Литературная гостиная
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по творчеству А.П. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Чехов знакомый и неизвестный»

Учитель: Иванчук Елена Викторовна

Класс: 7

      Цель: расширить представление учеников о личности писателя.

Задачи:

  • формировать интерес к произведениям А.П.Чехова,  особенностям его писательской манеры;
  • воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
  • развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

      Оборудование: мультимедийная установка, выставка книг разных лет изданий

Эпиграф к уроку:

…В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.  

                                                                                                                        (И.А. Бунин. Памяти Чехова.)

      Слово учителя: Чехов был внук крепостных крестьян. Он был рождён за год до того, как в России было отменено крепостное право. Потому можно считать, что и сам писатель родился крепостным. А умер Чехов, когда вовсю уже шла русско-японская война. И этот небольшой по времени промежуток составил жизнь великого писателя. Всё, что уместилось в этот промежуток, сделало Антона Павловича Чехова тем Чеховым, что мы знаем и по сей день. Мы помним его творчество, которое пережило автора. Пространство его жизни включало не только Таганрог, где он был рождён и пробыл целых девятнадцать лет, не только столицу России Москву, не только Украину и Ялту, в частности, куда он должен был переселиться на постоянное место жительства, будучи тяжело больным человеком, не только Баденвейлер, где он скончался, но и весь мир.

1876 год. Отец Антона Чехова Павел Егорович признал себя в качестве несостоятельного должника и сбежал в Москву. Туда же скоро перебрались и остальные члены семьи. Антон стал выполнять долговое обязательство своего отца, продавал вещи, что остались, и в это же время работал репетитором.

Тяжкие впечатления от детского и юношеского периода нашли потом отражение в рассказах Чехова о детях. Антоша - ученик 1-го класса таганрогской гимназии - недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. Перед ним латинская грамматика Кюнера. Урок по-латыни трудный: нужно сделать перевод и выучить слова. Потом - длинная история по закону божию. Придется посидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже подходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар.

Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его - серо-синие от холода.

- Тово... - говорит Павел Егорович, - я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навертываются на глаза слезы, и он начинает усиленно мигать веками.

- В лавке холодно, - возражает он, - а я и так озяб, пока шел из гимназии.

- Ничего... Оденься хорошенько - и не будет холодно.

- На завтра уроков много...

- Уроки выучишь в лавке... Ступай да смотри там хорошенько... Скорее!.. Не копайся!..

Антоша с ожесточением бросает перо, захлопывает Кюнера, напяливает на себя с горькими слезами ватное гимназическое пальто и кожаные рваные калоши и идет вслед за отцом в лавку. Лавка помещается тут же, в этом же доме. В ней - невесело, а главное - ужасно холодно. У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки - синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногою об ногу, и ежатся, и сутуловато жмутся от мороза.

- Садись за конторку! - приказывает Антоше отец и, перекрестившись несколько раз на икону, уходит.

Мальчик, не переставая плакать, заходит за прилавок, взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращенный в сиденье перед конторкой, и с досадою тычет без всякой надобности пером в чернильницу. Кончик пера натыкается на лед: чернила замерзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три: он знает, что Павел Егорович ушел надолго... Он запихивает руки в рукава и съеживается так же, как и Андрюшка и Гаврюшка. О латинском переводе нечего и думать. Завтра - единица, а потом - строгий нагоняй от отца за дурную отметку...

- В детстве у меня не было детства, - скажет позже А.П.Чехов.

Учитель. Наша литературная гостиная  немного будет необычной. Мы будем следовать по принципу “От известного к неизвестному”. С некоторыми произведениями А.П. Чехова вы уже знакомы. Какие вы можете вспомнить? («Каштанка», «Злоумышленник», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия»)

Учитель. Чтобы представить Чехова и как личность, и как писателя, я пригласила в нашу гостиную “специалистов из разных областей наук”.

Историк. (рассказывает биографию А.П. Чехова)

1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.

1868-79-учился в гимназии, затем поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.

1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.

1888 - повесть “Степь”

1890 - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)

1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.

1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.

1901 - женился на актрисе художественного театра О,Л, Книппер.

1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким.

1903-04 – пишет пьесу “Вишневый сад”.

1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.

Архивариус. Сохранилось несколько писем Чехова-гимназиста к родным. В них отражаются его взгляды и убеждения.

Одиннадцатилетнему брату Михаилу он пишет в ответ на его письмо:

“Дорогой брат Миша! Письмо твое получил. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, быть одинаковыми… Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность…”

Позднее Чехов писал издателю Суворину:

“Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании…сеченный, ходивший по урокам без галош…любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая”.

Это Чехов писал о себе.

“Сдержанность Чехова ,- вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу.

Медик. С приездом Антона Павловича в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Антон Павлович стал студентом-медиком.

Почему же Чехов решил стать врачом? Об этом он сам никогда не говорил. Может быть, ему хотелось исполнить желание матери. В письме, посланном из Москвы в феврале 1879 года, она писала: “…Скорее кончай в Таганроге учение да приезжай, пожалуйста, скорее, терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие…” Врачебная практика дала ему сюжеты для рассказов “Хирургия”, “Неприятность”, “Беглец” и другие. Все, кто близко знал его, вспоминают, как много в нем было жалости и доброты к людям.

Литературовед. Первые известные опубликованные произведения Чехова “Письмо к ученому соседу” и “Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?” (Стрекоза.- 1880.-№10.-9 марта) – пародии, излюбленный жанр юмористических журналов. Опытом психологического повествования стали повести “Живой товар” и “Цветы запоздалые”. Чехов откликается на “деревенскую тему”, одну из главных в русской литературе в 80гг. (рассказ “За яблочки”). Самое большое место в юмористике Чехова занимают шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари и т.д. В основе юмора чеховских сценок лежит  наблюдательность, меткость деталей, живость языка. “Переворотом в литературе” называет рассказы Чехова Д.В.Григорович.

Художник. Природа в произведениях Чехова выступает обычно как символ прекрасной жизни. В чеховском пейзаже с особенной ясностью проявляется стремление писателя к единству добра и красоты: “На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса. Повеяло теплотой, стало отрадно. Какое прекрасное утро! И, вероятно, какая была бы прекрасная жизнь на этом свете, если бы не нужда, от которой нигде не спрячешься”.(“Мужики”). Красота природы усиливает ощущение ценности жизни. “У самого пруда в кустах заливались соловьи. Чьи-то годы считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала. В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки. Какой был шум! Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались в каждой минутой: ведь жизнь дается только один раз!” (“В овраге”).

В 1888 году Академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию за сборник “В сумерках”. Впервые в русской литературе ее был удостоен автор маленьких рассказов.

Учитель: Такие рассказы мог написать только человек, любящий жизнь, веселый, неистощимый на выдумки. Об этом говорят  и такие забавные его псевдонимы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.

Но жизнь писателя не была беззаботной. Уже в 16 лет ему пришлось зарабатывать деньги уроками. Антон нуждался, но не унывал. Закончив гимназию, Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, но продолжает писать рассказы для юмористических журналов. В семье Чеховых жила легенда о том, как Антон напечатал свой первый рассказ, чтобы купить матери именинный пирог. Да, Чехова побуждала писать необходимость заработка, но вместе с тем, не писать он уже не мог – это становилось делом его жизни. Его рассказы емкие по содержанию. Это достигалось простой, ясной речью автора, динамичным действием, выразительной деталью сюжета, говорящими фамилиями и именами героев. В произведениях Чехова описывается частный случай, участником которого становится обыкновенный человек («Пересолил» - краткий пересказ).

Работая врачом в земской больнице, Чехов не оставляет литературную деятельность. В своих юмористических рассказах он критикует угодничество, чинопочитание, беззаконие властей, утрату чувства человеческого достоинства (рассказ «Толстый и тонкий» - краткий пересказ).

В своих рассказах Чехов избегает отступлений, нравоучений, его рассказы всегда остроумны и лаконичны.  Чехов говорил: «В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать». «Умею коротко говорить о длинных вещах», «Краткость – сестра таланта».        

Своими рассказами Чехов не столько развлекал, сколько будил мысль читателя, помогал ему посмотреть на себя со стороны.

- Вспомните, о чём произведение «Злоумышленник»?

Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справиться со сложностями жизни. Чехов не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц.  Он действительно творил благо: «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша»,  -  писал он.

Эти слова Чехова, сказанные в далеком 19 веке, и сейчас актуальны. Давайте творить добро, смеяться над своими недостатками, при этом стараясь их обязательно исправить.

И если каждый из нас последует совету Чехова, земля наша действительно станет прекрасной.

А чтение рассказов Чехова поможет нам развить чувство юмора – способность понимать смешное, веселое; ценить его в повседневной жизни. Ведь остроумная,  веселая шутка украшает жизнь.  Юмор не имеет ни возраста, ни национальности. Юмор всегда современен. И юмор Чехова в том числе. Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Силами наших начинающих артистов мы представляем сценку  из  рассказа  «Лошадиная фамилия».

Сценка из рассказа А.П.Чехова “Лошадиная фамилия”

Генерал Булдеев, генеральша, приказчик Иван Евсеич, доктор.

Ведущий: “У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой. Коньяком, прикладывал к больному зубу скипидар, керосин. Мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. …

Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.”

Иван Евсеич: Тут в нашем уезде, ваше превосходительство, десять лет назад служил акцизный, Яков Васильевич. Заговаривает зубы – первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой ! сила ему такая дадена…

Булдеев: Где же он теперь?

Иван Евсеич: А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то идут к нему, помогает… тамошних саратовских на дому у себя пользуют, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему. Ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете!

Булдеев: Ерунда! Шарлатанство!

Иван Евсеич: А вы попытайте, ваше превосходительство. Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

Генеральша: Пошли, Алеша! Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытывала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

Булдеев: Ну, ладно. Ну не только что к акцизному, но и к черту пошлешь… Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?

Генерал сел за стол и взял перо в руки.

Приказчик: Его в Саратове каждая собака знает. Извольте писать, ваше превосходительство: в город Саратов, стало быть… его благородию господину Якову Васильевичу…Васильевичу…

Булдеев: Ну?

Приказчик: Васильевичу…Якову Васильевичу… а по фамилии… А фамилию вот забыл!… Васильевичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с…

Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.(изображают)

Генеральша: Ну, что же? Скорей думай!

Иван Евсеич: Сейчас.. Васильевичу… Якову Васильевичу… Забыл! Такая еще простая фамилия.. словно как бы лошадиная… Кобылин. Постойте… жеребцов нешто? Нет, это не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло…

Генеральша: Жеребятников???

Иван Евсеич: Никак нет. Постойте… Кобылицин… Кобылятников… Кобелев…

Генеральша: Это уж собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?

Иван Евсеич: Нет, и не Жеребчиков… Лошадинин… Лошаков… Жеребкин… Все не то!

Булдеев: Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!

Иван Евсеич: Сейчас. Лошадкин… Кобылкин… Коренной…

Генеральша: Коренников?

Иван Евсеич: Никак нет. Пристяжкин… Нет, не то! Забыл!

Булдеев: (рассердился) Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл? Ступай отсюда вон!

Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.(играют)

Иван Евсеич: Ой, батюшки! Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!

Приказчик: (подняв вверх глаза) Жеребчиков… Жеребковский… Жеребенко… Нет, не то! Лошадинский… Лошадевич… Жеребкович… Кобылянский…

Иван Евсеич: Вспомнил?

Приказчик: Никак нет, ваше превосходительство.

Ведущий: И в доме все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне люди ходили из угла в угол и, почесывая лбы, искали фамилию…

Все выкрикивали: Табунов… Коненко… Конченко…Жеребеев… Кобылеев… Тройкин, Уздечкин, Рысистый, Лошадитский, Меринов! Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!

Генерал: Экий ты какой, братец беспамятный… Для меня эта фамилия дороже, кажется, всего на свете. Замучился!

Ведущий: Утром генерал опять послал за доктором.

Генерал: Пусть рвет! Нет больше сил терпеть…

Ведущий: Приехал доктор и вырвал больной зуб.

Приказчик: (бормотал) Буланов… Чересседельников… Засупонин… Лошадский…

Доктор: Иван Евсеич! Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой…

Приказчик: (закричал радостно) Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов – фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!

Генерал: На-кося! (с презрением, поднося к лицу приказчика два кукиша) не нужно мне твоей лошадиной фамилии! На-кося!

Беседа: вспомнили произведение? Сумели актёры передать настроение произведения?

Учитель: Сегодня мы говорим о Чехове знакомом и неизвестном. У вас на партах представлены карточки с отрывками произведений Чехова, попытайтесь догадаться, какому произведению принадлежат данные отрывки.

(дети читают отрывки).

Итог: С этими, ребята, и другими произведениями Чехова вы будете знакомиться в других классах, но и сейчас можете узнать о его произведениях гораздо больше, если обратитесь в библиотеку.  У меня представлена выставка книг А.П.Чехова. Эти и другие произведения вы можете причитать в библиотеке, почерпнув для себя что-то новое и интересное.

      Вот и подошла к концу наша встреча.  Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

      Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...