РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
статья по литературе (11 класс) по теме

Пушкина Наталья Евгеньевна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушкина Н.Е., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории , председатель МО учителей русского

языка и литературы

г. Самара,  МБОУ СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М. И. городского округа Самара.

e-mail: natusia43 @yandex.ru, тел.: 8(846)264-10-39

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Подростковый возраст является одним из самых важных в развитии и формировании личности человека. Именно в этом возрасте происходит существенная перестройка мотивационной сферы личности. Меняется подход к получению знаний, снижается мотивация учения, и на смену познавательной активности приходят внешние мотивы: мотив отметки, мотив материального вознаграждения, статусный мотив ради лидерства и престижа, мотив избегания неудачи. Эти мотивы, как правило, оказывают негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.[3]

Что же необходимо сделать, чтобы каждый учащийся проявил свой познавательный и учебный интерес?

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, от присущих каждому возрасту стремлений, предпочтений, уровня развития. Так учащимся среднего звена нравится совместно обдумывать и обобщать, строить свой творческий поиск, активно вести диалог с учителем и одноклассниками. Поэтому данному возрасту наиболее характерна групповая проектная работа.

В старшем школьном возрасте учебная деятельность- средство реализации жизненных планов, связанных с выбором профессии. Однако, это не значит, что проектная работа по русскому языку и литературе будет обращена только к узкому кругу будущих лингвистов или филологов. В старшем школьном возрасте возникает множество мотивов, которые могут быть удовлетворены через проектную работу по литературе: стремление к личностному самоопределению, самостоятельности, автономности, поиску собственного «Я», речевой рефлексии, потребность в общественном признании своей деятельности. В старшем школьном возрасте приемлемы как групповые, так и индивидуальные проекты. [1]

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Отношение ведущий-ведомый уступают место отношениям партнерства между учителем и учеником. Учитель включен в исследование поставленной задачи на условиях, близких к партнерским: он ведет исследования вместе с учениками. В этих условиях важной становится инициатива учителя в получении учениками новых знаний. Совместный поиск и передача практических навыков определяет общение между учителем и учениками на уровне «коллега-коллега» и «наставник – младший товарищ». Такой тип построения основан на принципе сотрудничества. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку, обеспечивать эмоциональную поддержку в ходе работы, создавать ситуацию успеха для каждого. Меняется психологический климат взаимоотношений. Учитель проводит вместе с учениками экспертизу полученного результата, т.е. развитие умения саморефлексии. А это и есть подлинное сотрудничество. [2]

При реализации методов проекта на уроке я опираюсь на важные теоретические положения о личностно ориентированном обучении, разработанные Д.Б.Элькониным и В.Давыдовым; ребенок творя и исследуя, накапливает опыт « быть личностью».

Среди тенденций современного общества – компьютеризация человеческой жизни. Внедрение ИТК в образовательный процесс способствует развитию познавательной мотивации. Практически каждый ученик имеет определённые навыки работы с компьютером, в сети Интернет, но не умеет использовать полученную информацию в освоении новых знаний.

Поэтому целью учителя является развитие способностей учащихся к использованию Интернет- технологий в учебной деятельности, в частности на уроках русского языка и литературы. Литература как один из предметов художественного цикла содержит в себе большой заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идет душевность и духовность, что определяет ее особую роль и место среди учебных дисциплин. Выбор темы проекта по литературе определяется прежде всего как личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что работа над проектом не только повышает компетенцию учащихся, уровень их способностей, но и стимулирует создание продукта, имеющего значимость для других. Начинаю работу по данной теме с учащимися 5 классов, продолжаю вплоть до11класса. За это время учащиеся научились искать, отбирать, редактировать и оформлять материал для докладов, сообщений и рефератов по русскому языку и литературе, для школьной литературной газеты «Литературное перо» к знаменательным датам и к урокам литературы. Оформлять стендовые выставки и фотовыставки, портретные галереи для уроков и внеклассных мероприятий, самостоятельно готовить презентации на уроки литературы и русского языка с указанием использованных Интернет- ресурсов.

Очень интересен в этом отношении урок литературы в 11 классе, который представляет собой презентацию темы «Авторская песня». В качестве отправной точки работы были взяты слова известного писателя и драматурга Генрика Ибсена: «Владеющий чарами песен, Душой владеет любой». Учащиеся обозначили круг проблем, которые должны были отражены в проекте: является ли авторская песня примером литературно-музыкального искусства, есть ли у авторской песни будущее или это творчество 60-80 годов? Отражаются ли в песнях социальные проблемы или только личностные? Любую ли песню можно назвать бардовской? Близки ли рок и авторская песня? Класс разделился на 3 группы: искусствоведы, литературоведы, артисты. Каждая группа работала по определенной проблеме. Искусствоведы находили определение понятий бард, бардовская песня, работали с биографиями авторов, подготовили интересные отрывки из музыкальных и документальных фильмов «Барды», «Чем больше людей с гитарами», в которых известные признанные барды рассуждали о природе авторской песни. Литературоведы анализировали творчество известных бардов - шестидесятников: Галича, Окуджавы, Отслеживали социальные, нравственные проблемы в творчестве Высоцкого, Визбора, Митяева, Кима. Артисты проникновенно читали стихи, искали нужные и правильные интонации для передачи авторской мысли и пытались сыграть несколько известных песен Высоцкого и Митяева. Ребят очень затронул вопрос о преемственности бардовской песни. Многие ежегодно с родителями отправляются на Грушинский фестиваль, слушают выступления молодых исполнителей, но пока, как утверждают некоторые, им не пришлось услышать сильные песни в духе Высоцкого. Открытием для многих стало творчество современного барда Тимура Шаова, который с присущим ему юмором пишет песни на социально-политические темы и считает, что авторская песня служит базой для возрождения Отечества. Ребята постарались сопоставить бардовскую и роковскую песни и пришли к выводу, что в содержании текстов много общего, разница лишь в манере подачи материала и в силе экспрессии.

Главной оценкой урока стали отзывы учащихся, у которых авторская песня вызвала живой интерес:

«Песни бардов мне понравились, некоторые из них я слушаю и сейчас» (Лапшина Арина,11А)

«Урок произвёл на меня огромное впечатление. Творчество бардов несёт в себе огромный заряд энергии» (Соловьев Александр,11А)

«Урок помог мне иначе посмотреть на авторскую песню. Я узнала, насколько интересно творчество бардов» (Истерикова Ольга,11А).

«Крепкие парни, эти барды! Их мужеству и смелости можно позавидовать!» (Соломко Александр,11Б)

Ребята на уроке познакомились не только с творчеством поэтов-песенников, но и научились работать в группах, защищать свои проекты и презентации, приобрели навыки публичного выступления.

В результате работы по данной теме выпущено 17 выпусков газеты «Литературное перо», 10 стендовых и фотовыставок, около 40 различных презентаций к урокам литературы.

Литература и источники:

1.А.Г.Асмолов , Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. М.: Просвещение , 2011г., 159с.

2.С.В.Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. М.: Просвещение,2011г.,176с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.,192с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей

Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят так...

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Доклад "Развитие познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы"

В докладе рассматриваются средства, при помощи которых можно заинтересовать детей, разнообразить урок....

Статья по теме: "Развитие познавательной мотивации подростков на уроках математики"

Готовых ответов на вопросы: «Что необходимо сделать, чтобы у ребёнка было желание учиться?» или «Как правильно организовать учебную деятельность на уроке?» педагог не сможет на...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие познавательной мотивации обучающихся на уроках математики.

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»              МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА Развитие познава...

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы на тему «Приемы развития познавательного интереса на уроках литературы».

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы «Приемы развития познавательного интереса   на уроках литературы»....