Рабочая программа по литературе 7 класс, УМК В.Я.Коровина
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Склярова Людмила Александровна

Пояснительная записка, тематическое  планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_tematich_plan_7_klass.doc618.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 

          По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю). В  целях реализации учебного плана предлагаемое календарно-тематическое планирование рассчитано на 70 часов, написано  к учебнику-хрестоматии по литературе для 7 класса (автор-составитель В. Я. Коровина; Москва: Просвещение, 2009) и соответствует «Программе литературного образования.    5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, Просвещение, 2010).

         Целью изучения литературы в 7 классе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

          В учебник-хрестоматию включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у учащихся высокие нравственные качества. Планирование построено так, что в нём на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьнику этапы развития литературы, обобщаются знакомые ученикам факты, систематизируются знания по истории литературы. Школьники подробно знакомятся с разделами «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей 19 века», «Произведения русских писателей 20 века», «Произведения зарубежных писателей ». Содержание соответствующих  разделов 7 класса не дублирует материал 5-6 классов. Это позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста. Большое внимание в планировании уделяется связи литературы с духовной жизнью общества.

          Объём некоторых произведений, предлагаемых для изучения в 7 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. В этих условиях возрастает роль самостоятельного чтения учащихся.

 

 

 

Наименование разделов и тем:

Кол-во часов:

Тип урока, вид:

Использование ИКТ  и ТСО.

Теория литературы

Дата

 1.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа.

 

Устное народное творчество.

 2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Предание. Гипербола

 

 3.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Былина. Руны.   Мифологический эпос (начальное представление)

 Фонохрестоматия

 

 4.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 

 5.

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки народов мира.         Входной контроль знаний.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки

 

Древнерусская литература.

 6.

Русские летописи. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Поучение (начальное представление)

 

 7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн  любви и верности

1

Урок закрепления знаний.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

  Летопись (развитие понятия)

 

 8.

 Письменная работа «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси»

1

Урок развития речи №1.

 

Произведения русских писателей XVIII века.

 9.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Практикум.

  Ода (начальное понятие)

  Фонохрестоматия

 

 10.

Г.Р. Державин. «На птичку…», «Признание», Река времен в своем стремленьи…» Философское размышление о смысле жизни и свободе творчества

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

.

 

Произведения русских писателей XIX века.

11 

А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок).

Р/к А.С.Пушкин на Кавказе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

Р/к 1

 

12 

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра. Образ автора в поэме.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Фонохрестоматия

 

13 

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

Урок закрепления знаний.

Беседа. Практикум.

 Баллада (развитие

  понятия)

 Фонохрестоматия

 

14 

А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Подготовка к домашнему сочинению. «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1

Урок развития речи №2.

.

 

15 

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа.

  Повесть (развитие понятия)

 

16 

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

Урок закрепления знаний.

Практикум.

 

17 

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана…». Картины быта 16 века

Р/к М,Ю.Лермонтов на Кавказе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Беседа. Обучение устному рассказу.

Р/к 2

  Фонохрестоматия

 

18 

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

Урок закрепления знаний.

Беседа. Практикум.

 Фольклоризм литературы

 

19 

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

1

Урок закрепления знаний.

Практикум.

  Фонохрестоматия

 

20 

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

1

Урок контроля №1

 

21 

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей-запорожцев

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Роды литературы. Эпос (развитие понятия)

 

22 

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

1

Урок закрепления знаний.

Обучение устному рассказу.

 

23 

Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

 Урок развития речи №3

 

24 

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа

  Фонохрестоматия

 

25 

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близ- нецы». «Два богача».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Стихотворение в прозе

 Фонохрестоматия

 

26 

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

 

27 

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа

  Трехсложные размеры

   стиха

 

28 

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа

 

29 

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

  Гротеск

 

30 

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

31 

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина».

 

Урок контроля № 2

 

32 

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).

Р/к Л.Н.Толстой на Кавказе

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

Р/к 3

.Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия)

 

33 

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».

1

Урок закрепления знаний.

Беседа. Обучение устному рассказу.

 

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

34 

В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, …», «Благовест». И.А. Бунин «Родина» Обучение анализу лирического произведения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Практикум.

 

Произведения русских писателей XX века.

35 

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 

36 

И.А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина.

1

Урок развития речи № 4

 

37 

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

  Сатира и юмор как

  формы комического

 

38 

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

Урок закрепления знаний.

Беседа.

. Фонохрестоматия

 

39 

Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

40 

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы).

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя

 

41 

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».

1

Урок закрепления знаний.

Беседа.

 

42 

Обучение анализу эпизода из повести  М. Горького «Детство».

1

Урок закрепления знаний.

Практикум.

  Фонохрестоматия

 

43 

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

44 

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 

45 

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение …»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

  Лирический герой (начальные представление) тоническое стихосложение  (начальные представления)

 

46 

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  Обогащение знаний о ритме и рифме

 Фонохрестоматия

 

47 

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 

48 

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

1

 

49 

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Урок контроля №3

 

50 

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме ...».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Практикум.

  Фонохрестоматия

 

51 

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

  Фонохрестоматия

 

       52 

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.

Р/к Великая Отечественная война в творчестве  ставропольских поэтов

1

Р/к 4

  Публицистика.  Интервью как жанр публицистики (начальные представления)

 

53

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

 Литературные традиции

 

54 

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

 

55 

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».

1

 

56 

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы).

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа

Публицистика (развитие понятия). Мемуары как жанр публицистики

 

Писатели улыбаются.

57 

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

  Фонохрестоматия

 

«Тихая моя Родина» (стихи поэтов XX века о родной природе).

58

59 

Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого.

Р/к Родная природа в произведениях ставропольских поэтов.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Р/к 5

  Лирический герой (развитие понятия)

 Фонохрестоматия

 

Песни на стихи русских поэтов XX века.

60 

И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге …», А.Н. Вертинский «Доченьки».

Р/к Песенное творчество поэтов Ставропольского края

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Р/к 6

  Фонохрестоматия

 

Из литературы народов России.

61-

62 

Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Р/к  Творчество нашего поэта-земляка

Левина Н.Г.

2

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

Р/к 7

 

Зарубежная литература.

63 

Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Беседа.

  Фонохрестоматия

 

64

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой ...».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказ учителя. Практикум.

 

65 

Японские трехстишия (хокку).

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Практикум.

 Особенности жанра хокку (хайку)

  Фонохрестоматия

 

66-

67

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

2

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Семинар.

 

68 

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

69-

70 

Итоги года и задание на лето.

1

 



           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс

Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...