (10 минут)

  а) Чтение сочинений «Всякая работа трудна, до времени, пока её не полюбишь».

  б) Два ученика работают по карточкам:  - очерк - ? и – сказка - ?

  в) Анализ услышанных работ.

  г) Итог проверки домашнего задания.

  1. Изучение нового.
  1. Вступительное слово учителя.

- Даниил Гранин писал: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости».

Грин создал неповторимую страну Гринландию с городами, которых нет на карте: Лисс, Гель-Гью, Зурбаган.  Он населил свои книги честными, отважными, гордыми людьми с необычными именами: Ассоль, Жиль, Грэй…

       - В чем же удивительный секрет книг Грина?

      - От чего же загорелся теплый огонек в душах читателей?

Приглашаю вас всех в путешествие по стране Гринландии.

  1. Сообщение учащимся о жизни Грина (журнал 6-95-53-54)
  2. Нужны ли нам сейчас такие неистовые мечтатели, каким был Грин? (Да, нужны, ведь если отнять у человека способность мечтать, то наша жизнь станет беспросветно серым, тоскливым существованием.)
  3. Почему возникает романтизм?

(Горький считал одной из причин, в частности своего, давления на него «томительно бедной жизни», вызывавшее острое желание приукрасить жизнь вымыслом, фантазией, «выдумкой».

Это же можно сказать и о Грине – «томительно бедная жизнь» (обездоленность счастьем,  любовью, добротой) пробуждала в нем жажду возвышенного.)

- Важным источником перехода Грина к романтическому творчеству было и сильное влияние книг. Грин писал впоследствии: «Прочитанное в книгах, будь то самый дешевый вымысел, всегда было для меня томительно желаемой действительностью».

Грин поэтизирует бескорыстие и честность, стремление к возвышенному, способность видеть своим «внутренним» зрением добрые начала в человеке.

Одна из важных опор нравственного кодекса героя – отношение к женщине, к любви.

«Алые паруса» - поэма утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен творить чудеса.

  1. Работа над повестью Грина «Алые паруса»

- Вы прочитали повесть дома. Понравилась ли она вам? Чем?

- Кто является героями?

- Кто из них понравился вам больше всех и почему?

- Я сказала: «Вы прочитали повесть». Докажите, что это повесть. (Это эпический прозаический жанр. Это произведение меньше романа, но больше рассказа. Здесь определенная цепь эпизодов из жизни героев.)

- Повесть – это древнейший жанр русской литературы. («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань»).  Роман зарождается на Руси лишь в 17 веке.

- Повесть – поведать, рассказать. Она нетороплива, более эпична, спокойна.

- Кто является героями повести Грина «Алые паруса»? (Ассоль, Грэй, Лонгрен – отец Ассоль)

- Что вы узнали об этих героях?

- Почему Лонгрен так жестоко поступил с Меннерсом? Как вы оценили этот факт? (стр. 12-15)

- Какой вы представили себе Ассоль? (стр. 16, 18)

- Какими чертами характера обладает эта девушка? (стр.16, 18)

- Почему она не была похожа на других девушек? (стр. 70)

- Почему автор сказал, что в ней 2 девушки, 2 Ассоль? (стр. 48, 52, 67, 70)

- Что привлекает вас в Ассоль?

- Почему автор создал такой образ девушки? (романтическая повесть – романтическая героиня)

- Что узнали из повести о Грэе?

- Как относитесь к тому, что Грэй не пошел по стопам родителей, выбрав себе свой собственный путь? (человек – хозяин своей судьбы) стр.31

-  Чем привлекла Грэя история об Ассоль, о том, что она встретит принца, который приедет к ней на корабле под алыми парусами? (стр. 57)

- Как характеризует Грэя сцена выбора ткани для парусов? (стр.51)

- Какие эпитеты, сравнения подобрал автор, описывая своего героя?

- Какие глаголы использует автор?

          Терпиливо разбирал свёртки, откладывал, сдвигал, развёртывал, смотрел на свет.

- Какие оттенки красного цвета использовал автор, описывая цвета в лавке?

- Почему Грэй хочет жениться именно на Ассоль? (стр. 63-64)

(«Я делаю то, что существует как старинные представления о прекрасном – не сбыточном по существу и что, по существу, так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка».

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том чтобы делать так называемые чудеса своими руками».)

- О каких чудесах помимо материальных ценностей говорит Грэй?

(Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем!)

- Как автор относится к своим героям Грэю и Ассоль?

- А как к этим героям относитесь вы? Чем они вас привлекают?

- Встречали ли мы с вами подобных героев в других произведениях?

- Чем они отличаются от предыдущих героев?

Вывод. (запись в тетрадь)

«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

  1. Домашнее задание.
  1. Ответить на вопрос в письменном виде в тетради «Кто больше всего привлекает меня в повести А. Грина «Алые паруса»?
  2. Всем прочитать Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  3. Индивидуальное сообщение о Сент-Экзюпери готовят 2 человека.
  1. Итог урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"

В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...

Александр Грин. Алые паруса.

Грин - писатель- романтик, чьё творчество проникнуто мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса. Его герои светлы и прекрасны, они верят в добро, борются за справедливост...

План-конспект урока литературного чтения по повести Александра Грина "Алые паруса" в 8 классе специальной школы для умственно отсталых детей

Обобoение знаний о главных героях повести,  его основной идее. Урок помогает учителю совершенствовать навыки учащихся   в  составлении характеристик литературных героев с помощью с...

Урок-мастерская по литературе. 8 класс. Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века.

Урок-мастерская по литературе. 8 класс.Тема: Александр Грин «Алые паруса». От метафоры к символу 20 века. Цели и задачи:-развивать умение анализировать художественное произведение;-прийти к поним...

Александр Грин «Алые паруса»

Технологическая карта урока литературы в 7 классе....

Урок-игра по произведению Александра Грина "Алые паруса"

Цели урока: совершенствовать умение анализировать прочитанное произведение, а именно уметь давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводыЗадачи:Образовательна...