Развитие речи учащихся на уроках-семинарах по литературе
статья по литературе (10 класс) по теме

Селивёрстова Наталия Вениаминовна

Семинарские занятия становятся той формой работы, которая помогает решать многие задачи, стоящие перед школой, в том числе одну из основных метапредметных – развитие устной и письменной речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_elektr._izdanie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Селиверстова Н.В., учитель русского языка и литературы

Гимназия № 261 г. Санкт-Петербург

Развитие речи учащихся на уроках-семинарах по литературе

В основу действующего ФГОС основного общего образования положена новая идеология. Перед школой поставлена задача развития ученика как субъекта познавательной деятельности, который мог бы адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике; критически и творчески мыслить, представлять, где и как можно использовать полученные знания; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культурным уровнем; уметь работать в коллективе, группе, быть коммуникабельным; правильно работать с полученной информацией (уметь отбирать материал, фиксировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), владеть приемами публичного выступления, быть способным к полемике, диалогу с окружающими.

В связи с этим семинарские занятия становятся той формой работы, которая помогает решать многие задачи, стоящие перед школой, в том числе одну из основных метапредметных – развитие устной и письменной речи учащихся.

Семинар – один из видов учебных занятий практической направленности, который развивает прежде всего навыки самостоятельной работы, способствует углублению знаний, пробуждает творческие способности учащихся и готовит их к самообразованию. Такая форма работы, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и обобщениями преподавателя, широко применялась еще в школах Древней Греции и Рима.

Семинар может быть уроком углубленно-аналитического изучения не только конкретного произведения или творчества того или иного автора («Особенности драматургии А.Н. Островского», «Идеологические романы Ф.М. Достоевского»), но и занятием, где рассматривается обширный литературно-культурологический материал. Отсюда и тематическая направленность семинаров: автор и его время («Поэты пушкинской поры», «Гений серебряного века», «Проза 70 – 90-х годов ХХ века», «Литература постмодернизма»); произведение в контексте культуры («Мифы в искусстве», «Слово о полку Игореве» и культура его времени"); образ Петербурга в произведениях русской литературы.

Для достижения учебных целей семинара работа учащихся проходит несколько этапов.

I этап. Предварительная работа.

Знакомство с темой будущего семинарского занятия, распределение творческих заданий, докладов и сообщений, их общая характеристика, исходные требования, рекомендательный список учебной, научно-популярной, критической литературы. На подготовку дается обычно 2 недели.

Среди всего многообразия педагогических технологий на семинаре используется прежде всего технология работы в группах: класс делится на несколько групп, каждая из которых выбирает руководителя и распределяет обязанности по выполнению задания; группа выполняет задание коллективно (совместные репетиции инсценировок, чтение стихов, представление пантомим, создание презентаций); каждый учащийся разрабатывает один из аспектов общего задания; в процессе коллективного обсуждения должно быть выработано общее решение поставленных перед группой задач.

Группа выбирает форму организации своей работы, а о результатах рассказывает либо один из членов группы, выдвигаемый для этой роли по предложению товарищей, либо каждый из участников.

II этап. Проведение семинара

Вступительное слово ведущего (учителя или ученика) о теме, целях данного урока; прослушивание и обсуждение сообщений, выступлений, докладов, инсценировок и т. д.; ответы на вопросы, запись основных выводов в тетрадях; подведение итогов, рефлексия.

О речевом развитии учащихся можно говорить уже на этапе подготовки к семинару. Чтение художественных произведений и критической литературы дает возможность ориентироваться на образцы; монологическая и диалогическая речь развивается не только на самом семинаре, но и во время обсуждения группой формы своего выступления.

На семинаре формируются умения использовать изученные источники в устном выступлении, анализировать и обобщать различные точки зрения критиков, формулировать выводы.

Вполне возможно, что на семинарском занятии возникнет диспут. Это естественно: взгляды, мнения, оценки могут быть различными. А диспут — отличное средство для глубокого и всестороннего уяснения обсуждаемой проблемы: вырабатывается умение аргументированно защищать свою точку зрения или признавать ошибки, если доводы оппонента более убедительны.

Семинар способствует развитию речи каждого участника. В группе задания распределяются с учетом желания и способностей. Одни ученики ответственно подготовят пересказ произведения, другие на основе этого пересказа рассмотрят проблематику, группировку действующих лиц. «Специалист по информационным технологиям» возьмет на себя ответственность создания презентации к выступлению группы. Дети, склонные к театральной деятельности, подготовят инсценировки. Таким образом, никто не останется незадействованным, да и подготовиться придется серьезно: во-первых, выступать нужно будет перед всем классом, во-вторых, плохо подготовленное выступление подведет товарищей, которые должны на этапе рефлексии создать небольшую, но интересную творческую работу (эссе, свободное высказывание).

Следовательно, семинарские занятия активизируют умственную и речевую деятельность ребенка, формируют способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на родном языке, готовить и редактировать тексты, публично представлять изученный материал и собственные результаты работы, вести дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие речи  учащихся на уроках русского языка и литературы...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЫ

Наше общеобразовательное учреждение предполагает обучение школьников и русскому, и родному языку. Следовательно, ученики должны в полной мере владеть обоими языками. Слово, кото­рое звучит дома и вокр...