Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Меркина
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Киселева Ольга Александровна

Рабочая программа по учебнику Меркина содержит нормативную базу, пояснительную записку, тематическое  планирование, календарно-тематический план и контрольно-измерительные материалы по изученным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochapya_programma_5_literatura.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Греково-Степановская средняя общеобразовательная школа

           

Рассмотрено на заседании

методического совета

 «_____» 08.г.2012

Согласовано

 «____» 08.2012г.

Зам директора МБОУ по УВР

Алексеева Т.А._____

Утверждаю

Директор МБОУ Греково-Степановская СОШ                               Пащенко Е.Г.

Приказ № _______ от«___» 08. 2012г.

Рабочая программа

по литературе

для 5 класса по программе  под.ред. Г.С. Меркина

Разработала: Киселева О.А.,

учитель русского языка и литературы

                                                                       2012-2013 уч. год

Содержание:

1.Пояснительная записка – стр.3-4

2.Состав УМК – стр.5

3.Содержание программы учебного курса – стр. 6-16

4.Требования к уровню подготовки учащихся – стр.17-18

5.Перечень учебно-методического обеспечения – стр.19

6. Календарно-тематическое планирование – стр. 20-45

7.Учебно-тематический план– стр.46

8. Контрольно-измерительные материалы – стр.47

        

                                                     

Пояснительная записка

 При составлении рабочей программы на 2012-2013 учебный год, я руководствовалась  следующими нормативно- правовыми документами:

 -Законом  РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32);

-Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

-Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Письмом Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

-Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;

-Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089";

-Приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;

-Приказом Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

-Приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;

-Приказом Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

-Приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Речь идет не только об усвоении учащимися определенной суммы знаний, но и о развитии личности, познавательных и творческих способностей. В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК).

Состав УМК:

  • Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
  • Информационно-методические материалы по использованию УМК;
  • Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
  • Соловьева Ф.Е. Уроки литературы.
  • Меркин Г.С. Рабочая тетрадь.

        Учебник соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы в 5 классе. Автор сосредоточил основное внимание на проблемах воспитания у школьников любви и уважения к книге, развития творческих способностей и формирования культуры. Учитывая возрастные особенности, автор старается разнообразить приемы и методы работы в классе и предлагает, помимо традиционных вопросов, литературные игры и задания, ориентированные на развитие фантазии.

Методический аппарат программы серьезно продуман, связан с задачами воспитания творческого читателя. Значительное место отведено развитию устной и письменной речи. Учитель может осуществлять уровневую дифференциацию обучения. Задания и вопросы репродуктивного, продуктивного и творческого уровней способствуют росту мотивации учащихся к вдумчивому прочтению произведений, воспитанию квалифицированных читателей. Все задания учебника и рабочей тетради развивают мыслительные, аналитические способности детей, их воображение. Вопросы всегда требует доказательности в ответах. Особый интерес учащихся к произведению вызывают проблемные вопросы. Они дают возможность учителю организовывать мини-дискуссии во время уроков, услышать разные точки зрения учащихся, определить, какая из них совпадает с авторской. В программе Г.С. Меркина прослеживается связь с другими искусствами. Ученики работают с качественно подобранными иллюстрациями, которые несут большую дидактическую и воспитательную нагрузку. На уроках осуществляется связь с живописью, кино, мультипликацией.
Очень высок воспитательный потенциал учебника. Вопросы и задания всех рубрик, к каждой теме позволяют учителю осуществлять непрерывный процесс экологического, нравственного, патриотического воспитания. 

Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогут учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать  диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и  викторина) и исследовательскими (урок-практикум).  


Содержание программы учебного курса

               

                  Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в

Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы —

Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя ».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники  о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.

 Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)


Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ- пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.   Блоковские   места   (Петербург,   Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

 А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами р бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

 Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды пересказов, устный письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключены Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в ми книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок). Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX век А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору. С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору. Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гр и мм, Ш. П е р р о, Х.К. А н д е р с е н а (1— 2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз ». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». 

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника».

В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе».

А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза».

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро».

Требования к уровню  подготовки учащихся

Важнейшими умениями в 5классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и пуб-

лицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно ху

дожественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументи

ровать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в

  • раскрытии содержания прочитанного произведения;

      -умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользо

ваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообще

  • ний, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и

свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания

  • литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Программа рассчитана на  68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).  Целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

  • Классных сочинений – 3
  • Домашних сочинений -1
  • Тестовых контрольных работ -3

 

В программу введен олимпийский модуль « Сочи-2014» по отдельному плану

Перечень учебно-методического обеспечения

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев.

2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

4.Соловьёва Ф.Е. Литература 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

           

Дополнительная литература

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство: Высшая школа, 2003 год

2.Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год

3.Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год

4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

5.Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:
Аванта+, 2011 год

7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1, ч.2 От зарождения словесности до Гете и Шиллера.Издательство: Аванта+, 2009 год

Календарно - тематический план

№ ур.

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Лексика

Виды         контроля

Доманее задание

Знать

Уметь

Введение

1.

5.09

Книга — твой друг.

Входная тестовая работа

Урок  по теории литературы

Знать о роли книги в жизни человека

Уметь выделять главное в абзаце, осуществлять дедуктивное обобщение, уметь выразительно читать, устно высказываться

Форзац, титульный лист, обложка, писатель, читатель, учебная книга

Беседа по вопросам, лексическая работа, пересказ

Составьте пересказ мифа «РождениеЗевса»

Из мифологии

2.

6.09

Античный миф. «Рождение Зевса»

Комбинированный урок

Знать языческие представления о мировом устройстве и о создании земли.

Уметь отличать миф от жанров фольклора, определять миф

Миф. мифология, легенда, предание, мифологический персонаж

Выразительное чтение, заполнение таблицы, пересказ

Прочитать миф «Олимп»

3.

12.09

«Олимп»

Комбинированный урок

Знать языческие представления о мировом устройстве и о создании земли.

Уметь применять понятия мифологии в ответах. Уметь пересказывать, выборочно читать

Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации

Работа по вопросам к мифу

4.

13.09

«Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы

Знать языческие представления о мировом устройстве и о создании земли.

Уметь находить портрет героя в тексте, отбирать признаки ключевые. Уметь давать характеристику образа

Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж. Сюжет, эпитеты, Гомер

Словесное рисование

Подготовить легенды и мифы о богах и героях

5.

19.09

Вн. чт. Легенды и мифы о богах и героях. Самостоятельная работа по теме «Мифы и легенды Древней Греции»

Контроль техники чтения

Урок внклас-

сного чтения

Знать легенды и мифы и богах и героях

Уметь пересказывать,

объяснять значение устаревших слов, инсценировать

Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж, сюжет.

Самостоятельная работа, выборочный пересказ.

Прочитать статью учебника «Из устного народного творчества», «Загадки»

Из устного народного творчества

6.

20.09

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы

Знать жанры фольклора, их отличительные признаки

Уметь различать виды устного народного творчества. Уметь различать виды загадок, определять жанр

Загадка, антонимы, антитеза, иносказание Эпитет, сравнение, метафора,

Беседа по вопросам, выразительное чтение, составление таблицы, сочинение загадок

Записать 5 известных пословиц и поговорок.

7.

26.09

27.09

Пословицы и поговорки

Комбинированный

Знать, чем пословица отличается от поговорки

Уметь различать пословицы и поговорки. Уметь создавать текст на основе пословицы

Пословицы, поговорки

Работа с учебником, Составление таблицы, Сообщение о В.И. Дале.

Стр. 25, задание 1

8.

Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Урок-игра «Умники и умницы»

Знать виды сказок, композицию, типы сказочных персонажей

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять план, объяснять значение устаревших слов. Уметь различать виды народных сказок

Сказка, виды и элементы сказок, сказочные персонажи, образы животных, образ-пейзаж.

Словесное рисование, беседа по вопросам

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает». Выписать слова, характерные для речи мужика.

9.

3.10

4.10

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

Урок-размышле

ние

Знать виды сказок

Уметь определять вид сказки, давать речевую характеристику

Бытовая сказка, сюжет, сказочная лексика

Работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, персказ

Прочитать сказку «Падчерица», сравнить  с «Морозко»

10.

«Падчерица»

Комбинированный

Знать в чем отличие народной сказки от литературной

Уметь отличить народную сказку от литературной

Виды сказок, композиция, типы сказочных персонажей

Пересказ, анализ сказки, выявление первоначальных впечатлений, заполнение таблицы

Ответить на вопросы 1-3

11.

10.10

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение

собственной сказки.

Урок развития речи

Уметь сочинить собственную сказку

Сказочные герои, идея, тема

Сообщения учащихся, работа с таблицей

Сочинить сказку.

Из древнерусской литературы

12.

11.10

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»).

Интегрированный урок истории и литературы

Знать исторические события, факты жизни государства и отдельных князей. Знать жанры древнерусской литературы.

Уметь различать жанры древнерусской литературы. Уметь пересказывать статью учебника, отвечать на вопросы

Летопись, начальное понятие о древнерусской литературе, нравственная позиция автора.

Различные виды пересказа, беседа по вопросам, пересказ

Прочитать отрывки «Повести временных лет»: «Кий, Щек, Хорив».

Прочитать статью учебника «Эзоп»

Басни народов мира

13.

17.10

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»

Комбини-рованный урок

Знать особенности басни как литературного жанра

Уметь выразительно читать, пересказывать, объяснять значение

устаревших слов, понимать иносказательный подтекст басен

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола, тщеславие, лесть, коварство.

Сообщение, выразительное чтение.

Прочитать статью «Русские басни», подготовить в/ч басни В.К. Тредиаковского «Ворон и Лиса»

Русская басня

14

18.10

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

Урок-игра

Знать содержание басен и их моральный аспект

Уметь определять жанр басни, понимать иносказательный подтекст, выразительно читать по ролям

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Письменный ответ на вопрос учителя «Нравственная проблематика басен, злободневность»

Прочитать статью учебника, посвященную И. А. Крылову, вопросы 1-4. В/ч  «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом»

15

24.10

Басни И.А. Крылова.

Комбинированный урок

Знать биографию И. А. Крылова,  особенности языка басен, значения крылатых выражений

Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей.

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Устные высказывания, выразительное чтение

Выучить одну из басен наизусть. Подготовить в/ч  басни С. В. Михалкова «Грибы»

16

25.10

С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Урок-инсценировка

Знать биографию и творчество С. В. Михалкова, мораль басен

Уметь определять мораль басни,

находить авторскую позицию, сопоставлять персонажей.

Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола

Различные виды чтения, инсценировка, чтение наизусть

Сочинить басню, использовав мораль из изученных басен

17

7.11

Внеклассное чтение. «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова.

Урок внеклассного чтения

Уметь инсценировать басню

Басенный сюжет

Чтение по ролям

Подготовить пересказ статьи «Из русской литературы  XIX века»

Из литературы XIX века

18

8.11

Краткие сведения об А. С. Пушкине. А. С. Пушкин «Няне»

Урок-презентация

Знать факты из биографии А. С. Пушкина, А. Р. Яковлевой. Знать изобразительно-выразительные средства.

Уметь отличать прозу от поэзии, находить рифму, сравнение, олицетворение.

Лирика, тема, изобразительно-выразительные средства. Риторическое обращение

Анализ стихотворения, сообщение, таблица.

Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», вопросы 1, 2

19

14.11

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок-игра «Умники и умницы»

Знать содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки

Уметь определять жанр сказки, сравнивать тексты, сравнивать героев. Уметь отвечать на вопросы учебника, составлять характеристику литературного героя, отличать прозу от поэзии

Литературная (авторская) сказка, ее отличия от фольклорной.

Рассказ о герое

вопросы

20

15.11

А. С. Пушкин .Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок)

Комбинированный

Знать содержание поэмы, поэтические средства художественной выразительности

Уметь работать с художественным текстом. Уметь определять функции художественно-изобразительных средств в повествовании

Поэма, изобразительно-выразительные средства.

Пересказ, выразительное чтение

Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

21

21.11

А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

Анализ поэтического текста

Знать схему анализа поэтического текста

Уметь выразительно читать, использовать словесное рисование, объяснять значение устаревших слов. Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа

Художественная деталь, пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Выразительное чтение

Выразительное чтение

22

22.11

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

Урок-диалог

Знать сюжеты сказок, их отличительные особенности

Уметь находить сходства и различия народной и литературной сказки

Композиция   сказки. Риторическое обращение, фольклорные элементы

Беседа по вопросам, словесное рисование

вопросы, словесное рисование

23-24

28-29.11

Поэзия XIX века о родной природе.

Анализ поэтического текста

Знать художественные особенности стихотворений, посвященных русской природе

Уметь анализировать поэтический текст, используя схему анализа.

Тема, лирический герой, повторы, диалог

Выразительное чтение, анализ поэтического текста

В/ч стихотворений  А.А. Фет.  «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..

 И.З. Суриков.   «В ночном».

25

5.12

6.12

М.Ю. Лермонтов.. Стихотворение «Бородино». 

Комбинированный

Знать факты биографии поэта. Знать историю создания стихотворения.

 Уметь определять композицию произведения

Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись

Сообщение, беседа по вопросам

Прочитать стихотворение «Бородино»

26

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.

Урок  - анализ

Знать содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки.

Уметь выразительно читать, объяснять значение

устаревших слов, составлять план текста. Уметь наблюдать за развитием сюжета.

Диалог, монолог, авторская позиция, звукопись, тропы, фигуры

Работа с иллюстрациями

Наизусть  «Бородино» (отрывок). Составить устный портрет старого и молодого солдата.

27

12.12

13.12

Н.В. Гоголь.

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Урок-презентация

Знать факты биографии писателя.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Фантастика, национальная самобытность, тропы       (развитие представлений), звукопись

Сообщение, ответы на вопросы

Подготовить рассказ о фантастических существах.

28

Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.

Комбинированный урок

Знать особенности повести, сочетание фантастики и реальности

Уметь сравнивать характеры персонажей, находить приёмы народной сказки, определять роль фантастики, анализировать эпизод

Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы

Подготовиться к контрольному тестированию по теме « Литература

XIX века»

29

19.12

20.12

Контрольное тестирование. Полуго-довой контроль

Урок контроля

Прочитать рассказ И. С. Тургенева «Му-му»

30

Краткие сведения об И. С. Тургеневе. «Муму». Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму».

Урок-презентация

Знать обстоятельства, объясняющие появление рассказа, знать об отношении героя к Татьяне

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя

Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь

Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование

Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни (Гаврила, Капитон, кастелянша, дядя Хвост)

31

26.12

Образ Герасима. Тематика и социальная проблематика рассказа.

Комбинированный

Знать сюжет рассказа

Уметь сопоставлять персонажей, анализировать эпизод, создавать характеристику героя, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте

Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь

Краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Подготовить пересказ эпизодов «Пропажа Муму»,  «Муму вернулась»

32

27.12

Социальная несправедливость,  доброта, сострадание в рассказе И. С. Тургенева «Муму».

Контроль техники чтения.

Урок-суд

Знать сюжет рассказа

Уметь создавать характеристику персонажа с опорой на средства создания образа

Углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя

Подготовить иллюстрации к рассказу.

33

Р/р Классное сочинение. Сочинение-анализ эпизода спасения Муму

Урок развития речи

Знать правила написания сочинения на основе литературного произведения

Уметь анализировать эпизод, выполнять языковой разбор

Эпизод, роль эпизода в произведении, приёмы создания образа

Творческая работа

Наизусть стихотворение «Русский язык»

34

И.С. Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык».

Урок-исследование

Знать художественные идеи стихотворения «Русский язык»

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор

Стихотворение в прозе, язык художественного произведения

Анализ стихотворения

Подготовить сообщение о Н. А. Некрасове

35

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».

Урок-путешествие

Знать факты биографии

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь подбирать заголовки к частям стихотворения, определять авторскую позицию, основную мысль

Авторский замысел и способы его характеристики

Работа с иллюстрациями, выразительное чтение.

Составить цитатный план стихотворения, наизусть фрагменты стихотворения

36

Н. А. Некрасов «Тройка»

Урок-размышление

Знать содержание стихотворения

Уметь выявлять авторскую позицию, анализировать стихотворение.

Тема и способы ее раскрытия. Строфа, повествователь и автор, эпитет, сравнение

Цитатный план, выразительное чтение, анализ, беседа.

Написать словарную статью «Строфа», опираясь на материалы раздела.

37

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Историко-литературная  основа рассказа «Кавказский пленник»

Урок-презентация

Знать факты биографии Л.Н. Толстого, историю создания рассказа.

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Выборочный пересказ, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Составить устные портреты героев по 1 и 2 главе. Составить описание быта татар

38

Рассказ «Кавказский пленник».. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.

Урок-игра «Умники и умницы»

Знать сюжет рассказа.

Уметь работать с текстом художественного произведения. Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

Выборочный пересказ, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Составить цитатный план 4-6 глав

39

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин). 

Урок-исследование

Знать приемы создания образа, роль пейзажных зарисовок

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику

Портрет, роль детали в создании художественного образа

Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия

Подготовить пересказ статьи учебника  «Сюжет и фабула»

40

Р/ р Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

Урок развития речи

Знать из каких частей состоит сочинение-рассуждение

Уметь формулировать тезис сочинения, подбирать аргументы и примеры, делать вывод

Сочинение - рассуждение

Сочинение

Написать небольшое сочинение на тему «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?

41

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте

Урок-презентация

Знать факты биографии А. П. Чехова

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Творческая биография

Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ

Составить рассказ об А. П. Чехове. Прочитать рассказ «Злоумышленник»

42

Рассказ «Злоумышленник».Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Урок-размышление

Знать приемы создания характеров, жанровое своеобразие рассказа, сюжет.

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета

Жанр рассказа, юмор, сатира, деталь, антитеза, сюжет

Инсценировка отрывков из рассказов А.П.Чехова

Прочитать юмористические рассказы А. П. Чехова

43

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова

Урок внеклассного чтения

Знать содержание рассказов

Уметь пересказывать эпизод, выразительно читать, создавать отзыв о книге

Эпизод, сюжет, персонажи

Пересказ, беседа по вопросам

Подготовить сообщение об И. А. Бунине

Из литературы XX века

44

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»:

Урок-презентация

Знать факты биографии И. А. Бунина

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Уметь анализировать поэтический текст, определять тему

Творческая биография, стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

 

Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Прочитать рассказ И. А. Бунина «В деревне». Составить цитатный план рассказа (1-2 части)

45

И. А. Бунин «В деревне»

Урок-размышление

Знать содержание рассказа И. А. Бунина «В деревне»

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов

Эпитет, сравнение, метафора

Пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Наизусть одно из стихотворений И. А. Бунина

46

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Мир города в рассказе.

Комбинированный урок

Знать факты биографии Л. Н.  Андреева

Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя

Тема, проблема, деталь, эпизод, образ

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Прочитать рассказ Л. Н. Андреева «Петька на даче»

47

Л. Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа

Урок-диалог

Знать содержание рассказа

Уметь определять жанр, выявлять нравственную проблематику, роль эпизода в тексте, анализировать эпизод, составлять характеристику героя

Тема, проблема, деталь, эпизод, образ

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

Подготовить сообщение об И. А. Куприне. Прочитать рассказ «Золотой петух»

48

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Урок-презентация

Знать факты биографии А. И. Куприна, содержание рассказа.

Уметь создавать характеристику персонажа, определять идейно-художественное своеобразие

Творческая биография, рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Составить устный отзыв об  услышанном или  увиденном вами в природе.

49

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер».

Анализ поэтического текста

Знать факты биографии А. А. Блока, стихотворения А. А. Блока.

Уметь анализировать поэтический текст, рассказывать о поэте по ключевым словам

Образная система, антитеза, творческая биография, ключевые слова

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Выучить наизусть стихотворение А. А. Блока «Летний вечер»

50

С.А. ЕСЕНИН. Детские годы С. Есенина. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде.. «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы.

Анализ поэтического текста

Знать факты биографии С. А. Есенина, стихотворения поэта

Уметь анализировать поэтический текст, определять роль приёмов в создании образов, роль языковых средств. Уметь выразительно читать, объяснять значение устаревших слов

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Выразительное чтение, чтение наизусть

Выучить наизусть стихотворение С. А. Есенина по выбору.

51-52

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка

Урок-презентация

Знать факты биографии А. П. Платонова, содержание рассказа.

Уметь определять жанр, выполнять языковой разбор, анализировать текст по вопросам. Уметь воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

Рассказ, сюжет, фантастика, персонаж

Рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Прочитать рассказ А. П. Платонова «Никита» Составить цитатный план рассказа.

Прочитать сказ П. Бажова «Малахитовая шкатулка»

53-54

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа

Урок-презентация

Знать факты биографии П. Бажова, содержание сказа «Малахитовая шкатулка»

Уметь выполнять языковой анализ произведения, различать сказ и сказку, находить сказовое повествование, читать по ролям, создавать отзыв

Сказ, сказка и сказ, герой повествования, афоризм

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Составить цитатный план сказа. Прочитать статью «В мире художественного слова П. П. Бажова».

 Подготовить пересказ любого рассказа Н. Носова

55

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов.

Урок-презентация

Знать факты биографии  и творчества  Н. Носова.

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

Пересказ, письменный ответ на вопрос

Прочитать статью учебника о Е. Носове и рассказ «Как патефон петуха от смерти спас».

56

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта

Комбинированный

Знать факты биографии  и творчества  Е. Носова.

Уметь выполнять композиционный анализ рассказа, находить элементы сюжета, определять жанр

Рассказ, юмор, тема, сюжет, композиция

Пересказ, письменный ответ на вопрос

Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

57

Внеклассное чтение: В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Контроль техники чтения

Урок внеклассного чтения

Знать содержание рассказа

Уметь сопоставлять разные рассказы, анализировать речь персонажей

Диалог, система образов

Пересказ, беседа по вопросам

Подготовить в/ч стихотворений :  В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »

Родная природа в произведениях писателей XX века

58-59

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф. Боков.  «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»,  Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби»

Урок-размышление

Знать двусложные размеры стиха, роль антитезы в стихотворении. Знать художественные средства, предающие состояние природы и человека в пейзажной лирике.

Уметь анализировать поэтический текст. Уметь выразительно читать, рассказывать о поэте, применять устное словесное рисование

Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

Чтение наизусть

Наизусть одно из стихотворений

Из зарубежной литературы

60

Итоговое контрольное тестирование

61-62

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)

Урок-презентация

Анализ эпизода

Знать факты биографии и творчества Д. Дефо

Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове

Приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные

Различные виды пересказа, беседа по вопросам

Прочитать статью, посвященную творчеству Д. Дефо, и отрывок из романа. Подготовить художественный пересказ отрывка.

63

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Урок-путешествие

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки

Уметь находить сюжетные линии, создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизод,  исследовательская работа с текстом.

Прочитать сказку «Соловей».

 Подготовить рассказ о произведения М. Твена, прочитанных самостоятельно.

64-65

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера»

Урок-диалог

Знать биографию М. Твена, особенность его произведений

Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Юмор, приключения как форма детской фантазии.

Различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Почитать главу VI из «Приключений Тома Сойера» в учебнике.

 Прочитать статью в учебнике, посвященную Ж. Рони-Старшему

66

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).

Комбинированный урок

Знать биографию  писателя, содержание повести.

Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки

Жанр повести, литературный герой

Составление плана, письменная и устная характеристика героя.

Составить цитатный план глав.

Подготовить сообщение  о Дж. Лондоне.

67

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише»

Урок-презентация

Знать биографию писателя, содержание «Сказания о Кише».

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя

Жанр рассказа, портрет героя

Различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

Прочитать «Сказание о Кише». Составить цитатный план. Выполнить задание 3.

68

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок).

Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей

Комбинированный

Знать некоторые факты биографии А. Линдгрен, содержание произведения.

Тема рассказа (развитие представлений)

Заполнение таблицы, сообщения учащихся, художественный пересказ.

Учебно-тематический план

№п/п

Раздел

Вид контроля

1

Входная диагностика

Из мифологии

УНТ

 Из литературы 19 века

Тестовая работа

2

Контроль техники чтения

3

Сочинение собственной сказки

4

Контрольное тестирование. Полугодовой контроль

 Контроль техники чтения

Сочинение «Анализ эпизода «Муму»

Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ  А.Толстого

«Кавказский пленник»

5

Из литературы 20 века

Контроль техники чтения

6

Из зарубежной литературы

Итоговое контрольное тестирование.

Сочинение « Мир детства и мир  взрослых в творчестве зарубежных

 писателей»

        

Тест по литературе

5 класс (1)

  1. Имя бога плодородия:

А) Гермес

Б) Кронос

В) Дионис

Г) Гефест

       2. Охранял покой и порядок на воде:

А) лесовик

Б) нимфа

В) домовой

Г) русалка

       3. Бог  солнца у славян:

       А) Семарг

       Б) Сварог

       В) Хорс

       Г) Перун

       4.  Закончи пословицу «Делу -  время, потехе - …»:

      А) минута

      Б) год

      В) час

      Г) секунда

      5. Прием «перенесения» в сказочный мир:

     А) присказка

     Б) повтор

     В) зачин

     Г) превращение

     6. Автор басни «Случились вместе два Астронома в пиру…»

     А) Сумароков

     Б)  Крылов

     В)  Сумароков

     Г)  Ломоносов

     7. Вывод в басне называется:

     А) поучение

     Б) мораль

     В) наставление

     Г) рассуждение

Тест по литературе

5 класс (2)

  1. Начало всех начал у древних славян:

А) Ярило

     Б) Род

В) Сварог

Г) Ра

    2.Начни пословицу «… не воробей, вылетит не поймаешь»:

А) пуля

Б) самолет

В) мысль

Г) слово

3. Каким по счету сыном обычно был в сказках Иванушка:

А) первым

Б) вторым

В) третьим

Г) седьмым

4. Аэды – это: 

А) древние боги

     Б) бродячие певцы

В) злые духи

Г)  волшебники

5. Кто не помогал Ивану-царевичу:

А) щука

Б) заяц

В) медведь

Г) белка

6. Название приема , характерного для басни:

А) иносказание

Б) заклинание

В) описание

Г) повторение

7. Основоположник жанра  басни:

А) Лафонтен

Б) Тредиаковский

В) Сумароков

Г) Эзоп

Тест по литературе

5 класс (3)

1. Что такое ритм?

1) повторение однозначных явлений через равные промежутки времени

2) перенесение свойств с одного предмета на другой

3) созвучные окончания стихотворных строк

2. Какова тема стихотворения «Бородино»?

1) изображение Бородинской битвы

2) стойкость и патриотизм русских солдат

3) рассказ старого солдата

3. В честь какого события было написано стихотворение «Бородино»?

1) 50-летия Отечественной войны

2) 25-летия Бородинской битвы

3) смерти Кутузова

4. Черт украл в Диканьке

1) Солоху

2) писаря

3) звезды

4) месяц

5. Кто больше всего нравится Солохе?

1) Голова

2) дьяк

3) казак Чуб

4) Пацюк

6. Носительница зла в сказке Пушкина

1) черница

2) собака

3) царевна

4) царица

7. Первая часть фамилии в роду Гоголя

1) Яковлев

2) Яновский

3) Ясинский

                     

 Контрольное тестирование по литературе.

I полугодие . 5 класс.

(программа Г.С. Меркина)

1. Мифы - это

     а) сказки, придуманные древними людьми;

     б) легенды и предания о богах и героях, это основанный на жизненном опыте способ объяснения мира через образно-эмоциональное представление древнего человека;

     в) реальные события, рассказанные самими героями.

2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» является

     а) Гесиод; б) Софокл; в) Гомер; г) Еврипид.

3. Отцом Зевса был

     а) Уран; б) Крон; в) Посейдон.

4. Зевс был вскормлен

     а) молоком божественной козы Амалфеи;

     б) пеной морской;

     в) Молоком собственной матери Реи.

5. Кто является самым известным переводчиком и собирателем древнегреческих мифов?

     а) Куц; б) Кун; в) Куб.

6. Какого циклопа победил хитростью Одиссей?

     а) Полифема; б) Кроноса; в) Гефеста.

7. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется

     а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом.

8. Сказка – это

     а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;

     б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;

     в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.

9. Какой вид сказок назван неверно?

     а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.

10. Какая черта не является чертой волшебной сказки?

     а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.

11. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?

     а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.

12. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?

     а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок.

13. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок?

     а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым.

14. Христианство на Руси было провозглашено

     а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.

15. Летопись как жанр появляется на Руси

     а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в.

16. Летопись – это

     а) книга в кожаном переплёте;

     б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;

     в) произведение, которое передаётся из уст в уста.

17. «Повесть временных лет» составлял

     а) Нестор; б) Никон; в) Николай.

18. Кто является родоначальником жанра басни?

     а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.

19.  Какая черта не является характерной чертой басни?

     а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.

20. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?

     а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну.

21. Какой басни Крылова не существует?

     а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».

22. Определите название приёма, характерного для басни:

     а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.

23. Вывод в басне называется

     а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.

24. А.С. Пушкин родился

     а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве.

25. Няню поэта звали

     а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна.

26. Никита Тимофеевич Козлов был Пушкину

     а) дядей; б) отцом; в) дядькой; г) братом.

27. Сказка А.С. Пушкина называется:

     а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;

в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

28. Кто является носительницей зла в этой сказке?

     а) царица; б) царевна; в) черница.

29. Чернавка в сказке Пушкина это:

     а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно загоревшая женщина.

30. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?

     а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела.

31. Как звали жениха царевны?

     а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей.

32. Кто указал жениху правильный путь?

     а) солнце; б) месяц; в) ветер.

33. Художественное определение – это:

     а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет.

34. Как называется следующее художественно-выразительное средство?

       Ветер, ветер! Ты могуч,

       Ты гоняешь стаи туч,

       Ты волнуешь сине море,

       Всюду веешь на просторе…

     а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение.

35. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?

     а) родители; б) гувернёры; в) бабушка.

36. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?

     а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве.

37. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:

     а) аллегория; б) метафора; в) сравнение.

38. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:

      Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

      Французы двинулись как тучи…

     а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория.

39. Под басурманами Лермонтов подразумевал:

     а) иноземцев; б) барсуков; в) русских солдат.

40. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке?

     Вам не видать таких сражений!..

     Носились знамена, как тени,

     В дыму огонь блестел,

     Звучал булат, картечь визжала…

     а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г) олицетворение


Ответы

1.      б                           21.   в

2.      в                           22.  а

3.      б                           23.  б

4.      а                           24.  а

5.      б                           25.  б

6.      а                           26.  в

7.      б                           27.  в

8.      в                           28.  а

9.      г                           29.  б

10.    г                           30.  б

11.   б                            31.  б

12.   б                            32.  в

13.    в                           33.  в

14.    а                           34.  б

15.    в                           35.  в

16.    б                           36.  б

17.    а                           37.  в

18.    а                           38.  а

19.    а                           39.  а

20.    б                           40.  А                                Оценка

«5» -  37 – 40 баллов

«4» - 29 – 36 баллов, «3» - 20 – 28 баллов

                          ИТОГОВОЕ  КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе (по программе Г. Меркина)

                                                                    1 вариант

1.  Композиция – это:

А) расположение, построение художественного произведения.

Б) столкновение, противоборство персонажей.

В) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

2.Иван Сергеевич Тургенев жил:

А) 1819-1875

Б) 1818- 1883

В) 1895- 1935

Г) 1923-1969

3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:

А) «Ночь перед Рождеством»

Б) «Сорочинская ярмарка»

В) «Муму»

Г) «Вечер накануне Ивана Купала»

4.Кто  НЕ является героем  произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»:

А) Жилин

Б) Костылин

В) Дина

Г) Герасим

5. Марк Твен – это псевдоним:

А) Рея Брэдбери

Б) Х.К. Андерсена

В) Д. Лондона

Г) Сэмюэла Клеменса

6.Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:

«Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов поди тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.»

7.О ком из писателей эти строки:

Он родился в местечке  Сорочинцы Полтавской губернии , учился в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии.

8. Письменно и развернуто ответьте на вопрос:

Каким изображает детство крестьянских детей Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»? Только ли радостным и безоблачным?

                                                                 

ИТОГОВОЕ  КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 классе (по программе Г. Меркина)

                   

                                                               2 вариант

1. Какой жанр литературы был наиболее близок писателю П. П.Бажову:

А) сказ

Б) роман

В) повесть

Г) рассказ

2. Николай Васильевич Гоголь  жил:

А) 1819-1875

Б) 1809-1852

В) 1895- 1925

Г) 1920-1972

3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:

А) «Бесы»

Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

В) «Руслан и Людмила»

Г) «Вечер накануне Ивана Купала»

 4.Кто  НЕ является героем  произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

А) Чуб

Б) Капитон

В) Оксана

Г)  кузнец Вакула

5. Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:

«На другой день был славный морозец, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнышко светило, цветочные ящики опять были все в зелени, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и детям опять можно было сидеть в своем маленьком садике на крыше».

6.Сюжет- это:

А) ход событий, описанных в художественном произведении.

Б) круг событий, образующих основу художественного произведения

В) установившиеся принципы, правила.

Г) расположение, построение художественного произведения.

7. О ком из писателей эти строки:

Родился он в 1814 году в семье отставного капитана, мелкого помещика. Детские годы его прошли в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.

8. Письменно  развернуто ответьте на вопрос:

О чем басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» и в чем ее мораль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательными стандартами и программой...

Рабочая программа по литературе. 5 класс (по учебнику Меркина)

Рабочая программа разработана по учебному комплексу под редакцией Меркина из расчета 2 часа в неделю. В программе дана пояснительная записка, краткое содержание курса, календарно-тематическое планиров...

Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.

Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Меркина Г.С.

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина....

Рабочая программа по литературе 7 класс к учебнику Меркин Г.С.

Рабочая программа по литературе  7 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С.

Рабочая программа по литературе к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов...

Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С.

Рабочая программа по литературе 8 класс к учебнику Меркин Г.С. расчитана на 70 часов...