«Человек создан для счастья…»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию урок внеклассного чтения по повести А.Лиханова «Солнечное затмение» с использованием идей технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_sozdan_dlya_schastya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя  общеобразовательная школа № 2  с углубленным
изучением отдельных предметов  п. Восточный
Омутнинского района   Кировской области

Конспект урока литературы по теме

«Человек создан для счастья…»

(8 класс)

Подготовила                                                                                                                                          Серебрякова Елена Витальевна,

учитель русского языка  и литературы

высшей  категории

2014

Тема урока:  «Человек создан для счастья…»

Дидактическая цель урока:

создать условия для осмысления учащимися нравственного содержания повести А. Лиханова  «Солнечное затмение» средствами технологии проблемного обучения.

Цели урока:

  • образовательная: способствовать пониманию и осмыслению учащимися идейного содержания и авторской позиции в повести «Солнечное затмение»;
  • развивающая: развивать у учащихся умение формулировать и высказывать собственное мнение по волнующим проблемам, аргументировать его, сравнивать с мнением одноклассников, принимать или отвергать чужую позицию;
  • воспитательная: воспитывать у учащихся понимание того, что они несут ответственность за счастье своей будущей семьи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы урока: частично-поисковый, проблемный.

Формы проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства урока: текст художественного произведения, иллюстративный ряд,  музыкальное сопровождение.

Технологическая карта урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Читает стихотворение И.А.Бунина «Вечер».

Работает со словом «счастье».

Предлагает ответить на вопрос «Какая проблема вытекает из темы и эпиграфа урока?»

Слушают стихотворение, настраиваются на урок.

Выходят на тему урока, эпиграф к нему. Записывают их в тетрадь.

Приходят к выводу:                     «От кого и от чего зависит будущее счастье человека?»

2. Формулирование гипотезы

Формулирует гипотезу: «Верно ли, что у счастливых родителей вырастают счастливые дети, а у несчастных – несчастливые?»

Обсуждают в группах, высказываются «за» и «против».

3. Доказательство гипотезы.

Предлагает обратиться за помощью к повести А. Лиханова «Солнечное затмение», каждой группе выразить с помощью цветовой гаммы настроение после прочтения книги и объяснить его.

Организует работу с текстом повести: смысл названия, анализ эпизода солнечного затмения, рассказ о семье Фёдора и Лены

Выполняют задание учителя.

Объясняют смысл названия повести. Анализируют эпизод и слова Лены: «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце». Говорят о «солнечных затмениях» в семьях героев, а желающие – и  в своей семье.

4. Общий вывод.

Предлагает учащимся обменяться талисманами на счастье.

Задает домашнее задание по уровням:

  1. выписать из повести цитаты по теме урока;
  2. сформулировать уроки нравственности А.Лиханова;
  3. написать страничку дневника «Что такое счастье? Это каждый понимает по-своему…»

Приходят к выводу: «Семьи героев живут трудно. Но считать Федора и Лену несчастными нельзя. Они строят счастье своими руками. Их встреча помогает Федору осознать, что его беды по сравнению с болезнью Лены – ерунда, что он  ответственен за счастье своей семьи…»

Записывают вывод в тетрадь.

Обмениваются, объясняя смысл своего подарка – оберега.

5. Рефлексия

Предлагает учащимся продолжить фразу «Человек создан для счастья…»

Возвращается к началу урока, к стихотворению И.Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Дарит всем присутствующим на счастье смех мягкой игрушки «солнышко».

Продолжают фразу и зачитывают по желанию.

Приложение

  1. Задания для самостоятельной работы при подготовке к уроку
  • Подобрать фотографии на тему «Счастливые моменты жизни моей семьи».
  • Подобрать цитаты, афоризмы, стихотворения, раскрывающие основную мысль повести.
  • Объяснить смысл названия повести, обратившись к тексту произведения.
  • Написать творческую работу «Секреты счастья моей семьи».
  • Приготовить талисман-оберег для одноклассника, объяснив его смысл и значение.

  1. Возможные эпиграфы урока

Человека делают человеком светлые воспоминания детства.

                                                              Ф.Достоевский

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.                                        А. Макаренко

Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей.

                                                                              А. Макаренко

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

                                                                            Ф. Достоевский

В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.

                                                                             Сократ

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

                                                                           И.Тургенев

Человек создан для счастья, как птица для полёта,…только счастье не всегда создано для него.

                                                                           В.Короленко

  1. Стихотворение  И. Бунина «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

  1. Уроки нравственности Альберта Лиханова

  •  Не пасовать перед жизненными трудностями
  • Жить сердцем, а не умом
  • Не проходить мимо чужой беды
  • Делить в своей семье и радости и печали
  • Оставаться человеком в любой ситуации

5.  Стихотворение    Эдуарда Асадова  «Что такое счастье?»

Что же такое счастье?

Одни говорят: «Это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущения».

Другие считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживания.

По мнению третьих, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Конспект урока

  1. Основные проблемы, вскрытие противоречия.

  1. Ученик читает стихотворение И.А. Бунина «Вечер»

2.         Учитель работает со словом счастье

счастье

Быть счастливым – значит быть с частью (хороший человек, умная книга, багополучная семья, верные  друзья…)

  1. Выходим на тему и эпиграф.

Тема

«Человек создан для счастья…»

Эпиграф

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

А.С. Макаренко,  русский педагог

  1. Записываем тему и эпиграф в тетрадь.
  2. Обсуждение вопроса: «Какие проблемы вытекают из темы и эпиграфа урока?»
  • Как научиться быть счастливым?
  • Что поможет нам обрести счастье?
  • Можно ли научиться быть счастливым?
  • Как воспитать человека, чтобы он был счастлив?

  1. Формулирование гипотезы.

  1. Верно ли, что у счастливых родителей вырастают счастливые дети, а у несчастных - несчастливые ?
  2. Ученики и их родители обсуждают гипотезу, высказываются «за» и «против».

«Счастливые»

Плюсы

  • Желание радовать близких
  • Уют
  • Семейное тепло
  • Радость общения
  • Приятные сюрпризы
  • Совместный отдых
  • Уважение, любовь друг к другу
  • Умение радоваться за другого
  • Поддержка, сопереживание в трудную минуту

Минусы

  • Избалованность
  • Ранняя самостоятельность
  • Неумение выстоять перед жизненными трудностями, невзгодами
  • Неумение самостоятельно принимать решения
  • «Слепая» материнская любовь
  • Эгоистичность

«Несчастные»

Минусы

  • Неухоженность
  • Болезни
  • Пьянство родителей
  • Неумение создать свою семью
  • Бедность материальная
  • Бедность духовных отношений

Плюсы

  • Умение преодолевать жизненные трудности
  • Ответственность
  • Отвращение к алкоголю
  • Желание жить лучше, строить по-другому семейные отношения
  1. Слово группам.

  1. Кто прав? Может, в решении нам поможет А. Лиханов и его повесть «Солнечное затмение»?

Слово учителя:

Повесть «Солнечное затмение» необычна  по своему сюжету. Автор на примере жизни главных героев показал судьбы подростков, попавших в трудные жизненные обстоятельства.

 

   Кто главные герои повести? (сообщения восьмиклассников).

Лена - красивая  голубоглазая девочка с золотой косой. Всю свою сознательную жизнь Лена провела в интернате. После перенесённого полиомиелита у неё парализованы ноги, она навсегда прикована к инвалидному креслу-каталке. В интернате она закончила восемь классов, ей приходится пропустить год, так как она заболела воспалением лёгких. У неё замечательные родители: папа – Пётр Силыч, геолог по профессии; мамуля, имеющая техническое образование, готова оставить работу, чтобы всё время быть рядом с Леной. Взаимная любовь, бережное, умное внимание друг к другу отличает членов этой семьи, помогает противостоять несчастью, постигшему их дочь Лену.

   Фёдор – пятнадцатилетний юноша. В его семье беда: пьянство отца и растущий разлад между отцом и матерью. Фёдор мучительно стыдится своего отца, Джона Ивановича из-за его каждодневных выпивок. Стыдится его прозвища «Американец», а то и «дядя Сэм», как его называют приятели – собутыльники за нерусское имя. Стыдится семейных ссор, о которых знают все жители посёлка, большинство которых – старожилы, с детства знающие друг друга. Этот стыд отделяет Фёдора от ровесников, делает его замкнутым и необщительным. Фёдору мучительно жаль отца и мать, до времени постаревшую, измученную семейной бедой. Иногда Фёдор готов впасть в отчаяние, ему хочется закричать:

- Что вы делаете, а? Что вы делаете, взрослые люди?!

   Зачитать со слов: «Отец и мать показались ему жалкими, обиженными, загнанными, и он подумал в отчаянии…» до слов: «он схватил топор….».

   Итак, не одна Лена, и Фёдор отдалён от благополучных людей, оба они страдают.

  • Что объединяет Лену и Фёдора? (не одна Лена, и Фёдор отдалён от благополучных людей, оба они страдают).
  • Каким образом начинается дружба между Леной и Фёдором?
  • В чём сила характера Лены и что помогает бороться со своим горем Фёдору?

   Привлекает необычайная сила духа и мужество Лены, настойчивость в достижении цели, умение принимать смелые решения, оптимизм и жизнерадостность, доброта и огромное желание помочь  ближнему.

   Фёдор борется за счастье своих родителей и за своё счастье. Он кажется взрослее и лучше, чем умудрённые опытом люди. Изменяется его отношение к отцу и матери благодаря нежным, сострадательным чувствам к девушке, сближению Фёдора с её семьей, где царит понимание, уважение, доброта, сердечность.

   

   Итак, ни физическая красота, ни природное здоровье, ни материальное положение родителей не могут избавить человека от беды и боли.

   Отворачиваясь от чужого горя,  человек становится одиноким в собственном несчастье, если оно наступит. И необязательно самому попадать в беду, но чувствовать чужую боль обязательно: не научившись сострадать, невозможно по-настоящему радоваться.

  1. Доказательство гипотезы.

  1. Выразите своё настроение после прочтения книги. Из какой цветовой гаммы соткано солнце вашей группы? Объясните свой выбор.
  2. Смысл названия повести. Работа с эпизодом «Солнечного затмения».
  3. Учащиеся находят и записывают слова Лены: «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце».
  4. Какие «солнечные затмения» были  в семьях героев, есть ли они в вашей семье?

Семья Фёдора

  • Странное имя отца
  • Его алкоголизм
  • Растрата матери
  • Одиночество Фёдора
  • Отношения между отцом и матерью

Семья Лены

  • Постоянный страх родителей за дочь
  • Болезнь Лены
  • Жизнь в разлуке
  • Жестокость и бескомпромиссность Лены
  • Жалость окружающих

Моя семья

  • Частые отъезды отца
  • Дефицит общения
  • Редкий совместный отдых
  • Непонимание
  • Болезнь близких
  1. Ученики делают записи в тетради, говорят о «солнечных затмениях» в семьях героев, а желающие и в своей семье.

  1. Отобрать и зачитать эпизоды, в которых отчуждение Фёдора, его стыд за отца превращаются в желание понять близкого человека и помочь ему.

Почему это произошло? Ведь чаще всего данная ситуация заканчивается полным разрывом отношений, бегством из дома, повторением судьбы родителей.

  1. Встреча Лены и Фёдора в конце повести. Зачитать.

IV. Общий вывод.

  1. Совместными усилиями приходим к выводу:

Семьи героев живут трудно. Но считать Фёдора и Лену несчастными нельзя. Они строят счастье своими руками, как  Ассоль, героиня повести А.Грина «Алые паруса». Встреча с Леной помогает Фёдору осознать, что его проблемы по сравнению с болезнью Лены – ерунда, что он сам отвечает за счастье своей семьи…

  1. Записываем вывод в тетрадь.

  1. Возвращаемся к гипотезе и опровергаем её.

  1. Чтение стихотворения «Счастье» Э.Асадова.

  1. На Руси существовала традиция – обмениваться талисманами – оберегами, которые несли в дом удачу, благополучие, здоровье, счастье.

  1. Ребята обмениваются талисманами на счастье, по желанию объясняя его смысл. В это время звучит песня «Счастье! Что это? Та же птица, Упустишь и не поймаешь…»

  1. Домашнее задание по уровням:
  • выписать из повести цитаты по теме урока;
  • сформулировать уроки нравственности А.Лиханова;
  • написать страничку дневника «Что такое счастье? Это каждый  понимает по-своему…»

8.Ученики продолжают фразу «Человек создан для счастья…» и по желанию зачитывают свои варианты.

9. Учитель благодарит всех за урок.

                                   

Список использованной литературы:

  1. А. А. Лиханов  Солнечное затмение  М.: ООО  Издательский, образовательный и культурный  центр   «Детство. Отрочество. Юность», 2005.
  2.  Литература   Вятского края:   модели учебных занятий по курсу дополнительного образования учащихся  / под ред. Т. В. Кошурниковой.- Киров:   ООО Типография «Старая Вятка»,  2012.
  3. Изучение  творчества  Альберта  Лиханова  в школе.  Методическое пособие:  Е. О. Галицких. - М.: ООО  Издательский, образовательный и культурный центр   « Детство. Отрочество. Юность»,  2009.                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"

презентационное сопровождение к проведённому классному часу...

сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"

успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...

Урок литературы в 8 классе "Человек создан для счастья?" В.Г.Короленко "Парадокс"

Данный урок является вторым после изучения жизни и творчества В.Г.Короленко. Главная задача учителя - вовлечь учащихся в размышления о "назначении жизни"; использовать воспитательные возможности для р...

Презентация "Человек создан для счастья?" В.Г.Короленко "Парадокс"

Презентация к уроку в 8 классе по очерку В.Г.Короленко "Парадокс"...

Сценарий мероприятия по английскому языку "Человек- творец своего счастья"

Мероприятие по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья", УМК М.З.Биболетовой  "Английский с удовольствием", 10 класс....

Человек - творец своего счастья

Не важно, ищете вы свое счастье или готовы создавать его собственными руками, в любом случае вначале нужно понять, ЧТО именно вы хотите получить. Нельзя пойти туда, не зная куда, и взять то, не зная ч...

Урок литературы в 8 классе на тему «Человек создан для счастья…» ( по очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Целью урока литературы по очерку В.Г.Короленко «Парадокс» является раскрытие философской тематики произведения. Обучающиеся не только знакомятся с очерком, но и пытаются определить, в чём ...