рабочая программа по литературе 7 класс по УМК под ред.Москвина Г.В
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Красноруженко Ольга Анатольевна

 

Рабочая программа разработана на основе
• Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
• Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Программа составлена на 70 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
В основу седьмого класса заложены следующие теоретико-литературные и методические идеи:
 Представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения.

Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 7 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 7 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.
Понятийный аппарат включает в себя:
 роды и жанры литературы;
 пафос, виды пафоса;
 конфликт;
 композиция;
 стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог).
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temat._lit.7_kl.docx54.84 КБ
Файл poyas.zap_.7_kl.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА

ТИП

УРО

КА

ЭЛЕМЕНТЫ
СОДЕРЖАНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД,

ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ

ДАТА
ПРОВЕДЕНИЯ

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1.

Литература как искусство слова

Урок усвоения новых знаний

Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе. Углубление представления о жанрах. Система жанров. Художественное слово. Художественный образ. Ведущие средства создания художественного произведения (тема, сюжет, композиция, проблема, идея).  Основные способы отображения действительности (эпос, лирика, драма). Жанры литературы.

Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.         

Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)

На основании прочитанного текста учебника стр.5-6 доказывают, что художественное произведение не является зеркальным отражением действительности.

1. Вспомнить, какими тремя способами писатели отражают мир в своих произведениях.

2. Найти в энциклопедии или в Интернете и подготовить доклад об Аристотеле и его значении в истории мировой культуры и науки.

2.

Роды литературы

Урок усвоения новых знаний

Понятия: эпос - эпическое, лирика - лирическое, драма - драматическое. Эпос как род литературы. Основные эпические жанры (былина, героическая поэма, историческая песня, басня, рассказ, повесть, роман).

Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполняют учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.                  

Коммуникативные: строят монологические высказывания, овладевают умениями диалогической речи.

Формирование мотивации к самосовершенствованию. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)

Стр.10, закончить утверждения, используя статью учебника стр.9-10.

1. Подготовить сообщение о Гомере.

2. Вспомнить определение легенды.

3.Найти в энциклопедии или в Интернете что означает слово «апофеоз»; что такое «гомеровский вопрос».

4.Прочитать статью учебника стр.10-13.

3-5.

Гомер.

«Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент

«Одиссей у Циклопа»)

Урок усвоения новых знаний

Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие).

Гомер – величайший поэт древнего мира. «Илиада» – эпическая поэма о Троянской войне. «Одиссея – повествование о долгом пути героя Троянской войны. Гекзаметр.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения.  Устно отвечают на вопросы. Характеризуют героев произведений. Формулируют идею произведений. Формулируют вопросы по тексту произведений.

Познавательные: умеют устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, планируют и регулируют свою деятельность.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Выделить основные события, изображённые в тексте, и составить план.

Стр.30, задание Ж, Ф.

Найти в тексте поэмы вымышленные события и реальные.

Стр. 43, задание Ж.

6-9.

Н.В. Гоголь.

Слово о писателе.

Повесть «Тарас Бульба».

Урок усвоения новых знаний

Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа и Андрия, смысл этого противопоставления.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Воспринимают текст литературного произведения. Составляют план произведения. Устно отвечают на вопросы.

Выразительно читают фрагменты произведения. Характеризуют проблематику повести.

Выявлять проблему и идею произведения.

Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения. Сопоставляют героев произведения. Письменно отвечают на вопрос. Пишут сочинение на тему, связанную с тематикой, проблематикой изученного произведения.

Познавательные: самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию. 

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, к культурам других народов.

Прочитать I-IV главы.

Стр. 130, вопрос 4.

Прочитать IX-XII главы.

Стр.130, задание З.

Стр. 130, задание Ф.

Народный героический эпос. Мифология. Исторические предания. карело-финский эпос. «Калевала» -  русского и финского фольклора. «Олонхо» - якутский

Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставляют литературные произведения. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, планируют и регулировать свою

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-но-нравственной отзывчивости. Использование

Стр. 133, задание Ф.

10.

Внеклассное чтение.

Развитие речи

национальный эпос. «Джангар» - пример калмыцкого героического эпоса. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

деятельность.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.         

 для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)

11.

Лирик как род литературы.

Урок усвоения новых знаний

Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики. Рифма, ритм, размер, строфа.

Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы. Владеют элементарной литературоведческой терминологией.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

Регулятивные: умет выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; понимают русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Определяют тему и жанр лирических произведений, упомянутых в тексте стр.133-134.

 I уровень - стр.134, задание Ф1.

II уровень – стр. 134, задание Ф2.

12.

Ф. Петрарка. Слово о писателе.

Сонет LXXXVII.  

У. Шекспир.  Слово о писателе.

Сонет 130 («Её глаза на звёзды не похожи…»), сонет 66 («Зову я смерть...»)

Урок усвоения новых знаний

Жанр сонета. Виды сонета. «Книга песен» - собрание стихотворений разных жанров. Мысли и чувства в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя.

Выразительно читают стихотворение.

Выявляют художественные особенности произведений.

Выявляют идею произведений.

Устно отвечают на вопросы.

Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Рассказать, что такое сонет.

Стр.137, вопрос 4.

Приготовить выразительное чтение наизусть одного из сонетов (66 или 130) на выбор учащихся.

13-15.

А.С. Пушкин.

Слово о писателе. Стихотворения

«Погасло дневное светило…», «К морю»

Урок усвоения новых знаний

Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее. Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина.

Выразительно читают стихотворения.

Выявляют художественные особенности произведений.

Выявляют идею произведений.

Устно отвечают на вопросы.

Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Стр.145, задание Ф.

Подготовить выразительное чтение стихотворения стр.146-147.

Подготовить выразительное чтение стихотворения стр.151-153.

Стр. 155, задание Ф.

16-19.

Д.И. Фонвизин.

Слово о писателе. Комедия «Недоросль»

Урок усвоения новых знаний

  Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа). Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения.  Находят в тексте незнакомые слова и определяют их значение. Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику пьесы. Выявляют проблему и идею произведения. Выявляют характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения. Сопоставляют героев произведения. Письменно отвечают на вопрос. Пишут сочинение на тему, связанную с тематикой, проблематикой изученного произведения. Инсценируют пьесу.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XVIII века; понимают связь литературных произведений с

эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию.

Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа; умеют понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Найти в тексте стр.156-157 ответ на вопрос: каковы главные темы произведений Фонвизина?

Выделить события, которые являются завязкой, кульминацией, развязкой сюжета пьесы.

Стр. 211, письменно ответить на вопрос: «актуальна ли пьеса в наши дни? Обоснуйте свой ответ».

Стр. 156, задание Ф. – 1 вариант.

Стр.158, задание Ф – 2 вариант.

Стр. 211, задание 3,4.

Задание по группам.

Выбрать самую смешную сцену и самую грустную и подготовить выразительное чтение этих сцен по ролям.

Выучить определения терминов «завязка», «кульминация», «развязка», «конфликт».

Стр. 216, задание Ф.

Подготовить сообщение об Эсхиле.

Прочитать др. греческий миф о Прометее.

 

Эсхил. «Прометей при-кованный «Трагедия Эсхила "Прометей Прикованный». Особенности конфликта трагедии; моральная победа в поединке силы физической и силы духовной.

Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставляют литературные произведения. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулиро-

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Подготовить инсценировку наиболее понравившихся ученикам сцен трагедии.

20.

Внеклассное чтение

Развитие речи

Особенности жанра, элементы строения трагедии.

 вать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев. 

Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа; умеют понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

21.

Пафос литературного произведения

Урок усвоения новых знаний

Понятие о пафосе как идейно эмоциональной оценке мира. Пафос литературного произведения. Восхищение силой духа, людей, защищающих свою родину и веру. Типы пафос (героический пафос; сатирический пафос; нравоучительный пафос).

Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; понимают русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Стр.220, задание Ф.

Прочитать стр.219-222.

22.

Владимир Мономах. «Поучение»

Урок усвоения новых знаний.

Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

Воспринимают текст произведения древнерусской литературы. Формулируют идею произведения. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XVIII века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

Выделить в тексте «Поучения» три части и озаглавить их.

Стр. 233, задание Ж.

Стр. 235, задание Ф.

Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения».

Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа; умеют понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.

источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

23.

М.Ю. Лермонтов.

Слово о писателе. Стихотворение «Бородино».

Урок усвоения новых знаний

Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения. Слово о поэте.  Стихотворение «Бородино». история Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины.

Выразительно читают стихотворение. Выявляют идею произведения.

Характеризуют героя стихотворения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIXвека; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание. самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию.

Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа; умеют понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; понимают русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Провести сопоставительный анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова и поэмы «Полтава» Пушкина.

Выучить стихотворение наизусть и подготовить его вырази2..тельное чтение.

24-26.

В.П. Астафьев.

Слово о писателе.

Повесть «Пастух и пастушка».

Урок усвоения новых знаний

Великая Отечественная война и её художественное осмысление в русской литературе. Любовь и война. Мастерство писателя в изображении картин боя. Образы героев. Своеобразие жанра.

Воспринимают текст литературного произведения.

Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику повести.

Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героев произведения.

Пишут сочинение на тему, связанную с тематикой, проблематикой изученного произведения.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XXвека; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Стр. 242, задание Ф.

Стр. 258, вопрос.

Дописать сочинение.

27-28.

У. Шекспир.

Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

Урок усвоения новых знаний

Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Судьба влюблённых в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл трагического финала.

Воспринимают текст литературного произведения.

Находят в тексте незнакомые слова и определять их значение. Устно отвечают на вопросы. Выявляют проблему и идею произведения.  Выявляют характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека.

Характеризуют героев произведения.  Сопоставляют героев произведения.

Формулируют вопросы по тексту произведения.

Письменно отвечают на вопрос. Инсценируют пьесу.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XVII века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Находят в тексте ответ на вопрос, какое противоречие лежит в основе трагедий Шекспира?

Перечитать акт 5, сцену 1-3.

Стр. 276, вопрос 1.

Выучить и подготовить выразительное чтение монолога из прочитанного отрывка, который произвёл самое большое впечатление. (по выбору учащихся).

29.

А.П. Чехов.

Слово о писателе. Рассказ «Тоска»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество (обзор). Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведения. Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному

Стр. 277, прочитать текст, разделить его на части и озаглавить их.

Стр. 384, задание О 1 или 2 вопрос (на выбор учащихся).

.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

30-31.

Ж.-Б. Мольер.

Слово о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве»

Урок усвоения новых знаний

Жизнь и творчество (обзор).  Комедия «Мещанин во дворянстве». Сатирический пафос комедии. Историко -культурная основа. Образ главного героя. Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Характеризуют проблематику пьесы.

Выявляют характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека.  Характеризуют героев произведения.  Инсценируют пьесу.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XVII века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Стр. 19, задание О.

Провести исследование: на какой эпизод пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» похож прочитанный отрывок комедии «Мещанин во дворянстве»?  указать все схожие и отличительные мотивы в этих произведениях.

Подготовить инсценировку самой смешной (на выбор учащихся» сцены.

32-35.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».

Урок усвоения новых знаний

  Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают фрагменты произведений. Выявляют идею произведений. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения.  Формулируют вопросы по тексту произведений. Пишут сочинение.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Перечитать сказку стр.21-27, ответить на вопрос 1 на стр. 49.

Перечитать сказку на стр.28-38, ответить на вопрос 10 на стр. 49.

Перечитать сказку на стр. 39-49, ответить на вопрос 13 на стр. 49.

Написать сатирическую сказку на основе какого-либо явления окружающей действительности, которое вызывала отрицательные эмоции.

36-38.

А.П. Чехов.

Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон».

Урок усвоения новых знаний

Рассказ Хамелеон». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои).

Воспринимают текст литературного произведения.

Устно отвечают на вопросы.

Выявляют идею произведений.

Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.  

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

        

Ответить на вопрос: что высмеивал чехов в своих ранних произведениях?

Стр.56, задание О.

Стр.61, задание О.

Стр.64, задание О.

39.

Внеклассное чтение.

Урок развития речи.

М.М. Зощенко. «Галоша». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Детские и взрослые рассказы Зощенко. Приёмы создания комического эффекта.

Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным

материалом. Сопоставляют литературные произведения. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

 

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

40.

Темы литературных произведений.

Урок усвоения новых знаний

Тематический анализ литературных произведений. Понятие о «вечных темах» как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия.

Читают и постигают смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умеют ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.                 

Формирование «стартовой» мотивации к обучению. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.)

Стр.69, прочитать статью учебника и выполнить задание З.

41.

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение «Родина».

Урок усвоения новых знаний

Любовь к Родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения.  Устно отвечают на вопросы.

Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                 

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

        

Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.

Подготовить реферат на одну из тем (стр.73).

42.

А.К. Толстой.

Слово о писателе. Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…».

Урок усвоения новых знаний

Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Поэтический мир стихотворений.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают стихотворения. Выявляют художественные особенности произведений.

Устно отвечают на вопросы.   Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                                 

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Стр.79, вопрос 5.

Подготовить доклад на тему «Романсы на стихи А.К.Толстого».

43.

А.А. Ахматова.

Слово о писателе. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля».

Урок усвоения новых знаний

Состояние природы и лирической героини. Меняющийся мир природы. Своеобразие звучания патриотической темы.

Выразительно читают стихотворения. Выявляют художественные особенности произведений. Выявляют идею произведений. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                                 

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.

Стр. 83,84, вопрос 5.

44.

А.С. Пушкин.

Стихотворение

«К Чаадаеву».

Урок усвоения новых знаний.

Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его Родины. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуника-

Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.

Стр.86, задание Ф.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                         

тивных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Подготовить реферат на тему «Жанр послания в русской   и зарубежной поэзии на примере…» (стихотворения для анализа выбрать самостоятельно».

45.

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение

«Дума».

Урок усвоения новых знаний

Жанр думы. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                 

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Найти в тексте статьи стр. 88-89 ответ на вопрос: чем объяснить безразличие к общественной жизни сверстников Лермонтова?

Подготовить выразительное чтение стихотворения стр.90.

Стр.93, задание Ф.

46.

Н.А. Некрасов.

Слово о писателе. Стихотворение «Школьник».

Урок усвоения новых знаний

Юность жизни и будущее Родины. Поэтический мир стихотворения.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения.

Выявляют идею произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                                                         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.

Стр. 97, задание О.

47-48.

А.Т. Твардовский.

Слово о писателе.

Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»).

Урок усвоения новых знаний

«Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают поэму. Выявляют художественные особенности поэмы. Выявляют идею произведения.  Устно отвечают на вопросы.  Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Ответить на вопрос: почему Твардовский вновь обратился к своему герою спустя почти двадцать лет и написал поэму «Василий Тёркин на том свете» (1963)? Объяснить свою точку зрения.

Стр. 121, вопрос 8.

49-50.

Р. Гамзатов. Слово о писателе. Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…». М. Джалиль. Слово о писателе. Стихотворение «Прощай, моя милая». М. Карим.  Слово о писателе. Стихотворение «Бессмертие».

Урок усвоения новых знаний

Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читают стихотворения. Выявляют идею произведений.

Сопоставляют литературные произведения.

Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.

Стр. 128, задание Ф.

51-52.

И.С. Тургенев.

Слово о писателе. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы».

Урок усвоения новых знаний

«Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева прозаика.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы.  Характеризуют проблематику рассказов.

Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека.

Характеризуют героев произведений.  Сопоставляют литературные произведения. Формулируют вопросы по тексту произведений.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

        

Стр. 159, задание Ф.

Стр.143, задание О.

 Работа в паре.

Подготовиться к конференции на тему: «В чём причина успеха «Записок охотника» среди читателей и критиков?»

53-54 .

В.М. Шукшин.

Слово о писателе. Рассказы

«Миль пардон,

мадам», «Микроскоп»

Урок усвоения новых знаний

Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.

Воспринимают текст литературного произведения.

Устно отвечают на вопросы.  Выявляют идею произведений. Выявляют характерные для произведений образы и приёмы изображения человека.  Характеризуют героев произведений.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

        

Стр. 169, задание О.

Стр. 180, задание О.

Стр.181, задание Ф.

55.

Внеклассное чтение.

Урок усвоения новых знаний

А.С. Пушкин.

Поэма «Полтава».

Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставляют литературные произведения.

Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                 

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Провести сопоставительный анализ сцены Полтавской битвы из поэмы Пушкина и стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

Подготовить выразительное чтение поэмы.

56.

П. Мериме.

Слово о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе»

Урок усвоения новых знаний

Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов.

Воспринимают текст литературного произведения в переводе. Устно отвечают на вопросы. Выявляют идею произведения. Характеризуют героев произведения.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

        

Провести сопоставительный анализ новеллы «Маттео Фальконе» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Случай и судьба. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Гуманизм рассказа. Особенности композиции и стиля.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимают текст литературного произведения. Устно отвечают на вопросы. Выразительно

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных

Стр. 208, задание О.

Перечитать рассказ «После бала», разделить его на две смысловые части и озаглавить их.

57-60.

Л.Н. Толстой.

Слово о писателе.

Рассказ «После бала»

Урок усвоения новых знаний

читают фрагменты произведения. Характеризуют проблематику рассказа.  Выявляют идею произведения.

Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека.

Характеризуют героев произведения.  Пишут сочинение.

современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.                 

качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Заполнить таблицу: Каким вы увидели полковника на балу и после бала? (см. открытый класс)                                 

Подготовьтесь к сочинению-рассуждению, подберите три аргумента для размышления над проблемой «Почему полковник никогда не порвёт со злом?» (1 вариант)

 2 вариант сам формулирует проблему и аргументирует ответ на неё.

 Вариант каждый выбирает самостоятельно.

Дописать сочинение.

61-62.

М. Горький.

Слово о писателе. Рассказ «Челкаш»

Урок усвоения новых знаний

Герои ранних рассказов Горького. Тип «босяка». Проблема жизненных ценностей. Реализм и романтизм рассказов.

Воспринимают текст литературного произведения.

Устно отвечают на вопросы. Выразительно читают фрагменты произведения. Выявляют идею произведения.  Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризуют героя произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.                         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Выпишите афоризмы, характеризующие жизненные позиции Гаврилы и Челкаша.

 В рассказе два главных героя. Почему в название автор вынес имя только лишь одного? Письменный ответ на вопрос.

63.

Внеклассное чтение.

Урок развития речи.

В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Устанавливают связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставляют литературные произведения.

Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.                         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Выписать в тетрадь наиболее яркие детали, раскрывающие душевный мир главного героя (его мысли, чувства, переживания, проявление характера), озаглавить эту работу «Душевный мир главного героя». (см. открытый класс).

64-65.

А.С. Пушкин.

Стихотворения

«19 октября», «Арион»

Урок усвоения новых знаний

Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читают стихотворения.

Выявляют художественные особенности произведений.

Выявляют идею произведений. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.                                         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Стр.251, задание О.

Стр.249, вопрос 5.

Познакомиться в специальной литературе или в Интернете с мифом об Арионе.

Выучить наизусть стихотворение «Арион» и подготовить его выразительное чтение.

66.

В.А. Жуковский.

Слово о писателе. Баллада «Светлана».

Урок усвоения новых знаний

Любовь и вера в счастье. Цельность образа героини. Нравственная проблематика. Романтический мир баллады. Художественное мастерство Жуковского.

Подбирают и обобщают дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Выразительно читают балладу. Выявляют художественные особенности произведения. Выявляют идею произведения. Характеризуют героиню баллады.  Устно отвечают на вопросы.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Провести самостоятельное исследование на тему «Роль цвета в балладе Жуковского «Светлана».

Найти в тексте баллады строки, которые могли бы служить подписью к картине К.П.Брюлова на стр. 254 учебника.

Подготовить выразительное чтение баллады.

67.

А.С. Пушкин.

Повесть

«Барышня-крестьянка».

Урок усвоения новых знаний.

«Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Торжество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. Образ героини как идеал автора.

Воспринимают текст литературного произведения.

Устно отвечают на вопросы.  Выразительно читают фрагменты произведения. Выявляют идею произведения.  Выявляют характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Ха рактеризуют   героев

произведения. Формулируют вопросы по тексту произведения.

Познавательные: понимают ключевые проблемы изученных произведений литературы XIX века; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.  

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев; пересказывать прозаическое произведение или отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог.                         

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму пополнения задачи при консультативной помощи учителя; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

        

Попробуйте сами сформулировать жанровые особенности повести как эпического жанра, основываясь на прочитанном материале. (см. открытый класс)

1.Выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Лизу, Алексея, Берестова и Муромского.

2. Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.

68.

А.К. Толстой.

Стихотворение

«Средь шумного

бала, случайно…»

Урок усвоения новых знаний

Мечта о любви: прекрасное и таинственное. Поэтический мир стихотворения. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее.        

Выразительно читают стихотворение. Выявляют художественные особенности произведения. Устно отвечают на вопросы. Определяют стихотворные размеры.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста; понимают связь литературных произведений с эпохой их написания; выявляют заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют читать вслух и понимать прочитанное; воспринимают на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читают и адекватно воспринимают.         

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Выучить наизусть стихотворение и подготовить его выразительное чтение.

Прочитать повесть Б.Л.Васильева «Завтра была война».

69.

Внеклассное чтение

Урок развития речи

Мы помним… (произведения о Великой Отечественной войне).

Устно отвечают на вопросы.

Сопоставляют литературные произведения.

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Задание на лето.

70.

Резервный урок.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе

        Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  

        Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Программа составлена на 70 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

          освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

          овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

          развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

          развитие устной и письменной речи учащихся;

          развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

          воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

Учебная стратегия седьмого года обучения предполагает три ракурса:

          развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущем классе;

          формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;

          учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Программа 7 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 7 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.

В основу седьмого класса заложены следующие теоретико-литературные и методические идеи:

          Представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения.

Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 7 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 7 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.

Понятийный аппарат включает в себя:

        роды и жанры литературы;

        пафос, виды пафоса;

        конфликт;  

        композиция;

        стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог).

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

        использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

        определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

        самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

        поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

        умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

        выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

        умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

        владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

        определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

        умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

        осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

1.        содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

2.        наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

3.        основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

4.        основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

1.        работать с книгой;

2.        определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

3.        выявлять авторскую позицию;

4.        выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

5.        давать характеристику героя;

6.        владеть различными видами пересказа;

7.        анализировать художественный текст;

8.        сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнить его героев.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

             Литература для учителя:

            1.  Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В.,

Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2013.

            2.  Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части /Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

                 2014

             3. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 7 класс. Н.С. Королева. – М.: Вако, 2011

             4. Учение с увлечением: творческие уроки литературы в школе. О.Н. Харитонова. – М.: Феникс, 2011

Литература для учащихся:

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс(Г.В.Москвин.ФГОС)

Рабочая программа по литературе  5 класс(Г.В.Москвин.ФГОС)-68 часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе к учебнику Г.В.Москвина 5 класс ФГОС

Рабочая программа разработана на основеv  Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,v  Программа для общеобразовательных учреждений. Литер...

Рабочая программа по литературе для 9 кл. Москвин.

Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией  Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной.Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....