Элективный курс по современной литературе
элективный курс по литературе (11 класс) на тему

Тараненко Наталья Викторовна

В курс включены произведения последних двух десятилетий современных писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Современная русская проза»

Работу выполнила Тараненко Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№3» г. Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области.

Русская современная проза

Программа предметно-ориентированного элективного курса для учащихся 10-го класса

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, которым интересна современная русская литература.

Цели элективного курса

-помочь ученику достаточно полно представить современную литературную ситуацию;

-совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного произведения;

-воспитывать любовь к чтению;

-прививать навыки работы с периодикой, литературной критикой;

-формировать и развивать умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-способствовать развитию эстетического вкуса, умению “не тонуть” в бурном море современной литературы.

Задачи курса

-показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;

-совершенствовать навыки анализа произведений современной литературы;

-развивать устную и письменную речь учащихся, помочь им овладеть литературно-критическими жанрами (аннотация, рецензия, эссе, обзор);

-подготовить школьников к выпускному сочинению по современной литературе.

Сложность ситуации состоит в том, что наряду с авторами, чьё творчество стало “классикой” современной литературы, существует два-три десятка имён, оцениваемых литературоведами и критиками весьма неоднозначно. Каждый из них предлагает свои списки произведений. При отборе текстов для данного элективного курса учитывалась литературная и общественная значимость произведения, сложившаяся литературно-критическая его оценка, значение в творчестве писателя, доступность для учащихся.

Некоторые темы данного курса дополняют изучаемый материал по основным программам, что позволит учащимся глубже освоить современный литературный процесс. Программа призвана выполнять просветительскую функцию: представляет развёрнутые биографические сведения о писателях, а также “историю” внехудожественной реальности, связанную с литературным текстом.

Литература рубежа ХХ–XXI веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью творческих поисков писателей, является одним из средств познания меняющейся действительности.

Временные рамки современной русской литературы: 90-е годы ХХ — начало XXI века, то есть по настоящее время. Однако возникает необходимость изучения предпосылок, обусловивших её нынешнее состояние, поэтому программа охватывает период второй половины 80-х годов ХХ века (произведения, написанные позже 1984 года, то есть начиная с эпохи “перестройки” и утверждения “гласности”) — начала XXI века.

Особенность программы в том, что в круг школьного изучения включаются произведения современной литературы, не являющиеся “классическими”, а следовательно, возможны полярные взгляды и мнения. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому ученик в определённой степени должен самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении, отследить влияние на других писателей, наконец, сделать выводы о качественности текста.

Прогнозируемые образовательные результаты программы: понимание учащимися специфики развития современной литературы, умение оценивать современное литературное произведение, используя при этом адекватный литературоведческий инструментарий, высказывать собственное мнение, владеть литературно-критическими жанрами.

Особенностью текстов, включенных в программу, является то, что по своей жанровой природе это, как правило, рассказы и небольшие повести. Такие произведения удобны для текстуального анализа и позволяют сосредоточиться не только на осмыслении содержания, но и на выявлении художественного своеобразия текста.

Представленные в программе произведения принадлежат перу как совсем молодых, так и уже получивших читательское признание авторов.

Структура программы

Литературные традиции и новаторство в литературе. Основные направления современной литературы и ее условность.

 Литература с реалистической доминантой.

 Рождение русского постмодернизма.

 Литература 1990-х — начала XXI века:

 Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе(рассказе)

 Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма.

Межпредметные связи с курсом русского языка осуществляются через выполнение практических работ по анализу текста, включающих в себя анализ языка и стиля автора.

Цели и задачи курса определили и его структуру:

12 часов (из них примерно две трети практических и семинарских занятий, где идёт непосредственный анализ литературных произведений, учащиеся выступают с результатами своих исследований).

Основными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность являются:

-“медленное чтение”;

-самостоятельная работа (исследование предложенных проблем, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно прочитанное произведение);

-работа в малых группах на уроках литературы;

-читательские форумы, круглые столы и конференции;

-анкетирование и социологический опрос.

Тексты, включённые в программу курса, сегодня легко найти в интернете, что облегчает работу учителя и учащегося.

Содержание программы.

1. Вводный урок. Литература конца 90-х – начала XXI (1 час). Развитие художественных и идейно – нравственных традиций современной литературы. Основные направления и тенденции развития. Многоплановость, жанровое многообразие. Современный рассказ, современная повесть.

2. Т. Толстая. «Соня». Художественный мир рассказов Т.Толстой: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. (1ч)

3. О.Ермаков “Последний рассказ о войне, П.Крусанов «Петля Нестерова»(1ч)

Тема  войны в современной литературе. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Героика военных будней. Осмысление подвига и трагедии народа. Психологическая проза, нравственные основы личности человека в трагических коллизиях войны.

4. Ю. Буйда «Ева. Ева.»(1ч)

Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы

5. С.Залыгин "Ирунчик"(1ч) 

Проблема отношений личности и коллектива. Пристальный интерес к сложному духовному миру человека, нравственным основам его характера.

6. С.Алексиевич "Чернобыльская молитва»(1ч)

Экологические и нравственные проблемы современности. Тема любви.

7. В.А.Пьецуха «Жена Фараона». (1ч)

Русский национальный характер, смысл бытия, представление о добре и зле. Ирония. Психологический драматизм.

8. Л.Улицкая «Народ избранный»(1ч)

Социально-философский рассказ. «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство.

9. Л.Петрушевская «Глюк», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка»(1ч)

Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми

1о. О.Павлов «Вниз по лестнице в небеса.(1ч)

Тема неблагополучного детства, уродливости восприятия мира.

11. С.Бабаян «Без возврата. Повесть о ненастоящем человеке»(1ч)

Проблема поиска героя времени. Судьба “растерянного” поколения 90-х годов. Русская интеллигенция в испытаниях времени

12. Д.Рубина «Цыганка»(1ч)

Жизнеутверждающая оптимистическая проза. Образность языка.

Основные виды устных и письменных работ:

Устно: выразительное чтение текста художественного произведения, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, краткий – главы, нескольких глав.

Подготовка характеристики героя или героев.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведения, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема.

Подготовка сообщения, доклада на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью.

Письменно : составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений.

Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на уроке или литературном вечере.

Создание рецензии на прочитанную книгу.

Литература для учащихся

1.Русская литература XX века. Хрестоматия для 11 кл. в 2 ч. /Сост. А.В.Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2002./

2.Русские писатели ХХ века. Библиографический словарь.В 2 ч. /Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998/

3.Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.П, Журавлева. – М.: Просвещение 2002/

4.Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл. В 2 ч. /Под ред. В.В. Агеносова

М. – Дрофа,1998/

5.Тексты художественной литературы.

6.Журнальные публикации:

Залыгин С. Ирунчик. //Роман – газета. 1998 №19

Алексиевич С. Чернобыльская молитва. //Юность.1997 №1

Ермаков О. Последний рассказ о войне//Знамя-1995.-№8

Буйда Ю. Прусская невеста.-М.:Новое литературное обозрение, 1998

Крусанов П.Петля Нестерова//Крусанов П.-СПб.:Амфора, 2002

Павлов О.Вниз по лестнице в небеса//Новый мир.-2003.-№1

Пьецух В. Жена Фараона//Новый мир.-1998-№9

Рубина Д.Цыганка.-М.:эксмо, 2007.

 Щербакова Г. Мальчик и девочка // Новый мир. — 2001. — № 5.

Литература для учителя

1.Изучение литературы ХIХ – ХХ веков по новым программам. Сб. научно – методических статей. Отв. редактор Бодрова Н.А. Самара.

2.Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и внеклассной работе. Книга для учителя. /Сост. Е.П. Пронина.-М.: Просвещение,1998 /

3.Тексты художественной литературы

4.Журнал « Литература в школе»

5.Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Паритет,2001.

6.Шнейберг А.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Элективный курс по русской литературе как технология возникновения пространства для диалога культур»

Доклад содержит опыт апробации и авторские элективные курсы по сравнительному анализу произведений русских, якутских и зарубежных авторов для гуманитарного 9, 10, 11 классов, а также результаты р...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Рабочая программа элективного курса по зарубежной литературе 7 класс

Рабочая программа элективного курса по зарубежной литературе 7 класс...

Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"

Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...

Элективный курс "Основы современной генетики"

Курс «Основы современной генетики» реализуется в рамках предпрофильной подготовки, предназначен для учащихся  9-х классов и рассчитан на 17 часов.В программе  9 класса "Биол...