Рабочая программа по литературе 6 класс по учебнику Меркина Г.С.
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Богатырева Евгения Викторовна

Данная рабочая программа составлена методически верно. Учебно-тематический план полностью соответствует программе по литературе Г.С.Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit6.docx62.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

________Косенкова Т.П.

Протокол № 1    от  

«  20  »    июня    2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________Грачёва Т.И.

«____»________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

_______Даньшина Г.П.

Приказ № ___ от «___»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Богатырёвой Евгении Викторовны,

по учебному предмету  «Литература»

6 класс

                                             

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

       Настоящая  рабочая  программа к учебному предмету «Литература» для 6 класса основной  общеобразовательной школы составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089

- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.:ООО «ТИД        «Русское слово-РС»,2012

Место  учебного предмета в решении общих целей и задач

Целью  литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся;

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  6. Развивать эстетический вкус обучающихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность обучающихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям.

Изменений, внесенных в примерную и авторскую программы,  нет.

Учебно-методический комплект

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.:ООО «ТИД        «Русское слово-РС»,2012
  • Литература. 6 класс: Учебник  для общеобразовательных учреждений// Авт.-сост. Г.С.Меркин – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009
  • Ф. Е. Соловьёва. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г. С. Меркин) Под редакцией Г. С. Меркина Москва «Русское слово» 2009

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

На I полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 32    ч.

На II полугодие: в неделю – 2ч.: всего - 38    ч.

Из них:

  • на изучение нового материала  - 56  часов;
  • на уроки теории литературы  - 3 часа;
  • на внеклассное чтение - 5 часов;
  • на классные сочинения  – 3 часа;
  • на домашние сочинения – 1 час;
  • на тестирование – 2.

Формы организации учебного процесса

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:

  • уроки-лекции, семинары, беседы, диспуты,  
  • уроки-мастерские,  киноуроки,
  • презентации, защита  проектов и т.д.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  •  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы в 6 классе обучающиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина;

- такие теоретико-литературные понятия  как: миф, мифологический сюжет, персонаж, структура волшебной сказки, житие, сказание, древнерусская повесть, автор и герой; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двусложные и трехсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция; литературная сказка (углубление представлений);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

           - определять род и жанр литературного произведения;

 выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

            - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях

            -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою  точку зрения, выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

           -сопоставить элементы художественных систем разных авторов и определить их художественное своеобразие;

          - сопоставить сюжеты и характеры героев разных произведений, выявляя сходство и различие авторских позиций;

          - перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою и ситуации;

           - представить героя в различных текстовых и внетекстовых ситуациях;

          - анализировать поведение героя в конкретной ситуации;

     -видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  - определить тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-сопоставить эпизод книги с его интерпретацией другими искусствами, разные прочтения одного произведения в пределах одного вида искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);  

-сочинить сказку, юмористический и фантастический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели.  

Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование  раздела и тем

Часы учебного вре

ме

ни

Сроки прохождения

Примечание

1

2

3

План.

Факт.

5

1

Введение Книга и её роль в жизни человека.  О литературе, писателе и читателе. Литература  и другие виды искусства.

1

Из греческой мифологии

3

2

Мифы о героях. «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

1

3

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

1

4

Вн. чт. Из славянской мифологии. Мифы о богатырях. «Встреча Ильи и Святогора», «Встреча в степи»…Входной контроль

1

Из устного народного творчества

2

5

Предания,  легенды и сказки

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана., Предание и его художественные особенности.

1

6

Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели.   «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».  

1

Из древнерусской литературы

3

7

«Сказание о белгородских колодцах ».  Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях.

1

8

«Повесть о разорении Рязани Батыем», Нравственная проблематика житийной литературы.

1

9

«Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

1

Из литературы 18 века

2

10

М.В. Ломоносов.  Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии

1

11

«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; основные мотивы; идея стихотворения.

1

Из литературы 19 века

35

12

В. А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1

13

Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа.

1

14

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе

1

15

А. С. Пушкин.  Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.

1

16

А. С. Пушкин. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда

1

17

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

1

18

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел.

1

19

Нравственные и социальные проблемы. Причины ссоры Троекурова и Дубровского.

1

20

Владимир Дубровский-доблестный офицер и благородный разбойник.

1

21

Центральные персонажи. Дубровский и Маша Троекурова.

1

22

23

Р/Р Классное  сочинение «О чем заставляет
задуматься одно из прочитанных  произведений
А. С. Пушкина?»

2

24

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть.

1

25

Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.

1

26

Внеклассное чтение. Чувство тоски, одиночества в лирике Лермонтова

Промежуточный контроль

1

27

Н.В. Гоголь Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа.

1

28

Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг);

1

29

Центральные образы и приемы их создания. Образы Остапа и Андрия.

1

30

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении  Н. В. Гоголя.

1

31

Р/Р Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»    на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести»

1

32

И. С. Тургенев «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа.

1

33

Вн. чт. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

1

34

Контрольное тестирование по литературе 19 века

1

35

Н.А. НЕКРАСОВ Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта.

1

36

Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости.

1

37

Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору

1

38

Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого;

1

39

Рассказ «Бедные люди». проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, душевная отзывчивость, любовь к близким, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

1

40

В.Г. КОРОЛЕНКО Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе». Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

1

41

Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия.

1

42

А.П. ЧЕХОВ Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Шуточка », «Налим»

1

43

«Толстый и тонкий ». Темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

1

44

Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехова.

1

45

46

Р/Р Классное сочинение по произведениям 19 века « Моё любимое произведение писателей 19 века»

2

Из литературы 20 века

17

47

И. А. Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

1

48

А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель» Основные темы и характеристики образов.

1

49

Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

1

50

C.A. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

1

51

Урок внеклассного чтения

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

1

52

М. М. Пришвин.  Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»:

1

53

Сказка-быль «Кладовая солнца»: Образы главных героев

1

54

Сказка-быль «Кладовая солнца»: Родная природа в изображении писателя

1

55

Н.М. РУБЦОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

1

56

Поэзия о Великой Отечественной войне

А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»

1

57

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине:; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»

1

58

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Краткие сведения о писателе

1

59

Рассказ «Конь с розовой гривой».

Тематика, проблематика рассказа.

1

60

61

Р/Р Классное сочинение

Нравственный выбор моего ровесника

2

62

Урок внеклассного чтения  В. К Железников  «Троп» Краткие сведения о писателе. Мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности и верности.

1

63

Контрольное тестирование по творчеству писателей 20 века

1

Из зарубежной литературы

7

64

Восточные  сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

1

65

БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Итоговый контроль

1

66

О. ГЕНРИ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»

1

67

Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

1

68

ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»

1

69

«Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения

1

70

Итоговый урок Что читать летом

1

Содержание учебного предмета «Литература».

Введение  

Книга и ее роль в жизни человека.

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей»,  «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.  Теория литературы: мифологический сюжет.

 Из славянской  мифологии  

Мифы о богатырях: «Встреча Ильма и Святогора. Всемирный потоп». Своеобразие мифологического богатыря в представлении славян; особенности внешности; характер; близость к природе; смысл подвигов. Былички и бывальщины.Теория литературы: мифологический персонаж (развитие представлений).

Из устного народного творчества  

Предания и легенды. «Солдат и смерть»  Из эпоса народов Росси. Нартский эпос. Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.  Теория литературы: структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Из древнерусской литературы   «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы. Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Из литературы XVIII века    

М.В. Ломоносов    Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.   Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.

Из литературы XIX века  

В.А. Жуковский    Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана».   Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

А.С. Пушкин    Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Простите, верные дубравы...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.   Теория литературы: двусложные размеры стиха; строфа (типы строф); роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

М.Ю. Лермонтов     Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.   Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Н.В. Гоголь    «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.   Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

  И.С. Тургенев   Тема любви в лирике. «В дороге». «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя.  Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Н.А. Некрасов  Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.   Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Л.Н. Толстой   «Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?»,  «Детство» и др. по выбору. «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).  Теория литературы: автобиографическая проза.

В.Г. Короленко    Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.   Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

А.П. Чехов  Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.  Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Из  литературы XX  века  

И.А.Бунин    Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.       Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.

А.И. Куприн        Детские годы писателя. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

С.А. Есенин    Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.  Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Урок внеклассного чтения

«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:  А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб.   «Под черемухой цветущей...»,   «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»   А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;   Б.Л. Пастернак. «После дождя»;  Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;  А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь». А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре»,

М.М. Пришвин   Краткие сведения о писателе. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.  Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

В.К. Железников    Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.

Н.М. Рубцов     Краткие сведения о поэте. «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.  Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Произведения о  Великой  Отечественной  войне  

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу» и др. ;  В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».

Из  зарубежной  литературы

Сказка о Синдбаде – мореходе. Рассказ о первом путешествии    О.Генри  Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).   Братья Гримм. «Снегурочка»   

Дж. Лондон    Краткие сведения о писателе. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Формы и средства контроля

С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:

Таблица

Уровень и количество

часов программы

Класс

6

Базовый (А)

классное сочинение

3

домашнее сочинение

1

Классных сочинений по темам и разделам:

  • Сочинение по творчеству А. С. Пушкина «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина»
  • Сочинение по литературе 19 века «Моё любимое произведение писателей 19 века»
  • Сочинение по литературе 20 века «Нравственный выбор моего ровесника».

      Домашнее сочинение:

  • Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в произведении»

 - Тестирование по творчеству писателей 19 века (Смотри    Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2012 год )  

- Итоговый тест по окончании изучения курса.(Смотри    Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2012 год )  

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным  интерактивным приложением / авт.-сост.: Г.М.Вялкова – М.: Планета, 2013. – 128 с.
  2. Писатель и литературный процесс: сборник научных статей / ред. И.И.Кулакова – Белгород: БелГУ, 2010. – 168 с.
  3.  Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. – М.: ООО ТИД «Русское слово - РС» , 2011. – 320 с.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс /сост. Е.Н. Зубова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
  5. Лапина Е.Ю.  Литература: тесты к учебнику 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2007
  6. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5 - 9 кл. / Сост. О.В.Творогов. - М., 2002.
  7. Зарубежные писатели. Хрестоматия. В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1996.
  8. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь – справочник, - М., 2002
  9. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В.Творогова. - М., 1996.                  
  10. Русские писатели XIX - начала XX века: Библиографический словарь./ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1995.
  11. Литература. Тесты. 5-8 классы.Издательство: Дрофа, 2002 год
  12.  Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год
  13. Я познаю мир: Литература.Издательство: АСТ, 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа по литературе (ФГОС). К учебнику Г.С. Меркина (5 класс)

Рабочая программа 5 класса по литературе к учебнику Г.С. Меркина составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, включает развернутое календарно-тематическе планирова...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...