Рабочая программа по литературе (программа В.Я. Коровиной)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Амерханова Марина Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематический план, перечень учебной и методической литературы, календарно - тематическое планирование, в которое включены уроки с антикоррупционной напрвленностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.rar62.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 436

Петродворцового района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы                И.П. Моисеенко

Приказ № _____ от «___» ________2014 г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № ____ от«___»________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по  предмету  «Литература», 7 класс                       

Амерханова Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы
на 2014 - 2015 учебный год

Составлено на основе программы

по литературе

для общеобразовательных учреждений.

5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной.

М.: Просвещение, 2010. 







Санкт-Петербург
2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Статус документа

Рабочая программа (базовый уровень) по литературе для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ и примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение». Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я Коровиной. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Структура документа

Рабочая  программа по литературе для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий разделы:

-пояснительную записку;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;

-контроль уровня обученности обучающихся;

-учебное и учебно – методическое обеспечение;

-календарно – тематическое планирование.

 Исходными для составления программы стали следующие документы:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  3. Примерная программа, созданная на основе федерального государственного     образовательного стандарта;
  4. Базисный учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №436 Петродворцового района Санкт – Петербурга;
  5. Методическое письмо  «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании литературы в средней школе».
  6. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В основе программы положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.

Главная идея программы– изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора-  к древнерусской литературе, от неё - к русской литературе XVIII,  XIX,  XX веков. В программе соблюдена системная направленность. Так, в  7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы (вертикаль). А также существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В образовательном Стандарте выделяется умение анализировать художественное произведение. В настоящей программе представлена система частных умений, необходимых для восприятия и анализа художественного произведения. Формирование данной системы умений началось уже в начальной школе. Принцип преемственности литературного образования в начальной и основной школе предполагает продолжение формирования системы читательских умений на более сложном литературном материале. Система умений отражает структуру художественного текста и опирается на психологические особенности восприятия произведения читателем.

В 7 классе  расширяется круг чтения учеников, увеличивается объем самостоятельного чтения, усложняются эстетическая форма и содержание художественных произведений, большинство из которых уже не предназначено специально для детского чтения. Диалог с писателем становится возможным при условии дальнейшего развития системы читательских умений, совершенствования операционной стороны читательской деятельности. Увеличение в образовательном процессе доли собственного художественного творчества ребенка помогает ему осознать роль автора — творца художественного текста — и понять необходимость диалога читателя и автора. Таким образом, литературное развитие школьников на втором этапе литературного образования обеспечивается усовершенствованием читательской деятельности учеников по сравнению с начальной школой за счет:

  1. усложнения проблематики изучаемых произведений;
  2. изучения произведений более сложной художественной формы;
  3. увеличения доли самостоятельной работы школьников в процессе освоения учебного материала;
  4. усложнения литературно -творческой деятельности и увеличения ее объема;
  5. углубления и расширения полученных в начальной школе литературоведческих знаний;
  6. обучения способам интерпретации художественного текста;
  7. расширения круга самостоятельного чтения.

Ученики, знакомясь с эстетически более сложными произведениями, чем те, которые они изучали в начальной школе, оказываясь в условиях большей самостоятельности, переносят полученные ранее знания и опыт читательской деятельности на новые художественные произведения, учатся интерпретационной деятельности.

Расширению круга чтения, воспитанию потребности в общении с художественной книгой способствует организация самостоятельного чтения и творческой деятельности школьников на основе литературных произведений. Круг самостоятельного чтения, предложенного в программе, широк и разнообразен и дает ученикам возможность выбора автора, тематики, жанра.


Место предмета «русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 372 часа.

    Рабочая программа под редакцией В.Я. Коровиной в 7 классе рассчитана на 68 часов. По учебному плану школы 2014-2015 учебного года, рассчитанному  на 34 учебные недели, на изучение литературы в 7 классе отведено 2 часа в неделю.

    Тематическое планирование по литературе в 7 классе рассчитано на 68 часов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/); жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и  определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.

«Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Баллада (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни, идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

 

Писатели улыбаются.

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

 «Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле» Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно - поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.


Учебно – тематический план по литературе в 7 классе

ТЕМА

               Кол-во

 часов

Развитие

 речи

Внеклассное чтение

Выполнение практической части программы:

Сочинения  

Наизусть

Контрольные работы

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

1

Из древнерусской литературы.

4

1

Из русской литературы XVIII века

3

1

1

1

Из русской литературы XIX века.

32

9

2

6

Из русской литературы XX века.

17

4

1

1

1

Из литературы народов России.

1

Из зарубежной литературы.

5

Итоги года.

1

Итого:

68

14

1

4

8

2

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  1. Сочинение.
  2. Развернутый ответ на вопрос.
  3. Тест.
  4. Устное монологическое высказывание на заданную тему.
  5. Выразительное чтение текста (диктором, наизусть).
  6. Письменный анализ лирического произведения.
  7. Письменный анализ эпизода.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2. Оценка сочинений

Критерии оценивания

        Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

        В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):


Количество сочинений  и их объём

класс

классных

домашних

объем сочинений

V

4

0

1 — 1,5 стр.

VI

3

1

1,5 — 2 стр.

VII

2

2

2 — 2,5 стр.

VIII

2

3

2,5 — 3 стр.

IX

3

3

3 — 4 стр.

X

4

3

4 — 5 стр.

XI

4

3

5 — 7 стр.

        Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

        Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.

        Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

        Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

        При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

        Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

        Отметка «5» ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

        Отметка «4» ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5)стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

        Отметка «3» ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

        Отметка «2» ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

        Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Допускается:

1 недочет в содержании и 

1 — 2 речевых недочета.

Допускается:

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

  • Допускается:
  •  не более 2 недочетов в содержании и 
  • не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 2 грамматические ошибки;

0 орфографических + 4 пунктуационные + 2  грамматические ошибки;

«3»

Допускается:  

не более 4 недочетов в содержании и

5 речевых недочетов

Допускается:

  • 0 орфографических + 5 – 7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
  • 1 орфографическая + 4 -7 пунктуационных + 4 грамматических ошибки;
  • 2 орфографические + 3 – 6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматических;

4 орфографических + 4 пунктуационных +  4 грамматические

«2»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.  Имеются фактические неточности.

3. Допущены нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь невыразительна.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических ошибок.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

Отметка

Тест

«5»

90 – 100 %

«4»

78 – 89 %

«3»

60 – 77 %

«2»

менее 59 %

УЧЕБНОЕ  И  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно – методический комплекс

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.
  2. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие
    на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.
  3. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс./Автор – составитель Коровина В.Я. М.: Просвещение, 2009.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 7 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2010.


Печатные пособия

  • Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  • Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7   класс. М.: ВАКО, 2011.
  • Еремина О.А. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. М.: Просвещение, 2005.
  • Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Н.С.Королева. М.: ВАКО, 2011.
  • Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
  • Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б .Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Мультимедийные пособия

Русская литература: от Нестора до Маяковского  Год издания: 2009, Носитель: CD-ROM

Русская литература: от Нестора до Маяковского  Год издания: 2009, Носитель: CD-ROM

Русская поэзия XVII - XX веков (DVD-BOX)  Год издания: 2010, Носитель: CD-ROM

Аудиоматериалы

Лазерные диски по литературе  «100 поэтов XX века»: стихотворения в авторском  исполнении.

Видео и DVD — материалы

к/ф «Тарас Бульба»

м/ф «Детство Горького»

м/ф «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

http://www.ege.edu.ru

http://www.fipi.ru

http://www.festival.1september.ru

http://www.openclass.ru

http://www.metodisty.ru

http://www.proshkolu.ru

http://school-collection.edu.ru

http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс, учебник Коровиной

Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часо...

Рабочая программа по литературе, программа В.Коровиной

Рабочая программа по литературе составлена  на основе авторской  программы В.Коровиной для 9 класса....

рабочая программа по литературе 8 класс.Программа Коровиной

Рабочая программа по литературе с пояснительной запиской....

Рабочая программа по литературе (программа В.Я. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематический план, перечень учебной и методической литературы, календарно - тематическое планирование, в котор...

Рабочая программа по литературе . 5 класс. Программа Коровиной В.Я.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и КТП в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по литературе 8 класс программа Коровиной 68 часов

В  рабочей  программе дано тематическое, календарно- тематическое планирование, содержание учебного материала....