Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Верхнебыковская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Согласовано Утверждено
Учителей-предметников на педагогическом совете приказом
Протокол 1 от 30.08.2013г. от 05.09. 2013г. №71
от 29.08.2013. протокол №2 _________________
Н.А.Суярова
Рабочая программа
Предмет Литература
Класс 7
Образовательная область филология
Учебный год 2013-2014
Учитель Суярова Н.А.
Пояснительная записка
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей и задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы - составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2010.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.
В 2012-2013 учебном году литературное образование в школена базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы).
Учебник «Литература. 7 класс. Автор-составитель: Меркин Г.С. Москва, «Русское слово», 20012 г.» соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
Планирование составлено на основе Программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители Г.С. Меркин. Москва. «Русское слово», 2010
На основании решения педсовета от 21.08.2012 года протокол №1 введен в количестве 8-10 % от учебных часов региональный компонент в целях изучения курса «Литература Дона».
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:
385 часов на этапе основного общего образования: в 7 классе выделяется 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С. Меркин Литература 7 класс. М. «Русское слово» 2011.
Содержание программы по литературе
№ | Тема, раздел | Основное содержание программы | Знать | Уметь | Кол-во часов |
1. | Введение. | Литературные роды. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | Теория литературы:эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине ( по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). | Развитие речи:отзыв на эпизод, письменный ответ на вопрос. | 1 |
2. | Из устного народного творчества | Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Русские народные песни Обрядовая поэзия | Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня. | 3 | |
3. | Из древнерусской литературы | Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы | Теория литературы: эпические жанры и жанровое образования в древнерусской литературе (наставления, поучения, житие, путешествие, повесть) | Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения. | 2 |
4. | Из литературы XVIII века | М.В. Ломоносов «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»: | Теория литературы: ода; тема и мотив; лирическое стихотворение. отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. | Развитие речи: чтение наизусть. | 5 |
1 | |||||
Г.Р.Державин«Властителям и судиям»: | Теория литературы:отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики | Развитие речи: чтение наизусть. | 1 | ||
Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и её проблематика, образы комедии; образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя. | Теория литературы: юмор, сатира, сарказм, драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие фамилии»; литературное направление, классицизм. | Развитие речи: чтение по ролям. | 3 | ||
5. | Из литературы XIX века | А.С. ПушкинСвободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»,. Человек и природа («Тучи»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание. Предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений. | Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры, жанровое образование – дружеское послание. | Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть. | 23 3 |
М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича…». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни..»; центральные персонажи повести и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характеристики героев. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни».. | Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно- художественный приём; приём контраста; вымысел и верность исторической правде; градация; | Развитие речи: рассказ о событии, рецензия. | 4 | ||
Н.В. Гоголь«Шинель»:Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации. «говорящие» фамилии. | Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету. | 2 | ||
И.С. Тургенев Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин»; рассказ «Певцы».Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения. | портрет и характер стихотворение в прозе (углубление представлений) | различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажей Выразительное чтение | 2 | ||
Н.А. Некрасов . Краткие сведения о поэте. Стихотворения : «Вчерашний день, часу в шестом..», «Железная дорога», «размышления у парадного подъезда», поэма «русские женщины». Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова. | Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. | Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана. | 4 | ||
М.Е. Салтыков-Щедрин«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» | Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). | Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв. | 2 | ||
Л.Н. Толстой«Севастополь в декабре месяце» | Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений) . | Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение | 1 | ||
Н.С. Лесков«Левша».Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения. | Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | 1 | |||
А.А. Фет. русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие) | Развитие речи: чтение наизусть. | 1 | ||
А.П. Чехов.Рассказ «Хамелеон», «Смерть чиновника»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов, позиция писателя. | Теория литературы: психологический портрет, сюжет(развитие представлений) | Развитие речи: пересказ, близкий к тексту, составление словаря языка персонажа. | 1 | ||
Произведения русских поэтов XIX века о России | 2 | ||||
6. | Из литературы XX века | М. Горький«Детство» (главы из повести по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергилъ»). | Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе. Лексика и её роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, приём контраста. | Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план. | 20 3 |
И.А. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер...», «Кукушка», | Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-поэтическая роль бессоюзия в поэтическом тексте. | Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. | 1 | ||
А.И. Куприн«Куст сирени». | Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе. | Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа. | 1 | ||
В.В. Маяковский«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотивы, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения). | Развитие речи: выразительное чтение. | 1 | ||
С.А. Есенин«Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» | Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис) | Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении. | 1 | ||
И.С. Шмелев«Русская песня». | Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза. | Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями. | 1 | ||
М.М. Пришвин«Москва-река». | Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация. | Развитие речи: составление тезисов. | 1 | ||
К.Г. Паустовский«Мещерскаясторона» | Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнения. Метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. | Развитие речи: изложение с элементами сочинения. | 3 | ||
Н.А.Заболоцкий«Не позволяй душе лениться...» | Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторические восклицания, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений). | Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике. | 1 | ||
А.Т. Твардовский«Прощаемся мы с матерями...» Б.Л. | Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры) | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. | 3 | ||
Васильев «Экспонат №...» | Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании. | Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода. | 1 | ||
В.М. Шукшин«Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» | Теория литературы: способы создания характера. | Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение. | 2 | ||
Русские поэты 20 века о России А.Ахматова «Мне голос был», М.Цветаева « Рябину рубили зорькою». Я. Смеляков « История», А.Вознесенский «Муромский сруб», А.Дементьев «Волга».. | Теория литературы: своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 20 века. | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. | 1 | ||
7. | Из зарубежной литературы | У. Шекспир«Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...» | Теория литературы: твёрдая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений) | Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть. | 8 1 |
Р. Бернс«Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Ш. Петёфи«В деревне». | Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория. | Развитие речи: различные виды чтения. | 1 | ||
Р.Л. Стивенсон«Вересковый мед». | Теория литературы: приключенческая литература. | Развитие речи: чтение и различные способы комментирования. | 2 | ||
М Басе. Хокку | Теория литературы: хокку (хайку) | Развитие речи: попытка сочинительства. | 1 | ||
А. де Сент-Экзюпери«Планета людей» | Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел. | Развитие речи: чтение и различные способы комментирования. | 2 | ||
Я. Купала «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» | Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и перевода. | Развитие речи: различные виды чтения. | 1 | ||
8. | Литература Дона | 5 |
Учебно-тематический план по литературе
№ | Тема, раздел | Кол-во часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Из устного народного творчества | 3 |
3. | Из древнерусской литературы | 2 |
4. | Из литературы XVIII века | 5 |
5. | Из литературы XIX века | 23 |
6. | Из литературы XX века | 20 |
7. | Из зарубежной литературы | 8 |
8. | Литература Дона | 5 |
Резерв | 2 |
Перечень контрольных мероприятий
№ п/п | Разделы | Формы контроля | |
Тест | Сочинение | ||
Из устного народного творчества | Р/р. Классное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | ||
Из литературы XVIII века | Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | ||
Из литературы XIX века | Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова | |
Из литературы XX века (25) | Контрольное тестирование по произведениям 20 века | Подготовка к домашнемусочинению «Малая Родина в произведениях русских писателей» | |
Зарубежная литература | Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
В результате освоения содержания курса литературы 7 класса учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Ученик должен знать:
- текст художественного произведения, тему, идею, художественный образ героев изученных произведений, сюжет;
- основные признаки понятий: пейзаж, портрет, аллегория, гипербола, постоянный эпитет, литературный герой, сравнение;
- основные особенности композиции и художественно-изобразительные средства;
- богатство и разнообразие жанров;
- характерные особенности индивидуального стиля писателя.
Ученик должен уметь:
- выделять элементы композиций и понимать их роль в произведении;
- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
- пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов;
- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
- обосновывать свое мнение о произведениях и героях;
- свободно владеть монологической речью, высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
- выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
- находить элементы сюжета (экспозиции, заявки, кульминации и развязки) и объяснить их роль в изучении произведения;
- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения.
Литература. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Г. Меркин. Литература, 7 кл., в 2-х частях,9 издание- М.: «Русское слово»,2011.
- Ф.Е. Соловьева. Поурочные разработки по литературе для 7 кл.
( универсальное издание)- М., «Русское слово»,2012.
- Журнал «Литература в школе»( разные годы издания).
4. Словарь литературоведческих терминов.
5.Ф.Е.Соловьева. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7 класс» (автор- составитель Г.С. Меркин), в 2-х частях,- М., «Русское слово», 2009.
6.Альбом по литературе для 7 класса;
7. Портреты писателей ( согласно программе 7 класса);
8.Презентации к урокам.
- Компьютер.
- DVD
- Мультимедиапроектор.
- DVD-диски
- Иллюстрации к произведениям
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование по литературе
Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Контроль | ||
По плану | По факту | |||||
Введение | 1 | Введение Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. | 1 | 2.09.2013 | ||
Из устного народного творчества | 2 | Былины «Святогор и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт. | 1 | 5.09.2013 | ||
3 | Р/р. Классное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | 9.09.2013 | Сочинение | ||
4 | Русские народные песни Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. | 1 | 12.09.2013 | |||
Из древнерусской литературы (2) | 5 | №1. Из «Повести временных лет »: «…И вспомнил Олег коня своего…» | 1 | 16.09.2013 | ||
6 | №2. Из «Повести временных лет »: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | 19.09.2013 | |||
Из литературы XVIII века (5) | 7 | М.В. ЛОМОНОСОВ. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. | 1 | 23.09.2013 | ||
8 | Г.Р. ДЕРЖАВИН «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р.. Тема поэта и власти в стихотворении. | 1 | 26.09.2013 | |||
9 | Д.И. ФОНВИЗИН №1.Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика. | 1 | 30.09.2013 | |||
10 | №2. Образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык.) Социальные вопросы в комедии; позиция писателя. | 1 | 3.10.2013 | |||
11 | Классное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 1 | 7.10.2013 | Сочинение | ||
Из литературы XIX века (29) | 12 | А.С. ПУШКИН №1.Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» ,«Во глубине сибирских руд...». | 1 | 10.10.2013 | ||
13 | №2.«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина. | 1 | 14.10.2013 | |||
14 | №3. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. | 1 | 17.10.2013 | |||
15 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ №1. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.Ю. Лермонтов – художник. | 1 | 21.10.2013 | |||
16 | №2. Художественная идея стихотворения «Родина». | 1 | 24.10.2013 | |||
17 | №3. Проблематика и основные мотивы «Песни...». | 1 | 28.10.2013 | |||
18 | №4. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | 1 | 31.10.2013 | |||
19 | Н. В. ГОГОЛЬ №1. Н.В Гоголь в Санкт-Петербурге. Рассказ «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича. | 1 | 11.11.2013 | |||
20 | №2. Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика повести. | 1 | 14.11.2013 | |||
21 | И.С. ТУРГЕНЕВ №1. Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч». | 1 | 18.11.2013 | |||
22 | №2. Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». | 1 | 21.11.2013 | |||
23 | Н.А. НЕКРАСОВ №1. Краткие сведения о Н.А. Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда». | 1 | 25.11.2013 | |||
24 | №2. Доля народная — основная тема произведенийН.А. Некрасова. Поэма «Железная дорога». | 1 | 28.11.2013 | |||
25 | №3. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | 1 | 2.12.2013 | |||
26 | Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова | 1 | 5.12.2013 | Сочинение | ||
27 | М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН №1. Краткие сведения о М.Е Салтыкове-Щедрине. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ». | 1 | 9.12.2013 | |||
28 | №2. «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. | 1 | 12.12.2013 | |||
29 | Л.Н. ТОЛСТОЙ «Севастополь вдекабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. | 1 | 16.12.2013 | |||
30 | Н.С. ЛЕСКОВ Краткие сведения о Н.С. Лескове. Особенность проблематики и центральная идея сказа «Левша». Образный мир произведения. | 1 | 19.12.2013 | |||
31 | А.А. ФЕТ Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; стихотворение-медитация. | 23.12.2013 | ||||
32 | А.П. ЧЕХОВ «Хамелеон», «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказов; позиция писателя. | 1 | 26.12.2013 | |||
33 | Произведения русских поэтов XIX века о России | 1 | 30.12.2013 | |||
34 | Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века | 1 | 16.01.2014 | К.р. | ||
Из литературы XX века (25) | 35 | М. ГОРЬКИЙ №1. М. Горький. Повесть «Детство». Свинцовые мерзости дикой русской жизни. | 1 | 20.01.2014 | ||
36 | №2. Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести. | 1 | 23.01.2014 | |||
37 | №3. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко». Контраст как основной прием раскрытия замысла. | 1 | 27.01.2014 | |||
38 | И.А. БУНИН Человек и природа в стихах И. Бунина. Рассказ «Кукушка». Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | 1 | 30.01.2014 | |||
39 | А.И. КУПРИН №1.Краткие сведения об А. И. Куприне. «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. | 1 | 3.02.2014 | |||
40 | №2. Смысл названия и художественная идея рассказа А.И. Куприна «ALLEZ». | 1 | 6.02.2014 | |||
41 | В.В. МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о В.В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Художественное своеобразие стихотворения. | 1 | 10.02.2014 | |||
42 | С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о С.А. Есенине. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | 1 | 13.02.2014 | |||
43 | И.С. ШМЕЛЕВ Краткие сведения об И.С. Шмелеве. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | 1 | 17.02.2014 | |||
44 | М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о М.М. Пришвине. «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | 20.02.2014 | |||
45 | К.Г. ПАУСТОВСКИЙ №1. «Мещерская сторона». Части повести: «Обыкновенная земля», «Первое знакомство». | 1 | 24.02.2014 | |||
46 | №2. «Мещерская сторона». Части повести «Леса», «Луга», «Бескорыстие». | 1 | 27.02.2014 | |||
47 | Подготовка к домашнемусочинению «Малая Родина в произведениях русских писателей» | 1 | 3.03.2014 | Сочинение | ||
48 | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. «Не позволяй душе 1лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | 6.03.2014 | |||
49 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ №1. Краткие сведения об А. Т. Твардовском. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». | 1 | 10.03.2014 | |||
50 | №2. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. | 1 | 13.03.2014 | |||
51 | Лирика поэтов – участников Вов. | 1 | 17.03.2014 | |||
52 | Б.Л. ВАСИЛЬЕВ«Экспонат №...». Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | 1 | 20.03.2014 | |||
53 | В.М. ШУКШИН «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Внутренняя простота и нравственная высота героев | 1 | 3.04.2014 | |||
54 | Русские поэты 20 века. о России. А.А. Ахматова. «Мне голос был». М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» | 1 | 7.04.2014 | |||
55 | Контрольное тестирование по произведениям 20 века | 1 | 10.04.2014 | К.р. | ||
Из зарубежной литературы | 56 | У.Шекспир. Краткие сведения об У. Шекспире. Темы и мотивы сонетов | 1 | 14.04.2014 | ||
57 | Р. БЕРСН. Краткие сведения о Р. Берсне. «Возвращение солдата». Художественная идея баллады Р. Бернса «Джон Ячменное зернышко» | 1 | 17.04.2014 | |||
58 | Р.Л. СТИВЕНС. №1. Краткие сведения о Р.Л. Стивенсоне. История создания романа «Остров сокровищ». | 1 | 21.04.2014 | |||
59 | №2. Художественная идея романа Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ». | 1 | 24.04.2014 | |||
60 | МАЦУО БАСЕ. Краткие сведения о Мацуо Басе. Хокку. | 1 | 28.04.2014 | |||
61 | А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ №1. Краткие сведения о А. де Сент-Экзюпери. Роман «Планета людей». | 1 | 5.05.2014 | |||
62 | №2 Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев романа «Планета людей». | 1 | 8.05.2014 | |||
63 | Я. КУПАЛА. Краткие сведения об Я. Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?» | 1 | 12.05.2014 | |||
64 | Литература Дона История Дона. «Картины былого Тихого Дона» (главы из книги) | 1 | 15.05.2014 | |||
65 | А.С. Пушкин «Был ли я среди донцов» | 1 | 19.05.2014 | |||
66 | М.Ю. Лермонтов «Черкесы» (отрывок из поэмы» | 1 | 22.05.2014 | |||
67 | И.С Никитин «донцам» (в сокращении) | 1 | 26.05.2014 | |||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 29.05.2014 | К. р. | ||
69-70 | Резерв |
Контрольное тестирование по произведениям литературы 19 века
- Совокупность народных героических песен, былин, сказаний, поэм – это:
А. лирика;
Б. драма;
В. эпос;
- Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?
А. ссора богатыря и князя;
Б. поединок богатыря , в котором он одерживает победу;
В. пир у князя;
- Какому элементу композиции соответствует фрагмент былины:
« И он вёз – то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
«Тебе полно – тко свистать да по-соловьёму,
Тебе полно – тко слезить да отцов – матерей…»
А. кульминация;
Б. исход;
В. зачин;
- Выбрать примеры употребления гиперболы.
А. чисто поле; ковыль-трава; добрый конь;
Б. птицей-соколом летать ему под оболоком;
В. мужичками- разбойничками, положил их до тысячи;
- К какому роду литературы относится жанр оды?
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Соотнесите слова русского языка и «штили» по теории М.В.Ломоносова:
А. русские слова с небольшой
примесью церковнославянских; А. «высокий»
Б. русские слова разговорного языка
с добавлением простонародных и малого
числа церковнославянских; Б. «средний»
В. церковнославянские слова и русские; В. «низкий»
- Драма относится к роду литературы:
А. эпос;
Б. лирика;
В. драма;
- Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой называется:
А. ремарка;
Б. пояснение;
В. замечание;
- Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха называется:
А. сатира; Б. ирония; В. сарказм;
- Соотнесите. Из каких произведений взяты фрагменты:
А. Пирует Пётр. И горд, и ясен, Б. Над Москвою великой, златоглавою,
И славы полон взор его. Над стеной кремлёвской белокаменной
И царский пир его прекрасен. Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
При кликах войска своего, По тесовым кровелькам играючи
В шатре своём он угощает Тучи серые разгоняючи,
Своих вождей, вождей чужих.. Заря алая подымается.
А. «Песня про купца Калашникова….»;
Б. «Полтава»;
- Выпишите из отрывка «Песня про купца Калашникова…..» эпитеты:
« Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого,-
Да не поднял глаз молодой боец…»
- К какому роду литературы относятся жанры повесть и рассказ:
А. лирика;
Б. эпос;
В. драма;
- Какому герою из рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» принадлежит описание: « …Детей не бывало вовсе; Он умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, выгонял червей; Не любил рассуждать и всему верил слепо; Рука была у него лёгкая»:
А. Калиныч;
Б. Хорь;
В. г-н Полутыкин;
- Происхождение слова и его родственные отношения к другим словам того же самого или других языков называется:
А. гротеск;
Б. этимология;
В. метафора;
- Укажите произведение М.Е. Салтыкова- Щедрина, в котором автор говорит о герое « …раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней жизни своей в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит»:
А. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
Б. «Дикий помещик»;
- Соотнесите описание литературных героев с художественными произведениями:
А. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы;
Б. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и , подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы;
А. «Хамелион»;
Б. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
- Выбрать определение понятия «идея художественного произведения»:
А. круг жизненных явлений или событий, изображённых автором в произведении и образующих его основу;
Б. главная мысль литературного произведения;
- Иван Дмитриевич Червяков – герой рассказа А.П.Чехова:
А. Дама с собачкой;
Б. Хамелеон;
В. Смерть чиновника;
Контрольное тестирование по теме «Литература 20 века»
- Раскройте понятие гипербола. Найдите гиперболу в отрывке.
В стосорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето,
Была жара, жара плыла,-
На даче было это.
2. Определите стихотворный размер отрывка.
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен,
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
3. Какой художественный приём использует автор?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
4. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Он был мал ростом и худ, на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по
отдельности редкие, седые волосы…Глаза у него были белые, как у слепца…
Хладнокровен, расчётлив в бою. Уверен, его сила приобрела «широкую силу качеств льва».
Начал заниматься учёбой только под угрозой не попасть в Сечь
Итоговая контрольная работа по литературе за курс
7 класса
1. Дайте определение понятию юмор.
2. Назовите фамилию и инициалы писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин В) М.В.Ломоносов
Б) Д.И.Фонвизин Г) Г.Р. Державин
3. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?
А я без Волги просто не могу… Она меня радушно принимает,
Как хорошо малиновою ранью с чем ни приду – с обидой иль бедой…
Прийти и посидеть на берегу, И всё она, наверно, понимает,
И помолчать вблизи её молчанья. Коль грусть моя уносится водой.
А.Д.Дементьев
А) метафоры Г) инверсия
Б) олицетворения Д) градация
В) сравнения Е) эпитеты
4. Угадайте героя художественного произведения. Назовите само произведение и его автора.
Гладкий. голый, как из бани, Под горой в штабной избушке,
Встал, шатаясь тяжело. Парня тотчас на кровать
Ни зубами, ни губами Положили для просушки,
Не работает – свело. Стали спиртом растирать.
Подхватили, обвязали, Растирали. Растирали…
Дали валенки с ноги. Вдруг он молвит, как во сне:
Пригрозили, приказали – _ Доктор, доктор, а нельзя ли
Можешь, нет ли, а беги. Изнутри погреться мне,
Чтоб не всё на кожу тратить?
5. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам понравилось больше всего и почему?
6. Кто из героев НЕ является персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:
А) Коля и Митя
Б) барин
В) Варвара
Г) приказчик
7. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек , не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/16/picture-42798-1358362015.jpg)
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/06/picture-56352.jpg)
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103250.jpg)
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321883-1382377539.jpg)
Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)
Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/07/picture-814092-1654608118.jpg)
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...