Интегрированный урок физика и экономика "Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя "
методическая разработка (10 класс)

Ковбанина Евгения Юрьевна

Цель занятия:

  • формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания;
  • развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
  • воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.

Задачи:

  • рассмотреть выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя с точки зрения экономики и физики;
  • раскрыть значимость выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя;
  • показать значение уровня специализации и типа производства;
  • продолжить развивать интерес учащихся к физике, экономике;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

Тип учебного занятия: интегрированный урок-конференция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_seminar_ispravlennyy.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

  • формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания;
  • развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач;
  • развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля;
  • воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.

Задачи:

  • рассмотреть выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя с точки зрения экономики и физики;
  • раскрыть значимость выбора уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя;
  • показать значение уровня специализации и типа производства;
  • продолжить развивать интерес учащихся к физике, экономике;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • продолжить формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.

Тип учебного занятия: интегрированный урок-конференция.

Оборудование: презентация, компьютер с проектором, экран, листы опорных знаний, блок-модуль с формулами, карточки-задачи, тест.

Основные этапы учебного занятия:

  1. Организационный момент. (2 мин)
  2. Изучение учебного материала. (15 мин)
  3. Актуализация опорных знаний и умений. (5 мин)
  4. Решение практических задач, основанное на применении теоретических знаний. (15 мин)
  5. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (5 мин)
  6. Рефлексия. (3 мин)

Перед началом урока проецируется на экране первый слайд презентации с эпиграфом (слайд №1)

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Задача этапа: создать у уч-ся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку в группе.

Метод обучения: словесный.

Форма обучения: коллективная.

Е.Ю.

Добрый день, участники и гости нашего необычного и познавательного урока.

Сегодня мы применим полученные  знания по физике на уроке экономики при решении задач практического содержания.

 (слайд №2)

Задачи учебного занятия. (слайд №3)

Н.В.:  (слайд №4)

В современных рыночных условиях большое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий, которые создаются предпринимателями. Но для достижения поставленных целей, получения эффективности производства, необходимо знание типа производства, который определяется совокупностью его организационно- технической особенностью, а также количеством регулярно и одновременно запускаемой в производство однородной продукции.

Сообщения по теме:

НАСТЯ БРЕГЕДА  Различают три основных типа производства: массовый, серийный и единичный. Каждому из них присущи свои методы организации производства.

Н.В. Степень экономической эффективности этих методов возрастает по мере перехода от индивидуального к массовому типу производства, являющемуся наиболее прогрессивным. С этим нельзя не считаться. И если вы в будущем будете заниматься предпринимательской деятельностью, то знания физики и экономики в выборе типа производства просто необходимы.

Е.Ю. Во- первых, знания физики дают возможность определить технические и технологические характеристики оборудования и его эффективного использования, а знания экономики дадут возможность планировать это производство.

Знание физических характеристик и знание экономики помогут определить такие показатели как мощность, т е наиболее эффективно – возможный выпуск продукции на предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего места и многие другие показатели, которые необходимо определить, спланировать до создания предприятия, в том числе спланировать возможную прибыль данного предприятия. Чем глубже будут эти знания, тем больше показателей, их предварительный расчет найдут отражение в Бизнес – плане предпринимателя.

Н.В.

Рассматривая расчетные показатели необходимо знать и помнить, что тип производства и коэффициент загрузки рабочего места имеют определенную значимость. У вас на столе есть пример расчета коэффициента загрузки рабочего места токарного станка.

Например:  (слайд 5)

На токарном станке выполняется операция черновой обработки с нормативной продолжительностью ( tn ) tn= 0,37 час.

В течение года должно быть выполнено N = 2850 деталей.

Режим работы – 2 смены.

Реальный годовой фонд времени станка с учетом потерь на внутрисменные ремонтные работы (Ф) составляет 4080 час.

И так, исходные данные:

tn- нормативная продолжительность обработки 0,37час

N-количество единиц изделий в течении года -2580

Ф- годовой фонд времени станка -4080

К-коэффициент загрузки рабочего места-?

Следовательно, определяем К по формуле: К= Nt/Ф = 2850 .0,37/ 4080 = 0,258;

т.е. в числителе определяется нормативное время на обработку деталей запланированных по техническим характеристикам данного станка, а в знаменателе время работы станка при 2х -сменном режиме работы с учетом времени на ремонты и т д. Результат отношения нормативного времени работы станка к общему времени работы станка и будет выражать коэффициент загрузки.

Ребята, на ваш взгляд, этот показатель оптимальный?  Что нужно сделать в данной ситуации?.....

Е.Ю.  А теперь давайте вспомним: Что такое технические характеристики оборудования и товара?

АВАНЕСОВ НИКИТА……….

Например, в любом доме необходимы бытовые приборы. Приобретая, стиральную машину, мы смотрим ее технические характеристики. Зная объем работ и загрузки стиральной машины, выбираем то, что необходимо нам. К каждому электроприбору выдается технический паспорт с инструкцией. Если в паспорте отражена в кг загрузка стиральной машины, то больше, чем указано в паспорте, не будем закладывать вещей для стирки, чтобы стиральную машину использовать длительное время. Мы также смотрим и используем данные мощности машины и не будем ее включать в розетку с большим или меньшим напряжением. Поэтому, при покупке стиральной машины мы используем полученные знания физики. (слайд 6)

Н.В. Ребята, а как выбрать пылесос по его техническим характеристикам?

БИРЮКОВ ДМИТРИЙ ……

Н.В. Экономические законы и экономический эффект мы начинаем понимать позже. И чем раньше Вы это поймете, тем раньше будете готовы к производственной деятельности в качестве предпринимателя.

НИЛОВ ИВАН  (слайд 7) С экрана телевизора можно наблюдать поточную обработку рыбы на заводах. Под поточной линией понимается совокупность рабочих мест расположенных по ходу технологического процесса и предназначенных для выполнения строго определенных закрепленных за ними операций.

Созданию поточной линии предшествуют расчеты, производимые также еще на стадии проектирования. Выполнить эти расчеты поможет знание физических характеристик оборудования и организации труда. Основными являются расчеты такта, ритма движения, количества рабочих мест, средств транспортировки, численности рабочих мест, длины поточной ленты и скорости движения конвейера.

Такт – это промежуток времени, отделяющей изготовление одной детали (изделия) от другой. Он определяется, как отношение фонда рабочего времени Т к плану выпуска в соответствующих единицах (изделий, деталей…) П.

Например, при Т=420 мин и П= 140 изделий в сутки. Такт потока составит 3 минуты.

Расчет такта играет решающую роль в обеспечении непрерывности и равномерной работы потока.

Расчет количества рабочих мест производится по каждой операции отдельно, исходя из установленной величины такта и нормативного времени на данную операцию.

ТАРАСОВА ДАРЬЯ Знание технических характеристик и экономических расчетов дает возможность правильно выбрать тип производства и определить показатели будущего предприятия. Сегодня экономисты изучают не только ряд экономических наук, но и технические характеристики оборудования различных производств, а также гражданское и уголовное право.

Без последних невозможно отстаивать интересы предприятия. Главный бухгалтер обязан при отсутствии единицы юриста на предприятии отстаивать интересы предприятия в Арбитражных судах и других организациях. (слайд №8)

Н.В.

Знания физики, также необходимы бухгалтеру. Например, при контроле за поступлением сырья, материалов.

Из этого следует, что знания по экономике и физике для предпринимателя просто необходимы.

Е.Ю.

“Знания физики – залог эффективности в выборе уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя”.

Мир чрезвычайно разнообразен. Физика знакомит нас с наиболее общими законами природы, управляющими течением процессов в окружающем нас мире. (слайд № 9).

Цель физики заключается в отыскании общих законов природы и в объяснении конкретных процессов на их основе. 

 Знание физических формул (слайд №10) помогут предпринимателю наиболее эффективно рассчитать выпуск продукции на предприятии, производительность труда, затраты труда и времени, коэффициент загрузки рабочего времени.

 N= https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661812/Image4493.gif 100%; N = https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/661812/Image4494.gif m= v; Р=mg; P=IU.

ИННА ИВАНОВА

Современный научно – технический прогресс произвел глубокие качественные изменения в экономике.

Создание индустрии искусственных материалов с необычными, но очень важными для практики свойствами произвело изменения в структуре экономики. (Слайд №11)

Следовательно, комплексная механизация и автоматизация требует глубоких знаний физики от молодых специалистов.

Сегодня предстоит огромная работа по созданию комплексно – автоматизированных производств, включающих в себя гибкие автоматические линии, промышленные работы, (Слайд № 12) управляемые микрокомпьютерами, а также разнообразную электронную контрольно – измерительную аппаратуру. (Слайд № 13)

Научные основы этой техники тесно связаны с физикой и экономикой. Знание законов физики помогут начинающему предпринимателю в выборе уровня специализации и типа производства.

Е.Ю.

 На основании выше изложенного можно сделать вывод: Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться» (слайд №14)

3. Актуализация опорных знаний и умений(слайд №15 )

1) От чего зависит оптимальный размер предприятия?

ЗЕНИКА АННА : Оптимальный размер предприятия зависит от специализации, т е от однородности выпускаемой продукции, что обеспечивает возможность максимальной загрузки оборудования и применение более совершенного технологического процесса, и в конечном итоге, более высоких результатов.

Н.В. 2) Перечислить типы производственных структур?

ПОЛИНА ПЕТРЕНКО  Различают четыре типа производственной структуры предприятия: предметный, технологический, смешанный (предметно – технологической) и малое предприятие.

Е.Ю. 3) Что должен знать начинающий предприниматель?

ЕВТУШЕНКО НИКОЛАЙ  Данная деятельность самостоятельна, т е предприниматель выбирает сферу деятельности и один или с партнерами организует на свой риск, поэтому к выбору и организации дела надо подходить ответственно. Предприниматель должен знать организационно – правовые формы организаций предприятий), состав учредительных документов, порядок составления Бизнес- плана; уметь рассчитать основные показатели деятельности будущего предприятия; иметь творческий подход к решению поставленных задач с целью получения прибыли; правильно определять тип производства и соответствующему ему производственную структуру для определения оптимального размера будущего предприятия и организации производственных процессов.

Н.В. 4) Какие основные показатели Бизнес – плана?

ЧЕРЕПКОВА НАСТЯ : Объем выпуска, мощность предприятия, производительность труда, фондоотдача, рентабельность, прибыль и др.

 Е.Ю. 5) Где может применять знание физики будущий экономист?

КОТЕНКО АЛЕКСАНДР: При планировании мощности, фондоотдачи исходя из технических характеристик оборудования и других основных фондов предприятия. Расчет потребления электроэнергии для производственного процесса и определения мероприятий по ее оптимальному расходованию, при расчете эффективности от внедрения новой техники и технологии, расчете различных норм и нормативов и др.

Н.В. 6)  Перечислите принципы организации производственного процесса?        

ПУШКАРЬ ЛЕРА И ДР

1) Принцип специализации- разделение труда между отдельными подразделениями и рабочими местами;

2) Принцип пропорциональности – одновременное выполнение отдельных операций или частей производственного процесса;

3) Принцип параллельности;

4) Принцип прямоточности;

5.) Принцип ритмичности;

6) Принцип непрерывности;

7) Принцип технической оснащенности.

Е.Ю. А сейчас переходим к. решение практических задач, на основе применении теоретических знаний.

Учащиеся разбиты на две группы:

№1 группа учащихся

  • “Физики – экспериментаторы”.

№2 группа учащихся

  • “Экономисты – теоретики”.

Деятельность преподавателя: Выдаются карточки- задания для каждой группы 

Задания в группах (слайд №16):

I. Задержан браконьер с ведром икры.

1).Физики – экспериментаторы.

Задание 1:  Рассчитать количество икринок в ведре. (Заполнить таблицу)

 развернуть таблицу

Объем воды в крышке

Масса воды в крышке

Масса воды в ведре

Кол-во крышек в ведре (шт)

Кол-во икринок в крышке (шт)

Кол-во икринок в ведре (шт)

610 -6 м3

12000г

А=2000шт

Б=

С=АБ

 развернуть таблицу

2).Экономисты – теоретики.

Задание2: Рассчитать сумму штрафа. (Заполнить таблицу)

 развернуть таблицу

Число икринок в ведре

Стоимость одной икринки

Сумма штрафа

1

С=

10 рублей

С.10 руб =

 развернуть таблицу

Сумма штрафа:___________________

II.. Калькуляция стоимости торта.

Задание3: Составить калькуляцию торта и дать ему название(Заполнить таблицу)

 развернуть таблицу

Наименование продукта

Измерение

Цена за 1 кг

Кол-во

Затраты

Мука

кг

40 руб

 

 

Яйцо

1 шт

5 руб

 

 

Сливочное масло

кг

140 руб

 

 

Сметана

кг

220руб

 

 

Сахар

кг

40 руб

 

 

Какао

кг

50 руб

 

 

Соль

кг

20 руб

 

 

 развернуть таблицу

Итого: ___________

Деятельность учащихся о проделанной работе: оглашаются результаты работы

Деятельность преподавателя физики

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. (слайд №17)

Е.Ю. Ребята, сегодня мы с вами на уроке убедились, что для решения практической задачи, необходимы комплексные знания по экономике и физике, основных понятий, формул и умения применять эти знания на практике.

5. Домашнее задание. ЗАДАЧИ

6. Рефлексия 

Учащимся предлагается оценить прошедший урок: нужно поставит галочку около выбранного утверждения.

  • Мне все очень понравилось________
  • Мне не все было понятно__________
  • Мне было интересно______________
  • Мне было легко__________________
  • Нужны ли такие уроки_____________

ЗАДАЧА

Определить необходимую численность кондитеров для работы в кондитерском цехе Универсама. Планируемый объем продаж по году 3650 тыс. ед. Норма выработки одного кондитера за смену (8 часов) 240 ед. Режим работы 5 дней в неделю по 8 часов. Число рабочих дней с учетом отпуска, выходных и праздничных, неявок по уважительным причинам- 220. Рассчитать фонд оплаты труда кондитеров по штатному расписанию, если по 30% численности кондитеров (6 разряд) установлен оклад – 10000 руб., а по остальным – 7000 руб.

Расчет численности персонала на основе норм выработки по формуле:

Где V- плановый объем продаж

- фонд рабочего времени на планируемый период дней

 – норма выработки

 – плановый коэффициент выполнения нормы

ЗАДАЧА

Определить необходимую численность кондитеров для работы в кондитерском цехе Универсама. Планируемый объем продаж по году 3650 тыс. ед. Норма выработки одного кондитера за смену (8 часов) 240 ед. Режим работы 5 дней в неделю по 8 часов. Число рабочих дней с учетом отпуска, выходных и праздничных, неявок по уважительным причинам- 220. Рассчитать фонд оплаты труда кондитеров по штатному расписанию, если по 30% численности кондитеров (6 разряд) установлен оклад – 10000 руб., а по остальным – 7000 руб.

Расчет численности персонала на основе норм выработки по формуле:

Где V- плановый объем продаж

- фонд рабочего времени на планируемый период дней

 – норма выработки

 – плановый коэффициент выполнения нормы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по химии и географии: "Химическая промышленность. Производство удобрений"

Все чаще учителя в своей практике применяют форму интегрированного занятия. Данная форма урока способствует лучшему усвоению учебного материала по двум дисциплинам сразу....

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".

Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...

Интегрированный урок (физика + математика).Применение производной в задачах физики. 10 класс.

В настоящее время взаимосвязь физики и математики в школьном курсе проявляется всё сильнее. В заданиях ЕГЭ по математике включаются задачи физического содержания, а многие задачи по физике решаются пр...

Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".

Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...