Урок по творчеству И. Талькова. (музыкальная композиция)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Крашенина Любовь Геннадьевна

Цели урока:

1. продолжить знакомство с бардовской песней;

2. познакомить с творчеством И. Талькова;

3. дать понятие о рок-поэзии;

4. показать тенденции современной литературы, место рок-поэзии в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, прослушивание песен, комментирование.

Оборудование: фотографии поэта, записи песен, импровизированная сцена, словарик: бард, рок, рок-поэт, рок-н-ролл, аранжировка, брейк.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по творчеству И. Талькова. (музыкальная композиция)

Крашенина Любовь  Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории

МКОУ СОШ № 1 п. Новошахтинского  Приморского края.

«И, поверженный в бою, я воскресну и спою…»

                                                         И неподкупный голос  мой

                                                         Был эхом русского народа.

                                                                                 Н.А.Некрасов.

Цели урока:

1. продолжить знакомство с бардовской песней;

2. познакомить с творчеством И. Талькова;

3. дать понятие о рок-поэзии;

4. показать тенденции современной литературы, место рок-поэзии в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, прослушивание песен, комментирование.

Оборудование: фотографии поэта, записи песен, импровизированная сцена, словарик: бард, рок, рок-поэт, рок-н-ролл, аранжировка, брейк.

Класс делится на несколько творческих групп: биографы (изучают биографию поэта, готовят краткое сообщение), слововеды (находят объяснение слов, краткие выступления по материалу и оформляют стенд), оформители(готовят оформление класса : кулиса, микрофон, гитара и т.д.),  музыкальные редакторы (готовят музыкальное оформление, презентацию).

Словарь.

Бард - поэт-певец у древних кельтских племен. Сейчас бардом называют автора и исполнителя  собственных песен.

Аранжировка - переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или для другого состава инструментов или голосов.

Рок- музыка, которая получила распространение во всем мире в конце50-х – начале 60-х гг. 20в., которая явилась результатом взаимодействия различных направлений популярной музыки: фольклора и джаза.

Нет явного солиста, электронные эффекты, искажение звука.

Рок-н-ролл – музыкальный стиль, соединенный из негритянской городской музыки(«ритм  энд блюз») и сельской американской («хилл-билли»)

Хард-рок - (англ. жесткий, грубый, тяжелый) стиль рок-музыки с тяжелым «раскачивающимся» ритмом.

Брейк - (брейк-данс) танец с элементами  пантомимы и акробатики.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

На рубеже 50-60гг. в России распространилась «песенная поэзия», т.е. авторская песня. Об этом мы говорили с вами на предыдущих уроках. Через полтора десятилетия по соседству с ней возникла рок-поэзия. Между ними очень трудно провести границу. Принадлежность к року определялась не словами и не музыкой, а общим отношением к жизни. Для рок-музыки характерны визжащие. Скрежещущие и воющие звуки, но они оправданы тем, что рок-крик человека, выброшенного в чудовищный, лишенный Бога ,мир.

Ночь коротка, цель далека.

Ночью так хочется пить.

Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.

Ты не можешь здесь спать,

Ты не можешь здесь жить.

Эти слова из песни рок-певца Виктора Цоя «Последний герой»

Первые русские рок-песни… Какие они были?

Сильно уступая по мастерству и мудрости стиха песням ведущих бардов, песни Градского, «Машины времени» тем не менее оказались вне конкуренции. Впервые с молодежью заговорили сверстники и на понятном языке.

Отечественный рок вначале существовал полулегально. Для властей он был в лучшем случае бессмысленным кривляньем, в худшем - идеологической диверсией. Между тем, «диверсанты» ни о политике, ни об идеологии не задумывались, они просто хотели играть любимую музыку. Но постепенно, накапливая энергию противостояния, делали свои тексты более резкими. Они заговорили об общественных и нравственных проблемах.

Так что же нам делать?

О чем нам петь?

Над чьими плечами твоя голова?

В этом мире того, что хотелось бы нам- нет!

Мы верим, что в силах его изменить- да!

(Юрий Шевчук . Группа «ДДТ»)

В 80-е годы по стране разлетелись записи новых групп: «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Алиса», «кино» и исполнителей: Александра  Башлачева, Юрия Шевчука(«ДДТ»), Игоря Талькова. С творчеством последнего мы и познакомимся сегодня.

Перед вами вопросы, на которые вам предстоит ответить на следующем уроке , на партах распечатанные стихотворения И. Талькова, выберите любое для анализа.

-О чем идет речь в стихотворении?

-Каким  предстает перед вами автор?

-как соотносятся стихотворное, поэтическое и музыкальное начала в песнях И. Талькова?

(Это домашнее задание для следующего урока)

3.Литературно-музыкальная композиция.

Итак, эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Н.Некрасова:

И неподкупный голос мой

Был эхом русского народа.

Можно ли эти слова употребить в отношении И. Талькова?  Имеем ли мы право дать творчеству И. Талькова такую оценку? В этом нам предстоит разобраться.

Выступления учащихся с сообщениями.

(1). Игорь Тальков - удивительный, ни на кого не похожий , неожиданный. Автор и исполнитель своих песен, композитор от Бога, освоивший самостоятельно музыкальную грамоту, сольфеджио, многие музыкальные инструменты и достигший очень высокого профессионального уровня. Актер кино. Исследователь-собиратель исторических документов, мечтавший восстановить правду об истории нашей страны, правду, которую замалчивали и искажали семь с лишнем десятков лет. Подвижник, готовый выступать с микрофоном и без где угодно, даже рискуя сорвать голос. Любимый одними и резко не принимаемый другими. Явление в нашей культуре, соизмеримое с феноменом Владимира Высоцкого.

(2). Широкую известность И. Талькову принесла записанная в 1987г. В собственной аранжировке песня Д. Тухманова «Чистые пруды». Успех был несколько неожиданным для самого Игоря, хотя успех этот вполне закономерен: наконец-то на эстраде среди суеты, немудрящей развлекательности и откровенной халтуры вдруг явился светлый образ интеллигента-романтика, человека с душой, памятью, умеющий ценить каждый миг бытия.

(Звучит песня Д. Тухманова «Чистые пруды»)

(3).И.Тальков принадлежал к поколению, детство которого пришлось на 60-е годы, в жизнь же это поколение вступило в начале 70-х, в самый разгар так называемого застоя, когда вся информация дозировалась и фильтровалась, факты (в том числе и исторические) намеренно искажались, воспитывалось извращенное представление о стране и о мире в целом. Многие из поколения, чья юность пришлась на то время, на всю жизнь сохранили своеобразные «идеологические шоры». Игорю повезло. Он еще в юности понял, что «что-то тут не так», это стоило ему тяжелой психологической ломки, но зато он внутренне стал свободным человеком, со своим взглядом на мир. Возможно, именно об этом прозрении поется в песне «Примерный мальчик».

Ну , а они не понимали

То, что понять я сразу смог,

На разрисованной гитаре,

Играя запрещенный рок,

Читая книги не «такие»

От всех тайком по вечерам,

На дискотеках лихо прыгая

И посещая Божий храм.

Ученик в роли  И. Талькова ( в белой рубахе и красном шарфе).

(4).Родился я в городе Щекино Тульской области. Отец-потомок русского офицера, по образованию - педагог, потомственный москвич, был репрессирован. Мать - из поволжских немцев, в 18 лет была сослана в Сибирь. Там, в Сибири, они и познакомились, и там же родился сой старший брат-Владимир. С детства мечтал сочинять стихи и петь песни. А вот в музыкальную школу ходил скрепя сердце. Закончил ее по классу баяна, да так больше и не притронулся к нему. Мечтал стать хоккеистом. Перед окончанием школы даже в Москву приезжал, в команду ЦСКА, но, получив отказ, решил, что спортсменом мне не быть.

В институте так и не доучился - ни в педагогическом, ни в театральном: моя мятущаяся душа никак не могла выбрать профессию по сердцу. А вот музыкой увлекся всерьез. Работал в ансамблях аранжировщиком песен, позже – исполнителем. Песни начал писать с 1973г. Сотрудничал с различными группами: «Апрель», «Вечное движение», «Электроклуб», Работал гитаристом, барабанщиком, клавишником, аранжировщиком. В 1989г. На международном конкурсе  «Ступень к Парнасу» завоевал звание лауреата, после чего пришла известность.

(5) Ученик читает наизусть стихотворение «Сцена».

Сцена,

Я продирался к тебе сквозь дремучие джунгли закона,

Что на службе у тех,

Кто не верит ни в черта, ни в Бога.

Завязались в узлы мои связки,

Стиснут лоб медицинской повязкой,

А в душе затаилась на долгие годы тоска.

Сцена,

А дорогу к тебе преграждала нечистая сила

И того, кто ей душу запродал-

Превозносила,

Раздавая чины и награды

Тем бездарным, пронырливым гадам,

Настоящих и неподкупных сводила в могилу.

Сцена,

Я дошел до тебя.

Вот стою и пою, наконец-то

И уверен, что занял по праву

Свободное место.

Ну а происки слуг преисподни

 Не страшны нам сегодня-

Наше время пришло!

Да поможет нам Сила Господня!

(6).Итак, о чем же пел И.Тальков? О любви. Редко, почти никогда о счастливой, чаще о неразделенной. Герой чаще всего одинок, он тяготится своим одиночеством, но и понимает его неизбежность, ценит и бережет память о состоявшейся или несостоявшейся любви. Он говорил, что его песни о любви выполняют роль врача-анестезиолога, частично вбирают в себя душевную боль, лечат рану, нанесенную безответным чувством.

(7). Ученик читает стихотворение «Моя любовь»,

Все как будто шло своим путем - медленно и верно:

Успех в делах, семья и дом лечили раненые нервы.

Не будили звездные дожди моего воображенья,

И превратились виражи в плавное скольженье.

Скажи, откуда ты взялась,

Моя нечаянная радость,

Несвоевременная страсть,

Горькая, а сладость.

Нарушив мой земной покой,

Ты от какой отбилась стаи?

И что мне делать с тобой такой?

Не знаю…

Вздрогнул, как от выстрела мой дом,

Стены закачало,

Когда в окно твоим крылом счастье постучало.

Понимал ли дом, что он для меня стал тесен,

Оставив незакрытой дверь и окон не завесив.

Мой уютный замок из песка

Стал как будто ниже,

И заменили облака рухнувшую крышу.

Ты смотрела, как под крышей той

Разгорались страсти,

Сказав, что на беде чужой мы не построим счастье.

Скажи, откуда ты взялась,

Моя нечаянная радость,

Несвоевременная страсть,

Горькая, а сладость.

Нарушив мой земной покой,

Ты от какой отбилась стаи?

И что мне делать с тобой такой?

Не знаю… (1989г.)

(8).А еще, и это, пожалуй, самое главное, И. Тальков – автор большого числа «социальных» песен, как он их сам называл. С этими песнями он ездил по стране.  Это совсем другие песни: исчезает акварельная хрупкость  тальковской  лирики, их сложные, богатые аранжировки сменяются грохотом тяжелого рока. («Дядин колпак», 1988г.), резким ритмом брейка («Война»,1990), речитативом рок-н-ролла («КПСС», 1989). Это великолепный художественный экскурс в историю - песня «Россия»(1988г.), фольклорная баллада «Бывший подъесаул»(1988), трагическая «Родина моя»(1988), задиристые «Стоп»(1987), «Господа демократы»(1987)).

(9). Стихотворение «Дядин колпак».

Мы родились в комендантский час

Под колпаком, будто смеху ради.

А тот колпак искусно сшил для нас

Один веселый дядя.

Мы в колпаках и под колпаком

Ходили строем и слагали песни

Про то, как мы хорошо живем

Под колпаком все вместе.

Треснул дядин колпак,

Треснул, только ветер подул.

И стало ясно - дядя был не дурак,

Дядя всех надул.

Раздался крик - залатать колпак,

предпринимая необходимые меры,

но стало ясно-нет таких заплат,

чтоб залатать химеру.

А слуги дядины себе верны,

И «колпачизм» охраняют стойко,

И затевают, сняв последние штаны,

Большую пере-пере-перекройку…

1988г.

(10). В песне «Война»(1990г.) заявлено творческое кредо И. Талькова:

Я спел бы вам песню про Чистые пруды,

Да мне, признаться, сейчас не до воды.

На меч булатный и доспехов звон

Я променял приятный старый свой аккордеон.

Война!

Идет гражданская война!

Восьмой десяток лет…

(Звучит песня «Война»).

(11).Песня «Глобус»(1990г.) - тальковская, напевная. И в то же время – нервный, тревожный ритм ударника. (Звучит песня).

(12). В преддверии августовского путча зловещим предостережением звучала написанная в 1989г. Песня «КПСС». Пророчеством оказалась и песня «Бал сатаны», которую Игорь пел на праздничном концерте у Белого дома России 31 августа 1991года. И, может быть, в том, что народ смог подняться на защиту демократии, избавиться от векового страха, отравившего души многих, поколений, есть и заслуга Игоря Талькова.

(Звучит песня «Бал сатаны» 1989г.).

Разыгрывается сценка «Интервью». За столом сидят «Игорь» и «журналистка».

Ж,: работа и Игорь-это, пожалуй, тема для целого трактата, ибо, на мой взгляд, работа и жизнь для Игоря слиты в одно неделимое целое. Конкурс «Ступень к Парнасу». Съемки на телевидении, гастроли, концерты… и так ступень за ступенью. Я была на всех концертах, и вновь, и вновь поражает меня способность Игоря работать в любых, даже в самых экстремальных условиях с полной отдачей, поражал его контакт с залом. За какие-нибудь 10-15 минут с начала концерта он умудрялся «взять» зал и превратить его из помещения, где много людей с различными взглядами и вкусами в зал - единое целое. И сам собою напрашивался вопрос об аудитории на его концертах.

У каждого исполнителя свой зал, а какой он для Игоря Талькова?

И.: Зал - единое целое. Каждый человек, сидящий в зале, воспринимает меня по-своему: одним нравится музыка, другим - слова и т.д. сколько людей - столько и мнений. Я не стремлюсь завоевать сердце каждого, но мне хочется, чтобы после концерта в душе зрителя осталось какое-то чувство. У кого-то это чувство тепла, просветления. Кто-то порадуется моей работе, кто-то посмеется. Но работаю я для всех и каждого.

Ж.: Известность, популярность, а до этого годы депрессии, непонимания, и вот пришло признание, пришел успех, и все же 33 года - возраст распятого Христа, какой он для ВАС?

И.: Это очень сложный год, пожалуй, сложнее не было. Пришел успех, но слишком много на мою долю выпало испытаний.33 года – это рубеж, и от того , как пройдешь  этот рубеж, зависит то, как будешь жить дальше.

Ж.: верите ли Вы в Бога?

И.: Да.

Ж.: Это вера церковная или это вера в некую высшую справедливость?

И.: Вера в высшую справедливость, разум, гармонию, истину… Самое главное – верить. Бога надо носить в душе. Наша совесть - это и есть частичка Бога в нас.

Ж.: Сейчас много говорится и пишется о духовном возрождении. Какой смысл вы вкладываете в это понятие?

И.: Духовное возрождение - это, безусловно, вера. Человек без веры - животное, общество без веры- стадо. И еще, когда человек верит, он добреет.

Ж.: Как вы считаете, у Вас талант от Бога или от лукавого?

И.: От лукавого не может быть таланта. Талант - это то, что помогает людям ощутить и увидеть мир, познать его. Талант от Бога, но талантлив ли я, судить не мне, а зрителям.

Ж.: Ваши мысли о дальнейшем развитии событий в России?

И.: думаю, что победит разум. Русский дух. Русская сила, которую дает нам наша Святая Русская  Земля, которая питает всех нас. Только как скоро это произойдет – сказать затрудняюсь.

Ж.: Как нам пережить эти смутные времена?

И.:  Необходимо терпение. И посильная борьба со злом каждого на своем месте. Со злом, которое, как коррозия, проело наше общество и государство в целом.

Ж.: Максимилиан Волошин в стихотворении, написанном после смерти Н. Гумилева и А. Блока, сказал:

Темен жребий русского поэта:

Неисповедимый рок ведет

Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского на эшафот…

Находите ли вы,  что жребий русского  поэта столь темен? Или это некая закономерность?

И.: Мне кажется, что это некоторая закономерность.  Проследив историю культуры, можно сделать такой вывод.

Ж.: Можно ли что-то в этом изменить? Прервется ли эта роковая цепочка?

И.: если изменится общество, то цепочка прервется. Все к этому шло. Не было бы революции, этого переворота, мы бы уже к этому пришли.

(по материалам М. Скворцовой из журнала «Россияне» №5-6)

(14).Роковая цепочка…на память приходит песня И. Талькова «Памяти Виктора  Цоя». Она звучит так, что хочется зажечь свечу, держать ее в ладонях в зрительном зале, и пусть плачет воск о том, кто уже никогда не поднимется на сцену, но останется с нами навсегда, в памяти нашей, в наших сердцах…

(Гаснет свет, зажигаются свечи).

(15). Читает стихотворение «Памяти Виктора Цоя».

Поэты не рождаются случайно.

Они летят на Землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и посты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте.

Их души озаряют путь в пространстве

Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие мир

Неведомые нашему сознанью,

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь оркестр играет туш-

Актеры, музыканты и поэты-

Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,

В лугах для них цветы венки совьют,

Они уходят вдаль, но никогда не умирают,

И в песнях, и в стихах своих живут.

И, может быть, сегодня или завтра

Уйду и я таинственным гонцом

Туда, куда ушел от нас внезапно

Поэт и композитор - Виктор Цой

(16).Трагические строки, написанные на смерть В. Цоя, можно отнести и к самому Игорю:

Они уходят, выполнив заданье,

Их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью

По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,

Когда в их честь играет туш,-

Актеры, музыканты и поэты-

Целители уставших наших душ.

(17).6 октября 1991г. Игоря Талькова убили. Игорь знал, предчувствовал свою судьбу. Он очень торопился, готовил к печати сборник своих стихов, книгу «Монолог», дни и ночи пропадал на студии звукозаписи. Ему было, что сказать людям, и он спешил все сказать. Он был честным, строгим и требовательным к себе и другим, не прощал предательства. Мог быть резок и беспощаден, не шел на компромисс. Он был мудрым, любил людей. За это его многие и любили. Игорь был верен своему призванию. Верил в людей и мечтал:

Я завтра снова в бой сорвусь,

Но точно знаю, что вернусь,

Пусть даже через сто веков

В страну не дураков, а гениев.

И поверженный в бою,

Я воскресну и спою

На первом дне рождения

Страны, вернувшейся с войны.

(звучит песня «Вернусь».1990г.)

4.Итог урока.

5.Домашнее задание (См. выше)

Используемая литература.

1. Газета «Литературная Россия» №34-35, 1993г.

2. Журнал «Россияне». №5-6

3. Журнал «Сельская новь» №4 1992г.

4. Энциклопедия для детей. Русская литература 20 в., т.9,Москва, Аванта, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Юрия Давыдовича Левитанского "Я, побывавший там..."

Собственно, всё уже сказано в названии. Оформление "бегло официальное". Спасибо за помощь в разработке и проведении мероприятия учителю русского языка и литературы Светлане Владимировне Ткачёвой....

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....

«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.

Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...

Я точно знаю, что вернусь….(Литературно – музыкальная композиция, посвященная памяти И.Талькова).

Цели литературно - музыкальной композиции: 1) Познакомить  учащихся с жизнью и творчеством  певца и композитора И.Талькова. 2) Развивать стремление быть Личностью, неравнодушной к судьбе Ро...

Внеклассное мероприятие по творчеству Игоря Талькова

Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству поэта-барда...