Главные вкладки

    Открытый урок на тему: "Суд над Раскольниковым" (по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
    методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

    Кадочникова Е.В.

    Форма урока: ролевые игры.

    Вид урока: итоговый.

    Цель урока: на основе текста доказать, что сущноть теории Раскольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, герой не смог преодолеть в себе "человека".

    Оборудование: слайды и иллюстрации к произведению Ф.М. Достоевского, портрет писателя. Участники "процесса". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_na_temu_sud_nad_raskolnikovym.docx48.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок на тему:«Суд над Раскольниковым»

    (по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    Учитель русского языка и литературы

    Лицея №1 г. Перми

    Кадочникова Елена Васильевна

    Пермь 2011 г.

    Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Раскольникова антигуманистична; совесть его не вынесла проливной крови, он не смог преодолеть в себе человека.

    Оборудование урока: иллюстрация к произведениям Ф.М. Достоевского, портрет писателя.

          Судья                       Место свидетеля

    Адвокат                           Прокурор                            Дверь

    Раскольников                                      Присяжные

    Участники процесса:

    • Судья
    • Адвокат
    • Прокурор
    • Раскольников
    • Секретарь
    • 5 присяжных заседателей (старшина)

    Свидетели:

    • Судебный пристав
    • Порфирий Петрович
    • Авдотья Романовна Раскольникова
    • Свидригайлов
    • Соня Мармеладова
    • Ф.М. Достоевский

    Эпиграф к уроку (запись на доске)

    Ч. Айтматов

    « И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми предрассудками и разгулом насилии, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму".

      Сегодня у нас заключительный урок по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Я думаю это произведение никого из вас не оставило равнодушным: вы много обсуждали, спорили друг с другом.

      Достоевский учит нас (в этом злободневность, современность и 'ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского - это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов.

    Секретарь: Встать, суд идет.
    Судья: Сегодня.. 2011 г слушается дело по обвинению Раскольникова Р.Р. в умышленном убийстве процентщицы Алены Ивановны и сестры ее Елизаветы Ивановны  

    Обращение к прокурору: Кого из свидетелей обвинения вы пригласили?
    Прокурор: Судебного пристава четвертого полицейского участка города                С-Петербурга
    Судья: Пригласите свидетеля.
    Секретарь приглашает свидетеля из-за двери
    Судебный пристав клянется на романе «Преступление и наказание»
    Судья: Господин пристав, что вы можете скатать по данному делу?
    Судебный пристав: В начале июля 18... года я был вызван по известному вам адресу в дом,выходивший одной стеной на канаву, другой - на улицу. Этот дом состоит из мелких квартир и заселен всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелкими чиновниками. Поднялся по узкой темной черной лестнице на 4-й этаж в двухкомнатную квартиру шестидесятилетней регистраторши и процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Елизаветы Ивановны в связи с их убийством. В небольшой комнате с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками, со старой мебелью из желтого дерева я застал следующую картину: тело Алены Ивановны лежало в первой комнате, навзничь, с вытаращенными глазами, лоб и лицо сморщены и скошены судорогой. Тело залито кровью, которая вытекала из трех проломов на голове, на темени, как из опрокинутого стакана. Череп раздроблен и далее сворочен чуть-чуть в сторону. Крови натекла целая лужа. В углу комнаты лежал труп ее сестры Елизаветы Ивановны, девицы в услужении у сестры. Смертельная рана пересекла верхнюю часть лба почти до темени. Была рана на левой руке, видимо ей она пыталась загородиться от убийцы. Рядом валялся ее узел с бельем. В спальне под кроватью была вскрыта ключами убитой укладка-сундук; закладные вещи похищены. На красном гарнитуре, прикрывающем заячью шубу, следы крови, видимо, убийца пытался вытереть руки, ведь на красном кровь не пригляднее. На кухне в ведре с водой было вымыто орудие убийства, с мылом, видимо, вымыты руки, которые потом убийца вытер висевшим здесь же на веревке бельем.
    Преступление совершено около семи часов вечера. Дело было направленно для разбирательства следователю нашего участка Порфирию Петровичу.
    Судья: Господин адвокат - свидетель ваш.
    Адвокат: Господин судебный пристав, что можете сказать о личностях убитых?

    Судебный пристав: Алена Ивановна вдова коллежского регистратора и процентщица, 60 лет. У нее всегда можно денег достать. Богата, как жид, могла сразу 5 тысяч выдать, а и рублевыми закладами не брезговала. Говорят, что была стерва ужасная. Стоило просрочить деньги за вещь на один день, считай - пропал заклад. Давала вчетверо меньше того, что стоит вещь, по 5 - 7% брала в месяц. Сводная сестра - Елизавета Ивановна - 35 лет. Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, была в полной зависимости у сестры, работала на нее день и ночь, трепетала перед ней и терпела побои.
    Судья: Есть ли у адвоката или прокурора вопросы к свидетелю? Прошу вас занять место в зале.
    Адвокат: Прошу пригласить в качестве свидетеля следователя Порфирия Петровича.

    Порфирий Петрович дает клятву

    Судья: назовите себя.
    Порфирий Петрович: Порфирий Петрович - пристав следственных дел, правовед.
    Говорят, что у меня склад мыслей особенный, что я недоверчив, скептик, циник, надувать люблю, т е не надувать, а дурачить.

    Судья: Что можете сообщить по данному делу?

    Порфирий  Петрович: Данное дело поступило ко мне для проведения следственных действий. Первоначальная версия была - убийство с целью ограбления. Из показаний свидетелей - моляров стало известно, что убийца совершил его около семи часов вечера, после того, как съехал сосед Алены Ивановны - немец. Было похищено: две маленькие коробочки с серьгами, четыре сафьяновых футляра, одна цепочка в газете, орден в газетной бумаге. Впоследствии поступили сведения, что во дворе дома, где совершено убийство неоднократно появлялся молодой человек бледной и болезненной наружности, прислушивавшийся к разговорам жильцов. Мною было установлено, что это студент Петербургского университета Р. Р. Раскольников. Его имя мне показалось знакомым. Я вспомнил, что не так давно, два месяца назад, внимательно прочитал в журнале «Периодическая речь» статью «О преступлении», где меня удивила неожиданная философия автора данной публикации. В ней шла речь о делении всего человечества на сильные личности и простых людей, т е необыкновенных и обыкновенных. Причем, сильная личность характеризовалась тем, что позволяла себе совершать преступление, проливать кровь и не испытывать мук совести. Это и был ее отличительный признак. Простые люди должны были подчиняться этой сильной личности и быть для нее материалом для самоутверждения.

    Я захотел больше узнать об авторе статьи. Тем интереснее было, что он являлся студентом юридического факультета. Мы познакомились на моей квартире. Я уже знал, что он закладывал вещи у Алены Ивановны. Меня удивило, что он один из всех закладчиков не заявил в полицию о пропаже вещей. У нас зашла речь о его статье, в которой к тому же поднимался вопрос о психологическом состоянии преступника в продолжении всего преступления. Там сказано, что результатом будет болезнь! Во время нашего спора-диалога я высказал мнение, что и Раскольников примерял на себя маску «необыкновенного» человека. И он это подтвердил. Это и наши последующие беседы, позволили сделать вывод о том, что он и является убийцей. Моя цель состояла не в том, чтобы фактом изобличить убийцу. Я считаю, что пусть преступник погуляет пока. Он у меня психологически не убежит. Все будет около меня кружиться, как около свечки, свобода немила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает в сетях, затревожит себя насмерть! Следующим моим следственным, психологическим ходом было в присутствии Раскольникова признание Миколки в убийстве. Позже я решил, что Раскольников придет, сам придет и очень скоро, коль виноват. Ведь весь ход убийства, состояние и поступки Раскольникова после - этого преступления по теории. Я прямо ему сказал в нашу третью с ним встречу, что это он убийца и что я собираюсь вести дело в открытую, предложил ему явку с повинной и свою помощь, но в следственных документах ни слова не будет о теории Раскольникова и ее влиянии на преступление. Ведь не безнадежный же он подлец! Я понял, что сам Раскольников в свою теорию уже не верит. Я был уверен, что он страдания надумал принять. Но в ту нашу встречу Раскольников в убийстве не признался. Но я знал, что мои слова глубоко запали ему в душу. Самоубийство Свидригайлова, беседа подозреваемого с С.С. Мармеладовой явились подтверждением моего психологического метода следствия. Р. Р. Раскольников явился к судебному приставу и сознался в убийстве старухи-чиновницы и сестры ее Лизаветы топором.

    Судья: Займите место в зале.

    Адвокат: Ваша честь, прошу дать слово моему подзащитному.

    Прокурор: Поддерживаю.

    Судья: Слово предоставляется обвиняемому. Назовите себя.

    Раскольников: Бывший студент юридического факультета Петербургского

    университета Р.Р. Раскольников, из дворян, холост, приехал в Петербург с Ростовской губернии, где до приезда сюда проживали мать - Пульхерия Александровна - вдова и

    сестра - Авдотья Романовна, временно служившая гувернанткой в доме Свидригайловых.

    Судья: Почему вы оставили университет?

    Раскольников: В связи с материальными трудностями и невозможностью платить за учебу. Частные уроки, которые я давал, тоже прекратились. За мою статью в журнале гонорар не получил.

    Судья: Откуда вы раньше брали средства для оплаты учебы?

    Раскольников: Давал платные уроки. Четыре месяца назад матушка выслала пятнадцать рублей, заняв их у купца Вахрушина. Шестьдесят рублей посылала сестра, взяв их в счет будущего жалования в семье Свидригайловых.

    Судья: Объясните суду причины, побудившие вас совершить убийство Алены Ивановны и Елизаветы Ивановны.

    • во-первых, влияние среды - Петербурга
    • во-вторых, бедность
    • в-третьих, жилищные условия: дом, комната
    • в-четвертых, петербургские встречи
    • в-пятых, письмо из дома
    • в-шестых, знакомство с семьей Мармеладовых
    • в-седьмых, дети
    • в-восьмых личное знакомство с процентщицей Аленой Ивановной.

    Эти причины непосредственно в короткие сроки окружили меня, жизнь становилась безысходной. Моей вины в этом не было, я задавался вопросом: «кто же во всем этом виноват?» И не находил ответа только сначала, потом пришел к выводу, что виноваты в этом люди, пьющие кровь простого народа, наживающиеся на его страданиях, унижающие их человеческое достоинство, доводящие его до нравственной и физической смерти. Для меня воплощением этого зла старуха - процентщица Алена Ивановна.

    Другой вопрос, который меня так же мучил: «каким образом и путем бороться с несправедливостью в мире жестокости среди людей?» Ранее ответ на этот вопрос я теоретически разработал, согласно своим убеждениям и наблюдениям в статье «О преступлении». Это и есть моя теория, мой способ борьбы со злом в обществе.

    Судья: Изложите суду суть вашей теории.

    Раскольников: О своей теории «сильной личности» (часть 03, глава 05).

    Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно, для зарождения себе подобных, и ,собственно, на людей (необыкновенных), то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно разные: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны, большей частью они требуют в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи перешагнуть головы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь,- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее,- это заметьте. По моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытья, вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людьми, иначе как пожертвованием жизни одного, десяти, ста и тд человек, мешавших бы этому открытии или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству.  Из этого, впрочем, вовсе не следует, что Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре.

    Первый разряд всегда- господин настоящего, второй разряд- господин будущего. Первые сохраняют мир и преумножают его численно. Вторые двигают мир и ведут его к цели.

    Судья: Расскажите о том, как вами было совершено убийство Алены Ивановны и Елизаветы Ивановны и подготовке к нему.

    Раскольников: О подготовке (часть 01, глава 06), о преступлении (часть 01, глава 07).

    Судья: С какой целью вы взяли из квартиры Алены Ивановны закладные вещи? Использовали ли вы их для того, чтобы облегчить чье-то положение?

    Раскольников: Вещи были взяты мною с целью продажи и передачи вырученных денег нуждающимся. Но в связи с моим плохим самочувствием я не сделал этого, да и не знал, где их можно продать. Сначала хранил, дома, спрятав под оторвавшимися обоями, потом отнес в один из дворов и спрятал под камень. Получается, что кража была бессмысленная.

    Судья: Вопрос обвинения!

    Прокурор: Можно ли считать, что это преступление явилось для вас опытом над людьми по проверке теории?

    Раскольников: Да. Я проверил теорию на практике, но больше всего хотел проверить себя. Кто я.

    Судья: Вопросы защиты.

    Адвокат: Опишите ваше психологическое состояние до, во время, и после преступления?

    Раскольников: До преступления - грезы, все лежал, сердце страшно билось, забытье. Во время преступления - бледный, руки слабы, дрожат, едва себя чувствовал, как ощутил топор, тут и родилась сила. После преступления - полумертвый, как пьяный. Плохо помнил себя, чуть не падал, не в полной памяти, лихорадка, клочки мыслей, забытье.

    Судья: Садитесь. Следующий свидетель.

    Адвокат: Ваша честь, прошу пригласить в зал заседаний Раскольникову Авдотью Романовну.

    Судья: Пригласите Раскольникову Авдотью Романовну.

    Судья: Присягните. Что имеете сообщить по данному делу?

    Авдотья Романовна: Авдотья Романовна Раскольникова, сестра обвиняемого, служила гувернанткой в доме Свидригайловых, приехала в Петербург, чтобы выйти замуж за П. П. Лужина. Но помолвка была расторгнута, в связи с нашими расхождениями во взглядах на моральные узы в браке и по настоянию брата, который раскрыл во многом мне глаза на П. П. Лужина. Мое первоначальное согласие на брак объясняется тем, что, будучи замужем за обеспеченным человеком, я смогу материально помогать брату окончить учебу, сделать юридическую карьеру, ведь он необыкновенно одарен, способен, чувствителен. Но брат не позволил мне совершить эту ошибку и принести себя в жертву. Нравственная жестокость П. П. Лужина была сразу понята братом, и такой жертвы он не принял.

    Судья: Что можете сказать о преступлении?

    Авдотья Романовна: О преступлении брата мне рассказал господин Свидригайлов. Я была потрясена, думала, что это ложь. Свидригайлов пытался шантажировать меня этим преступлением, чтобы я ответила на его страсть. Мне даже пришлось стрелять в него. В тот же вечер состоялся наш самый памятный разговор с братом по душам. Из него я поняла, как сильна его гордыня и убежденность в правоте своего поступка. Он сказал, что идет признаваться, но не из-за чувства раскаяния и угрызения мук совести, а потому, что низок и бездарен. В ответ на мой аргумент, что ведь он «кровь пролил!» брат сказал, что все ее проливают и за нее венчают в Капитолии и называют благодетелем человечества. Он признался мне, что хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо этой глупости, он только хотел поставить себя выше остальных людей, но вот этого первого шага он и не выдержал. Он просил у меня прощения, считая, что его простить нельзя, просил не отходить от матери: на прощанье - передал мне портрет своей бывшей невесты, а потом ушел. Я поняла тогда, что он пошел к С. С. Мармеладовой - она была ближе ему, чем я, и ему надо было набраться духовных сил, мужества и поддержхи перед признанием и покаянием.

    Во время следствия я с господином Разумихиным бывала в тюрьме у брата, узнав о смерти матери, он сделался угрюмым. По-видимому, брат был углублен в себя и от всех заперся.

    Судья: Адвокат, прокурор свидетель ваш.

    Адвокат: Авдотья Романовна, повлияло ли преступление Р. Раскольникова и его теория на ваше отношение к нему?

    Авдотья Романовна: Нет, любой человек может согрешить словом, делом, помыслом. Самое главное - Покаяться, раскаяться и искупить свою вину.

    Каждый человек, самый падший, имеет право на второй шанс, на сострадание, понимание, любовь и заботу близких. Он остался моим братом, любимым и достойным сострадания.

    Прокурор: Не повлияло ли на ваше отношение к брату смерть матушки и более близкое знакомство с его теорией «сильной личности». Ведь, согласно ей, вы с матушкой - «твари дрожащие», а он особенный человек, вы - толпа, а он ее правитель?

    Авдотья Романовна: Я не знакома настолько глубоко и подробно с теорией моего брата, если по ней мы такие, а брат - сильная личность, имеющая право преступить закон, то жизнь показала, что муки его совести оказались сильнее этой теории. Мы все, вся наша семья простые люди, сильные и слабые одновременно. А смерть матушки, конечно, огромное горе. Но пройдя через эти страдания, и я, и брат поняли, что только так я искупаю грех того, что хотела продать себя П. П. Лужину, а для брата - это страшная плата за гордыню. Там, на небесах она молится за нас и просит у всевышнего прощения.

    Судья: Займите место в зале.

    Прокурор: Ваша честь, прошу вызвать в качестве свидетеля обвинения господина Свидригайлова.

    Судья: Пригласите свидетеля. Дайте клятву. Назовите себя. Что вы можете сообщить по данному делу?

    Свидригайлов: (называет себя) Я одним из первых услышал от самого Р. Раскольникова рассказ о его преступлении. Когда он признавался в убийстве старухи - процентщицы и Лизы С. Мармеладовой, я находился в соседней комнате и подслушал этот разговор. С этого времени личность Р. Раскольникова, его взгляды и убеждения неожиданным образом глубоко заинтересовали меня. Я сам пришел к нему, что бы познакомиться и поговорить насчет его сестры Авдотьи Романовны, надеясь, что он убедит ее ответить на мои глубокие чувства, ведь без его рекомендации Авдотья Романовна и на двор бы меня не пустила. Хотя я ничьим мнением особенно не интересуюсь, да и Петербург мне знаком, ведь 8 лет назад я весело проводил время в компании шулеров, и сам таким был. Я просил Раскольникова о встрече с его сестрой, чтобы раскрыть ей глаза на низость души Лужина П. П., чтобы приложить все усилия против их брака, а также предложить в качестве восполнения морального ущерба Авдотье Романовне - десять тысяч рублей без всяких расчетов, ведь я ей принес немало неприятностей. Я встретился с Авдотьей Романовной, но прочитал в ее глазах и словах только ненависть, презрение и жалость. Я пытался ее шантажировать тем, что знаю все о преступлении брата, но это только оттолкнуло ее чистую душу от меня.

    Судья: Что вы имели в виду, говоря Раскольникову, что между вами есть общая точка и вы одного поля ягоды?

    Свидригайлов: Теория сверхчеловека господина Раскольникова, в которой говорится, что необыкновенная личность может преступить нравственный и уголовный закон, ради счастья людей, обагрив руки кровью, не будет испытывать мук совести была, жизненным правилом, правда от части, и у меня. Мой жизненный девиз: «можно совершить одно злодеяние, а потом совершить тысячу добрых дел».

    В жизни моей злодеяний было немало: смерть крепостного Филлипа, шулерство, долговая тюрьма, женитьба - сделка, смерть жены, клевета на Авдотью Романовну и многое другое - это непрерывная цепь злодеяний,

    которые я надеялся загладить добрыми делами. Но их оказалось немного: наследство жены оставил детям, 10 тысяч Авдотье Романовне, средства на воспитание и образование детей Мармеладова, я не выдал полиции Р. Раскольникова. Все это так же, как и в душе и судьбе подсудимого переплелось воедино. Мне не дает покоя приведение жены, от денег Авдотья Романовна отказалась, Раскольников сам сознался в преступлении. Я не искупил свои грехи на земле, совесть, презрение людей не дают мне покоя, в бога я не верю, я пришел к выводу, что мне нет места среди людей. Да и у закона нет улик против меня, наказать меня он не может. Меня наказала моя совесть. И я сам приведу ее приговор в исполнение.

    Уходит в волнении быстро из зала.

    Судья: Пригласите свидетеля Мармеладову Софью Семеновну. Присягните. Что вы можете сказать по данному делу? Где и при каких обстоятельствах вы познакомились с обвиняемым?

    Соня: Мое имя, Софья Семеновна Мармеладова. Род моих занятий известен всем участникам процесса, мне 18 лет. С обвиняемым я познакомилась при весьма драматических обстоятельствах. Когда он сопроводил по делу отца моего, находился тогда в нетрезвом виде весьма длительное время. Уходя, Раскольников оставил несколько медных монет на окне нашей комнаты, что в его бедственном положении было очень благородно. Следующая наша встреча - в день смерти моего отца, которого раздавило каретой. Раскольников тогда дал моей мачехе двадцать рублей на похороны. Раскольников был единственным человеком, который выслушал, сострадал и деятельно помог моему отцу и нашей семье. Раскольников нанес мне визит, очень странно себя вел. Тогда он сказал страшные слова, что в бога не верит, что у него мешается ум. А потом вдруг быстро наклонился к полу и поцеловал мне ногу. Он смотрел тогда на меня как сумасшедший. В ответ на мой протест, он сказал, что не мне он поклонился, а всему страданию человеческому. Тогда и вошло в мое сердце сострадание, жалость к нему, заблудшему. В ту же нашу встречу по его просьбе я читала ему Евангелие, притчу о воскрешении Лазаря, ведь после этого чуда многие уверовали во Христа. Я думаю, что с этого момента и началось в душе Р. Раскольникова духовное просветление, и это был первый его шаг к богу. Р. Раскольников стал моим адвокатом перед лицом людей, моей семьи, когда меня оклеветал Лужин, обвинив в краже ста рублей. Да, много испытаний легло на мои плечи, но я не ропщу, ведь преступила я нравственные законы общества не себя ради, а ради брата и сестры, чахоточной мачехи, больного отца. И тот, кто безгрешен - пусть первый кинет в меня камень. Силы мне давал только бог, ведь его муки были сильнее моих. Раскольников увидел во мне родственную душу и поэтому рассказал о своем грехе - убийстве. Я не осудила его. Шаг за шагом искали мы вместе истину и выход из этого тупика. «Нет, - сказала я ему, - человек не вошь». И его холодное сердце начало постепенно светлеть и отходить от дьявола к богу. Ведь убил-то он прежде всего самого себя! Для него выход был один - страдание принять и искупить себя им. Я надела ему на шею кипарисовый крест и сказала, что теперь я с ним. Страдать мы будем вместе и крест свой понесем. Потом он был рядом со мной и в день смерти Катерины Ивановны, потом вместе с Авдотьей Романовной целый день ждали его в сильном волнении. Раскольников пришел вечером, сказал, что идет сознаваться, я перекрестила его - силы душевные свои ему передала. Я пошла следом за ним и видела, как целовал он землю с наслаждением и счастьем. Я уверена, что сила моей любви, вера в бога помогут ему в его нелегком пути обрести себя.

    Судья: Займите место в зале. Слово для обвинения предоставляется государственному обвинителю.

    Прокурор: Уважаемый судья и господа присяжные! Вы знаете все факты преступления. Виновность подсудимого не может быть под сомнением. Подсудимый Р. Р. Раскольников совершил одно из самых тяжелейших

    преступлений - умышленное убийство с целью грабежа. Ни один суд не может остаться равнодушным к такого рода злодеянию. Этот человек опасен для общества, ведь никто не сможет доказать, что он действительно искренне раскаялся в содеянном и что такое же злостное кровопролитие невинных людей не совершится вновь, поэтому подсудимого необходимо отгородить от общества. По моему мнению, теория Р. Р. Раскольникова, так называемая теория сильной личности о праве сверхчеловека переступить через человеческую жизнь могла родиться в голове неуравновешенного, психически нездорового человека. Господа присяжные, представьте себе, что теория Раскольникова восторжествовала. Так на что бы обрекла она людей? Да, теория эта – антигуманистична по своей сути. В ее основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено все, даже преступление для достижения цели, т о теория господина Раскольникова обрекла бы

    большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие захотели бы доказать, что они «наполеончики» эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Господин Раскольников подтвердил, что он совершил убийство для проверки своей теории на практике и для испытаний самого себя. Он возомнил себя этаким Наполеоном. Так скажите же, господа присяжные, разве можно допустить такое варварство, разве можно остаться безнаказанно преступление, разве вы хотите жить в обществе, зная, что рядом живет убийца, приравнявший себя к богу, который может убить вас или ваших родных в любую минуту, ради проверки очередной бредовой теории. «Не убий», - гласит божье писание. Нужно предпринять строжайшие меры для защиты общества от таких людей, как Р. Р. Раскольников. Убийство считается убийством. И я думаю, что никакие причины не могут смягчить наказания. Господин судья, я прошу наказания для обвиняемого -10 лет тюремного заключения особого режима для людей, совершивших особо тяжкие преступления и особо опасных для общества. По окончании тюремного заключения должна быть либо ссылка в Сибирь, либо паломничество по святым местам под надзором, либо отлучение от церкви. Прошу особо учесть общественную идеологическую опасность подсудимого. Ваш долг, господа присяжные, обезопасить общество, уверена вы так и поступите.

    Судья: Слово предоставляется господину адвокату.

    Адвокат: Господа присяжные! Страшен мир тупого громового молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умен. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого господин Раскольников придумывает антигуманистическую по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убийстве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне. И нет конца этой боли в мире «погибших и погибающих». Поэтому, уважаемые господа присяжные, чтобы наиболее точно понять картину преступления, мы не можем обращать внимание только на факты или показания свидетелей. Немаловажно также проследить и за социальными и психологическими причинами, которые в совокупности послужили толчком для преступления закона. Жителей С-Петербурга можно сравнить, пожалуй, с самим городом. Сливки, высшее общество - это его центральные улицы, всегда вычищенные до блеска, сияющие своей чистотой. Но если мы заглянем в глубь дворов, мы увидим грязь, беспорядок. Такую же грязь мы видим и в жизни низших слоев общества. Подсудимый, обладая аналитическим умом, не мог не замечать, несправедливость этого общества. Имея доброе сердце, он ненавидит атмосферу, в которой ему приходится жить. Вспомним, почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху - процентщицу? В ней олицетворяется для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Ивановна и ее дети. Господин Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар, предназначенный жестокосердечной и жадной ростовщице, обрушивается и на него. Прошу так же учесть состояние аффекта, в котором находился Раскольников в момент убийства, о чем могут свидетельствовать личные показания подсудимого о его состоянии, а так же тот факт, что дверь во время убийства была отперта(он просто забыл закрыть ее!). Судом должно быть принято во внимание то, что создавая свою теорию, господин Раскольников уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданного для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел встать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках,

    видит перед собой чистых людей и как бы не хочет к ним прикасаться. У господина Раскольникова есть совесть. И все его страдания - это голос совести. Суд так же обязан учесть все добрые дела, которые совершил подсудимый (это и помощь семье Мармеладовых, и забота об университетском товарище; он так же не допустил свадьбы сестры и П. П. Лужина и многое другое). Так же примите во внимание, господа присяжные, личностные показания подсудимого, которые говорят в первую очередь о том, что господин Раскольников - на пути к покаянию, раскаянию.

    Все вышесказанное, на мой взгляд, является обстоятельствами, смягчающими вину подсудимого. И я прошу о смягчении приговора.

    Судья: Обвиняемый, ваше последнее слово.

    Раскольников: Последнее слово.

    Судья: Господа присяжные заседатели! Вам предстоит вынести свой вердикт. Помните, что решение ваше зависит от тяжести содеянного обвиняемым, и вашей совести, и общественного резонанса, который имеет это дело.

    Присяжные удаляются для вынесения вердикта.

    Судья: Господа, прошу тишины. Присяжные вы вынесли свой вердикт?

    Старшина: Да (зачитывает). Одним словом, кончилось тем, что преступник присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только восьми лет, но уважение явки с повинною и некоторых облегчающих вину обстоятельств.

    Судья: Приговор.

    Голос из зала: Господин судья, прошу слова.

    Судья: Назовите себя.

    Достоевский: Федор Михайлович Достоевский.

    Судья: Что вы имеете добавить по данному делу?

    Достоевский: Будучи автором романа «Преступление и наказание», сам, пройдя путем ошибок и заблуждений, искупив их страданиями каторги и отлучения от литературного труда, живя в девятнадцатом веке и незримо присутствуя при всех трагедиях века двадцатого, я обращаюсь ко всем людям со словами надежды и веры в то, что никакая, пусть самая идеальная теория, не в силах насильственным, а значит противоестественным путем, осчастливить человека, его душу, Россию и мир, сделать их добрее и гуманнее. Только поняв это, пережив, осознав свои заблуждения, отстрадав и раскаявшись, поймет человечество и сам человек всю глубину нравственной пропасти, в которую они ввергают себя, избрав этот путь. Возлюбив ближнего своего, как самого себя, приняв как нравственный закон жизни заповеди Иисуса Христа, прочувствовав величие его наследия, поймем мы, что и к счастью дорога ведет через страдания и самосовершенствование. Пусть трагическая судьба моего героя - Р. Р. Раскольников - станет для вас предостережением от многих бед, от людей, которые, возгордясь принесут страдания вам, вашим родным, России, Земле в целом. Нельзя осчастливить насильно, кровавым путем. Человечество придет к счастью только дорогой гуманизма и христианского братства.

    Судья: Суд окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по теме "Преступление и наказание"

    Урок был проведен по учебнику “Pacesetter” (pre-int.), но его можно проводить  по любому другому учебнику, где есть тема « Преступление и наказание» или на факультативных (элективных) занятиях....

    презентация к открытому уроку по теме "Преступдение и наказание"

    Презентация поможет  проведению урока по теме "Преступление и наказание"...

    Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

    В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

    Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

    Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

    Открытый урок по теме: "Рассказ Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон" как произведение постмодернизма"

    Форма урока: урок-практикумЦели урока:Познакомить учащихся с творчеством Л.С. Петрушевской.Выработать навыки анализа художественного текста (на примере рассказа "Шопен и Мендельсон".Развивать умение и...

    Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"

    Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"...

    открытый урок на тему: "Заключительный этап работы над произведением И.С. Баха- Полонез соль минор"

    laquo;Заключительный этап работы над произведением И. С. Бах – Полонез соль минор»...