Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Кочетова Светлана Анатольевна

Календарно-тематическое планирование разработано по программе В.Я.Коровиной, 102 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_11_klass.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

   Календарно-тематическое планирование  составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 кл. под ред. В.Я.Коровиной - М., «Просвещение», 2008 г.

 Программа реализована в учебнике:

Литература. 11 класс. Учебник  для общеобразовательных организаций. В 2 ч. под ред. В.П.Журавлева.– М., «Просвещение», 2013г.

  Методическое пособие: Золотарева И.В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по русской литературе 20 века – М., ВАКО, 2010 г.

Количество часов по программе – 102, из них уроков развития речи – 6, внеклассного чтения – 12.

Литература в 11 классе преподаётся на базовом уровне. Изменения в программу не вносятся. Подготовка к ЕГЭ предполагает изменения в формах контроля. В связи с этим вводятся элементы тестирования формата ЕГЭ. Домашние работы предполагается проводить в виде развёрнутых ответов на проблемные вопросы.      Тематическое планирование составлено в соответствии с методическими указаниями авторов учебника. За основу взята программа литературного образования этого же автора, которая дает возможность учащимся постичь ее внутренние законы, познакомиться с литературным процессом.

   

 Цели литературного образования определяют характер задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:

 - сформировать представление о литературе как искусстве слова;

 - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению художественных произведений:

 - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

 - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений; 
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое  и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику
  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Методы обучения:

  • Объяснительно – иллюстративный
  • Проблемное изложение
  • Частично - поисковый
  • Исследовательский

В учебнике даётся адаптированное к восприятию учащихся 11 класса систематическое изложение курса истории русской литературы ХХ века.        

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс  строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом  важное  значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока.

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Виды контроля

Домашнее задание

1 полугодие

1

03.09

Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века.

Лекция.

Выучить лекцию. Анализ стихотворения Бунина

2

И.А.Бунин Жизнь и творчество.  Лирика И.А.Бунина: философичность, лаконизм и изысканность.

Лекция. Практикум

Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

3- 4

09.09

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обращениям.

Практикум

Прочитать рассказ «Чистый понедельник», ответить на вопросы

5-6

Тема любви в рассказе Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

Беседа

Прочитать рассказ Бунина о любви (на выбор)

7

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

Практикум

Прочитать рассказ Куприна «Поединок»

8

А.И.Куприн Жизнь и творчество.  Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

Лекция Беседа

Анализ рассказа «Гранатовый браслет»

9  

23.09

Проблематика и поэтика рассказа  «Гранатовый браслет».

Практикум

10 Р.Р.

Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И. Куприна

Сочинение

Написать сочинение

11

А.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

Лекция. Практикум

Подготовить характеристики основных героев рассказа

12

30.09

«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

Лекция. Беседа.

Прочитать и проанализировать 1, 2 действия пьесы «На дне»

13

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Письменная работа

Ответить на вопросы по пьесе

14-15

«Три правды» в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

Практикум

Подготовиться к письменной работе по творчеству А.М.Горького

16

Письменная работа по творчеству А.М.Горького

Урок контроля

Тест

17

Русский символизм и его истоки

Лекция.

Выучить лекцию

18

14.10

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика  и стиль произведений Брюсова

Лекция. Беседа.

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

19

Вн.чт.

Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и др.

Уроки внеклассного чтения

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Лекция.

Выучить лекцию. Анализ стихотворения Гумилёва

21-22

21.10

Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва

Лекция. Практикум

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

23 Р.Р.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.

Лекция. Беседа.

Сочинение

Написать сочинение

24

28.10

А.А.Блок Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Лекция. Беседа.

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

25

Тема страшного мира в лирике Блока. «Незнакомка», «Фабрика»

Практикум

Анализ стихотворения

26

Тема Родины в лирике Блока. «Россия», «Река раскинулась», «По железной дороге»

Практикум

Прочитать поэму «Двенадцать», ответить на вопросы

27-28

11.11

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира

Беседа

Чтение наизусть

Выучить отрывок из поэмы

29 Вн.чт.

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев.

Урок внеклассного чтения.

Подготовить сообщение о биографии Есенина

30

18.11

С.А.Есенин Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная», «Письмо матери»

Лекция. Беседа.

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

31

Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом» и другие

Практикум

Анализ стихотворения

32

Любовная тема в лирике С.Есенина

Практикум

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

33

25.11

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни

Практикум

Анализ стихотворения

34 Вн.чт.

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Урок внеклассного чтения.

Анализ стихотворения

35

Литературный процесс 20-х годов

Лекция.

Конспект статей учебника

36-37

02.12

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

Семинар

Сообщения о поэтах 20-х годов

38

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира

Семинар

Подготовить сообщение о биографии Маяковского

39-40

09.12

В.В.Маяковский Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Сатирический пафос лирики

Лекция Беседа.

Выучить лекцию. Анализ сатирического стихотворения

41

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Практикум

Чтение наизусть

Выучить стихотворение

42 Р.Р.

16.12

Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского

Беседа

Сочинение

Домашнее сочинение

43

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

Лекция

Выучить лекцию

44-45

М.А.Булгаков Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

Лекция Беседа

Ответы на проблемные вопросы

46-47

История создания, проблемы и герои  романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Беседа Практикум

Ответы на проблемные вопросы

2 полугодие

48-49 Р.Р.

13.01

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа. Домашнее сочинение по творчеству М.А.Булгакова

Практикум

Сочинение

Домашнее сочинение

50 -51 Вн.чт.

А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован»: обзор

Урок внеклассного чтения.

Подготовить сообщение о биографии Ахматовой

52

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики

Лекция. Практикум

Чтение наизусть

Одно из стихотворений наизусть

53

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

Практикум

Чтение поэмы «Реквием»

54-55

20.01

Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.

Практикум

Анализ стихотворения Мандельштама

56-57

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта

Лекция. Практикум

Выучить лекцию

58-59 Р.Р.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой. Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой

Лекция. Практикум

Сочинение

Сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой

60

03.02

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

Лекция.

Анализ рассказа (на выбор)

61-62

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа

Беседа

Ответ на проблемный вопрос

63-64

10.02

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

Беседа

Анализ эпизода

65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

Беседа

Анализ эпизода

66

17.02

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»

Практикум

Ответ на проблемный вопрос

67 Р.Р.

Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова

Урок контроля

Сочинение

Сочинение по творчеству М.А.Шолохова

68

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Практикум

Анализ стихотворения

69

25.02

Литература второй половины 20 века. Поэзия 60-х годов

Лекция. Беседа

Чтение повести (на выбор)

70-71

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. В.Быков, Ю.Бондарев

Семинар

Анализ повести В.Быкова (на выбор)

72-73

А.Т.Твардовский Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны

Лекция. Практикум

Чтение наизусть

Одно из стихотворений наизусть

74-75

10.03

Б.Л.Пастернак  Жизнь и творчество.  Философский характер лирики. Основные темы и мотивы поэзии

Лекция. Практикум

Чтение наизусть

Одно из стихотворений наизусть

76-77 Вн.чт.

Б.Л.Пастернак Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

Урок внеклассного чтения.

Ответ на проблемный вопрос

78-79

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»

Лекция. Беседа

Составить план повести

80 Вн.чт.

01.04

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

Урок внеклассного чтения.

Анализ рассказа Шаламова (на выбор)

81

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

Лекция. Практикум

Чтение наизусть

Одно из стихотворений наизусть

82

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба»

Лекция. Беседа

Ответить на проблемные вопросы по роману «Печальный детектив»

83

07.04

В.П. Астафьев. Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»

Беседа

Ответить на проблемные вопросы по повести «Прощание с Матёрой»

84-85

В.Г.Распутин Нравственные проблемы произведений «Прощание с Матёрой»

Беседа

Ответить на проблемные вопросы по повести «Обмен»

86

14.04

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

Лекция. Беседа

Ответ на проблемный вопрос

87

Темы и проблемы современной драматургии А.В.Вампилов «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

Лекция. Беседа

Анализ стихотворений Бродского

88

И.А. Бродский Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта

Беседа. Практикум

Подготовить сообщение о творчестве А.Галича, Ю.Визбора, В. Высоцкого (на выбор)

89 Вн.чт.

21.04

Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В. Высоцкого

Урок внеклассного чтения.

Чтение наизусть

Одно из стихотворений наизусть

90

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций

Практикум

Чтение наизусть

Одно из стихотворений наизусть

91 Вн.чт.

Их литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни

Урок внеклассного чтения.

Анализ стихотворений

92 -93

28.04

Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет

Лекция.

Выучить лекцию

94-95 Вн.чт.

05.05

Д.Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы.

Урок внеклассного чтения.

Выучить лекцию

96 Вн.чт.

Т.С. Элиот Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока» Многообразие мыслей и настроений стихотворения.

Урок внеклассного чтения.

Ответ на проблемный вопрос

97 Вн.чт.

12.05

Э.М.Ремарк «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя

Урок внеклассного чтения.

Выучить лекцию

98 Вн.чт.

Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

Урок внеклассного чтения.

Ответ на проблемный вопрос

99

Проблемы и уроки литературы 20 века

Семинар

Лекция

Выучить лекцию

100-102

19.05

Консультации по подготовке к экзаменам

Консультации

Подготовиться к консультации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...