Интерпретация понятий «вечного» и «вещного» в творчестве поэтов Кольского Севера
статья по литературе на тему

Хоменко Ольга Викторовна

В статье прослеживается связь фольклора и региональной литературы, выявляются  аспекты восприятия современными региональными авторами морально-этических идеалов русского народа, обосновывается приоритет вечного над вещным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерпретация понятий «вечного» и «вещного» в  творчестве поэтов  Кольского Севера

Смольянинова В.В., учитель русского языка

и литературы высшей категории, МБОУСОШ №7

г. Североморска Мурманской области,

Хоменко О.В., заместитель директора МБОУСОШ №7

г. Североморска Мурманской области,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Понятия «вечного» и «материального» в культуре тесно переплетаются между собой и соединяют человеческое бытие с духовной жизнью. Вечные ценности могут быть представлены в виде материи, как результат творческой активности, направленной на раскрытие богатого духовного мира, переживаний, религиозных предпочтений, этических идеалов и т.п.

Фольклор  - словесное искусство, органически присущее народному быту. «Русский  народ  создал  огромную  изустную  литературу… Она  была  достоинством  и  умом  народа. Она  становила  и  укрепляла  его  нравственный  облик, была  его  исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души  и  наполняла глубоким содержанием всю  его  размеренную  жизнь, текущую  по  обычаям и обрядам, связанным  с  его  трудом, природой  и  почитанием  отцов  и  дедов» [6, 17] .

Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях моделей национального поведения, о неизменности определяющих духовную жизнь нации археотипов – способах связи образов, лежащих в основе творческого понимания мира и передающихся из поколения в поколение. Своеобразие и стабильность менталитета той или иной нации, этническая доминанта, по выражению Л.Н. Гумилёва, базируется на некоей совокупности национальных ценностей, ориентация на которые определяет вектор поведения людей в ситуации исторического выбора [1,324]. По словам Н.О. Лосского, ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого  события, и каждого поступка [4,135].

Ценности, возникшие в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний, упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, соотносятся с представлением об идеале, желаемом или нормативном, придают смысл человеческой жизни.

Духовный опыт народа нашел воплощение в произведениях фольклора. Картина мира, представленная в устном народном творчестве, ориентирует человека в системе ценностей, дает общее направление его стремлениям и жизненным целям.

Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Как указывала В.Н. Телия, оценочный компонент «закодирован» в системе национального языка с помощью существующих в данном социуме критериев оценки…» [7,72].

В.И. Даль создал непревзойденное произведение – сборник пословиц и поговорок, ставший богатейшим кладезем народной мудрости. Работа с данным источником не только обогащает человека знаниями, но и приобщает к национальным корням.

Так, понятия «богатство», «бедность», «деньги» в соответствии с общенациональными установками маркируются в сознании представителя русского этноса как положительной, так и отрицательной оценкой. Отношение к богатству рассматривается с точки зрения праведности и неправедности его возникновения и использования. Однако превалирует негативное восприятие материального богатства: погоня за наживой рождает скупость, приводит к потере разума, к болезням. Зачастую  деньги добываются неправедным путем, поэтому богатый человек вместе с капиталом наживает болезни и перечеркивает, как ни странно, счастливое будущее своих детей.

Эта аксиологическая проекция «наивной» картины мира дополняется программированием той информации, которую мы черпаем из произведений классической литературы, где  противостояние «вечного» и «вещного» является основополагающей чертой русского мировосприятия. Но не все так просто было в «отношениях» этих двух противоположностей. «Вечное» и «вещное» постоянно сталкиваются, переплетаются между собой.

Региональная литература продолжает традиции, заложенные классикой. Поэт Кольского севера, Михаил Зверев, размышляя о жизни, акцентирует внимание читателей на жизненных приоритетах. Уточняя семантику слова «богатство», автор заставляет нас задуматься о мире, о себе, о наших представлениях о жизни: не являемся ли мы пленниками иллюзий, открыты ли мы миру или окружены высоким забором. Поэтические выводы, ставшие афоризмами, легко соотносятся с русскими пословицами. Для М.Зверева приоритетными являются не материальные ценности, а духовные: постоянное стремление к материальному благополучию противопоставляется творческому отношению к жизни, например, красоте звучащего слова: «Прирастает богатство. Созвучия рифм»  [3, 25].

Если сопоставить пословицы из словаря В.И.Даля и афоризмы М.Зверева, то можно заметить еще одну интересную особенность: каждая деталь пословицы несет свою смысловую нагрузку, а у Зверева вещи являются не только одним из способов характеристики владельца, но и становятся самостоятельными, существуют в мире, порабощая хозяина. Так «вещное» заслоняет собой «вечное», лишая его глубокого смысла.

В стихотворении «Пожелание друзьям» красной нитью проходит тема вечности. В понятие «богатство» входят прочитанные книги, друзья, любовь, «непропетые стихи, недописанные строфы», то новое, что перед нами открывает жизнь. В произведении очень трудно, практически невозможно отделить «вечное» от «вещного», эти два понятия тесно переплелись между собой, и читатель уже не в силах понять, где заканчивается одно и начинается другое.

А в лирике другого регионального поэта, В.Соловьева, явно прослеживается антитеза любви и богатства, «вечного» и «вещного»: наличие «дохода, еды и дома» не гарантирует полной жизни, если отсутствует любовь. Не случайно название стихотворения звучит как афоризм: «Где нет любви, там жизни нет»[5, 115]. Для поэта неприемлемы отношения, в которых «Чувства нежные любви все чаще меряют монетой»[5, 140]. Лирический герой В.Соловьева готов довольствоваться малым, не копит богатство. Единственной ценностью для него являются честно прожитые годы:

Живу, как умею, и пусть небогато,

Но с жизнью союз ни за что не предам.

Могу вам отдать, все, что нажил, ребята.

Лишь годы свои никому не отдам»[5, 175].  

Полноценная счастливая жизнь невозможна без  любви:

Ну а счастья – в достатке чтобы.

Чтобы праведно, не греша,

Эта жизнь долговечная длилась,

Чтобы наша живая душа

Наконец-то вовсю налюбилась». [5, 176].

Для лирического героя В.Соловьева приоритетным является «вечное»: «живая душа», полноценная жизнь, одухотворяющая быт любовь.

Обратившись к сборнику «Духовная поэзия Севера», можно отметить, что в стихотворениях В. Евграфова, И. Козлова, Н. Колычева,                А. Попова, В. Рябкова, В. Тимофеева, М. Чистоноговой также раскрываются понятия «вечного» и «вещного». В. Евграфов, например, считает, что материальные ценности «не нажить» «без лукавства», «и если где-то богатеет кто-то, То, значит, стал беднее кто-то  жить…»[2, 9].

И. Козлов говорит о законе жизни, который исказили люди, не приняв заповедь Бога: «Люби!» - сказал Господь. Им всё одно. Любовь к вещам, деньгам, богатству, славе»[2, 19]. Поэт убеждён, что нужно жить иначе.

А Н. Колычев, противопоставляя богатство и бедность, материальное и духовное, преходящее и вечное, заставляет задуматься о милосердии, которое не измеряется деньгами:

Тощий звон ей в ноги падал

Милосердием грошовым.

А глаза искали - взгляда,

А душа просила - Слова! [2, 29].

Милосердие поэт связывает не с «материальной помощью», а со Словом, с духовной поддержкой.

А. Попов тоже размышляет о мире, в котором мы живём, о русских людях, таких талантливых и работоспособных, но почему-то «убогих» и «бездомных»: «Мне горько: на плече твоём сума, В ней хлеб чужой, Что милостыней нажит» [2, 51].

Подводя итог собственной жизни, другой автор, В. Тимофеев, констатируя факт отсутствия материальных благ, обращается к Богу со словами молитвы: «Не отвержи меня от лица Твоего, Сердце чисто созижди во мне»[2, 101].

М. Чистоногова алчных, ущербных отсутствием культуры, духа и веры людей, идущих напролом, ёмко и точно называет «саранчой».

Региональная литература, базируясь на народном восприятии жизненных ценностей, продолжает традиции русской классической литературы, отражая особенности национального мировосприятия.                  Однако в литературе Кольского Севера приоткрывается еще один аспект раскрытия проблемы отношения к материальным ценностям. Рисуя свою модель мира, поэты пытаются показать читателю, что  «вечное» и «вещное» существуют бок о бок, находясь в состоянии своеобразного сосуществования. Но материально обеспеченная жизнь не будет полной, если отсутствует духовная составляющая. По мнению региональных поэтов, богатство не должно приобретаться ради тщеславия, гордыни, так как в этом случае оно ведет к гибели души. Человек может довольствоваться малым, иметь лишь необходимое,  если он способен жить, ориентируясь на духовные ценности.

Таким образом, проанализировав пословицы, произведения классической и региональной литературы, мы пришли к выводу, что культурные достижения народа - это код, позволяющий понять нравственные приоритеты.  

Список литературы

  1. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. СПб. 1992. – 318 с.
  2. Духовная поэзия Севера: Мурманская антология. – М.:Трифонов-Печенгский монастырь: Новая книга.-Ковчег, 2000.- 104 С.
  3. Зверев М. А. Как жизнь … Стихотворения разных лет. Североморск. 2002. —107с. 
  4. Лосский Н. О.  Ценность и Бытие. — М.: АСТ, 2000. — 482с. 
  5. Соловьёв В. Нити тонкие души. Североморск. 2004  
  6. Тарасов А. Б. Какую правду проповедовал Толстой // Литература в школе. — 2003. — № 3. — С. 12−19.   
  7. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / Телия В. Н. – М.: Наука, 1986. – 143 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"

Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...

Вечное и вещное в повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Данная работа представляет презентацию на основе сопоставления двух художников: слова и живописи - А.Иванова и его работы "Явление Христа народу" и повести Н.В.Гоголя "Портрет". В  работе рассмат...

сценарий урока литературы по повести Н.В. Гоголя "Портрет" "Вечное и вещное в искусстве".

Урок литературы является итоговым и рассматривает философский аспект темы призвания художника и роли искусства в мире....

конспект урока Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Конспект урока составлен  для учащихся 6 класса по теме "Интерьер и вещь в доме. Дизайн –средство создания пространственно-вещной среды интерьера. "...

Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская

Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...

Цикл уроков по русской литературе XIX - XXв.в. "Вечное и вещное. Путь к пониманию"

Уроки с применением  кейс-технологии  как метода проблемного обучения на уроках литературы...

Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита

Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита...