Сочинение-рецензия.
статья по литературе (5 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Часть 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie-retsenziya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение – рецензия.

Часть 1

Рецензия – жанр школьного сочинения. Помогает развивать творческие способности учащихся, логическое и образное мышление, сможет помочь овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации. Необходимо проводить системную работу. Работать нужно с 5 класса. Близкими к рецензии являются другие жанры:

- библиографическая заметка – краткая информация о произведении;

- аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности;

- отзыв – выражение эмоционально-оценочного отношения к прочитанному произведению;

- обозрение – анализ-характеристика нескольких произведений, объединенных хронологически, тематически;

- литературно-критическая статья – рассмотрение актуальных общественных, политических, нравственных и других проблем на основе анализа одного или нескольких произведений искусства.

Рецензия – это жанр:

- полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);

- аргументированный (допустимы субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);

- эмоциональный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);

-поли адресный (предназначен для широкого круга читателей);

- преимущественно письменный;

- индивидуальный (автор – конкретный человек);

- стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

Обязательные структурные элемента.

  • Сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
  • Общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжету, описания кульминационного момента, цитирования и других приемов);
  • Анализ содержания и формы произведения;
  • Определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
  • Привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

Эффективность обучения зависит и последовательности и системности работы. Это обеспечить очень трудно. Примерная работа учащихся:

- 5 класс – устные рецензии на ответ одноклассника;

- 6-7 классы – рецензии на сочинение коллеги;

- 8-9 классы – рецензии на творческие работы коллеги;

- 10-11 классы – рецензии на произведения современной литературы.

Как же строить работу? Например, 8 класс. Сначала мы предлагаем самостоятельно написать творческую работу учащимся, затем они рецензируют работы друг друга самостоятельно. Это и был толчок к серьезному разговору.

Задача первого занятия – показать различия между рецензией на сочинение и рецензией на творческую работу. Теперь перед учениками творческая работа и анализировать ее надо с позиций литературоведения:  определить тему, идею, жанр, рассмотреть сюжет, композицию, систему образов, особенности языка и стиля произведения (это известно ученикам 8 класса). Меняется представление об адресанте: это не просто одноклассник, это автор-писатель, следовательно, и адресат не только коллега, а и читатель, критик. Присутствует элемент игры серьезной, и ее правила принимают с удовольствием ученики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура сочинения-рецензии.

Сочинение-рецензия.Требования к сочинению, структура сочинения, клише....

Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)

  Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материа...

Открытый урок "Предупреждение синтаксико–стилистических ошибок при подготовке к сочинению–рецензии"

Цели урока:- образовательные:проанализировать виды стилистических ошибок, встречающихся в устной и письменной речи;отработать приемы и способы стилистической правки текста.- воспитательные:форми...

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий» для обучения написанию сочинений...

Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»

Подготовка к написанию сочинения-рецензии  в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»...

Часть 2. Сочинение-рецензия.

План рецензии, работа....

Часть 3. Сочинение-рецензия.

Рецензирует Андрей Платонов....