Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе. 6 класс.Т.Ф.Курдюмова.68 часов
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Бородина Галина Николаевна

     Данная программа по  литературе 1 вида составлена для 6  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, Программа: «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа не предусматривает разбивку на часы по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_literatura.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 19 станицы Казанская МО Кавказский район

                                                                                                                                                                           Утверждено .                                            

                                                                                                                                                                     Директор школы

                                                                                                                                                                «___»_________2013 год                                                    

                                                                                                                                                                   Солдатенко Н.В.

Рабочая программа по литературе

6 класс

Составитель: Бородина Галина Николаевна

учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная программа по  литературе 1 вида составлена для 6  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, Программа: «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006. Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа не предусматривает разбивку на часы по темам.

      Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2007 

Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006

Основные  цели:

  1. Воспитательные цели:
  • воспитывать любовь к книге как культурной ценности;
  • способствовать воспитанию нравственных качеств личности школьника;
  1. Развивающие цели:
  • развивать эмоциональное восприятие текста;
  • развивать образное и аналитическое мышление и творческие способности учащихся;
  1. Образовательные цели:
  • обучать школьников анализу художественных произведений;
  • способствовать запоминанию основных теоретических понятий: сюжет и герой.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;
  2. продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;
  3. обучать приёмам анализа образа героя (анализ портрета персонажа, его имени, поступков и взглядов, составление речевой характеристики и т.д.);
  4. обучать аргументировано выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;
  5. формировать первичные навыки работы с теорией литературы;
  6. формировать первичные навыки работы со справочными материалами;
  7. способствовать развитию умения создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, «журналы», автобиографии и т.д.);
  8. учить проводить параллель между поступками героя литературного произведения и собственным поведением.

 

Требования к знаниям и умениям учащихся

 Должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образом героев произведений. - литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).

 Должны уметь:

  • характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с сюжетом произведения, а также с происходящими в нём событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
  • воспроизводить сюжет прочитанного произведения;
  • использовать формы диалога, как при чтении художественного текста, так и в процессе обсуждения прочитанного;
  • отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);
  • использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;
  • работать со справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление.

Литература для учителя:

  1. Курдюмова Т.Ф... Учебник - хрестоматия  «Литература в  6 классе в 2-х частях» Дрофа. Москва, 2007 год
  2.  Г.А.Косых «  Поурочное планирование 6 класс»,издательство « Волгоград»,2008 год

Литература для учащихся:

1.Курдюмова Т.Ф. Учебник - хрестоматия  «Литература в  6 классе в 2-х частях»Дрофа. Москва, 2007 год

           Согласовано на МО                                                                      Согласовано                                                                    

   гуманитарного цикла                                                               Зам  директора по УВР        «___»_________2013год                                                          «___»_________2013 год  

                  Башкатова В.Е.                                                                           Бородина Г.Н.                              

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

план

факт

Герой в мире художественного слова

Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри.

«На заставе богатырской»

в/чтение  Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка» Островского

Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы

Р./речи  Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…»

Р./речи  Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…»

В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Лесной царь»

«Вечер», «Дружба», загадки в  стихах.

в/чтение  Баллада В. Жуковского «Светлана».

Незабываемый мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века

Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

в/чтение  Главы из повести Аксакова, посвященные учению детей

С.Аксаков  «Буран». Человек и стихия.

16.

Басни И.А. Крылова. «Два мальчика».

17.

Басня Крылова «Волк и ягненок».

18.

Суровые уроки басен И. Крылова и их мораль.

19

В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Герои и героини дневника Маши.

20

Дневник как жанр художественного произведения.

21

А.С.Пушкин. Годы учения. Лицей.

22

Стихотворения Пушкина «К Пущину», «К сестре», «Товарищам».

23

М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в стихотворениях Лермонтова

24

М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы», «Три пальмы».

25

И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа.

26

Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика.

27

Картины природы как естественный фон рассказов мальчиков.

28

Н.А.Некрасов . Яркость изображения крестьянских детей.

28

Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество»

30

Николенька и его окружение.

31

Формирование взглядов подростка.

32

Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы»

33

Эпизод в художественном произведении.

34

Юношеские рассказы А.П.Чехова. «Хамелеон»

35

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

36

Н.Г.Гарин-Михайловский. Отрывки из книги «Детство Темы»

37

Годы учёбы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.

38

Преодоление героем собственных слабостей.

39

Вн.чт.  М.Твен и его биографические повести «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльбери Финна»

40

Роль дружбы и дружеской заботы о младшем.

41

Т.Х.Уайт «Свеча на ветру». «Король былого и грядущего».

42

Решение вопроса о роли Красоты в жизни человека.

43

Оскар Уайльд  «Кентервильское привидение».

44

Ирония и весёлая пародия как способ борьбы писателя против человеческих заблуждений.

45

Юные герои и воинствующее привидение, их забавный поединок.

46

Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

47

О.Генри. «Дары волхвов».

48

А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

49

Двадцатое столетие. Юный читатель 20 века.

50

М.Эндэ и его «Бесконечная книга»

51

А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника»

52

Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника»

53

в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко

54

А.Блок. И.Бунин. К.Бальмонт. Б.Пастернак.

55

М.Горький «Детство»

56

р/речи   Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде

57

А.С.Грин «Гнев отца»

58

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»

59

в/чтение К.Г.Паустовский. «Телеграмма»

60

 Фазиль Искандер . «Детство Чика»

61

Яркость изображения характера героя.

62

Великая отечественная война в лирике и прозе. К.Симонов «Сын артиллериста»

63

Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва»

64

Урок-концерт.

65

Вн.чт. В.Катаев. «Сын полка»

66

Р/речи. Сочинение «Герой-ровесник.» Подготовка к сочинению.

67

Р/речи. Сочинение - рассуждение

68

Тема защиты природы в литературе. М.Пришвин. В.Бианки.

Контрольно- измерительные материалы:

Приложения

Контрольный тест по творчеству А. С. Пушкина

1.        Какова основная тема повести «Станционный смотритель»?

а)        осуждение детей, забывающих своих родителей

б)        изображение жизни «маленького человека»

в)        реалистическое описание почтовой станции

2.        С какой целью А. С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?

а)        для подробного описания жизни на почтовых станциях

б)        для реалистического изображения действительности

в)        для раскрытия мировоззрения рассказчика, его характера

3.        Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?

а)        ребенка

б)        второстепенный персонаж

в)        человека, не имеющего высокого чина

г)        типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости

4.        Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?

а)        горшки с бальзамином

б)        картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне

в)        кровать с пестрой занавеской

5.        А. С. Пушкин показывает, что люди «порядочного общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя:

а)        сюжет

б)        прямую авторскую характеристику

в)        художественную деталь

6.        Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку, (а-3; 6-2; в-1)

а)        Вырин                1) корит, не оправдывает

б)        Дуня                        2) осуждает, возмущается

в)        Минский                3) сострадает, сочувствует, симпатизирует

7.        Счастлива ли Дуня?

а)        да, потому что она любит Минского

б)        автор не дает прямого ответа

в)        нет, так как благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни

8.        Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»

а)        «цель оправдывает средства»

б)        «чин чина почитай»

в)        «добро всегда победит зло»

г)        «на чужом несчастье своего счастья не построишь»

9.        Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

а)        не хватило мужества

б)        был очень добрым человеком и простил Минского

в)        не знал, как это можно сделать

г)        понимал бессмысленность такой попытки

10.        Что общего у повестей «Метель» и «Станционный смотритель»

а) глубина характеристики героев      

б) социальная проблематика

в) бытописание        

г) сложный сюжет

д)        образ рассказчика

Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова

1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?

а) гражданская тематика;

б)        вольнолюбие;

в) пейзаж;

г) тема одиночества.

2.        Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?

а) одиночества, изгнанничества;

б) бунтарства, стихийного порыва;

в)        непонятости, страдания, тоски;

г)        избранности.

3.        Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю. Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» - и определяет все его творчество.

4.        В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?

а)        тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;

б)        тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;

в)        «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.

5.        Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение«Тучи».

а)        ямб;

б)        хорей;

в)        дактиль;

г)        амфибрахий.

6.        Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?

а)        свободолюбивым порывом;

б)        неразделенностью любви;

в)        непрочностью человеческих отношений;

г)        бунтарством, мятежным неприятием мира.

7.        В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) потребительское отношение человека к природе;

б)        трагическое столкновение красоты с законами бытия;

в)        роковой смысл ропота пальм на Бога.

8.        Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада;                        б) поэма;  

в) сонет;                        г)        элегия.

9) Определите   размер,        которым   написано  стихотворение  «Три  пальмы».

а) ямб;                        б) хорей;

г) амфибрахий;        в) дактиль.

10.        Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?

а)        разлука двух влюбленных;

б)        трагическая непреодолимость одиночества;

в)        неразделенная любовь.

11.        Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?

...Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети, .    

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а)        для создания поэтического колорита;

б)        для сохранения ритма;

в)        для соответствия размеру.

12.        Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?

а)        сопоставления мира чинары и листка;

б)        антитезы двух миров;

в)        стремления к единению.

13.        Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?

а)        листок;                        1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,

неспособность к состраданию;

б)        чинара;                        2) одинокая, бесприютная, скитальческая

жизнь, неприкаянность;

в)        море;                                3) жизнь и смерть.

14.        Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

15.        Что называется стопой в стихотворении?

а)        ударный слог;

б)        безударный слог;

в)        группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких без¬

ударных, повторение которых определяет размер стиха.

16.        Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?

а)        дактиль;

б)        амфибрахий;

в)        анапест;

Тест по произведениям С. Т. Аксакова

1.        Какие сказки были любимыми у героя повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»?

а)        турецкие;

б)        арабские;

в)        русские;

г)        немецкие.

2.        Герой повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» многоедобавлял, пересказывая сказки, потому что

а)        был лживым;

б)        хотел похвастаться;

в)        обладал горячим воображением;

г)        плохо помнил сказки.

3.        Какая примета не относится к описанию начала бурана:

а)        резко похолодало;

б)        животные начали тревожиться;

в)        потянул резкий ветер;

г)        внезапно потемнело.

4.        Герой очерка С. Т. Аксакова «Буран» погибли, потому что

а)        бездействовали;

б)        были слишком самоуверенными и безрассудными;

в)        было слишком холодно;

г)        стали жертвой волков.

Тест по произведению В. Ф. Одоевского

1.        Сколько лет героине книги В. Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши»:

а)        девять;

б)        десять;

в)        одиннадцать;

г)        двенадцать.

2.        Журнал Маше подарили

а) мать;

б)        отец;

в)        брат;

г)        сестра.

3.        Родители Маши считали, что девочка должна прежде всего

а)        красиво одеваться;

б)        быть послушной;

в)        научиться играть на рояле;

г)        приучаться к хозяйству.

4.        почему девочки не хотели дружить с Таней?

в)        с ней был неинтересно;

б) она была заносчива;

и) она была незнатного происхождения;

г) она была нелюдима,

 

Тест по произведению И. С. Тургенева

1.        Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых;                                б) пятерых;

в) шестерых;                                г) семерых.

2.        Самым старшим мальчиком был

а)Ильюша;                        б)Павлуша;

в) Федя;                        г) Костя.

3.        Какой истории не было в рассказах мальчиков:

а) о бабе-яге;                        б) о водяном;

в) о лешем;                        г) о русалке.

4.        Найдите описание Павлуши:

а)        «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б)        «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее».

в)        «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленького роста, сложения тщедушного».

г)        «На вид было не более двенадцати лет», лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».

Тест по произведению Н. А. Некрасова «Осенняя скука»

1.        Найдите для каждого героя «должность», которую он занимал у Ласукова:

а)        Максим;        д) кучер;

б)        Егор;        е) портной;

в)        Антип;        ж) дворецкий;

г)        Дмитрий;        з) повар.

2.        Чего хотел Ласуков?

а)        чтобы крепостные лучше работали;

б)        поехать в город;

в)        вернуться к прежней жизни;

г)        разогнать скуку.

3.        Что за болезнь поразила Ласукова?

а)        ангина;

б)        скука и лень;

в)        отравление;

г)        подагра.        '

4.        Какие обязанности исполнял мальчик в доме Ласукова?

а)        разные мелкие поручения;

б)        был камердинером;

в)        помогал повару;

г)        работал в конюшне.

 

Тест по произведению Л. Н. Толстого «Отрочество»

1.        Какое природное явление описано в повести «Отрочество»?

а)        снегопад;

б)        буран;

в)        гроза;

г)        ураган.

2.        Какой троп отсутствует в предложении: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа»:

а)        гипербола;        -

б)        олицетворение;

в)        эпитет;

г)        сравнение. ..',..

3.        Какой учебный предмет Николенька Иртеньев не любил больше всего?

а)        французский язык;

б)        математику;

в)        географию;

г) историю.

4.        В своих неприятностях Николенька обвинял прежде всего

а)        себя;

б)        брата и сестру;

в)        учителя истории;

г)        Филиппа-кучера.

Тест по произведениям А. П. Чехова

1.        Героиня рассказа А. П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки №  считала, что хорошо провела каникулы, потому что

а) занималась наукой и вела себя хорошо;

б)        веселилась с гостями;

в)        читала любимые книги;

г)        много гуляла.

2.        Герои рассказа А. П. Чехова «Мальчики» хотели добраться до

а)         Мичигана;

б)         Аляски;

в)        Флориды;

г)        Калифорнии.

3.        Действие рассказа «Мальчики» происходит

а)         зимой;

б)        весной;

в)        летом;

г)        осенью.

4.        Что повлияло на решение героев рассказа «Мальчики» убежать в Америку?

а)        плохие отношения с родителями;

б)        неудачи в гимназии;

в)        увлечение книгами Майн Рида;

г)        стремление к подвигу.

Тест по произведению Н. Г. Гарина-Михайловского

1.        Кто привил главному герою повести «Детство Темы» любовь к чтению?

а)        родители;

б)        Иванов;

в)        Данилов;

г)        сам Тема.

2.        Почему Иванов не выдал Вахнова?

а)        пожалел его;

б)        хотел посмотреть, что будет;

в)        был его лучшим другом;

т) не мог преступить правил товарищества.

3.        Кому принадлежала идея побега в Америку?

а) Касицкому;

б)        Карташеву;

в)        Данилову;

г)        их осенило одновременно.

4.        Как восприняли неудачный побег в Америку герои повести Гарина-Михайловского?

а)        в душе надеялись, что он не состоится;

б)        как крушение всей жизни;

в)        рады были, что вернулись домой;

г)        им было жаль, но они чувствовали закономерность провала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе (УМК Меркина Г.С.) 6 класс ФГОС 3 часа в неделю, 2 часа в неделю

Рабочая программа на 2013-14 учебный год и календарно-тематическое планирование ,6 класс, УМК Меркина Г.С. 3 часа в неделю, 2 часа в неделю...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 6 класс. Т.А Ладыженская. 204 часа

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе 2 вида составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для 6 класса, 140 часов, УМК «Английский с удовольствием». Биболетова, Н.Н. Трубанева

Планирование составлено на основе  рабочей программы;Программы курса английского языка  для 2-11 классов УМК «Английский с удовольствием». Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск, Титул, 2010....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку, 105 часов, к УМК «Английский с удовольствием». Биболетова, Н.Н. Трубанева.

Планирование составлено на основе  рабочей программы;Программы курса английского языка  для 2-11 классов«Английский с удовольствием». Биболетова, Н.Н. Трубанева. – Обнинск, Титул, 2010.Приме...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)

Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку,  содержание, структу...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 6 класса. УМК Кузовлев, Лапа, Перегудова. 3 часа в неделю

Данная рабочая программа включает в себя обязательный минимум содержания примерных основных общеобразовательных программ основного общего образования по иностранным языкам и предоставляет учащимся воз...