Презентация и конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Исмаилова Наталья Усеиновна

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «В.А.Жуковский «Светлана».

В.А.Жуковский мастер сказочной и исторической тематики. Почти все тридцать девять баллад поэта – переводы. Поэтому его справедливо называть гением перевода. Но переводные произведения Жуковского производили впечатление оригинального творения, потому что они имели свою творческую самостоятельность.

     Цели урока: Образовательные:  учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие:  способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные:  воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.

В целом  работа вызывает  устойчивый интерес к теме и мотивирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности.  Конспект урока состоит из пяти этапов, на  каждом этапе отражена деятельность учителя и ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhukovskiy_svetlana.rar518.47 КБ

Предварительный просмотр:

Исмаилова Наталья Усеиновна

Предмет: русская литература

Класс: 5        

 Тема урока: В.А.Жуковский  «Светлана».

Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Таблица

Методические приемы:  беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ баллады, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

 

Ход урока.

1.Организационный момент. (Слайд № 1)

Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.

- Ребята, сегодня мы будем изучать балладу В.А.Жуковского  «Светлана».

Запишем тему урока и эпиграф к нему.

 «Его стихов пленительная сладость

   Пройдет веков завистливую даль…»  (Слайд № 2)

2.Проверка домашнего задания.

Цель: проверить знание и понимание баллады «Светлана»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.

- Ребята, дома вы должны были прочитать балладу «Светлана», определить из скольких частей она состоит, и озаглавить каждую из них. (Выслушать всех учащихся выбрать оптимальный вариант записать ).

1. Составление схемы баллады. (Приложение №1)

3.Изучение новой темы.

Цели:

Образовательные:  учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие:  способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные:  воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.

Слово учителя о великом русском писателе В.А.Жуковском.

Чтение теоретического материала. (стр.87)

-  Кому принадлежат строчки из нашего эпиграфа?  (Слайд № 2)

«Его стихов пленительная сладость

 Пройдет веков завистливую даль…» (А.С.Пушкину)
- Баллада – это… (Слайд № 3)

- Чем отличается баллада от сказки?

-  Где впервые появилась баллада?

 Докажите, что «Светлана» В.Жуковского -  это баллада.

- Что делали девушки в «крещенский вечерок»? (Слайд № 4)

( гадали)

- Кто главная героиня баллады? ( Светлана)  (Слайд № 5)

1. Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану.

(молчаливая, грустная, милая, одинокая)

Найдите в тексте её описание.

(«Молчалива и грустна

Милая Светлана»;

«Вот красавица одна»

«Я с тобой, моя краса»)

3. Как автор относится к своей героине?

Найти слова в тексте.

(« Улыбнись, моя краса»

О! Не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца)

Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады.  Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №2) (Слайд № 6)

Схема баллады

Звукопись

Цветопись

Состояние Светланы

звук

источник

цвет

источник

1. Светлана гадает.

2. Сон Светланы.

3. Поездка с незнакомцем.

4. Приезд в «Божий храм».

5. Дорога к избушке.

6. В избушке.

7. Пробуждение от сна.

8. Обращение автора.

 4.Закрепление темы.

Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный  материал.

1. Подчеркните слова символы: ( Слайд №7)

а) синей чертой, символизирующие смерть;

б) красной чертой, символизирующие жизнь.

Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.

2. Сколько раз в тексте мы встречаем слова? ( Слайд №8)

 а) луна (--); (2)

б) ночь (--); (-) (полуночь, впотьмах)

в) степь (--); (1)

г) любовь (--). (1)

3. Найдите в тексте баллады рифмы к словам:  ( Слайд №9)

Уголок_    («мирный уголок»)

Круг _  («туманный круг»)

Двор _ («широкий двор»)

Свет _ («свет – судья лукавый», «лунный свет, бледен и унылый»)

Голубок _ («белоснежный голубок», «голубочек белый»)

Храм _ ( «Божий храм»)

4. Вставьте пропущенные слова: ( Слайд №10)

1. Что же твой, Светлана, …,

…муки?

2. Снег на солнышке…

Пар … тонкий…

3. В тонкий … окна

Светит …денницы;

 4. Здесь …- лживый сон;

Счастье - …

5. …весёлость, как была,

Дней её …

5.Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»:  ( Слайд №11)

а) колокольчик –

б) Светлана –

в)  мрак –

 г) судьбина –

д) путь –

е) день –

ж) свет –

 5.Задание на дом. ( Слайд №12)

 Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к произведению  и дальнейшей работой над ней.

 - Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:

1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем?

2.  Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?

 

 Приложение №1

Схема баллады:

1. Светлана гадает.

2. Сон Светланы.

3. Поездка с незнакомцем.

4. Приезд в «Божий храм».

5. Дорога к избушке.

6. В избушке.

7. Пробуждение от сна.

8. Обращение автора.

Приложение №2

 

 Таблица

Схема баллады

Звукопись

Цветопись

Состояние Светланы

звук

источник

цвет

источник

1. Светлана гадает.

1) «Мертвое молчание»;

1)«чуть лиет сиянье»;

1) свечка;

«Робость в ней волнует грудь»

2. Сон Светланы.

1)треск;

2)крикнул жалобно;

3) стук;

1) огонёк;

2) сверчок;

3)замок  (кто-то)

1) блеск;

3)глаза          (кого-то);

«Страх туманит очи», «Чуть Светлана дышит». «Занялся от страха дух».

3. Поездка с незнакомцем.

1)пышут ноздрями;

2)  «поднялася»;

1) кони;

2) вьюга;

1)чуть «блестят»;

2) бледен и унылый;

  1. поляны;
  2. «милый»;

«Сердце вещее дрожит»

4. Приезд в «Божий храм».

1) «двери отворились»;

1) ветер;

1)яркий свет;

2) чёрный;

3)«бледен»;

1)«паникадил»;

2) гроб;

3) «друг»;

«Пуще девица дрожит»

5. Дорога к избушке.

1)«метелица»;

2) каркает;

1)«кругом»;

2) ворон;

1) чёрный;

2) брезжит;

1) «вран»;

2)огонёк;

«В страшных девица местах»

6. В избушке.

1)всё утихло;

2) «страшное молчанье»;

3) стон;

1) мертвец;

1)«слабо тлится»;

2)бело-снежный;

3) мрачнее ночи;

1) свечка;

2) «голубок»;

3) лик мертвеца;

«Девица дрожит»

7. Пробуждение от сна.

1)«шумно бьёт крылами»;

2) гремит;

1)петух;

2) колокольчик;

1) светит;

2) блестит;

3) алеет;

1) луч

(денницы);

2)снег;

3) пар;

«Светланин дух смутен сновиденьем»

8. Обращение автора.

« В ней душа как ясный день;

Ах! Да пронесется»

«Будь вся жизнь её светла»

« Улыбнись моя краса»

Используемая литература:

1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.

2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.

3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. –   Алматы: Атамура, 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме "В.А. Жуковский и его творчество"

Материал урока может быть использован для изучения творчества В.А. Жуковского....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе на тему: "Поэтические течения Серебряного века" (с презентацией)

Урок является контрольно-обобщающим. Дает возможность систематизировать и проверить знания по теме: "Серебряный век русской поэзии"....

Презентация и конспект урока по литературе к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб».

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб». Иллюстративный материал дает возможность пройтись по страницам сказки. Вопросы и задания дают возможность актив...

Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»

Технологическая карта урока по литературе в 9 классе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»...

Презентация к конспекту урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 9 слайдов....

Презентация по литературе на тему "В.А.Жуковский. Жизнь и творчество"

Презентация по литературе на тему "В.А.Жуковский. Жизнь и творчество"...