Главные вкладки

    Разработка урока по литературе "Образ Ставрополя в очерке Д.Сургучева "Китеж""
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Цели урока:

     1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Д.Сургучёва; развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия; обратить внимание на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой; выяснить нравственный смысл очерка И.Д.Сургучёва «Китеж»;

    2) продолжить работу над комплексным анализом художественного произведения;

    3) привить интерес и любовь к творчеству писателей Ставрополья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ocherk_kitezh_4.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по литературе в 8 классе.

    Тема урока: Образ  Ставрополя в очерке И.Д.Сургучева «Китеж»

    Цели урока:

     1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Д.Сургучёва; развить взгляд на русскую литературу как на литературу «вечных» философских вопросов бытия; обратить внимание на тесную связь русской литературы с социальной проблематикой; выяснить нравственный смысл очерка И.Д.Сургучёва «Китеж»;

    2) продолжить работу над комплексным анализом художественного произведения;

    3) привить интерес и любовь к творчеству писателей Ставрополья.

    Ход урока.

    I. Слово учителя.

    27 февраля 2013 года исполнилось 132года со дня рождения известного русского прозаика, драматурга, публициста, уроженца города Ставрополя, воспитанника Ставропольской духовной семинарии Ильи Дмитриевича Сургучева, жизнь и деятельность которого заслуживают пристального внимания и доброй памяти соотечественников. Ставрополье, родной, любимый город Ставрополь всегда были источником вдохновения для писателя. Первые рассказы он опубликовал в ставропольской газете «Северный Кавказ», в дальнейшем запечатлел жизнь русского провинциального общества, описал быт и нравы родной стороны конца 19 - начала 20 веков. Сюжеты его рассказов, а также повестей «Губернатор» и «Мельница», пьес «Осенние скрипки» и «Торговый дом» были навеяны подлинными событиями, произошедшими в Ставрополе.

    Начав свою писательскую деятельность с рассказов о Ставрополе, Сургучёв и в конце своего большого пути обращается к образу родного города. В эмиграции Сургучёв написал повесть «Чёрная тетрадь», в которой воскрешение ставропольской тематики связано с переосмыслением прожитого. История счастливой любви с трагическим финалом превращена в панегирик родному Ставрополю, переходящий в эпитафию униженному и испоганенному большевиками городу.

    Лучшими произведениями Ильи Дмитриевича о Ставрополе являются такие, как «Северный Кавказ» и «Китеж», последний привет стареющего писателя любимому городу. Это литературный памятник, значение которого трудно переоценить.

    «Китеж» был напечатан в журнале «Возрождение» в 1956 году

    На доске фотография обложки журнала.

    Историческая справка о журнале «Возрождение» (сообщение ученика).

    После мировых катаклизмов 1940-х годов в Париже стал выходить новый журнал русских изгнанников — «Возрождение». Несмотря на скромный подзаголовок — «Литературно-политические тетради» — и объём, не позволяющий претендовать на звание "толстого", журнал этот быстро приобрёл известность в русском мире. Журнал был "основан 3 июня 1925 года в виде ежедневной газеты, с 1936 года преобразован в еженедельную газету. 7 июня 1940 года, накануне вступления в Париж германской армии, издание было временно прекращено; с января 1949 года и до декабря 1954 года «Возрождение» выходило шесть раз в год, с января 1955 года — ежемесячно". Один из редакторов «Возрождения», выдающийся литературный критик Георгий Мейер по справедливости писал, что это издание "умело в трагическую пору нашей жизни органически продолжить, развить идеи, на которых в течение целого тысячелетия покоилась русская и российская государственность".

    Ныне история «Возрождения» завершена. Последний, 243-й номер вышел в мае 1974 года. Сохраняя на протяжении всего времени своего непростого существования чёткую антикоммунистическую направленность, журнал вместе с тем имел и широкую преобразовательную концепцию, выраженную в его девизах: "Величие и свобода России", "Достоинства и права человека", "Ценность культуры".

    В литературном разделе «Возрождения» печатались произведения как мастеров русской литературы — Бунина, Гиппиус, Мережковского, Б.Зайцева, Ремизова, Шмелёва, — так и новых эмигрантов... В разделе литературной критики и литературоведения появлялись не только ёмкие отзывы на книжные новинки, но и серьёзные статьи по истории русской литературы. Квалифицированные, свободные истолкования произведений русских классиков выгодно отличаются от продукции советских литературоведов — недаром в последнее десятилетие в России перепечатаны многие из литературоведческих статей, увидевших свет в «Возрождении».

    Очень представительным был раздел документальных свидетельств, где, в частности, были опубликованы (посмертно) дневники Зинаиды Гиппиус, «Моя летопись» Тэффи, ряд ценных воспоминаний о жизни Льва Толстого, письма писателей и деятелей культуры...

    С редакцией этого журнала И. Д. Сургучёв сотрудничал практически с момента его основания. По словам писателя, журнал «Возрождение» был одним из немногих парижских изданий того времени, который «сохранил лицо эмиграции». С большой теплотой Сургучёв вспоминал сотрудничавших в нём в разные годы людей, с которыми приходилось делить «чёрствый хлеб» и «горькую соль изгнания».

    II. Беседа с учащимися. (Рассказ «Китеж» прочитан дома заранее.) Ключевые моменты записываются в тетради.

    -        Чем привлекает к себе творчество писателя?

    Прежде всего, умением рассказать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, живописно.

    -        Какое впечатление произвёл на вас «Китеж»? Что вы можете сказать о личности
    автора?

    «Китеж» требует медленного, вдумчивого чтения. Неподготовленному читателю трудно воспринимать текст, переполненный цитатами из церковной литературы. Для понимания прочитанного необходимы краеведческие, исторические знания. Это характеризует автора, как человека грамотного, эрудированного, хорошо знающего материал, требовательного к читателю, любящего родной город. - О чём заставляет задуматься «Китеж»?

    Рассказ заставляет задуматься о нашей жизни, о том, что с нами происходит; люди перестали по-настоящему любить землю, перестали быть умными заботливыми хозяевами на ней;

    плохо помним историю, какого мы рода-племени, и, как следствие, духовно вырождается человек.

    Подготовленный ученик обобщает. Это произведение раскрывает нам мир культурного понимания, восприятия и переживания того, что для глубокого человека является, как правило, самым заветным - его корней, его Родины, где лежат «родительские гробы». И. Д. Сургучёв воспел Ставрополь так, что это переживание стало культурным событием, значимым не только для нас, прочитавших «Китеж», но и для Европы, по-настоящему открывшей для себя, что именуется Северным Кавказом.

    - Название рассказа связано с легендой о Китеже. Обратимся к справочной информации.

    Сообщение ученика. Легенда о граде Китеже.

    Китежская легенда, цикл преданий о городе, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район Горьковской области) и т. о. избежавшем разорения татарами. Название Китеж восходит к городку Кидекше (ныне - село в 4 км от Суздаля), разорённому татарами в 1237. По преданию, в тихую погоду можно слышать звон колоколов, а в глубине озера видеть здания утонувшего города. На материале легенды и древнерусской повести о Петре и Февронии создана опера Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907). - Как вы понимаете название рассказа Сургучёва? Что говорит об этом автор? Писатель проводит параллель между Китежем и Ставрополем. Всё лучшее, от воспоминаний детства до культурно-исторических традиций, связано у Сургучёва с дореволюционными событиями. С обретением в 1935 году нового имени - Ворошиловск - Ставрополь исчез с карты России, перестал существовать. Но память людей, как озеро Светлояр, хранит воспоминания о «городе с гордым греческим именем». «Теперь мой Китеж затонул. Его древнегреческое имя заменено именем советского маршала. Но вы можете мне верить или не верить, ...в пасхальную ночь, после заутрени, ...во время второго сна я слышу старый звон», -пишет И. Д. Сургучёв. «И не было ни войн, ни революций. Стоит, как град Петров, Россия, и никакие врата адовы не одолеют её».

    -        Назовите тему и идею «Китежа».

    Тема. Детские впечатления И. Д. Сургучёва о своём родном городе.

    Идея. Ностальгические размышления автора об истоках и осмысление своего

    места в .мире.

    -        Определите жанр «Китежа» Сургучёва.

    Художественный очерк. ОЧЕРК -эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер (см.)), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды, ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности.

    -        Как и в чём проявляется присутствие автора?

    Автор и есть действующее лицо своего произведения. Это продиктовано жанром очерка. Повествование тесно переплетается с детскими впечатлениями о доме на Ясеновской, великом празднике Пасхе, любимых местах родного города. За этими впечатлениями стоит уже взрослое, переосмысленное знание преданий, нравов и традиций Ставрополья.

    -        Какими чувствами проникнуты строки о Ставрополе?
    Зачитываем отрывки.

    «Тяжело и больно –и в эту минуту, такой затерянный и такой от всего родного отрешённый, я хочу хоть через эти печальные столбцы, хоть мысленно, хоть прикосновением луча сердца быть с тобой, мой родной, мой милый и незабываемый с древнегреческим именем, самый для меня прекрасный и цветущий город на земле».

    «И в этом очаровательном северокавказском городе нет теперь ни одного человека, носящего моё имя». «И в светлую заутреню ...не будет ни одного человека, принадлежащего к нашей семье». «Яснее всего ощущение общности и торжественности с землёй, из которой взят и в которую неминуемо отойдёшь».

    Эти строки проникнуты теплом и любовью, щемящим чувством ностальгии.

    -        Как называет автор свой город?

     Д. Сургучёв использует перифразу, заменяя имя собственное на словосочетания «город с гордым греческим именем», «очаровательный северокавказский город», «мой Китеж».

    -        Какие средства использует Сургучёв при создании образа Ставрополя?

    Лексические средства. Очерк написан в торжественно-приподнятом настроении, носит философский характер, поэтому автор использует абстрактную лексику (смерть, таинство, естество, ощущение, общность и т. д.). Текст наполнен цитатами из Библии, церковнославянизмами (розговен, заутреня, преосвященный, расстриженный, врата и т.д.). Много имён собственных, это связано с документальностью повествования. Присутствует эмоционально-экспрессивная лексика (тяжко, больно, печальный, волнительный, торжественный), есть устаревшие слова (сажень, аршин).

    Синтаксические средства. Сургучёв выбирает сложные конструкции. Основа его текста — сложное предложение. Много предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Всё это также придаёт очерку философский характер.

    Стилистические фигуры.

    Эпитеты. «Провинциальный, не шумный», «акварельный город».

    Олицетворение. «Город погасил свои торговые огни: золото, серебро и медь
    переложил из одних карманов в другие, между семьюдесятью тысячами разделил
    хлеб, вино и елей», «...сказал своё первое слово большой колокол...», «...город с торжественным греческим именем слушает с благодарной улыбкой ночную, единственную в мире симфонию колоколов», «...дышит благодатная северокавказская чернозёмная степь. Где-то начинает ворожить солнце, ...воздух разжижается и меняет свой запах: начинают оживать и дышать цветы и ещё глупая трава...»

    Метафора. «Песнь начали главные басы, основа хора, - вслед за ними вступают другие голоса: баритон Рядской церкви, серебристый тенорок из духовного училища, женский альт архиерейского старого подворья...» «В звёздах плещется уверенный и весёлый, горящий и несгорающий свет. Прекрасно освещён путь в Иудею. Мчится цугом запряжённая телега Больших Медведиц». Синекдоха. «...Надпись на торжественной меди» (о колоколе). - Что представляет собой лицо города, по мнению писателя? Лицо Ставрополя - это его достопримечательности, архитектура, традиции, люди, населяющие город, и их нравы.

    Сургучев даёт панорамное изображение Ставрополя. Он называет город «акварельным», «ясны, как на карте, линии его улиц, бульваров и площадей». Под горой по насыпи «тихо ползёт со станции Кавказской пустой состав товарного поезда». Улицы застроены зданиями «губернского ампира», где-то среди домов зелёная крыша дома на Первой Ясеновской, на солнечных площадях «фонтаны со струёй в полторы сажени», а на горе возвышается трёхэтажная колокольня архитектора Воскресенского, которая «по изяществу, по лёгкости, по игрушечности считалась второй в России после Троице-Сергиевской». Оградой из «незамысловатого камня» обнесены роща и Барятинский парк, на подступах к колокольне «выведена красота-лестница в сто девяносто ступеней». У подножья горы провинциальное кладбище, «где все могилы известны тебе, как дома на главной улице».

    ΙΙΙ. Заключительное слово учителя.

    Читатель слышит перезвон колоколов, чувствует особый холодок пасхального утра. Сургучёв знакомит нас с жителями города: это и «старший звонарь Кафедрального собора хромоногий николаевский солдат, кавалер своему государю Тарас, по прозванию «Отдай рубль»; и кладбищенский сторож Никифор; и облачающийся в ризнице архиепископ Агафодор; и губернатор, «получивший сегодня камергера»; и повар Филипп Васильевич Рашевский - католик, но уважающий православный праздник, - «в визитке и при золотой цепочке». Автор упоминает имена людей, которые работали во имя благосостояния, повседневного благополучия, красоты и процветания города: купцы Чепелевы, Нестеровы, Волобуевы... О купцах Сургучёв пишет с юмором, называя их «выжигами, сквалыгами, алтынниками», подтверждая эти эпитеты анекдотом об обеде великого князя. Но за доброй усмешкой - благодарность людям, которые в предгорьях Северного Кавказа свили «тёплое ...российское гнездо». Именно они создали неповторимый облик Ставрополя.

    - Почему образ Ставрополя занимает центральное место в очерке «Китеж»?

    Это связано с внутренней потребностью И. Д. Сургучёва обратиться к своим истокам. Вдали от России писатель особенно остро ощущает связь сродной землёй. Китеж Ильи Дмитриевича не затонул. Он жив, пока есть люди, которые помнят о своих корнях. И эта историческая память народа не даст погибнуть России во времена войн и революций.

    Задание. Опираясь на записи в тетради, учащиеся высказываются на тему: «Образ Ставрополя в очерке И. Д. Сургучёва «Китеж».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

    Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

    Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

    Урок подготовки к изложению по очерку С. Т. Аксакова "Очерк зимнего дня"

    Это урок обучающего изложения при подготовке к написанию сочинения-описания природы. Урок построен на основе дифференцированного подхода...

    Презентация к уроку литературы по региональному компоненту "Образ Ставрополя в очерке Д.Сургучева "Китеж""

    Презентация к уроку литературы по региональному компоненту "Образ Ставрополя в очерке Д.Сургучева "Китеж""...

    Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

    Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

    Конспект урока по литературе (7класс) по очерку И.С.Тургенева "Хорь и Калиныч"

    КонспектУрок по литературе в 7 классепо теме Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Роль пейзажа в произведении(по очерку И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч").Рабочая программа по ...