рабочая программа по литературе 7 класс учебник Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Программа содержит пояснительную записку ( цель и задачи изучения предмета, общая характеристика предмета, место предмета и проч.), учебно-тематический план, содержание, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением

немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию                                                              «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                                   Директор ГБОУ СОШ№72

Протокол _____ от ____________                                                    _______________________

                                                                                                                            И.В.Стрешинская

                                                                                                             «____»____________2014г.

Образовательная программа

основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

(базовый уровень)

для  7  класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Перепелкина Галина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :

1. Концепцией модернизации российского образования на  период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.

2.Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования, одобренного  совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного  приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089

3. Законом Российской Федерации «Об образовании»

4. Учебным планом  ГБОУ СОШ № 72 с углублённым изучением немецкого языка калининского района города Санкт-Петербурга

5. «Программа по литературе .5-11 классы .( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Оба предмета способствуют и формированию личности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что он  представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

При работе с учащимися  7 класса, в достаточной мере владеющими техникой чтения, следует больше внимания уделять анализу произведений, не забывая тем не менее работать над разными видами чтения. Особое внимание следует уделить смысловому чтению.

Курс литературы в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного -тематического принципов.

В 7 классе ведущей проблемой является проблема особенности труда писателя, его позиции, изображение человека как важнейшая задача литературы.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т. д. )

Материалы по истории и теории литературы представлены в каждом разделе.

Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения требований стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

   воспитание  духовно  развитой  личности,  обладающей  гуманистическим  мировоззрением, национальным и общероссийским гражданским  сознанием,  чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

   развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного;

   овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.)

  использование опыта общения с произведениями художественной литературы  в повседневной жизни и учебной деятельности.

Место предмета литература в учебном плане ГБОУ СОШ 72.Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе.

 В программе под редакцией В.Я. Коровиной   на изучение литературы в 70 классе отведено 68 часов. В рабочей программе – 70 часов.

В целом рабочая программа придерживается рекомендаций составителей. Программа под редакцией В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту. Внесены изменения в программу, предложенную В.Я.Коровиной: предусмотрено 2 резервных часа.

 Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:

Коровина В.Я. Литература. 7 кл. Учебник в 2 ч.- М.: Просвещение, 2010

Коровина В.Я.Читаем, думаем. Спорим…: Дидактические материалы: 7 класс.-М.: Просвещение, 2010

Фонохрестоматия к учеб. «Литература.7 кл.» (формат МР3).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010

Коровина В.Я. Литература: 7класс: Методические советы.- М.: Просвещение, 2003

Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 2010

Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:

•    Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

•    Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

•    Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);

•    Исследовательский

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Предусмотрено проведение уроков с элементами театрализации, игры.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, творческой интерпретации произведений, предусмотрено использование ИКТ-технологии. Стратегия смыслового чтения – одна из ведущих на уроках литературы. Не менее важным является и использование словарей и справочной литературы во время уроков и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.

Формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение- рассуждение, ответ на поставленный вопрос.

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Периодичность и сроки проведения аттестации предусмотрены локальным актом ГБОУ СОШ № 72.

Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения  государственной итоговой аттестации.

Планируемые результаты изучения курса литературы в 7 классе.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, предания, пословицы, поговорки как жанры УНТ, древнерусская литература, летопись, ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры (в том числе трехсложные и тонические), аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, баллада (развитие представлений), ода, поэма, повесть, стихотворение в прозе, портрет, пейзаж, литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, композиция литературного произведения,  автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы,  роды литературы, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, мемуары как жанр публицистики, песня как синтетический жанр, рождественский рассказ.

Учащиеся должны понимать

проблему изученного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащиеся должны уметь:

уметь частично анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

Определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

формулировать собственное отношение к изученному произведению;

пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Устное народное творчество

4

1

Из древнерусской литературы

3

1

Из русской литературы 18 века

2

Из русской литературы 19 века

23

2

2

Из русской литературы 20 века

28

1

1

5

Из литературы народов России

1

Из зарубежной литературы

6

1

1

Резервные

2

ИТОГО

70

3

5

7

Содержание  тем учебного курса

Введение.

Изображение человека  как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая биография народа. Устный рассказ об исторических событиях. « Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель  лучших человеческих качеств ( трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта. Щедрость,  физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского  и Новгородского цикла былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Калевала»- карело-финский эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников .Кузнец Ильмаринен  и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Предание( развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему(эпитеты, метафоры, сравнения).

Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Поучение.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Летопись.

Из русской литературы 18  века

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв  к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Ода.

Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы 19 века.

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев Петра и Карла. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Баллада.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре».) Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека» , его положения в обществе. Побуждение человеческого достоинства   и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Повесть (развитие понятия)

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива..», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии,  о «небесных звуках, оставшихся в памяти души, переживании блаженства, полноты жизненных впечатлений, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» - готовность ринуться навстречу гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Фольклоризм поэмы.

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Смысл этого противопоставления. Патриотический смысл повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос. Литературный герой.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправными, обездоленным . Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворение в прозе «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнец», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Стихотворения в прозе.

Н.А. Некрасов .Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха.

А.К. Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема «древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести..»

Гротеск.

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести «Классы», «Наталья Савишна»,  «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя. Беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Автобиографическое художественное произведение. Герой-повествователь.

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянства.

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова.

Сатира и юмор как формы комического.

Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

В.А. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край..», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы  и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы 20 века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и нравов. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» ( «Легенда о Данко).Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта. Сострадание лирического героя стихотворения.

Лирический герой .Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.

Л.Н. Андреев.

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость,  ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.

Б. Пастернак. Слово  о поэте.

«Июль», «Никого не будет  в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны.

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм. Патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях К. Симонова, А. Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова  и др. Ритмы и образы военной лирики.

Публицистика.

Ф.А. Абрамов.

Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Литературные традиции.

Е.И.Носов.

Краткий рассказ о писателе.

«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе .Взаимосвязь природы и человека.

Ю.Казаков. Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственно доброго поступка.

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий., Н. Рубцов) Человек и природа . Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

А. Твардовский. Краткое слово о поэте.

«Снега потемнеют синие..», «Июль-макушка лета..», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Лирический герой.

Д.С.Лихачёв. «Земля родная».Духовное напутствие  молодёжи. Публицистика. Мемуары как публицистический жанр.

М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

 Песни на слова поэтов 20 века.

А.Вертинский, «Доченька», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге..». Лирические размышления  о жизни, о быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. «Опять  за спиною родная земля..», « Я вновь. Пришёл сюда и сам не верю..», «О моей Родине»

Возвращение к истокам жизни, к её основам. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Бернс. Особенности творчества. «»Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку.

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рэй Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рэя Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы (основной и дополнительной)

1.Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений  (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010 г.

2.Коровина В.Я.Читаем, думаем. Спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. -М.: Просвещение, 2010

3.Фонохрестоматия к учеб. «Литература.7 кл.» (формат МР3).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010

4.Коровина В.Я. Литература: 7класс: Методические советы.- М.: Просвещение, 2003

5.Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 2010

6.  Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

7. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

8. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 197

9.Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2010.

2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2010г.

3. Фонохрестоматия к учеб. «Литература.7 кл.» (формат МР3).-М.: Аудиошкола: Просвещение, 2010

4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2011

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

Содержание материала

Виды деятельности учащихся и учителя

Планируемые результаты

Виды контроля

1.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

выр. чтение,

уст. и письм. ответ на вопрос, тест

Знать:  предмет изображения в лит. произв..  уметь выражать свое мнение о прочитанном

Ответ на вопрос

2.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

выр. чтение, устный ответ на вопрос, выявление особенностей сюжета, работа со словарем

Знать: специфика происхождения, бытования фольклора, особенности жанра преданий, уметь анализировать предания

Ответ на вопрос

3.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда.

Уст. рассказ о собирателях былин на основе сам. поиска, выр. чтение, беседа, работа со словарем

Знать: особенности жанра былин, собирателей былин, понимать нравственный идеал народа, представленный в былине,  уметь выр. читать, составлять словарь, уметь анализировать предания

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, ответ на вопрос, словарь

4.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник. Новгородский цикл былин «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Выр. чтение, пересказ, устные ответы, коллективный диалог, устная характеристика героев

Знать: особенности жанра былин, особенности гер. эпоса, понимать нравственные идеалы народа, отразившиеся в былине, уметь давать характеристику героям, пересказывать

Пересказ, устный ответ-характеристика

5.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели  пословиц.

Устный рассказ о собирателях пословиц, беседа, устный и письменный ответ на вопрос, составление сборника пословиц (проект)

Знать: жанровые особенности пословиц и поговорок, понимать метафоричность пословиц, уметь понимать их дидактический смысл пословиц, определять их темы, самостоятельно подбирать пословицы на тему

Сборник пословиц, устный ответ на вопрос

6.

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Комм. чтение,

формулирование вопросов к прочитанному, письменный ответ на вопрос

Знать: представление о древнерусской литературе, её особенностях, жанрах, о летописании, понимать   нравственные идеалы Древней Руси, определять идею произведения, высказывать свое отношение к прочитанному

письм. ответ на вопрос, творческая работа

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. Образ гл. героини.

Комментиров. чтение, пересказ, характеристика героев, коллективный диалог

Знать : особенности жанра повести, понимать нравственные идеалы Древней Руси,

уметь характеризовать героев произведения, определять основную мысль произведения, высказывать свое отношение к прочитанному

Пересказ, характеристика

8.

Подготовка к письм. работе «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества и древнерусской литературы

Коллективный диалог, устные и письм. ответы или проект

Уметь создавать сочинение –рассуждение

Сочинение или проект

9.

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. « К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия…». Мысли автора о Родине, о  русской науке и её творцах. Понятие о жанре оды.

Выр. чтение, составление словаря, беседа, рецензирование чтения, устный рассказ о поэте на основе самостоятельно найденных материалов

Знать: представление о литературе XVIII века, жанровых особенностях оды, особенностях литературы в данный период, идея, высказанная Ломоносовым в оде,  уметь составлять рассказ о поэте, определять авторскую позицию

Устный ответ на вопрос, выр. чтение, рецензирование чтения, устный рассказ о поэте

10.

Г.Р. Державин – поэт и гражданин. Философские размышления поэта о смысле жизни о свободе творчества.

Рассказ о поэте на основе самостоятельно найденных материалов, словарная работа, беседа, коммент. чтение

Знать:

философские размышления поэта в стихотв.,

уметь определять идею произведения, составлять рассказ, устный ответ на вопрос

Устный ответ на вопрос, рассказ о поэте, словарная работа

11.

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. Отрывок из поэмы «Полтава». Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII.

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, словарная работа, коллективный диалог, составление плана

 Знать: авторская позиция в произведении, средства выразительности, использованные в произведении, особенности композиции, уметь выр. читать текст, определять способы выражения авторской позиции, уметь анализировать  текст ст. отрывка, составлять план

План, устный ответ на вопрос, выр. чтение. чтение наизусть

12.

А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра.

Выр. чтение отрывка, словарная работа, коллективный диалог, устный ответ

Знать: авторская позиция и средства её выражения, уметь выр. читать текст, определять авторскую позицию, уметь находить средства выразительности

Выр. чтение, устный ответ, словарик

13.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Понятие о балладе. Особенности композиции.

Коммент. чтение, составление цит. плана, характеристика героев, словарная работа, устный ответ на вопрос

Знать: смысл сопоставления Олега и волхва, жанровые особенности произведения и композиционные особенности, уметь  наблюдать элементы композиции произведения, авторскую позицию, характеризовать героев, сопоставлять их, уметь наблюдать над  средствами выразительности,

Уметь сопоставлять образы поэтические и образы книжной графики

Цит. план, характеристика героев, словарик, выр. чтение

14.

А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена «В Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История  России в произведениях Пушкина»

Коммент. чтение, коллективный диалог, характеристика героя

Знать : авторская позиция в произведении, образ летописца Пимена,

уметь, характеризовать героя

Характеристика героя

15.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение маленького человека, его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

Составление плана, коллективный диалог, формулирование вопросов к произведению, выр. чтение, словарная работа

Знать: представление о маленьком человеке, отношение автора к герою, средства выражения отношения,

уметь характеризовать главного героя произведения, определять особенности композиции произведения, роль композиции, Понимать авторскую позицию

Вопросы к произведению

16.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

Составление плана рассказа о герое, устный ответ на вопрос

Знать : авторская позицию в произведении, особенности композиции произведения, уметь характеризовать героев произведения,

уметь наблюдать над композицией произведения,
жанровыми особенностями произведения

План характеристики героя, устный ответ на вопрос

17.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «песня про царя Ивана Васильевича….». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Выр. чтение, рассказ о поэте, коллективный диалог, составление словарика

Знать: жанровые особенности произведения,  образы героев произведения, авторскую позицию,

уметь составлять рассказ о поэте на основе самостоятельно найденных материалов, выраз. читать, составлять словарик  

Рассказ о поэте, словарик

18.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклоризм поэмы.

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, письм. ответ на вопрос, коллективный диалог, составление плана характеристики героя

Знать: нравственные идеалы, представленные в произведении,

образы героев, фольклоризм, особенности композиции поэмы,

уметь наблюдать особенности композиции произведения, уметь характеризовать героев, наблюдать над средствами выразительности

Письм. ответ на вопрос, выр. чтение, характеристика героя

19.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива..». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу стихотворного произведения. («Молитва», «Ангел»). Мастерство поэта в создании художественных образов.

Выр. чтение стихотворений,

творческая работа (сочинение-миниатюра), коллективный диалог

Знать: авторская позиция в произведении,

уметь анализировать произведение, создавать монологическое высказывание

Сочинение-миниатюра, устный ответ

20.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Сочинение/
тест

Контроль знаний по теме

Сочинение/ тест

21.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе.«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей казаков: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Пересказ, коллективный диалог, коммент. чтение,  комментарий, работа в группах

Знать: историческая основа повести, авторская позиция, нравственные идеалы, представленные в повести,

Уметь анализировать эпизод, высказывать свое отношение к героям

Пересказ, устный ответ, комментарий,

22.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

Коллективный диалог, устная характеристика, рецензирование ответов- характеристик, сопоставление иллюстраций к произведению.

Знать: авторское отношение к героям Остапу и Андрию, особенности пейзажа и портрета в произведении, уметь характеризовать героев

Устный ответ на вопрос, рецензия, характеристика героя

23.

Патриотический  пафос повести. Тарас Бульба и его служение Отчизне. Образ Родины.

Выр. чтение, анализ эпизода, работа в группах, пересказ

Знать: образ Тараса Бульбы, авторское отношение к герою, образ Родины, уметь анализировать эпизод

Пересказ, письм. ответ на вопрос

24.

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Коллективный диалог, письменный ответ на вопрос

Знать: авторская позиция в произведении

Уметь создавать монологическое высказывание

Сочинение, презентация

25.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Рассказ «Бирюк». Отношение рассказчика к главному герою. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

Устный рассказ о писателе, пересказ, анализ эпизода (беседа), коммент. чтение, характеристика героя

Знать : авторская позиция в произведении, способы проявления авторской позиции (портрет, пейзаж, диалог и др.), уметь наблюдать над композицией произведения, авторской позицией в произведении

Пересказ, выр. чтение, устный ответ на вопрос

26.

И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра. Авторские  критерии нравственности.

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, чтение наизусть, коллективный диалог

Знать: авторская позиция в произведении, особенности жанра произведений, авторские критерии нравственности, уметь определять авторскую позицию, наблюдать над особенностями жанра произведения, выражать свое мнение, отношение к прочитанному

Выр. чтение, рецензия на выр. чтение, устный ответ

27.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

презентация, выр. чтение, коллективный диалог, письм. ответ на вопрос

Знать: особенности жанра произведении, авторскую позицию в произведении, историческую основу произведения, уметь выр. читать, анализировать эпизод, наблюдать над композицией произведения

презентация, устный ответ на вопрос, письм. ответ на вопрос

28.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

Выр. чтение, составление плана, коллективный диалог

Знать: особенности композиции произведения, авторскую позицию, уметь определять авторскую позицию и средства её проявления

Устный ответ на вопрос, выр. чтение

29.

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Устный рассказ о поэте, выр. чтение, письм. ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения, письм. ответ на вопрос

Знать: жанровые особенности произведений, вымысел в произведении, конфликт «рыцарства» и самовластья, уметь выр. читать, высказывать свое отношение к прочитанному

Устный рассказ, выр. чтение, устный ответ на вопрос, письм. ответ на вопрос

30.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть  о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Нравственное превосходство человека из народа и осуждение автором его покорности.

Устный рассказ о писателе, коммент. чтение, пересказ, устный ответ на вопрос, работа в группах

Знать: сатирическое произведение, жанровые особенности произведения,

средства создания комического, авторская позиция в произведении, уметь  определять авторскую позицию в произведении, определять авторское отношение и средства его выражения

Устный ответ на вопрос, устный рассказ,

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.  Подготовка к домашнему сочинению.

Пересказ, письм. ответ на вопрос, коллективный диалог, работа в группах

Знать: сатирическое произведение, гротеск, уметь определять отношение автора к изображаемому, высказывать свое отношение

Письм. ответ на вопрос, пересказ

32.

Проверочная работа по теме: «Проблемы и герои произведений Гоголя, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина»

Письм. ответ на вопрос/тест

Контроль знаний по теме

Письм. ответ на вопрос/тест

33.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство». Главы. Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Устный рассказ о писателе на основе самостоятельно найденных материалов, устный ответ, пересказ

Знать: автобиографич. характер произведения, образ главного героя, уметь характеризовать героя

Устный рассказ о писателе, устный ответ, пересказ

34.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство».Его чувства, поступки и духовный мир.

Пересказ, коллективный диалог, устный ответ на вопрос

Знать: главный герой произведения,

Уметь наблюдать внутренний мир главного героя, характеризовать главного героя

Пересказ, устный ответ на вопрос

35.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Устный рассказ о писателе, коммент. чтение, устный ответ на вопрос, коллективный диалог

Знать: авторское отношение к героям рассказа, жанровые особенности произведения, уметь определять авторское отношение к героям

Устный рассказ о писателе, устный ответ на вопрос

36.

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство писателя.

Выр. чтение, пересказ, коллективный диалог, письменный ответ на вопрос

Знать: сюжет произведения, нравственный смысл произведения, уметь пересказывать, определять авторское отношение в рассказе, высказывать свое мнение

Пересказ, письм. ответ на вопрос

37.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказ Чехова. Развитие понятия о юморе и сатире.

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, коллективный диалог, устный ответ на вопрос, работа в группах

Знать: юмор  и сатира, смысл названия рассказа, авторская позиция в произведении, средства её проявления, уметь выр. читать, определять авторскую позицию в произведении

Выр. чтение рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос

38.

Два лица России в рассказе «Злоумышленник»

Выр. чтение, работа в группах, устный ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения, составление словаря

Знать: авторская позиция в произведении, уметь определять авторское отношение к изображаемому, характеризовать героя

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос, словарик

39.

Смех и слезы в рассказах Чехова «Размазня», «Тоска»

Выр. чтение, работа в группах, устный ответ на вопрос, рецензирование выр. чтения

Знать: авторская позиция в произведении, уметь определять авторское отношение к изображаемому, характеризовать героя

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос

40.

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе

Сочинение-миниатюра, выр. чтение, рецензирование выр. чтения, работа в группах

Знать: авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию, выр. читать

Сочинение-миниатюра, выр. чтение, рецензирование выр. чтения, чтение наизусть

41.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Устный рассказ о писателе, пересказ, рецензирование пересказа, устный ответ на вопрос

Знать: автобиографизм, жанровые особенности произведения, образ деда Каширина, уметь характеризовать героя

Устный рассказ о писателе, пересказ, рецензирование пересказа, устный ответ на вопрос

42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

Сост. таблицы, пересказ, устный ответ на вопрос, выр. чтение, работа в группах

Знать: образы бабушки, Алеши Пешкова, Цыганка, Хорошего дела, нравственные идеалы автора, тема и идея произведения, уметь характеризовать героя

Таблица, пересказ, устный ответ на вопрос, выр. чтение

43.

Обучение анализу эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

Коллективный диалог, устный и письм. ответ на вопрос

Знать: портрет как средство характеристики героя, анализ эпизода, уметь анализировать эпизод

Устный и письменный ответ на вопрос, сочинение

44.

М. Горький. «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

Выр. чтение, пересказ, коллективный диалог

Знать: романтич. характер произведения, легенда, образ Данко, уметь характеризовать героя, определять авторское отношение

пересказ

45.

В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное  приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие худ. формы стихотворения.

Устный рассказ о поэте, коллективный диалог, коммент. чтение, работа в группах, составление схемы

Знать: авторская позиция в произведении (роль поэзии в жизни человека и общества), юмор в произв., фантастика, своеобразие худ. формы произв., уметь наблюдать авт. позицию, средства её выражения

Устный рассказ о поэте,  схема, чтение наизусть

46.

В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, его гуманизм и сочувствие ко всему живому

Выр. чтение, работа в группах, устный ответ

Знать: понятие о лирическом герое, авторская позиция в стихотворении, средства её проявления (элементы анализа), уметь высказывать свое отношение к прочитанному, определять авторское отношение к изображаемому

Выр. чтение, устный ответ

47.

Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Презентация, пересказ, работа в группах, письм. ответ на вопрос, схема

Знать: авторская позиция в произведении, уметь характеризовать героя, определять авторское отношение к герою, высказывать свое мнение о прочитанном

Презентация, пересказ, письм. ответ на вопрос, схема

48.

А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота  человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Устный рассказ о писателе, письм. ответ на вопрос, рецензирование ответов на вопрос, работа в группах, коммент. чтение

Знать: авторское отношение к Юшке, образ Юшки, уметь характеризовать героя, анализировать эпизод

Устный рассказ о писателе, письм. ответ на вопрос

49.

А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности.

Пересказ, устный ответ на вопрос

Знать: нравственные ценности в рассказе, уметь характеризовать героя, определять авторское отношение, высказывать свое мнение

Пересказ, устный ответ на вопрос

50.

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Коллективный диалог, работа в группах, устный ответ на вопрос, рецензирование ответов

Уметь: составлять монологическое высказывание-рассуждение

сочинение

52.

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Выр. чтение, устный рассказ о писателе, работа в группах, сочинение-миниатюра

Знать: авторская позиция, особенности поэтического языка Пастернака, особенности создания образов, уметь наблюдать над особенность поэтического языка поэта

Выр. чтение, сочинение-миниатюра.

52.

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

сочинение

Сочинение – анализ эпизода или стихотворения

53.

Час Мужества. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. На дорогах войны (стихотворения о войне Ахматовой, Симонова и др.)

Выр. чтение, проект, рецензирование, смысловое чтение, составление сборника стихотворений о войне

Знать: интервью как жанр публицистики, авторская позицию в предложенных стихотворениях о войне, средства выразительности, используемые поэтом

Выр. чтение, сборник стих. о войне

54.

Ф. Абрамов. «О чем плачут лошади?» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

пересказ, коллективный диалог, групповая работа, письм. ответ на вопрос

Знать: эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа, уметь высказывать свое мнение о прочитанном

Письм. ответ на вопрос

55.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». «Живое пламя» Нравственные проблемы рассказов.

Пересказ, групповая работа, устный ответ на вопрос

Знать: нравственные проблемы рассказов,

уметь высказывать свое мнение о прочитанном

Устный ответ на вопрос

56.

Ю.П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Пересказ, групповая работа, устный ответ на вопрос

Знать: нравственные проблемы рассказа,

уметь характеризовать героев, высказывать свое отношение к прочитанному

Устный ответ на вопрос

57.

Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

Выр. чтение, рецензирование чтение, работа в группах, письм. ответ на вопрос

Знать: особенности видения родной природы русских поэтов ХХ века, воззрения на человека и природу, уметь определять авторское отношение в стихотворении

Письм. и устный ответ на вопрос

58.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета..», «на дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.

Выр. чтение, устный рассказ о поэте, письменный ответ на вопрос

Знать: лирический герой, философские проблемы в лирике,

уметь прослеживать развитие авторской мысли, определять настроение и мысли лирического героя, высказывать свое отношение к прочитанному

Устный рассказ о поэте, письм. ответ на вопрос

59.

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» ( главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика. Мемуары как жанр литературы.

Смысловое чтение, сочинение-минитюра

Знать: публицистика, мемуары как жанр литературы, авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию, находить аргументы

Сочинение-миниатюра

60.

М.М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе.

Выр. чтение, устный ответ на вопрос

Знать: авторская позиция в произведении, юмор, уметь находить средства создания комического

Выр. чтение, устный ответ на вопрос

61.

Песни на слова русских поэтов ХХ века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени, вечности.

проект

Знать: песня, авторская позиция в изучаемых произведениях,

уметь: определять авторскую позицию в произведении, высказывать свое отношение

проект

62.

Р. Гамзатов. «Опять за спиной родная земля..»… Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Выр. чтение, рецензирование выр. чтения, устный ответ на вопрос

Знать: авторская позиция в произведении, образность в стихотворении

Выр. чтение, рецензирование чтения, устный ответ на вопрос

63.

Р. Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Выр. чтение. письм. ответ на вопрос, коллективный диалог

Знать: авторская позиции в произв., уметь формулировать авторскую позицию, высказывать свое отношение к прочитанному

Выр. чтение, письм. ответ на вопрос

64.

Дж. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой..» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Выр. чтение, коллективный диалог, устный ответ на вопрос

Знать: авторская позиция в произведении,

Уметь определять авторскую позицию

Выр. чтение, коллективный диалог, устный ответ на вопрос

65.

Японские хокку(хайку). Особенности жанра.

Смысловое чтение, сочинение- миниатюра, коллективный диалог

Знать: жанр хокку, авторская позиция в произведении, уметь определять авторскую позицию

Сочинение-миниатюра

66.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Пересказ, устный ответ на вопрос

Знать: нравственные проблемы рассказа, жанр произведения,

уметь характеризовать героев

Пересказ, устный ответ на вопрос

67.

Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.

Устный рассказ о писателе, выр. чтение. пересказ, коллективный диалог

Знать: авторская позиция в рассказе, фантастика, уметь определять авторскую позицию в произведении

Устный рассказ о писателе, выр. чтение. пересказ, коллективный диалог

68.

Итоговый урок

Беседа, тест, устные ответы учащихся

Тест, устные ответы учащихся

69.

Резерв

70.

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 7 класс учебник А.В.Перышкин

Рабочая программа составлена  на  основе стандарта РФ основного общего  образования  по  примерной  программе по физике  на  основе  авторской программы...

рабочая программа 9 класс Учебник Кузьменко Н.Е., Еремин В.В.

Рабочая программа по УМК В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А.Дроздов, В.В.Лунин для 9 класса....

Рабочая программа,10 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Составлена в соответствие с Примерной программой основного общего образования по географии «Экономическая и социальная география мира» (X-XI классы), авторской программой: Домогацких Е. М. Программа п...

Рабочая программа,11 класс. Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Рабочая программа по географии для 11  классов  составлена на основе примерной программы основного общего образования по ге...

Рабочая программа 11 класс учебник Богдановой

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 11 класса...

Рабочая программа 5 класс (учебник Rainbow English) 34 часа в год (1 час в неделю)

        Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе следующих компонентов:1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основ...

Рабочая программа "Литература" к учебнику Коровиной В.Я. на 102ч. ФГОС.

Настоящая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Ли...


 

Комментарии

Кривошеина Ирина Николаевна

Спасибо, программа понравилась!

Кривошеина Ирина Николаевна

Спасибо, программа понравилась!