Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по литературе"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Виктория Николаевна Ганеева

Методическая разработка "Подготовка к ЕГЭ по литературе" представляет собой систему заданий В и С, разработанную для анализа фрагмента текста из романа-эпопеи "Война и мир".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Методическая разработка

«Подготовка к единому государственному экзамену

по литературе (10 класс)»

 

                                                                 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

                                                         

Москва

2014

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1-С2,С5.  

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи-барышни, в гостиной остались Николай и Соня-племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [125] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.

- Да, ma chère, - сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. - Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chère. А уж ему место в архиве было готово, и все. Вот дружба-то? - сказал граф вопросительно.

- Да ведь война, говорят, объявлена, - сказала гостья.

- Давно говорят, - сказал граф. - Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chère, вот дружба-то! - повторил он. - Он идет в гусары.

Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.

- Совсем не из дружбы, - отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. - Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.

Он оглянулся на кузину и на гостью-барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.

- Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? - сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.

- Я уж вам говорил, папенька, - сказал сын, - что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, - говорил он, все поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью-барышню.

Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.

- Ну, ну, хорошо! - сказал старый граф, - все горячится. Все Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, - прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.

Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:

- Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, - сказала она, нежно улыбаясь ему.

Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. - В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно-озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Все оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.

- Как секреты-то этой всей молодежи шиты белыми нитками! - сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. - Cousinage dangereux voisinage, [126] - прибавила она.

- Да, - сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. - Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Все боишься, все боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.

- Все от воспитания зависит, - сказала гостья.

- Да, ваша правда, - продолжала графиня. - До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, - говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. - Я знаю, что я всегда буду первою confidente [127] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то все не так, как эти петербургские господа.

- Да, славные, славные ребята, - подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что все находил славным. - Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chère!

- Какое милое существо ваша меньшая, - сказала гостья. - Порох!

- Да, порох, - сказал граф. - В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить.

- Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору.

- О, нет, какой рано! - сказал граф. - Как же наши матери выходили в двенадцать-тринадцать лет замуж?

- Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? - сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. - Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей... Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.

- Да, меня совсем иначе воспитывали, - сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.

Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.

Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.

- Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что-нибудь необыкновенное, - сказала гостья.

- Что греха таить, ma chère! Графинюшка мудрила с Верой, - сказал граф. - Ну, да что ж! все-таки славная вышла, - прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.

Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.

- Что за манера! Уж сидели, сидели! - сказала графиня, проводя гостей.

  1. К какому литературному направлению принадлежит творчество Л.Н.Толстого, в частности, произведение «Война и мир»?                       Ответ: _______________________________________________
  2. Укажите жанр произведения «Война и мир».                                             Ответ: _______________________________________________                    
  3. Какое средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности, используется в приведённом фрагменте ( «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее»)?                                                                          Ответ: _______________________________________________    
  4. Назовите художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству  («невольная улыбка ножом ревности резала сердце»)                                                                         Ответ: _______________________________________________    
  5. Одним из средств создания образов героев в художественном произведении является  разговор между двумя или несколькими лицами. Как называется такой приём?                                                Ответ: _______________________________________________    
  6. Назовите имя упомянутой в данном фрагменте героини, которая является одной из главных персонажей романа («Да, порох, - сказал граф. - В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить») Ответ: _______________________________________________    
  7. Как называется выразительное оценочное определение («миниатюрненькая  брюнетка», «притворную улыбку»)                   Ответ: _______________________________________________      

  1. Как в данный фрагмент характеризует отношения между родителями и детьми в семье Ростовых?
  2. В каких  произведениях русской классики звучит «мысль семейная»  и в чём эти произведения созвучны «Войне и миру»?

     С5      Как в образе Наташи Ростовой Раскрывается утверждение                                                   Л.Н.Толстого о том, что «сущность её жизни – любовь»?

Список использованной литературы

  1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (вторая половина): 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учрежд. –  4-е  изд. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Толстой Л.Н. Война и мир: Роман в четырех частях. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002.
  4. Хализев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Высш. школа, 1983.

Использованные ресурсы сети «Интернет»

  1. Демоверсии ЕГЭ по литературе 2012,2013гг.: http://old.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

«Методические советы к изучению темы «Литература XVIII в.» в курсе литературы 7 класса. Духовно-нравственные ценности в изучении темы.»

Курсы повышения квалификации«Духовно-нравственная культура  в русской литературе"   2017-2018 уч.год.  Итоговая работа выполнена Полянской Ириной Вадимов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по литературе среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Литературное внеучебное мероприятие "По страницам книг любимых..." проводится в рамках ежегодной Предметной недели русского языка и литературы. Целью данного мероприятия является популяризац...