Рабочая программа по литературе
рабочая программа (литература, 11 класс) по теме

Рябкова Людмила Александровна

Рабочая программа по литературе предназначена для студентов СПО.Программа является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_na_sayt.docx200.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области «Сосенский радиотехнический техникум»

(ГБОУ СПО «СРТ»)

       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

учебной дисциплины

Литература

для специальности:

230115.51Программирование в компьютерных системах

230113.51Компьютерные системы и комплексы

среднего профессионального образования

(базовый уровень)

                                               2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 230115.51 Программирование в компьютерных системах, ФГОС СПО по специальности 230113.51 Компьютерные системы и сети

Одобрено

предметной (цикловой)

комиссией

______________________

Председатель ПЦК

_________________ В.Н. Тишина

Заместитель директора по

учебной работе

______________О.А. Просекова

Авторы: преподаватель

ГБОУ СПО «СРТ»

________________  Л.А. Рябкова

Рецензенты:

______________________

______________________



  1. СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ        ПРОГРАММЫ         УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ         И         ОЦЕНКА         РЕЗУЛЬТАТОВ         ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


стр.

4

5

6

19

20


1.   ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

1.1. Область применения  программы

          Программа         учебной        дисциплины        является        частью основной         профессиональной         образовательной         программы         в соответствии  с  ФГОС  по  специальностям 230115.51 Программирование в компьютерных системах, ФГОС СПО по специальности 230113.51 Компьютерные системы и сети

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3.  Цели  и  задачи  учебной  дисциплины –  требования к  результатам освоения учебной дисциплины:

уметь:


В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

-делать        анализ        поэтических         и        прозаических         текстов,        выразительно пересказывать;

- определять своеобразие произведений, их жанр;

-определять идейно – художественную роль лирических отступлений;

- подтверждать своё мнение текстом романа, повести, стихотворения;

В  результате освоения  учебной  дисциплины обучающийся должен

знать:

-тексты изучаемых произведений;

- роль бытовых деталей в произведениях;

- ключевые понятия: конфликт, пьеса, образ и т.д.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть компетенциями:

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6

. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

1.4. Рекомендуемое  количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 148 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

148

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

118

в том числе:

лабораторные  работы

-

практические занятия

            42

контрольные работы

10

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины         «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы  и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,  курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1.

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ  ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Тема 1.1. Русская

литература второй половины XIX ВЕКА

Русская литературно-критическая и философская мысль.  Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX   ВЕКА. Литературно -  критическая деятельность либералов –  западников        и либералов славянофилов,  издаваемые ими журналы.

2

2


Тема 1.2.  А.Н.

Островский. Краткий

очерк жизни и творчества

Жизнь        и        творчество         Островского,        его         литературно-театральная        деятельность. Тематика пьес.  «Гроза».  Творческая история пьесы,  смысл названия,  конфликт, основные образы.  Обличение самодурства,  невежества и грубой силы.  Конфликт Катерины с «темным царством».  Проблема человеческого достоинства пьесе,  борьба личности  за право свободно жить и любить.  «Гроза»  в русской критике 60-х годов. Гуманизм пьесы. Островский и театр.

6

1,2

Контрольные работы

Сочинение по темам:

Смысл названия пьесы А.Н. островского «Гроза»

Жестокие нравы г. Калинова.

Социальное звучание драмы «Гроза»

2

Тем 1.3.

И.А. Гончаров. Краткий

очерк жизни и творчества (Обзорное изучение)

Очерк жизни и творчества И.А.   Гончарова.   «Обломов».  Полнота и сложность характера Обломова.  Штольц как антипод Обломова.  Обломов и Ольга Ильинская. Роман «Обломов» в русской критике. Роман «Обломов». Художественное мастерство Гончарова         -        реалиста.        Полнота        и        сложность        характера         Обломова.        Поиски положительных начал в русской литературе.  Н.А.   Добролюбов о романе.   Роман

«Обломов» и современность.

4

1

Тема 1.4.

И.С. Тургенев.

Романы Тургенева.

Роман «Отцы и дети».  Отражение в романе общественно-политической борьбы в России в 60  -  70  г.  XIX  века.  Конфликт дворянских либералов и разночинцев- демократов.   Смысл название романа.         Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. Идеально-эстетическая полемика вокруг романа (А.И.   Герцен,   М.А.   Антонович,   Д.И.   Писарев и др.).   Художественное своеобразие романа. Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа. Мировое значение творчества И.С. Тургенева.

4

1,2

Контрольные работы

Сочинение по темам:

Смысл названия романа «Отцы и дети».

Решение проблемы смысла жизни в романе «Отцы и дети».

Трагическая смерть Базарова и ее причины.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение «Ася», «Вешние воды», «Рудин», «Накануне»,  «Стихотворение в прозе»

2

Тема 1.5.

Ф.И. Тютчев.

Выражение        тончайших        движений        человеческой         души        в        поэзии        Тютчева.

Одушевленный мир природы.  Философские раздумья о тайнах мировоззрения и

1

1,2


Стихотворения, например: «Я встретил Вас...», «Эти бедные селенья...», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа...».

человеческого бытия.  Эмоциональная напряженность,  музыкальность и психологизм лирики поэта.  «Тени сизые сместились»,  «Природа-сфинкс»,  «Цицерон»,  «Умом Россию не понять» и др.

Тема 1.6.

Творчество А.А.    Фета. Стихотворения, например: «Еще майская ночь»,         «Облаком волнистым»,                «На железной дороге».

А.А.   Фет -  последовательный сторонник теории «чистого»  искусства.  Природа и человек в природе - главный предмет изображения в лирике поэта.  Музыкальность, изящество стиля,  пластичность образов как средство передачи тончащих движений человеческой души. «Музе», «Шепот, робкое дыхание», «На заре ты ее не буди» и др.

1

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Стихи по выбору наизусть

2

Тема 1.7.

Н.А.  Некрасов.

Стихотворения по выбору: «Поэт и гражданин», «Элегия»,

«Рыцарь на час», «Умру я скоро».

Некрасов о поэте и поэзии.  Народ в лирике Некрасова.  Новаторское изображение крестьянской жизни.  Многообразие крестьянских типов.   Своеобразие восприятия крестьянской общины в лирике Н.А.   Некрасова.  Идеал общественного деятеля в лирике Некрасова.  Стихотворения «Пророк»,  «Памяти Добролюбова».  Поэма «Кому на Руси жить хорошо».  Жанр и композиция поэмы-эпопеи.  Осмысление Н.А. Некрасовым        судеб        пореформенного        крестьянства         -главная        проблема         поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы.  Проблема счастья в поэме.  Образы «народных заступников» в поэме. Сатирическое изображение помещиков. Поэма Н.А.  Некрасова - энциклопедия народной жизни середины XIX века. Краткий очерк жизни и творчества.

2

1,2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо», стихи по выбору наизусть

2

Тем  1.8.

М.Е.  Салтыков-Щедрин. (Обзорное изучение)

Социальное и общечеловеческое в произведениях Салтыкова-Щедрина.   «Сказки для детей изрядного возраста». Сатирическое обличение деспотизма, невежества, власти и бесправия, покорности народа. Жанровое и стилистическое своеобразие произведения. Широкое обобщающее значение щедринских образов. Проблема народа. Современное значение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2

1,2

 Практическое занятие по сказкам С-Щедрина

2


Тема 1.9.

Ф.М. Достоевский

Своеобразие христианского гуманизма Достоевского.  Жанровое своеобразие его произведений. Философская и духовная проблематика романов. Роман «Преступление и наказание».  Философская и идейнонравственная проблематика.  Поиск истины - основа авторской позиции.   Петербург Достоевского как символ равнодушного отношения        к         человеку.        Социальная        функция         городского        пейзажа.        Теория Раскольникова.          Проблема самоценности отдельного  человека и счастья всего человечества.  Социальные и философские корни теории Раскольникова.  Вопрос о целях и средствах.  Трагические противоречия в характере Раскольникова.  «Правда» Раскольникова         и        «правда»        Сони.         Место        и        значение         образа        Свидригайлова. Своеобразие художественного воплощения авторской позиции. Критическая полемика вокруг романа. Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского.

8

1,2

Контрольные работы

Сочинение по темам:

Петербург Достоевского Индивидуалистический бунт Раскольникова Трагедия «маленького человека» в романе.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение романа « Преступление и наказания»

2

Тема 1.10.

Л.Н. Толстой

Духовные искания в годы юности.  Начало творческой деятельности.  Участие в обороне Севастополя.  «Севастопольские рассказы»  -  суровая правда изображения войны.  Общественная,  политическая и педагогическая деятельность Л.Н.  Толстого. Философско-религиозные        работы        Толстого.         Религиозно-эстетические                взгляды Толстого.  Творчество писателя после идейного перелома.  Противоречия писателя. Роман «Война и мир»  -  роман-эпопея.   Своеобразие композиции,   обусловленное многоплановостью тематики и проблематики большим объемом произведения. Творческая история романа. Мысль народная в романе. Народ и личность - одна из главных проблем в романе. Изображение войны (1805 - 1807, 1812 г.). Патриотизм и героизм русского народа в войне 1812 года. Партизанская война в романе. Обличение карьеризма,        лжепатриотизма,        бездуховности                верхушки         светского        общества. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Осуждение войны и бесчеловечной идеи господства одной личности над массами.  Изображение судеб отдельных героев в тесной связи с историческими событиями.  Поиск смысла жизни А. Болконским и П.

10

1-3


Безуховым;        стремление        их        быть        полезными        обществу,        народу;         чувство ответственности  за происходящее и любовь к Родине и народу;    постоянное самоусовершенствование как выражение нравственных идеалов Толстого;  итоги этих поисков.   Любовь и красота,  место женщины в семье и обществе в понимании Л.Н. Толстого.  Женские образы в романе,  духовный мир Элен,  Наташи,  княжны Марьи, нравственные ценности. Картины природы в романе. Мастерство Толстого-художника. Интерес к Толстому в современном мире.

  Контрольная работа.

Изложение «Встреча с дубом» или « Первый бал Натальи Ростовой»

2

Итоговый урок по русской литературе второй половины XIX века

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение романа « Война и мир», «Анна Каренина»

2

Раздел 2.

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Тема 2.1.

А.П. Чехов

Своеобразие        воспроизведения        русской         действительности произведениях А.П. Чехова.  Тема омертвления и гибели человеческой души.  Нравственный выбор героя в рассказе.  «Мелочи жизни»  в изображении А.П.  Чехова.  Особенности

«маленького человека» в прозе Чехова. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах. Пьеса «Вишневый сад». Жанр пьесы. Атмосфера всеобщего неблагополучия в пьесе -        факт повседневного существования людей.        Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы. Проблема соотношения в пьесе старых и нового владельцев сада. Характеристика действующих лиц пьесы. Автор и его герои. Драматургия А.П.   Чехова и Художественный театр.  Роль и мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре XX века.

6

1-3

Контрольные работы

Сочинение по темам:

Размышления Чехова о судьбе России в пьесе «Вишневый сад»

Проблема духовной деградации (по рассказам А.П.Чехова)

Проблема счастья в рассказах А.П. Чехова

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение, анализ пьесы «Вишневый сад», «Ионыч» , « Палата № 6», «Человек в футляре»

2

Тема 2.2.

И.А. Бунин

Проза:  «Господин из Сан-Франциско»,  рассказы из сборника

«Темные        аллеи»        (по         выбору         преподавателя).        Лирико-философское        решение

«мужицкой» темы. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличив фальши

современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством. «Живопись словом»

2

1,2


как характерная особенность стиля И.А.   Бунина.   Лирика:   «Крещенская ночь»,

«Песня»,  «Ночь»,  «Одиночество»  и др.  стихотворения (по выбору преподавателя).

Тонкость         передачи        чувств        и        настроений         лирического         героя,        экономность        и

выразительность художественных средств. Жизнь и творчество в период эмиграции.

Самостоятельная работа обучающихся

Стихи наизусть «Крещенская ночь», «Песня», «Ночь», «Одиночество», чтение 1-2

рассказов из цикла « Темные аллеи»

2

Тема 2.3.

А.И.         Куприн.         Краткий

очерк         жизни                 и творчества                        (с обобщением        ранее изученного)

Традиции русской литературы.   «Гранатовый браслет» или «Олеся».   «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви.  Смысл споров о сильной бескорыстной любви.        Трагическая        история         любви        «маленького        человека».         Желткова        как своеобразный ответ на эти споры. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы.

2

1-3

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»

2

Тема 2.4. А.М. Горький

Раннее творчество А.М. Горького . горький драматург. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.  Споры о человеке в пьеса.  «Три правды»  в пьесе и их трагическое столкновение (Бубнов,    Лука,  Сатин).  Жертвы грязного мира.

6

2

Раздел 3.

ПОЭЗИЯ  «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Тема 3.1. Источники,

сущность и хронологические границы «Русского культурного ренессанса»

Предшественники        символизма.        Теоретические        и        поэтические         самоопределения символизма. Основные черты символизма как философско- художественного течения: его открытия и кризис 1910-х годов. Художественные открытия старших символистов. Творчество В.Я. Брюсов.

2

1

Тема 3.2.

А.А. Блок

Блок и символизм.  Тема Родины в лирике Блока.  Боль и тревога за судьбу России Россия»,         «Коршун»        и др.).         Стремление проникнуть в природу  социальных противоречий старого мира Незнакомка»,  «Фабрика»  и др.)  Тема исторического прошлого в лирике Блока. Надежда на обновление России О доблестях о подвигах, о славе...», «Скифы», цикл стихов «На поле Куликовом»).

Поэма «Двенадцать».  Сюжет поэмы и ее герои.   Философская проблематика и символика поэмы. Сатирические образы старого мира. Неоднозначность финала, образ Христа в поэме.  Своеобразие поэтики А.А.  Блока.  Поэзия А.  Блока - выдающиеся явление русской культуры.  Теория литературы.  Развитие понятия о художественной образности (образ-символ).

2

1


Тема 3.3.

А.А. Ахматова

Ранняя лирика Ахматовой -  лирика любви,  раскрывающая глубину и яркость переживаний поэта,  его радость,  скорбь и тревогу.  Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет:        «Мне голос»,

«Петроград,  1919», сборники «Подорожник»,  «Ашю Domini». Тема любви к родной земле,  Родине,  России.  Интерес к личности поэтессы,  популярность книг «Четки»,

«Белая стая»,  «Подорожник».  Отрицательное отношение официальной критики к творчеству Ахматовой . Обращение к прозе. Пушкинские темы в творчестве поэтессы. Тема сталинского террора,   тема матери,   насильственно разлученной с сыном:

«Уводили тебя на рассвете», «Приговор», «Распятие», «Поэма без героя». Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет:  «Клятва»,  «Мужество»,

«Победителям» и др. Постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946 г). Жесточайший запрет на публикацию стихов А.А.  Ахматовой. Стихотворные переводы Ахматовой. Возвращение официального признания. Тема поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.   Цикл «Тайны ремесла»,   стихи «Муза»,   «Творчество»   и др.   Поэма

«Реквием».  Исторический масштаб и значение происходивших событий в годы террора. Своеобразие лирики Ахматовой. Место творчества А.А.  Ахматовой в истории русской и мировой литературы.

2

1

Тема 3.4.

Жизнь и судьба М.И.

Цветаевой

Начало творческого пути.  Художественное своеобразие творчества Цветаевой.  Тема России,  революции.  Любовная лирика Цветаевой,  ее художественное своеобразие драматический психологизм,  сочетание любовного романа с саркастической нотой обличения мещанской повседневности, уродливых отношений, смещающих истинные человеческие ценности Лебединый стан»).

Жизнь и творчество периода эмиграции.  Возвращение на Родину;   последние годы жизни. Значение творчества Цветаевой в истории русской поэзии.

2

 1


Тема 3.5.        Литература

20-х годов (обзор)

Характеристика литературного процесса 20-х годов.  Литературные группировки и журналы На посту»,   «Красная новь»   и др.).  Политика ЦК РКП(б)  в области художественной литературы в 20-е годы.  Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.  Блок,  А.  Белый,  М.  Волошин»  А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, Г. Адамович, В. Луговской, Н.  Тихонов,  Э.  Багрицкий,  М.  Светлов и др.).  «Крестьянская»  русская поэзия 20-х годов. Чувство сыновьего беспокойства за судьбу родной земли и человека, живущего на ней,  в творчестве С.  Есенина,  Н.  Клюева,  П.  Орешина.  Полемика с поэтами - пролеткультовцами,  преследование рапповской критики.   Смелые эксперименты со словом        в                поисках         поэтического         языка                новой         эпохи.         Разнообразие         идейно художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны Железный поток»  А.  Серафимовича,  «Бронепоезд 14-69»  С. Иванова и др.).  Поиски нового героя эпохи Чапаев»  Фурманова,  «Цемент»  Ф. Гладкова», «Аэлита» А. Толстого и др.). Интеллигенция и революция в литературе 20- х годов Города и годы»  К.  Федина,  «Хождение по мукам»  А.  Толстого и др.). Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М.  Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Становление жанра романа- антиутопии в 20-е годы - свидетельство нарастающей тревоги за будущее Мы»  Е. Замятина,        «Чевенгур»        А.         Платонова).        Гуманистический                пафос        произведений

«возвращенной»        публицистики         Грядущие        перспективы»         М.        Булгакова,

«Несвоевременные мысли»  М.   Горького,   «Письма Луначарскому»   В.  Короленко,

«Окаянные будни» И. Бунина и др.). Боль и тревога за судьбу человека в строящемся

будущем.

2

1

Тема 3.6.

В.         В.         Маяковский.

Краткий очерк жизни и творчества

Поэтическая новинка ранней лирики:   необычное содержание,  гиперболичность и пластика образов, дерзкие метафоры, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности; несовершенство в стихотворениях «Нате!», «Вам!». Поэмы о любви.  Слияние в них страстной мечты и отрицания буржуазного миропорядка Облако в штанах», «Про это» и др.). Обращение поэта к проблемам духовной жизни человека. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Борьба поэта         с        перерожденчеством»,        бюрократизмом        (пьеса        «Клоп»,         «О         дряни»,

«Прозаседавшиеся»). Пьеса «Баня». Условность в разрешении конфликта. Жанр пьесы, протест         против                приспособленчества         и        демагогии.        Переплетение        реального        и фантастического в сатире Маяковского. Злободневность сатиры Маяковского в наши дни. Тема поэта и поэзии.  Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Вступление         к                поэме         «Во         весь         голос».        Образ        поэта-труженика,         поэта-бойца. Новаторство                Маяковского.         Общественное                и        литературное         значение         поэзии Маяковского.  Неоднозначность современного отношения к поэтическому наследию поэта. В.В. Маяковский - продолжатель гражданских традиций поэзии XIX века.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Чтение поэмы «Хорошо»

2

Тема 3.7.

С.А. Есенин

Лирика. Стихотворения «Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо к матери», «Пушкину». Развитие темы родины, поэтизации природы и русской деревни как выражение любви к России.  Тема отчаяния и безнадежности в лирике Есенина. Стремление преодолеть эти настроения (поэма «Черный человек»). Поэма «Пугачев». Тема мятежа.   «Анна Снегина»  -  поэма о судьбе человека и Родины.  Из цикла

«Персидские мотивы». Поэтическое мастерство Есенина.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение стихов есенинского круга: Н.А. Клюева, С.А. Кличкова, П.В. Орешина.

2

Раздел 4.

ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ

Тема 4.1.

Литература 30-х начала

40-х годов (Обзор)

Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в литературе.  Политика партии в области литературы.  Первый съезд советских писателей и его значение. Отражение индустриализации и коллективизации.  Создание нового героя;  проблема взаимоотношений личности и общества в произведениях М. Шолохова, А. Макаренко, Н.  Островского,  Ю.  Крымова,  А.  Корнейчука и др.  Трагедия послереволюционного поколения в 30-е годы и его надежды в произведениях тех лет и в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, А. Платонов и др.). Трагические судьбы писателей и поэтов в

30-х - начале 40-х годов.  Судьба народа в поэзии А.  Ахматовой,  М.  Цветаевой,  О. Мандельштама и др. Развитие сатиры в 30-е годы в творчестве В. Маяковского,  М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Тема исторического прошлого России в творчестве А. Толстого, О. Форш, В. Шишкова и др.

2

1-3

Тема 4.2.

М.А. Шолохов (обзор)

Роман - эпопея «Тихий Дон»  или «Поднятая целина».  Судьба человека на крутых исторических переломах -  основная тема творчества М.А.  Шолохова Осмысление извечных закономерностей народной жизни,  не отмененных войнами;  стремление писателя к общечеловеческим идеалам.   «Тихий Дон»  -  эпическое самопознание истории и народа,   трагедия Григория Мелихова,  ее смысл и значение.  Проблема гуманизма в романе.  Женские судьбы.  Литературные споры о Романе,  своеобразие поэтики романа.   «Поднятая целина».  Создание,  история названия романа.  Судьба крестьянства.  Отражение противоречий коллективизации.  Герои и обстоятельства.

2

1-3


Полемика вокруг романа.   Общественное значение творчества М.А.   Шолохова.

Шолохов - лауреат Нобелевской премии.

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение Б. Можаева «Мужики и бабы», С.Антонов «Овраги», М.А. Шолохова «Судьба человека»

2

Тема 4.3.

М.Д. Булгаков.

Личность писателя,  новизна тематики и направленность его творчества.  Трагическая судьба произведений Булгакова.  Роман «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».

«Белая         гвардия»         -        роман         о        братоубийственной        войне,        о         судьбе        людей        в революционные годы. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив романа. Главный вопрос автора: кто заплатит за напрасно пролитую кровь?  Роман «Мастер и Маргарита». Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики.  Проблема слова и дела в романе. Тема искусства.  Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения. Проблема любви и жизни. Вечные и приходящие ценности (свет и покой,  проповедь и насилие).  Зыбкость человеческого существования.  Тема подвига,   самопожертвования и предательства.  Христианские мотивы                в        романе.                Высокий        гуманистический                пафос                в        произведении. Общечеловеческая ценность творчества М.А. Булгакова.

6

1

Контрольная работа

Изложение с элементами сочинения по творчеству М.Д. Булгакова

2


Тема 4.4.        Литература

периода                 Великой Отечественной войны и первых         послевоенных лет. (Обзор)

Самоотверженное участие советских писателей в Великой  Отечественной войне. Развитие литературных жанров в годы войны,  патриотические мотивы в лирике советских поэтов. Тема любви и дружбы, чувство долга перед Родиной и ненависти к фашистам в поэзии К. Симонова, Н. Тихонова, О. Бергольц, М. Алигер, А. Суркова, М. Исаковского,        П.         Антокольского,        М.        Джалиля и др.         Нравственно-философская направленность публицистики  А.   Толстого,    Л.   Леонова,   И.   Эренбурга и др. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.  Рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы:  «Нашествие» Л. Леонова,  «Русские люди» К. Симонова,

«Фронт» А. Корнейчука. Произведения первых послевоенных лет. Л Леонов «Русский лес».  Проблемы человеческого бытия,  добра и зла,  эгоизма и жизненного подвига, противоборства         созидающих        и        разрушающих        сил.         «Звезда»        Э.         Казакевича,

«Знаменосцы» О. Гончара, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Журбины» В. Кочетова и др.

2

2

Тема 4.5.

А.Т. Твардовский.

Краткий очерк жизни и творчества         (Обзорное изучение)

Тема войны и памяти в лирике Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Лирика « Я убит подо Ржевом...»,  «В тот день,  когда кончилась война»,   «Я знаю, никакой        моей         вины...»,        «Памяти        матери»         и        др.         Стихотворения        по        выбору преподавателя.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Стихи, поэмы «Дом у дороги», «За далью даль», «По праву памяти» (по выбору студентов)

3


Раздел 5.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50-80-Х ГОДОВ.

Тема 5.1. Литературный процесс 50-80-х годов

Гражданственность и публицистичность,         устремленность к правде истории,         к познанию нравственных основ современности.  Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии.  Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова и др. Новые темы,  идеи,   образы в поэзии периода «оттепели».    Особенности языка, стихосложения молодых поэтов шестидесятников. Поэзия, развивающуюся в русле традиций русской классики.

2

1

Тема 5.2. «Окопный реализм» писателей фронтовиков 60-70-х годов. Проза Ю.Бондарева, В. Кондартьева, В.Васильева

Новое осмысление новой тематики в творчестве Ю.        Бондарева,  В.  Некрасова,  К. Воробьева,   В.Быкова.  Человек на войне.   Ю.В.  Бондарев «Горячий  снег»,   В.А. Кондратьев «Сашка».   Авторское решение проблемы человека на войне.    Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

2

1

Тема 5.3.                Поэзия Ю. Визбора,        А.Галича,         Б. Окуджавы,                        В. Высоцкого

Гражданственность и публицистичность,         устремленность к правде истории,         к познанию нравственных основ современности.  Раскованность любовной лирики. Поиски новых форм поэзии. Стихи В.С. Высоцкого, А.Галича поэтов песенников

2

1

Тема 5.4.        Творчество

Н.А.         Заболоцкого.

Стихотворения

Лирика «Завещание»,  «Читая стихи»,  «О красоте человеческих лиц»,  «Гроза идет». Концепция мира и человека в лирике поэта.  Особенности лирического героя его произведений.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Чтение стихотворений по выбору студентов

3

Тема 5.5.

В.М. Шукшин. Рассказы

В.М.Шукшин.        Рассказы        «Одни»,        «Чудик»,         «Миль пардон,                 мадам»,        «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев – «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно -                общественных полюса в прозе Шукшина.        Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

2

1

Тема 5.6. А.И.

Солженицын рассказы,

повести

Стремление        к        осмыслению        драматического        прошлого        России  в        современной литературе.  Новый подход к изображению прошлого в книгах А.  Солженицына. Проблема ответственности поколений,  причины зарождения тоталитарной системы, размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести «Один день Ивана Денисовича»   и в фундаментальном художественном исследовании

«Архипелаг ГУЛАГ».  Мастерство А.И.  Солженицына психолога: глубина характера,

истроко философское обобщение в творчестве писателя.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение рассказа «Захар Калита»  цикл «Крохотки»

2

Раздел 6.

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ  ПРОЗА И ПОЭЗИЯ  80-2000-Х ГОДОВ

Тема 6.1. Творчество В.Астафьева, В.Распутина

Проблема нравственных ценностей в творчестве В.  Астафьева,  В.  Распутина.   В. Астафьев.  Роман «Печальный детектив».  Изображение темного и грязного.  Утрата нравственных ценностей в современном обществе.        В.Г. Распутин.   Повесть «Живи и помни».  Трагедия человека,  оттолкнувшего себя от народа.   Нравственная чистота и самоотверженность русской женщины.   Смысл названия произведения.  Традиции русской классики в повести «Живи и помни». Актуальность нравственных проблем в жизни современного общества в произведениях современных писателей.

2

1

Контрольная работа

2

  Итоговый урок

Итоговый урок

  2

Всего:

148

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования         к         минимальному         материально-техническому обеспечению

Реализация        учебной        дисциплины        требует        наличия        учебного        кабинета

«Литература»;

Оборудование        учебного        кабинета:         посадочные         места        по         количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века ч. 1,2 10 кл. - М.,

«Просвещение» 2000.

2. Под ред. Журавлева В.П. Русская литература XX века ч. 1 11 кл. - М,

«Просвещение» 1997 - 2000.

3. Под ред. Журавлева В.П. Русская литература XX века ч. 2 11 кл. - М,

«Просвещение» 1997 - 2000.

4.Литература: практикум: учебное пособие для студентов ср. проф. уч. завед./ Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Волынова и др.; под ред. Г.А. Обернихиной.-3-е изд.-М.: Издательский дом «Academia», 2008.-272 с.

5.Русская литература ХХ века.Очерки.Портреты.Эссе.Учебное пособие для учащихся 11 класса ср. школы. В 2-х частях. Под ред. Ф.Ф. Кузнецова.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1994.-383с.

Дополнительные источники:

1. Тексты  художественных произведений.

2.Литература: Справочные материалы: книга для учащихся / С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. –М. Просвещение, 1988.-335 с.

3..Под ред.Обернихиной  Г.А. Литература: книга для преподавателя: методическое пособие / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка.-М.:Издательский дом «Academia», 2008.-176 с.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль         и         оценка         результатов        освоения         учебной        дисциплины

осуществляется        преподавателем         в          процессе         проведения         практических занятий        и        лабораторных         работ,         тестирования,         а        также                выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные  умения, усвоенные знания)

Формы  и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь

-делать        анализ        поэтических         и

прозаических текстов, выразительно пересказывать

Тестирование

- определять своеобразие

произведений, их жанр

Устный опрос

-определять идейно –

художественную роль лирических отступлений

Устный опрос

- подтверждать своё мнение текстом

романа, повести, стихотворения

Сочинение

знать

-тексты изучаемых произведений;

Сочинение

-роль        бытовых         деталей        в

произведениях;

Тестирование

-        ключевые        понятия:         конфликт,

пьеса, образ и т.д.

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...