Подготовка к написанию сочинения-рецензии в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Максимова Любовь Федоровна

Подготовка к написанию сочинения-рецензии  в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения-рецензии  в 9 классе по тексту М.М.Пришвина «Река в своих берегах»

Цель: создать условия для

  • формирования умений анализировать текст;
  • навыка написания рецензии;
  • планирования своей  работы;
  • развития коммуникативных навыков;
  • развития речи учащихся, активизации лексики по теме;
  • воспитания любви к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Запись даты, темы, оформление таблицы

План работы

Рабочие материалы

 

 

2. Формулирование учащимися цели, учебных задач на урок.

II. Повторение и обобщение теоретического материала.

- Что такое отзыв?

- Что такое рецензия?

- Что такое тема?

- Что такое идея произведения?

- Что мы называем композицией?

- Что еще нужно осветить в работе?

- Что такое проблема?

- Какие бывают проблемы?

- Какие вы знаете средства выразительности?

- Какие стили вы знаете?

- Дайте определение эпитета, сравнения, гиперболы, метафоры.

III. Работа с текстом

Общий план анализа:

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте основную мысль (идею) текста.

3. Какому стилю и типу речи соответствует данный текст?

4. Подумайте, с какой целью автор избрал данный стиль. Как стиль речи влияет на отбор языковых средств и помогает автору выразить собственные чувства, высказать собственное мнение и дать оценку предмету речи?

5. Охарактеризуйте языковые особенности текста:

1)Лексика: книжная или разговорная ? Приведите примеры. Имеются ли в тексте эмоционально окрашенные слова? Приведите примеры. Какая оценка дается автором с помощью этих слов (положительная, отрицательная); какие чувства автора выражаются с помощью эмоционально окрашенных слов (одобрения, неодобрения; восхищения, пренебрежения и т. д.)?

2) Морфология: какие части речи преобладают в тексте, какие авторские слова (авторские окказионализмы) встречаются в тексте? Приведите примеры.

3) Синтаксис: каковы особенности синтаксиса текста? Укажите наиболее частотные синтаксические формы (ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения, вопросительные или восклицательные предложения, предложения с прямой речью и т. п.). С какой целью они используются в тексте?

4) Изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры. Какую функцию выполняют они в тексте? Приведите примеры.

6. Выскажите собственное мнение по поводу проблемы, поднятой в тексте. Выразите свое согласие или несогласие с точкой зрения автора. Аргументируйте свою позицию.

1. Чтение текста.

Река в своих берегах. В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, сидит: это мое сердце бьется, а мне кажется, будто зайчик водит ушами. Все глядят на меня упорно, и я всех чувствую и, мало того! повеет чем-то знакомым, и уже спешишь сказать себе: «Скорей понимай! А то другой раз того уже не будет». (Пришвин).

Анализ текста.

1. Тема текста — описание окружающей природы.

2. Основная мысль (идея) текста: нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать и любить ее.

3. Текст соответствует художественному стилю речи типа «описание».

4. Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать свое восприятие окружающего мира. Художественный стиль помогает ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля не просто передают информацию (впечатления об увиденном), но делают это эмоционально, образно, динамично.

5. Языковые особенности текста:

1) Преобладает общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую), которая сочетается с разговорной (чуть, будто, мало того, скорей). В тексте встречаются эмоционально окрашенные уменьшительно-ласкательные слова (дорожки, глазки, зайчик). С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

2) В тексте преобладают именные части речи и глаголы настоящего времени (река, дорожки, лужицы; зеленеют, глядят, сидит, бьется, водит), что свойственно описанию как типу речи для оформления главной черты описания — статичности и перечисления одновременных явлений и признаков.

3) Особенностью синтаксиса является сочетание синтаксиса книжной речи (сложных предложений с разными видами связи) и разговорной (неполных предложений: Река в своих берегах; И, мало того!; присоединительных конструкций: А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.

4) Текст насыщен изобразительно-выразительными средствами (тропами и стилистическими фигурами). Здесь есть метафора (зеленеют дорожки, глядят лужицы), сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное предложение (будто зайчик водит, ушами), антитеза (это мое сердце бьется, а мне кажется...), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки... как глазки... В логу клок снега, как зайчик...), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы). Все изобразительно-выразительные средства языка служат целям создания художественного образа, выражению образности как одного из главных признаков художественного стиля речи.

6. Собственная оценка основной мысли текста.

«Пожалуй, нет человека, которого не умиляли бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем природу матерью. Как мать, она не только дает нам материальные блага (природные ресурсы), но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько радости приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновленными картинами родной природы! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные струны души человеческой», ценить и любить ее».

IV. Работа по предупреждению речевых ошибок.

М.М.Пришвин, писатель, автор рассказа. Описал, рассказал, показал, изобразил, нарисовал. Глубоко взволновал, произвел неизгладимое впечатление, запомнился, запечатлелся в памяти.

V. Итог урока (рефлексия)

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Над чем еще надо поработать?

VI. Домашнее задание: Используя «рабочие материалы», полученные при анализе текста, написать сочинение-рецензию.

Сочинение-рецензия по тексту М. М. Пришвина.

Вы бывали когда-нибудь в весеннем лесу? Конечно, бывали! Тогда вам знакома картина пробуждающейся после долгой зимы природы. Еще не просохли дорожки, а первая зелень уже пробивается сквозь прошлогоднюю листву. Припекает солнышко, а в ложбинках еще лежит снег. Как он похож на спинку зайчонка, клубочком свернувшегося в ямке!

Такой образ возник и у известного русского писателя М. М. Пришвина. Очевидно, во время прогулки по весеннему лесу он увидел эту картину, она запомнилась писателю и стала темой небольшого рассказа. Внимательный наблюдатель, М. М. Пришвин умел видеть в самых обычных вещах, ситуациях, явлениях природы нечто необычное, скрытое от простого человеческого взгляда. Он умел «чувствовать» природу, находить в ней отзвуки собственным переживаниям, мыслям, настроениям.

Восприятие писателем окружающего мира отличается от нашего, обыденного. Художник слова, М.М.Пришвин мыслит образами и передает увиденное с помощью художественных приемов. В небольшом по объему тексте используются разнообразные изобразительно-выразительные средства языка; метафоры /'зеленеют дорожки, глядят лужицы, сравнения (как глазки в полумраке вечера, как зайчик) и сравнительное Предложение /будто зайчик водит ушами), антитеза /это мое сердце бьется, а мне кажется, будто зайчик водит ушами), синтаксический параллелизм (В лесу чуть зеленеют дорожки, везде, как глазки в полумраке вечера, глядят лужицы. В логу клок снега, как зайчик, садит), инверсия (зеленеют дорожки, глядят лужицы?. Все изобразительно-выразительные средства языка служат созданию образности как одного из главных признаков художественного стиля речи, в котором написан рассказ М. М. Пришвина.

Автор избирает художественный стиль, чтобы с помощью художественных образов передать свое восприятие окружающего мира. Художественный стиль позволяет ему наиболее полно выразить собственные чувства, переживания, так как языковые средства художественного стиля помогают не просто передать информацию (впечатления об увиденном), но и сделать это эмоционально, образно, динамично.

Участвуют в этом и языковые средства: общеупотребительная лексика (река, берега, зеленеют, сердце, чувствую) сочетается с разговорной ^чуть, будто, мало того, скорей), нейтральная — с эмоционально окрашенной. В тексте много уменьшительно-ласкательных слов (дорожки, глазки, зайчик), С их помощью автор выражает те чувства, которые вызывают у него картины родной природы.

Особенностью синтаксиса анализируемого отрывка является сочетание книжных и разговорных конструкций (сложных предложений с разными видами связи и неполных предложений: Река в своих берегах. И, мало того!), а также присоединительных конструкций (А то другой раз того уже не будет). Это обусловлено нормами художественного стиля и функцией художественной речи, связанной с выражением авторской индивидуальности.

Все языковые средства, используемые автором, преследуют цель выразить основную мысль текста — нужно ценить каждый миг общения с природой, уметь понимать И любить ее.

Многие произведения М. М. Пришвина посвящены описанию природы, рассказам о жизни животных. Это миниатюры «Одинокий журавль», «Еж», «Синий лапоть», «Живой дымок» и другие. Их пронизывает мысль о единении человека и природы. Мне близка и понятна эта мысль. Я думаю, что нет человека, которого не радовали бы картины родной природы. Это естественно. Ведь человек, являясь разумным существом, членом общества и носителем общественного сознания, не утратил своей связи с природой. Неслучайно поэтому мы называем ее матерью. Как мать, она дает нам не только материальные блага, но и является величайшим источником духовных ценностей, рождая в наших душах высокие чувства и помыслы. Сколько счастья приносит нам общение с природой! Какие бессмертные произведения искусства и литературы созданы великими художниками и писателями, вдохновленными картинами родных просторов: полей, лесов, рек! Именно эти мысли возникают у меня под влиянием проникнутых любовью к родной природе строк М. М. Пришвина, который умел видеть в природе «прекрасные стороны души человеческой», ценить и любить ее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  р...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

памятка для написания сочинения-рецензии в 11 классе (25 задание ЕГЭ)

примерный план-схема сочинения с готовыми клише и рекомендациями...

Подготовка к написанию сочинения – эссе по предложенному тексту

Комплексное повторение навыков словообразовательного разбора, орфоэпических произносительных норм; умения находить в предложениях грамматическую основу, определения типов связи в словосочетаниях, умен...

Тексты для подготовки к написанию сочинения (9 класс)

Текты с ФИПИ для написания итогового сочинения....

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...