Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с точки зрения основ предпринимательства, этики и морали предпринимательства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 9-м классе (литература + экономика) по теме:
«Предприниматель или приобретатель?»
(по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)
2 часа
Михайличенко М.С., учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория;
Пожидаева С.С., учитель экономики,
высшая квалификационная категория.
Цель: рассмотреть образ Чичикова с точки зрения основ предпринимательства, этики и морали предпринимательства.
Задачи:
1)образовательные:
- актуализация знаний по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»;
- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала;
- усвоение, повторение следующих понятий: предпринимательство, предприниматель, этика и мораль предпринимательства.
2) развивающие:
- научить оценивать экономические отношения на примере классических произведений;
- развитие исследовательских способностей;
- формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- формирование рефлексивных умений.
3) воспитательные:
- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
- соотнесение своей позиции с позицией другого;
- выражение своего отношения к содержанию произведения;
- на примере поведения героев воспитание законопослушных граждан, осознанно участвующих в жизни общества и знающих свои права и обязанности;
- воспитание читательской культуры учащихся.
Методы и приемы: 1) по источнику получения знаний:
- практические (упражнения);
- слайдовая презентация «Предприниматель или приобретатель?»;
- наглядные (текст художественного произведения).
2) по уровню активности познавательной деятельности:
- развитие умений видеть проблемы;
- развитие умений классифицировать;
- развитие умений наблюдать;
- развитие умений высказывать суждения;
3) способу подачи материала:
- индуктивно-дедуктивные.
4) по способу организации деятельности:
- парная,
- фронтальная.
Оборудование к урокам:
- раздаточный материал:
Таблица «Качества, важные для успеха предпринимателя»;
Таблица «Этика и мораль предпринимательства»(Приложение №3);
Тест «Предпринимательский кодекс»(Приложение №1);
- интерактивная доска;
- памятки «Правила работы в группе», «ПОПС-формула» (Приложение №2);
- текст произведения Н.В.Гоголь «Мёртвые души»;
Литература:
1. Гоголь Н.В. «Мёртвые души». Издательство «Детская литература». - Москва, 1969.
2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р.С.Белоусов, Д.С.Докучаев. – М.: ООО «Издательство АСТ», Олимп, 1996. – Стр. 343-361.
3. Райзберг Б.А.Основы экономики и предпринимательства. – М.: Просвещение, 1995.
4. Абрамов Ю.А., Демин В.Н. 100 великих книг. – М.: Вече, 2001.
5. «Мёртвые души». Опыт современного прочтения. Приложение к газете «1 сентября», №13/ 2004.
6. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М., 2008.
7. Ожегов С.И. «Толковый словарь».
Ход урока:
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя литературы:
- Рассмотреть образ поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Чичикова с точки зрения основ предпринимательства, этики и морали предпринимательской деятельности.
Поможет нам разобраться в этих экономических понятиях учитель экономики.
- Блок «Экономика»
Мотивационный этап «Мозговой штурм».
Создание кластера «Предпринимательство» (работа на интерактивной доске).
Предпринимательство – это деятельность, направленная на извлечение прибыли.
3. Слово учителя экономики:
Предприниматель всегда действует от своего имени и работает на свой страх и риск. Он должен предвидеть все возможные неблагоприятные последствия и уметь их предотвратить. Если этого не получается, лучше от такой деятельности отказаться. Время становления серьезного бизнеса 3-5 лет. Рынок требует упорной работы, и рассчитывать на «легкие деньги» и «шальную прибыль» нельзя. Предприниматель должен хорошо основать, что риск – в пределах его возможностей, потому, что в случае неудачи, он обрекает на страдания не только себя, но и близких.
4. Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело?
Основные мотивы:
1) больше зарабатывать, чтобы лучше жить;
2) реализовать себя, показать, каков есть;
3) быть независимым.
Работа поглощает все время и все мысли предпринимателя. Ему приходится вступать в непростые отношения с контрольными орга нами, конкурентами и, возможно, с криминальными структурами.
- Какие качества важны для успеха предпринимателя? (Высказывания учащихся).
Упражнение 1.
- Многие современные подростки заявляют: «Хочу открыть свою фирму». Но многие ли, рискнувшие открыть свое дело, достигли желаемого положения и внушительного банковского счета?
- А есть ли эти качества в вас? Давайте протестируем себя.
Тест «Предпринимательский кодекс»
а) Протестируем себя.
Инструкция. Оцените черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в четырёх характеристиках. Подчеркните те, что соответствуют вашему характеру.
1. Инициативность
а) всегда жду чужих указаний;
б) выполняю необходимый объём работ без чьих-то указаний;
в) находчив, проявляю инициативу;
г) всегда ищу дополнительные задания.
2. Отношение с окружающими
а) некоммуникабелен, сварлив;
б) иногда со мной трудно работать;
в) вежлив, приятен в обхождении;
г) дружелюбен, доброжелателен в общении.
3. Лидерство
а) ведомый;
б) ведущий;
в) умею отдавать толковые распоряжения;
г) внушаю уверенность и доверие.
4. Ответственность
а) стараюсь уклониться от любых поручений;
б) соглашаюсь выполнять поручения но неохотно;
в) легко соглашаюсь на всё;
г) стремлюсь к наилучшему исполнению.
5. Организаторские способности
а) не умею организовывать дела;
б) организовываю, но результат достигается не всегда;
в) способен организовать дело;
г) всегда удаётся организовать задуманное.
6. Решительность
а) боязлив, сомневаюсь в себе;
б) быстр, но часто допускаю ошибки;
в) осторожен, осмотрителен;
г) быстр, чёток и точен.
7. Упорство
а) сразу бросаю то, что не получается;
б) делаю несколько попыток достичь цели;
в) предпринимаю постоянное усилие;
г)целеустремлён, меня невозможно сбить с толку.
Оценка результатов теста
Поставьте баллы по следующей системе:
а) 1 балл;
б) 2 балла;
в) 3 балла;
г) 4 балла.
Сложите баллы.
25-28 баллов – у вас отличный потенциал для владения собственным делом;
21-24 – очень хороший;
17-20 – хороший;
13-16 – средний;
12 и ниже – плохой.
Но даже если результат отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы пока молоды и многое ещё можете в себе изменить, развить, воспитать. Во-вторых, возможно, вам придётся работать в «команде», где качества партнёров будут компенсировать какие-то ваши недостатки.
Учитель литературы.
- А как вы думаете, есть ли предпринимательские качества у Чичикова? Давайте протестируем и героя поэмы Н.В.Гоголя. (К доске выходит один ученик, который будет играть роль Чичикова, и отвечает на вопросы теста. Класс приходит к выводу, что, на первый взгляд, качества, необходимые для предпринимателя, у Чичикова есть).
- Протестируем Павла Ивановича Чичиков. Оцените черты характера этого героя по семи признакам. Работа с текстом произведения Гоголя. (Листы розданы учащимся).
Тест | Комментарий - цитата |
1. Инициативность |
6. Вывод (учитель экономики).
Мировой опыт показывает, что быть удачливыми предприни мателями способны лишь 3-4 % населения любой страны. Удачли вый предприниматель - это коммерсант от Бога, он обладает осо бым, очень редким талантом. Предприниматели - это люди, не бо ящиеся риска. Их за то и ценят, что они не боятся риска: разбогатеть из них смогут лишь некоторые, а вот разорение угрожает многим. Людей, способных к успешной предпринимательской деятельности, очень мало. Удел всех остальных - быть наемными работниками. Так ли уж это плохо? Да вовсе нет, если вы способны стать профес сионалом в своем деле. Займитесь, например, ремонтом квартир, строительными работами - будете неплохо зарабатывать и сможете стать вполне обеспеченным человеком.
Предпринимательство - это создание хозяйственных органи заций (фирм) за счет собственных или заемных денег ради произ водства товаров или оказания услуг и получения в результате их деятельности дохода. (Запись определения в тетради).
6. Учитель русского языка и литературы.
- Давайте рассмотрим слова «предприниматель» и «приобретатель».
- Одинаковы эти понятия или нет?
- Какие слова-синонимы вы можете подобрать к данным словам? (Предприниматель – делец, воротила, бизнесмен; приобретатель – накопитель ….)
Что заставляет людей начинать собственное дело?
- Работа с таблицей «Качества, важные для успеха предпринимателя»
Поставьте рядом с каждым качеством балл:
1 балл – не очень важное качество;
2 балла – важное качество;
3 балла – очень важное качество.
1. высокий уровень энергии 2. хорошее физическое здоровье 3. сильная потребность чего-то достичь 4. готовность взять на себя риск 5. стремление к созиданию 6. потребность в тесной связи с другими людьми 7. сильная тяга к деньгам 8. готовность терпеть неопределенность 9. способность ладить с наемными работниками 10. хорошая организованность 11. опора на собственные силы 12. потребность во власти 13.терпеливость 14. конкурентоспособность 15. желание и готовность взять на себя инициативу 16. уверенность в себе 17. разносторонность (способность делать многое) 18. настойчивость (упорство в разрешении трудностей) 19. инновационность (готовность и способность делать то, что не пробовали делать раньше) 20. способность эффективно осуществлять лидерство. |
Проранжировав качества, мы можем узнать, какие качества вы считаете наиболее необходимыми для предпринимательской деятельности. (Фиксируем их на доске и в тетрадях).
- Рассмотрим рейтинг качеств, составленный самими предпринимателями.
- - Какими из этих качеств обладает Чичиков? (Фиксируем в тетрадях примеры из текста)
- Этика и мораль предпринимательства.
Учитель литературы.
- На первый взгляд, Чичикова мы отнесли к разряду предпринимателей. Но, занимаясь какой-либо деятельностью, надо не забывать и о морально-нравственной стороне. Превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?
Заполнение таблицы «Этика и мораль предпринимательства» (таблица распечатана и роздана каждому ученику).
Качества | Есть или нет у Чичикова | Комментарий-цитата из текста |
1.Честность (взаимное доверие к друг другу участников предпринимательских операций. В честном предпринимательстве прибыль не добывается обманом). | ||
2.Обязательность (то, что обещано, должно быть исполнено любой ценой). | ||
3. Ответственность | ||
4. Уважительное отношение к другим (понимание интересов других людей, способствует успеху других) | ||
5. Правопослушность | ||
6. Благотворительность (умение и желание делить свои доходы) | ||
7. Сдержанность и умеренность | ||
8. Культура поведения, деловая этика |
- Гоголь о Чичикове
- Какими чертами наделил своего героя Гоголь?
(плут, подлец, пошлый, приобретатель)
- Созидательна ли деятельность Чичикова?
Как вы считаете, нужно стремиться превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?
«Ну, так чего же вы оробели? - сказал секретарь, - один умер, другой родится, а все в дело годится.
Секретарь, как видно, умел говорить и в рифму. А между тем героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову. "Эх я Аким-простота, - сказал он сам в себе, - ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу! А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало. Помещики попроигрывались в карты, закутили и промотались как следует».
«А главное то хорошо, что предмет-то покажется всем невероятным, никто не поверит. Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй. Туда я их всех и переселю! в Херсонскую их! пусть их там живут! А переселение можно сделать законным образом, как следует по судам. Если захотят освидетельствовать крестьян: пожалуй, я и тут не прочь, почему же нет? я представлю и свидетельство за собственноручным подписанием капитана-исправника. Деревню можно назвать Чичикова слободка или по имени, данному при крещении: сельцо Павловское". И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет…»
- При каких условиях могла появиться такая личность?
- Насколько интересен этот герой современному читателю?
- Мёртвые души сегодня – это….
- Какие проблемы ставит герой своей поэмой?
- Можно ли остаться людьми чести и совести и как быть с присущей нам энергией, на что её направлять и тратить, если хотим быть человечными и рачительными хозяевами?
- Можно ли быть человечным и рачительным хозяином, расценивая собственную выгоду превыше всего?
- Как сохранить в себе человечность даже в моменты жизни, когда всё, казалось бы, против тебя и ты на самом деле беспомощен?
- Стараться нагадить ближнему, получив от этого необходимую долю адреналина? Или стремиться нести людям добро, в этом видя своё человеческое предназначение?
- Превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?
- Понимая, что мир — не лимон, выжатый тобой до состояния сока и помещённый на полку супермаркета в вакуумной упаковке. Пребывать в счастливом состоянии, оттого что никакими доводами нельзя пересилить то, что втемяшилось в твою голову, всё отскакивает, как резинный мяч от стены? Или быть восприимчивым ко всему?
- Выводы.
- Так кто же Чичиков? Предприниматель или приобретатель?
Сделайте вывод. (Несколько учеников подводят итог).
«После всего того, что бы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть. Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей и, однако же, не мог отказаться от новых попыток. Словом, он показал терпенье, пред которым ничто деревянное терпенье немца, заключенное уже в медленном, ленивом обращении крови его. Кровь Чичикова, напротив, играла сильно, и нужно было много разумной воли, чтоб набросить узду на все то, что хотело бы выпрыгнуть и погулять на свободе. Он рассуждал, и в рассуждении его видна была некоторая сторона справедливости: "Почему ж я? зачем на меня обрушилась беда? Кто ж зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался я от избытков, брал там, где всякий брал бы; не воспользуйся я, другие воспользовались бы. За что же другие благоденствуют, и почему должен я пропасть червем? И что я теперь? Куда я гожусь? какими глазами я стану смотреть теперь в глаза всякому почтенному отцу семейства? Как не чувствовать мне угрызения совести, зная, что даром бременю землю, и что скажут потом мои дети? Вот, скажут, отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!"
Уже известно, что Чичиков сильно заботился о своих потомках. Такой чувствительный предмет!
- Заключительное слово учителя.
Бессмертные типажи, созданные Гоголем, - куда как актуальны. Начиная с искателя мёртвых душ – Чичикова, чья главная отличительная черта – приобретательство.
Человек – приобретатель – разве не наш он современник? Не знамение теперешней России?
Сколько новоявленных Чичиковых – прирождённых приобретателей – рыщут нынче по миру в поисках своих «мёртвых душ».
Купить, продать, обмануть, нажиться всеми правдами и неправдами, а там – хоть трава не расти. Какой народ – такая и страна. После нас - хоть потоп. Всё остальное точь-в-точь по Гоголю. Вот он – современный герой – приобретатель:
«Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели»
«Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель…Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его»
- Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения: «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приложения
Приложение №1
Тест «Предпринимательский кодекс»
а) Протестируем себя.
Инструкция. Оцените черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в четырёх характеристиках. Подчеркните те, что соответствуют вашему характеру.
1. Инициативность
а) всегда жду чужих указаний;
б) выполняю необходимый объём работ без чьих-то указаний;
в) находчив, проявляю инициативу;
г) всегда ищу дополнительные задания.
2. Отношение с окружающими
а) некоммуникабелен, сварлив;
б) иногда со мной трудно работать;
в) вежлив, приятен в обхождении;
г) дружелюбен, доброжелателен в общении.
3. Лидерство
а) ведомый;
б) ведущий;
в) умею отдавать толковые распоряжения;
г) внушаю уверенность и доверие.
4. Ответственность
а) стараюсь уклониться от любых поручений;
б) соглашаюсь выполнять поручения но неохотно;
в) легко соглашаюсь на всё;
г) стремлюсь к наилучшему исполнению.
5. Организаторские способности
а) не умею организовывать дела;
б) организовываю, но результат достигается не всегда;
в) способен организовать дело;
г) всегда удаётся организовать задуманное.
6. Решительность
а) боязлив, сомневаюсь в себе;
б) быстр, но часто допускаю ошибки;
в) осторожен, осмотрителен;
г) быстр, чёток и точен.
7. Упорство
а) сразу бросаю то, что не получается;
б) делаю несколько попыток достичь цели;
в) предпринимаю постоянное усилие;
г)целеустремлён, меня невозможно сбить с толку.
Оценка результатов теста
Поставьте баллы по следующей системе:
а) 1 балл;
б) 2 балла;
в) 3 балла;
г) 4 балла.
Сложите баллы.
25-28 баллов – у вас отличный потенциал для владения собственным делом;
21-24 – очень хороший;
17-20 – хороший;
13-16 – средний;
12 и ниже – плохой.
Но даже если результат отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы пока молоды и многое ещё можете в себе изменить, развить, воспитать. Во-вторых, возможно, вам придётся работать в «команде», где качества партнёров будут компенсировать какие-то ваши недостатки.
Приложение №2
Памятка
Соблюдай правила работы
- Умей не только говорить, но и слушать.
- Говори понятно, избегай избыточности информации.
- Учись задавать вопросы, помогающие понять сообщение.
- Критикуй идею, а не личность.
При ответе на вопросы используй «ПОПС – формулу»
«ПОПС – формула»
П – позиция ( «Я считаю, что…………………………………..»)
О – обоснование («Потому что…………………………………»)
П – пример («Я могу доказать это тем, что……………………..»)
С – суждение («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…………………….»)
Приложение №3
Протестируем героя поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Павла Ивановича Чичикова
Тест «Предпринимательский кодекс»
Тест | Комментарий - цитата |
1. Инициативность |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души"
Презентация к уроку по теме "История создания поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя" и конспект урока. Тема урока: История создания поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.Цель урока:-углубить знания учащихс...
"Как грустна наша Россия..." ( урок - суд над помещиками по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души", где на уроке используется рассказ В.Шукшина "Забуксовал", в котором герой задается вопросом: "Кого же мчит птица- тройка?"....
презентация к уроку-семинару "Образ автора в поэме "Мёртвые души". Лирические отступления"
Тема урока "Лирические отступления в поэме "Мёртвые души". Образ автора в поэме ." Данный урок представляет собой обобщение материала по произведению, работа с текстом предполагает анализ и систематиз...
Презентация к уроку литературы 9 класс по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
Данный материал предназначен для проведения урока литературы в 9 классе....
Презентация к уроку литературы: "Образ города в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 9 класс.
Презентация к уроку...
Интегрированный урок физика и экономика "Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя "
Цель занятия:формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении с...
Интегрированный урок: русский язык и литература (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
Матеиал подобран для совершенствование умений обучающихся конструировать сложные предложения и предложения с обособленными членами. Рвасширение словарного запаса с помощью устаревших слов из поэмы...