Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм» Часть 2
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Аракчеева Ирина Валерьевна

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм». Форма урока - интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологии обучения. Интерактивность дает учащимся возможность активно участвовать в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания учащимся:

1. Прочитайте отрывок из статьи А.Крученых и В. Хлебникова «Слово как таковое». Особое внимание обратите на то, что говорят авторы о словотворчестве и композиционных эффектах.

2. Какие мысли возникли у вас по поводу прочитанного?

Учитель. Велимир Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык. Слово можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфем и звуков. Игорь Северянин был признан «королем поэтов». Его неологизмы изысканно доступны, осмысленны, образны, поэт ими не злоупотребляет. (Читается наизусть стихотворение И.Северянина «Я гений – Игорь Северянин…».

Задание учащимся: Обратите внимание на слова на экране. Можно ли понять их значение? Что помогает это сделать?


Учитель. Перед вами стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом» (1910). На первый взгляд, произведение кажется совершенно непонятным. Но, если прислушаться к его звучанию, можно уловить интереснейшую вариацию слов с одним корнем –смех-.

Вроде бы игра неологизмов, демонстрация самовитого (как говорил поэт) слова…

Вопрос учащимся: Какой образ можно представить себе, прочитав это стихотворение?

Учитель. Футуристы не скупились на композиционные и графические эффекты, которыми они визуально воздействовали на читателей.

Одно из самых известных футуристических изданий – книга В.Каменского «Танго с коровами» (1914). Она имеет непривычную пятиугольную форму, напечатана на дешевых комнатных обоях желтого цвета в знак протеста против роскошных буржуазных изданий. ( Кроме того, желтый цвет раздражает.         В. Кандинский писал: «От лимонно-желтого уху больно…»).

Произведение имело подзаголовок «железобетонные поэмы». Железобетон – новый строительный материал ХХ века. Он только еще начинал входить в обиход, и футуристы были в восторге и от этого материала , и от этого слова. Каждая глава поэмы была размером  в одну страницу и выглядела как типографская картинка.

Учитель. Мне бы хотелось выяснить то, какое впечатление произвело на вас творчество футуристов. Сегодня  для выявления  вашего восприятия мы используем метод, который называется «Синквейн».

(1 строка  - 1 существительное (футуризм);

 2 строка  -  2 прилагательных, характеризующих существительное;

 3 строка  -  3 глагола;

 4 строка  -  предложение, содержащее главную идею;

 5 строка  -  обобщение, ассоциация (одним словом).

Учитель. Давайте подведем итог сказанному. Сейчас, с солидной исторической дистанции, можно попытаться оценить роль футуризма в развитии литературы ХХ века. Футуризм не просто развлекал людей (развлекал только недальновидных), строгих ценителей поэзии он

        беспокоил, так как явно разрушал классику.

Яростнее всего против этого направления в искусстве выступали символист  К.Бальмонт и акмеист Н.Гумилев. Очень многие боялись разрушительных импульсов футуристов, культа вседозволенности, анархической силы.

Футуризм был порождением своего времени и отражал те идеи, которые носились тогда в воздухе.

Положительное значение имел эстетический бунт футуристов, способствующий расширению творческих возможностей художников, обновлению поэтического языка. Их эксперимент обогатил поэзию ХХ века. Творчество футуристов влияет на наше восприятие, воздействует на глаз, ухо, логику, воображение, заставляет переживать искусство как проблему.

На мой взгляд, главный урок, который преподносят нам футуристы, таков: непонимание или неполное понимание в искусстве не всегда недостаток, а необходимое условие полноценного восприятия.

Русский футуризм начала ХХ века имеет своих последователей в веке ХXI.

(Звучит песня «Раб страха» в исполнении группы «Ария», ребята знакомятся с репродукциями картин Елены Ремеровой (цикл «Параллельный Петербург»).

IV. Творческая работа учащихся.

Задание: Ответить на один из трех предложенных вопросов (по выбору).

  1. Кому и за что была дана футуристами эпатажная пощечина?
  2. Видите ли вы что-либо положительное в деятельности футуристов?
  3. Способен ли молодой человек, живущий в начале ХХI, воспринять искусство молодых людей, творивших в начале ХХ века?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 6 классе по теме Мировой Океан и его части.

Учащиеся самостоятельно обобщают изученный материал, работают с атласами, заполняют таблицы.   Материал к уроку вызывает интерес к изучению географии....

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм» Часть 1

Урок литературы в 11 классе по теме «Пощечина общественному вкусу». Футуризм». Форма урока - интерактивная лекция с применением мультимедиа-технологии обучения. Интерактивность дает учащимся возможнос...

Урок географии 5 класс по теме «Мировой океан и его части»

Урок разработан в соответствии с современными требованиями в рамках реализации ФГОС. Дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ. Элементы исследования   повышают мо...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Урок географии 6 класс по теме Мировой океан и его части

Конспект урока географии 6 класс по теме "Мировоё Окена и его части"...