Главные вкладки

    Интегрированный урок физика и экономика "Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя "
    методическая разработка (10 класс)

    Ковбанина Евгения Юрьевна

    Цель занятия:

    • формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания;
    • развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач;
    • развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
    • воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.

    Задачи:

    • рассмотреть выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя с точки зрения экономики и физики;
    • раскрыть значимость выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя;
    • показать значение уровня специализации и типа производства;
    • продолжить развивать интерес учащихся к физике, экономике;
    • активизировать познавательную деятельность;
    • продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

    Тип учебного занятия: интегрированный урок-конференция.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_seminar_ispravlennyy.docx30.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель занятия:

    • формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания;
    • развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач;
    • развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
    • воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.

    Задачи:

    • рассмотреть выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя с точки зрения экономики и физики;
    • раскрыть значимость выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя;
    • показать значение уровня специализации и типа производства;
    • продолжить развивать интерес учащихся к физике, экономике;
    • активизировать познавательную деятельность;
    • продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

    Тип учебного занятия: интегрированный урок-конференция.

    Оборудование: презентация, компьютер с проектором, экран, листы опорных знаний, блок-модуль с формулами, карточки-задачи, тест.

    Основные этапы учебного занятия:

    1. Организационный момент. (2 мин)
    2. Изучение учебного материала. (15 мин)
    3. Актуализация опорных знаний и умений. (5 мин)
    4. Решение практических задач, основанное на применении теоретических знаний. (15 мин)
    5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (5 мин)
    6. Рефлексия. (3 мин)

    Перед началом урока проецируется на экране первый слайд презентации с эпиграфом (слайд №1)

    ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    1. Организационный момент.

    Задача этапа: создать у уч-ся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в группе.

    Метод обучения: словесный.

    Форма обучения: коллективная.

    Е.Ю.

    Добрый день, участники и гости нашего необычного и познавательного урока.

    Сегодня мы применим полученные  знания по физике на уроке экономики при решении задач практического содержания.

     (слайд №2)

    Задачи учебного занятия. (слайд №3)

    Н.В.:  (слайд №4)

    В современных рыночных условиях большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий, которые создаются предпринимателями. Но для достижения поставленных целей, получения эффективности производства, необходимо знание типа производства, который определяется совокупностью его организационно- технической особенностью, а также количеством регулярно и одновременно запускаемой в производство однородной продукции.

    Сообщения по теме:

    НАСТЯ БРЕГЕДА  Различают три основных типа производства: массовый, серийный и единичный. Каждому из них присущи свои методы организации производства.

    Н.В. Степень экономической эффективности этих методов возрастает по мере перехода от индивидуального к массовому типу производства, являющемуся наиболее прогрессивным. С этим нельзя не считаться. И если вы в будущем будете заниматься предпринимательской деятельностью, то знания физики и экономики в выборе типа производства просто необходимы.

    Е.Ю. Во- первых, знания физики дают возможность определить технические и технологические характеристики оборудования и его эффективного использования, а знания экономики дадут возможность планировать это производство.

    Знание физических характеристик и знание экономики помогут определить такие показатели как мощность, т е наиболее эффективно – возможный выпуск продукции на предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего места и многие другие показатели, которые необходимо определить, спланировать до создания предприятия, в том числе спланировать возможную прибыль данного предприятия. Чем глубже будут эти знания, тем больше показателей, их предварительный расчет найдут отражение в Бизнес – плане предпринимателя.

    Н.В.

    Рассматривая расчетные показатели необходимо знать и помнить, что тип производства и коэффициент загрузки рабочего места имеют определенную значимость. У вас на столе есть пример расчета коэффициента загрузки рабочего места токарного станка.

    Например:  (слайд 5)

    На токарном станке выполняется операция черновой обработки с нормативной продолжительностью ( tn ) tn= 0,37 час.

    В течение года должно быть выполнено N = 2850 деталей.

    Режим работы – 2 смены.

    Реальный годовой фонд времени станка с учетом потерь на внутрисменные ремонтные работы (Ф) составляет 4080 час.

    И так, исходные данные:

    tn- нормативная продолжительность обработки 0,37час

    N-количество единиц изделий в течении года -2580

    Ф- годовой фонд времени станка -4080

    К-коэффициент загрузки рабочего места-?

    Следовательно, определяем К по формуле: К= Nt/Ф = 2850 .0,37/ 4080 = 0,258;

    т.е. в числителе определяется нормативное время на обработку деталей запланированных по техническим характеристикам данного станка, а в знаменателе время работы станка при 2х -сменном режиме работы с учетом времени на ремонты и т д. Результат отношения нормативного времени работы станка к общему времени работы станка и будет выражать коэффициент загрузки.

    Ребята, на ваш взгляд, этот показатель оптимальный?  Что нужно сделать в данной ситуации?.....

    Е.Ю.  А теперь давайте вспомним: Что такое технические характеристики оборудования и товара?

    АВАНЕСОВ НИКИТА……….

    Например, в любом доме необходимы бытовые приборы. Приобретая, стиральную машину, мы смотрим ее технические характеристики. Зная объем работ и загрузки стиральной машины, выбираем то, что необходимо нам. К каждому электроприбору выдается технический паспорт с инструкцией. Если в паспорте отражена в кг загрузка стиральной машины, то больше, чем указано в паспорте, не будем закладывать вещей для стирки, чтобы стиральную машину использовать длительное время. Мы также смотрим и используем данные мощности машины и не будем ее включать в розетку с большим или меньшим напряжением. Поэтому, при покупке стиральной машины мы используем полученные знания физики. (слайд 6)

    Н.В. Ребята, а как выбрать пылесос по его техническим характеристикам?

    БИРЮКОВ ДМИТРИЙ ……

    Н.В. Экономические законы и экономический эффект мы начинаем понимать позже. И чем раньше Вы это поймете, тем раньше будете готовы к производственной деятельности в качестве предпринимателя.

    НИЛОВ ИВАН  (слайд 7) С экрана телевизора можно наблюдать поточную обработку рыбы на заводах. Под поточной линией понимается совокупность рабочих мест расположенных по ходу технологического процесса и предназначенных для выполнения строго определенных закрепленных за ними операций.

    Созданию поточной линии предшествуют расчеты, производимые также еще на стадии проектирования. Выполнить эти расчеты поможет знание физических характеристик оборудования и организации труда. Основными являются расчеты такта, ритма движения, количества рабочих мест, средств транспортировки, численности рабочих мест, длины поточной ленты и скорости движения конвейера.

    Такт – это промежуток времени, отделяющей изготовление одной детали (изделия) от другой. Он определяется, как отношение фонда рабочего времени Т к плану выпуска в соответствующих единицах (изделий, деталей…) П.

    Например, при Т=420 мин и П= 140 изделий в сутки. Такт потока составит 3 минуты.

    Расчет такта играет решающую роль в обеспечении непрерывности и равномерной работы потока.

    Расчет количества рабочих мест производится по каждой операции отдельно, исходя из установленной величины такта и нормативного времени на данную операцию.

    ТАРАСОВА ДАРЬЯ Знание технических характеристик и экономических расчетов дает возможность правильно выбрать тип производства и определить показатели будущего предприятия. Сегодня экономисты изучают не только ряд экономических наук, но и технические характеристики оборудования различных производств, а также гражданское и уголовное право.

    Без последних невозможно отстаивать интересы предприятия. Главный бухгалтер обязан при отсутствии единицы юриста на предприятии отстаивать интересы предприятия в Арбитражных судах и других организациях. (слайд №8)

    Н.В.

    Знания физики, также необходимы бухгалтеру. Например, при контроле за поступлением сырья, материалов.

    Из этого следует, что знания по экономике и физике для предпринимателя просто необходимы.

    Е.Ю.

    “Знания физики – залог эффективности в выборе уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя”.

    Мир чрезвычайно разнообразен. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире. (слайд № 9).

    Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. 

     Знание физических формул (слайд №10) помогут предпринимателю наиболее эффективно рассчитать выпуск продукции на предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего времени.

     N= https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661812/Image4493.gif 100%; N = https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661812/Image4494.gif m= v; Р=mg; P=IU.

    ИННА ИВАНОВА

    Современный научно – технический прогресс произвел глубокие качественные изменения в экономике.

    Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело изменения в структуре экономики. (Слайд №11)

    Следовательно, комплексная механизация и автоматизация требует глубоких знаний физики от молодых специалистов.

    Сегодня предстоит огромная работа по созданию комплексно – автоматизированных производств, включающих в себя гибкие автоматические линии, промышленные работы, (Слайд № 12) управляемые микрокомпьютерами, а также разнообразную электронную контрольно – измерительную аппаратуру. (Слайд № 13)

    Научные основы этой техники тесно связаны с физикой и экономикой. Знание законов физики помогут начинающему предпринимателю в выборе уровня специализации и типа производства.

    Е.Ю.

     На основании выше изложенного можно сделать вывод: Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться» (слайд №14)

    3. Актуализация опорных знаний и умений(слайд №15 )

    1) От чего зависит оптимальный размер предприятия?

    ЗЕНИКА АННА : Оптимальный размер предприятия зависит от специализации, т е от однородности выпускаемой продукции, что обеспечивает возможность максимальной загрузки оборудования и применение более совершенного технологического процесса, и в конечном итоге, более высоких результатов.

    Н.В. 2) Перечислить типы производственных структур?

    ПОЛИНА ПЕТРЕНКО  Различают четыре типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический, смешанный (предметно – технологической) и малое предприятие.

    Е.Ю. 3) Что должен знать начинающий предприниматель?

    ЕВТУШЕНКО НИКОЛАЙ  Данная деятельность самостоятельна, т е предприниматель выбирает сферу деятельности и один или с партнерами организует на свой риск, поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Предприниматель должен знать организационно – правовые формы организаций предприятий), состав учредительных документов, порядок составления Бизнес- плана; уметь рассчитать основные показатели деятельности будущего предприятия; иметь творческий подход к решению поставленных задач с целью получения прибыли; правильно определять тип производства и соответствующему ему производственную структуру для определения оптимального размера будущего предприятия и организации производственных процессов.

    Н.В. 4) Какие основные показатели Бизнес – плана?

    ЧЕРЕПКОВА НАСТЯ : Объем выпуска, мощность предприятия, производительность труда, фондоотдача, рентабельность, прибыль и др.

     Е.Ю. 5) Где может применять знание физики будущий экономист?

    КОТЕНКО АЛЕКСАНДР: При планировании мощности, фондоотдачи исходя из технических характеристик оборудования и других основных фондов предприятия. Расчет потребления электроэнергии для производственного процесса и определения мероприятий по ее оптимальному расходованию, при расчете эффективности от внедрения новой техники и технологии, расчете различных норм и нормативов и др.

    Н.В. 6)  Перечислите принципы организации производственного процесса?        

    ПУШКАРЬ ЛЕРА И ДР

    1) Принцип специализации- разделение труда между отдельными подразделениями и рабочими местами;

    2) Принцип пропорциональности – одновременное выполнение отдельных операций или частей производственного процесса;

    3) Принцип параллельности;

    4) Принцип прямоточности;

    5.) Принцип ритмичности;

    6) Принцип непрерывности;

    7) Принцип технической оснащенности.

    Е.Ю. А сейчас переходим к. решение практических задач, на основе применении теоретических знаний.

    Учащиеся разбиты на две группы:

    №1 группа учащихся

    • “Физики – экспериментаторы”.

    №2 группа учащихся

    • “Экономисты – теоретики”.

    Деятельность преподавателя: Выдаются карточки- задания для каждой группы 

    Задания в группах (слайд №16):

    I. Задержан браконьер с ведром икры.

    1).Физики – экспериментаторы.

    Задание 1:  Рассчитать количество икринок в ведре. (Заполнить таблицу)

     развернуть таблицу

    Объем воды в крышке

    Масса воды в крышке

    Масса воды в ведре

    Кол-во крышек в ведре (шт)

    Кол-во икринок в крышке (шт)

    Кол-во икринок в ведре (шт)

    610 -6 м3

    12000г

    А=2000шт

    Б=

    С=АБ

     развернуть таблицу

    2).Экономисты – теоретики.

    Задание2: Рассчитать сумму штрафа. (Заполнить таблицу)

     развернуть таблицу

    Число икринок в ведре

    Стоимость одной икринки

    Сумма штрафа

    1

    С=

    10 рублей

    С.10 руб =

     развернуть таблицу

    Сумма штрафа:___________________

    II.. Калькуляция стоимости торта.

    Задание3: Составить калькуляцию торта и дать ему название(Заполнить таблицу)

     развернуть таблицу

    Наименование продукта

    Измерение

    Цена за 1 кг

    Кол-во

    Затраты

    Мука

    кг

    40 руб

     

     

    Яйцо

    1 шт

    5 руб

     

     

    Сливочное масло

    кг

    140 руб

     

     

    Сметана

    кг

    220руб

     

     

    Сахар

    кг

    40 руб

     

     

    Какао

    кг

    50 руб

     

     

    Соль

    кг

    20 руб

     

     

     развернуть таблицу

    Итого: ___________

    Деятельность учащихся о проделанной работе: оглашаются результаты работы

    Деятельность преподавателя физики

    Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (слайд №17)

    Е.Ю. Ребята, сегодня мы с вами на уроке убедились, что для решения практической задачи, необходимы комплексные знания по экономике и физике, основных понятий, формул и умения применять эти знания на практике.

    5. Домашнее задание. ЗАДАЧИ

    6. Рефлексия 

    Учащимся предлагается оценить прошедший урок: нужно поставит галочку около выбранного утверждения.

    • Мне все очень понравилось________
    • Мне не все было понятно__________
    • Мне было интересно______________
    • Мне было легко__________________
    • Нужны ли такие уроки_____________

    ЗАДАЧА

    Определить необходимую численность кондитеров для работы в кондитерском цехе Универсама. Планируемый объем продаж по году 3650 тыс. ед. Норма выработки одного кондитера за смену (8 часов) 240 ед. Режим работы 5 дней в неделю по 8 часов. Число рабочих дней с учетом отпуска, выходных и праздничных, неявок по уважительным причинам- 220. Рассчитать фонд оплаты труда кондитеров по штатному расписанию, если по 30% численности кондитеров (6 разряд) установлен оклад – 10000 руб., а по остальным – 7000 руб.

    Расчет численности персонала на основе норм выработки по формуле:

    Где V- плановый объем продаж

    - фонд рабочего времени на планируемый период дней

     – норма выработки

     – плановый коэффициент выполнения нормы

    ЗАДАЧА

    Определить необходимую численность кондитеров для работы в кондитерском цехе Универсама. Планируемый объем продаж по году 3650 тыс. ед. Норма выработки одного кондитера за смену (8 часов) 240 ед. Режим работы 5 дней в неделю по 8 часов. Число рабочих дней с учетом отпуска, выходных и праздничных, неявок по уважительным причинам- 220. Рассчитать фонд оплаты труда кондитеров по штатному расписанию, если по 30% численности кондитеров (6 разряд) установлен оклад – 10000 руб., а по остальным – 7000 руб.

    Расчет численности персонала на основе норм выработки по формуле:

    Где V- плановый объем продаж

    - фонд рабочего времени на планируемый период дней

     – норма выработки

     – плановый коэффициент выполнения нормы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    интегрированный урок по химии и географии: "Химическая промышленность. Производство удобрений"

    Все чаще учителя в своей практике применяют форму интегрированного занятия. Данная форма урока способствует лучшему усвоению учебного материала по двум дисциплинам сразу....

    Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

    Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

    Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".

    Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...

    Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.

    В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...

    Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".

    Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...