Урок в 8 классе "Пейзажные зарисовки в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Медведева Вера Алексеевна

В презентации представлен план урока, основные вопросы темы, результаты проектной деятельности учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_literatury_v_8_klasse.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)

Слайд 2

(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова) Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное. Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов». Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint .

Слайд 3

1. Повторение: проверка знания текста Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме). Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения? Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?

Слайд 4

2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок. Ты хочешь знать, что видел я На воле? – пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! В ущелье там бежал поток. Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходит И взором ласточек следил, Когда они перед дождём Волны касалися крылом.

Слайд 5

И было всё на небесах Светло и тихо. Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко… Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив; Лишь серебристой бахромой Вершины цепи снеговой Вдали сверкали предо мной Да в берега плескал поток.

Слайд 6

Когда я стану умирать, И верь тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Азалий белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт, Пришлёт с прохладным ветерком… И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отёр внимательной рукой С лица кончины хладный пот И что вполголоса поёт Он мне про милую страну… И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..

Слайд 7

3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы? Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира? Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?

Слайд 8

4. Исследование текста (письменная работа) Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках? Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему? Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг? Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?

Слайд 9

5. Творческая работа (в графическом редакторе) Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.

Слайд 10

Результат проделанной работы: Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»

Слайд 11

Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял

Слайд 12

Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…

Слайд 13

Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив

Слайд 14

Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

Слайд 15

После просмотра творческих работ: Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов? Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.

Слайд 16

Вид Тифлиса

Слайд 17

Окрестности селения Караагач

Слайд 18

Вид Пятигорска

Слайд 19

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета

Слайд 20

Крестовый перевал

Слайд 21

6. Итог урока Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя? Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?

Слайд 22

Домашнее задание Указать композиционные части поэмы. Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.

Слайд 23

Автор работы: Медведева Вера Алексеевна, учитель литературы МОУ «СОШ № 5» города Бийска Алтайского края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "А. Блок поэма "Двенадцать" в 11 классе.

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса  рассматривает образ Чичикова с то...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект и презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души"

Презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя" и конспект урока. Тема урока: История создания поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.Цель урока:-углубить знания учащихс...

"Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?"....

Урок литературы в 10 классе. Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".Развивать умение коллек...

Конспект метапредметного урока в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с использованием элементов ТРКМ Свобода – залог счастья (характеристика образа Мцыри, героя одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова)

Раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, проникнуть в замысел автора ...