Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе 7 класс, УМК В.Я.Коровина
    календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

    Склярова Людмила Александровна

    Пояснительная записка, тематическое  планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literatura_tematich_plan_7_klass.doc618.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

     

              По программе на уроки литературы в 7 классе отводится 68 часов в год (по 2 урока в неделю). В  целях реализации учебного плана предлагаемое календарно-тематическое планирование рассчитано на 70 часов, написано  к учебнику-хрестоматии по литературе для 7 класса (автор-составитель В. Я. Коровина; Москва: Просвещение, 2009) и соответствует «Программе литературного образования.    5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной (Москва, Просвещение, 2010).

             Целью изучения литературы в 7 классе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

              В учебник-хрестоматию включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у учащихся высокие нравственные качества. Планирование построено так, что в нём на новом познавательном уровне изучаются уже известные школьнику этапы развития литературы, обобщаются знакомые ученикам факты, систематизируются знания по истории литературы. Школьники подробно знакомятся с разделами «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей 19 века», «Произведения русских писателей 20 века», «Произведения зарубежных писателей ». Содержание соответствующих  разделов 7 класса не дублирует материал 5-6 классов. Это позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями о писателях и историко-культурными сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста. Большое внимание в планировании уделяется связи литературы с духовной жизнью общества.

              Объём некоторых произведений, предлагаемых для изучения в 7 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. В этих условиях возрастает роль самостоятельного чтения учащихся.

     

     

     

    Наименование разделов и тем:

    Кол-во часов:

    Тип урока, вид:

    Использование ИКТ  и ТСО.

    Теория литературы

    Дата

     1.

    Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Беседа.

     

    Устное народное творчество.

     2.

    Предания как поэтическая автобиография народа.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Предание. Гипербола

     

     3.

    Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Былина. Руны.   Мифологический эпос (начальное представление)

     Фонохрестоматия

     

     4.

    Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     

     5.

    Пословицы и поговорки.

    Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки народов мира.         Входной контроль знаний.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки

     

    Древнерусская литература.

     6.

    Русские летописи. «Повесть временных лет». Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Поучение (начальное представление)

     

     7.

    «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн  любви и верности

    1

    Урок закрепления знаний.

    Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

      Летопись (развитие понятия)

     

     8.

     Письменная работа «Нравственные заветы и идеалы Древней Руси»

    1

    Урок развития речи №1.

     

    Произведения русских писателей XVIII века.

     9.

    М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Практикум.

      Ода (начальное понятие)

      Фонохрестоматия

     

     10.

    Г.Р. Державин. «На птичку…», «Признание», Река времен в своем стремленьи…» Философское размышление о смысле жизни и свободе творчества

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

    .

     

    Произведения русских писателей XIX века.

    11 

    А.С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок).

    Р/к А.С.Пушкин на Кавказе

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

    Р/к 1

     

    12 

    А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра. Образ автора в поэме.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Фонохрестоматия

     

    13 

    А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

    1

    Урок закрепления знаний.

    Беседа. Практикум.

     Баллада (развитие

      понятия)

     Фонохрестоматия

     

    14 

    А.С. Пушкин. «Борис Годунов». Подготовка к домашнему сочинению. «История России в произведениях А.С. Пушкина»

    1

    Урок развития речи №2.

    .

     

    15 

    А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Беседа.

      Повесть (развитие понятия)

     

    16 

    Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

    1

    Урок закрепления знаний.

    Практикум.

     

    17 

    М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана…». Картины быта 16 века

    Р/к М,Ю.Лермонтов на Кавказе

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Беседа. Обучение устному рассказу.

    Р/к 2

      Фонохрестоматия

     

    18 

    Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

    1

    Урок закрепления знаний.

    Беседа. Практикум.

     Фольклоризм литературы

     

    19 

    М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

    1

    Урок закрепления знаний.

    Практикум.

      Фонохрестоматия

     

    20 

    Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

    1

    Урок контроля №1

     

    21 

    Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей-запорожцев

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Роды литературы. Эпос (развитие понятия)

     

    22 

    Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

    1

    Урок закрепления знаний.

    Обучение устному рассказу.

     

    23 

    Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

    1

     Урок развития речи №3

     

    24 

    И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа

      Фонохрестоматия

     

    25 

    И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близ- нецы». «Два богача».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

     Стихотворение в прозе

     Фонохрестоматия

     

    26 

    Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

     

    27 

    Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа.

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа

      Трехсложные размеры

       стиха

     

    28 

    А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа

     

    29 

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

      Гротеск

     

    30 

    М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

     

    31 

    Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина».

     

    Урок контроля № 2

     

    32 

    Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).

    Р/к Л.Н.Толстой на Кавказе

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

    Р/к 3

    .Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия)

     

    33 

    Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».

    1

    Урок закрепления знаний.

    Беседа. Обучение устному рассказу.

     

    Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

    34 

    В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, …», «Благовест». И.А. Бунин «Родина» Обучение анализу лирического произведения

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Практикум.

     

    Произведения русских писателей XX века.

    35 

    И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     

    36 

    И.А. Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина.

    1

    Урок развития речи № 4

     

    37 

    А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

      Сатира и юмор как

      формы комического

     

    38 

    Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

    1

    Урок закрепления знаний.

    Беседа.

    . Фонохрестоматия

     

    39 

    Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

     

    40 

    М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы).

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя

     

    41 

    «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».

    1

    Урок закрепления знаний.

    Беседа.

     

    42 

    Обучение анализу эпизода из повести  М. Горького «Детство».

    1

    Урок закрепления знаний.

    Практикум.

      Фонохрестоматия

     

    43 

    «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

     

    44 

    Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     

    45 

    В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение …»

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

      Лирический герой (начальные представление) тоническое стихосложение  (начальные представления)

     

    46 

    В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

      Обогащение знаний о ритме и рифме

     Фонохрестоматия

     

    47 

    А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     

    48 

    А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

    1

     

    49 

    Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

    1

    Урок контроля №3

     

    50 

    Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме ...».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Практикум.

      Фонохрестоматия

     

    51 

    А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

      Фонохрестоматия

     

           52 

    Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.

    Р/к Великая Отечественная война в творчестве  ставропольских поэтов

    1

    Р/к 4

      Публицистика.  Интервью как жанр публицистики (начальные представления)

     

    53

    Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

     Литературные традиции

     

    54 

    Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

     

    55 

    Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».

    1

     

    56 

    Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы).

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа

    Публицистика (развитие понятия). Мемуары как жанр публицистики

     

    Писатели улыбаются.

    57 

    М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

      Фонохрестоматия

     

    «Тихая моя Родина» (стихи поэтов XX века о родной природе).

    58

    59 

    Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого.

    Р/к Родная природа в произведениях ставропольских поэтов.

    2

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Р/к 5

      Лирический герой (развитие понятия)

     Фонохрестоматия

     

    Песни на стихи русских поэтов XX века.

    60 

    И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге …», А.Н. Вертинский «Доченьки».

    Р/к Песенное творчество поэтов Ставропольского края

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Р/к 6

      Фонохрестоматия

     

    Из литературы народов России.

    61-

    62 

    Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

    Р/к  Творчество нашего поэта-земляка

    Левина Н.Г.

    2

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

    Р/к 7

     

    Зарубежная литература.

    63 

    Р. Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Беседа.

      Фонохрестоматия

     

    64

    Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой ...».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Рассказ учителя. Практикум.

     

    65 

    Японские трехстишия (хокку).

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Практикум.

     Особенности жанра хокку (хайку)

      Фонохрестоматия

     

    66-

    67

    О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

    2

    Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

    Семинар.

     

    68 

    Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

    1

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

     

    69-

    70 

    Итоги года и задание на лето.

    1

     



               

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

    Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...

    Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

    Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

    Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

    Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

    рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной за 10 класс

              Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая ...

    Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс

    Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

    Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс

    Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...

    Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс

    Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...