Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Яковлева Светлана Александровна

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса по прогамме Г.И.Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_liter.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематический планирование

Предмет – литература

Класс - 8

№ п.п.

Календарные

сроки

Тема учебного

занятия

Формирование универсальных учебных действий

Диагностика

Знать

Уметь

.1.

Художественное время и художественное пространство  в литературе.

Понятия художественного времени художественного пространства в литературе.

Знать образную природу словесного искусства; уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественны образы.

2.

Роды и виды (жанры) литературы.

Понятия родов и жанров в литературе.

Перефразиро-вать мысль; владеть монологичес- кой и диалогической речью.

I  «Минувшее проходит предо мною..»

(Писатели о прошлом нашей родины)

(20+2+2)

3.

М.Ю. Лермонтов(4)  М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Основные факты творчества М.Ю.Лермонтова. Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора.

Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка.

4.

«Песня про купца Калашникова». Картины быта XIV века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.

Особенности сюжета поэмы, её историческую основу.

Выразительно читать понравивший- ся отрывок. Составить письменную рецензию на любой эпизод «Песни…»

5.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова.

Нравственная проблематика поэмы.

Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя.

6.

Поэма и устное народное творчество. Композиция поэмы, её язык, ритмика.

Особенности композиции произведения.

Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством.

Тестирова-ние

7.

Вн.чт .А.К.Толстой «Василий Шибанов»

О личности писателя, его творчестве, истории создания произведения. Содержание баллады, определение жанра баллады.

Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

8.

Н.В. Гоголь (6+1) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Факты жизни и творчества Н.В. Гоголя, замысел писателя, Понимать роль исторического фона в повествовании.

Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять  главное.

9.

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.

Содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Делать выводы, создавать свои художествен -ные образы.

10.

Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

Особенности боевого товарищества Запорожской Сечи. Её нравы и обычаи.

Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Литературная викторина.

11.

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем.

Содержание понятия « художествен -ной детали» и её значение в произведении.

Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристи-ки персонажа.

12.

Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы.

Понимать глубину конфликта отца и сына, отношение автора к героям.

Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки.

13.

Понятие о литературном характере.

Понятие о литературном характере.

Уметь подбирать эпиграфы для сочинения по повести, формулиро-вать возможные  темы сочинения, определять, какова основная художествен-ная идея повести.

Литературная викторина.

14.

Р.р.Написание контрольного сочинения по повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, уметь выразить своё отношение  к предложен-ным темам. Выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме; сформулиро-вать идею, подобрать цитатный план; аргументиро-вать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

15.

А.С. Пушкин (6+1)

Прошлое Родины, тема Петра I  в творчестве поэта. Поэма «Полтава».

Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания поэмы

Воспринимать и анализировать поэтический текст

16

Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме.

Понятие поэмы как жанра. Значение метафоры в поэтическом тексте Пушкина. Исторический и личный конфликт в поэме.

Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

17.

Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии ,Искры). Роль Мазепы

Содержание поэмы, нравственную проблематику поэмы. Трагические судьбы героев. Роль Мазепы.

Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятель-но проводить исследование художественного своеобразия  в поэме.

18.

Картины Полтавской битвы.

Историческое значение Полтавской битвы, картины полтавской битвы в историческом и художествен-ном аспекте.

Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные  строфы, аргументируя ответ.

19

Сопоставление полководцев – Петра I и КарлаXII.

Петр I  Карл XII во время Полтавской битвы.

Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

Тестирова-ние

20.

Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэт пытается воскресить эпоху Петра, незаслуженно преданную забвению, в поэме  «Полтава», проникнутой гордостью за Отечество.

Воспринимать и анализировать поэтический текст.

21.

Р.р Написание контрольного сочинения по поэме А.С.Пушкина « Полтава».

Содержание и проблематику изученного про

Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, уметь выразить своё отношение  к предложен-ным темам. Выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме; сформулиро-вать идею, подобрать цитатный план; аргументиро-вать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

22.

Н.С. Лесков (4)

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя. «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот. История создания рассказа.

Сведения о жизни писателя. . «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот. История создания рассказа.

Воспринимать и анализировать произведение Самостоятель-но проводить исследование художественного своеобразия  в прозе.

23.

Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Разговорный характер повествования.

Разговорный характер повествования. Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей

Сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа.

24.

Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость, как выражение лучших черт русского народного характера.

Особенности составления характеристики героя.

Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки.

25.

Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга.

Содержание изучаемого произведения; приёмы анализа текста.

Находить при анализе текста изобрази-тельно-выразитель-ные средства.

Тестирова-ние

II «Художник – голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своём времени)

(12+1+4)

26.

И.С.Тургенев (3+1)

И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, с вязанные с «Записками охотника».

О личности писателя, его творчестве, истории создании произведения.

Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Сопоставлять план учебной статьи, выделять главное.

 

27.

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Содержание понятия пейзажа и художествен

-ной детали.

Составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

28.

Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

Особенности составления характеристики героя.

Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки

29.

Вн. чт. И.И.Тургенев. Стихотворения в прозе.

Понятие стихотворения в прозе, время создания, тема-

тику,  жанр стихотворения в прозе.

Проводить анализ текста. Определять жанровое своеобразие.

Литературная викторина

30.

Н.А.Некрасов (3+1)

Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога».

Факты жизни и творчества поэта, историческая основа стихотворения, жанровые особенности.

Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строки, аргументируя ответ.

31.

Историческая основа стихотворения, Гнетущие картины подневольного труда.

Основная проблематика произведения.

Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки

32.

Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор.

Диалоговая речь. Развитие представления о жанре поэмы.

Воспринимать и анализировать поэтический текст.

33.

Вн. чт. Н.А.Некрасов «Орина, мать солдатская»

Особенности поэтических произведений, истории их создания , смысл названий.

Анализировать произведения, находить и определять  роль литературных приёмов, используемых автором для выражения чувств.

Тестиров-ание

34.

М.Е.Салтыков-Щедрин (3+1)

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Жизненный и творческий путь писателя, особенности сюжетов и проблематики

 «сказок для детей изрядного возраста».

Владеть монологичес-кой и диалогической речью.

35.

Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика.

Понятие сатиры, сатирического образа и персонажа, сатирического типа.

Самостоятельно раскрывать сатирический пафос.

36.

Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Гротеск.

Тропы и фигуры в сказке ( гипербола, аллегория).

Выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Тестирова-ние

37.

Вн. чт. М.Е.Салтыков-Щедрин. « Дикий помещик».

Особенности произведения, история создания, смысл рассказа.

Совершенствовать навыки анализа текста.

Тестирова-ние

38.

А.П.Чехов (3+1+1)

А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Личная  и творческая биография Чехова, художественные особенности его рассказов.

Владеть монологичес-кой и диалогической речью.

39.

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества   в рассказе.

Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористичес-кого рассказа.

Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль.

Литературная викторина

40.

Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

Сюжет и образная система рассказа.

Самостоятельно раскрывать сатирический пафос.

41.

Вн. чт. А.П.Чехов «На мельнице».

Роль художествен-ной детали в рассказах Чехова, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.

Анализировать произведения, находить и определять  роль литературных приёмов, используемых автором для выражения чувств.

42.

Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П.Чехова.

Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приёмы построения образа и способы художествен-ной обрисовки образа. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.


III Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

(1)

43.

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П.Полонский. Лирика.

Содержание стихотворений.

Анализировать стихотворения, находить изобразитель-но-выразительные средства.

IV Человек и движение времени

(Тема становления личности)

(14+2+1)

44.

Л.Н.Толстой (6)

Л.Н.Толстой – автор повестей о становлении характера человека. «Детство» (главы из повести)

Основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; содержание рассказа.

Владеть монологичес-кой и диалогической речью

45.

Формирование характера, взглядов Николеньки Иртеньева. Повествование от лица героя-рассказчика.

Формирование характера, взглядов Николеньки Иртеньева.

Анализировать произведения, находить и определять  роль литературных приёмов, используемых автором для выражения чувств.

46.

Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Содержание повести; нравственную проблематику повести.

Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

47.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева.

Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя.

Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль.

48.

Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности.

Проявление чувств героя, беспощадность к себе.

Владеть различными видами пересказа. Строить устные и письменные высказывания.

49.

Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Содержание изучаемого произведения; приёмы анализа текста.

Находить при анализе текста изобразите-льно-выразитель-ные средства.

Литературная викторина

50.

Ф.М.Достоевский(3)

Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики».

Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.

Владеть монологичес-кой и диалогической речью

51.

Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала  в человеке

Содержание повести; нравственную проблематику повести.

Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

52.

Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования

Образную природу словесного искусства, художествен-ную трактовку образа героя

Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль.

53.

М.Горький (5+1)

Максим Горький «Детство». Автобиографическая основа повести.

Автобиографи-ческий характер повести, её содержание, причины поступков героев.

Пересказывать части сюжета, выделять события, которые произвели на душу ребёнка особо тяжкие впечатления.

54.

Активная ненависть писателя  к «свинцовым мерзостям жизни».

Основные сюжетные линии в автобиографической повести и становление характера мальчика. «Свинцовые мерзости жизни» и живая русская душа человека.

С помощью цитат раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни».

55.

Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям.

Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести.

Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом.

56.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького.

Нравственную проблематику повести.

Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Тестирова-ние

57.

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.

Особенности мастерства писателя в изображении быта и человеческих характеров.

Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции.

58.

Р.р. Написание контрольного сочинения по произведениям М.Горького «Детство», «Отрочество».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятель-но, формулиро-вать идею, подбирать цитатный план, аргументиро-вать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

59.

Вн. чт. В.А.Солоухин «Закон набата».

Особенности произведения, история создания, смысл названия.

Совершенствовать навыки анализа текста.

V Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

(1ч.)

60.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Познакомить с личностью и творчеством К.Г.Паустовско-го, раскрыть многогранность его таланта.

Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль.

VI  Перекличка эпох

(4ч.)

61.

Ж.Б.Мольер(2)

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве».

Путь  Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга. Особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт.

Комментиро-вать и анализировать художествен-ный текст.

62.

Обзор содержания комедии.

Основа сюжетной линии, способы раскрытия автором цинизма и самовлюблённости аристократов.

Приёмы создания автором комических ситуаций, их роль в пьесе, составлять характеристику персонажей.

Тестирова-ние

63.

И.А.Крылов (2)

И.А.Крылов «Урок дочкам»

Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения.

Владение монологической и диалогической речью.

64.

Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова.

Содержание изучаемого произведения; приёмы анализа текста. Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова

Выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова.

VII Фантастика. Тема будущего

(3+1)

65.

В.А.Рождественский «Над книгой»

Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения

Совершенствовать навыки анализа текста.

66.

Антуан де Сент-Экзюпери(2)

Сведения о жизни писателя. «Маленький принц».

Жизнь и творческий путь писателя, нравственную проблематику произведения.

Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

67.

Смысл афоризмов в сказке.

Понятие афоризма и его значение в произведении автора.

Приводить примеры афоризмов по тексту сказки.

68.

Вн.чт.  Р.Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко».

Биографические сведения о писателе, поня-тие фантастическо-го рассказа- предупрежде-ния

Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, роль авторских ремарок и приёмов фантастики.

Тестирова-ние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...