Урок литературы в 10 классе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Попова Нина Ивановна

Тема: «Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Цели:

Выяснить, какова роль пейзажа в романе «Война и мир»;

Развивать умения анализировать текст, прививать внимательное отношение к слову;

Развивать креативное мышление, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: выполненные учащимися иллюстрации «Ночь в Отрадном», «Встреча с дубом», «Под небом Аустерлица», аудио Бетховен «Лунная соната».

ХОД УРОКА:

I. Сообщение темы, цели (выяснить роль пейзажа в романе)

Мотивация

- Зачем нам это нужно?

(Чтобы лучше понять идейный замысел писателя)

Толстой страстно любил природу и умел показать в своих произведениях ее красоту. Обратите внимание на чувство меры и художественный такт писателя в творческом применении пейзажа. Он не злоупотребляет картинами природы и умеет находить им место в повествовании.

Постановка проблемы.

- Мы должны будем ответить на вопрос, для чего автор вводит картины природы в эпизоды, которые будут вами представлены.

Сообщения учащихся по группам.

Зачитывание отрывка;

Анализ эпизода;

Вывод по проблеме (Записывается в тетрадях)

Анализируются эпизоды:

Образ (мотив) неба в романе. Вывод: природа помогает героям найти свое место в жизни, открыть ее смысл.

Ночь в Отрадном (отрывок читается наизусть на фоне «Лунной сонаты» Бетховена). Вывод: только положительные герои умеют ценить красоту природы, пейзаж помогает понять их внутренний мир.

Первая встреча с дубом (Андрей Болконский): а) Чтение отрывка наизусть; б) реализация индивидуального задания (лингвистический анализ текста); в) Вывод: пейзаж оттеняет психологическое состояние героев, сходство жизни природы с жизнью человека.

Вторая встреча с дубом: а) Художественный пересказ; б) Лингвистический анализ текста; в) Вывод: Толстой показывает сходство жизни природы с судьбой человека.

Охота в Отрадном. Вывод: природа возбуждает силы в человеке, ей созвучно настроение людей.

Зимняя лунная ночь. Вывод: пейзаж отражает настроение героев, гармонирует с ним.

Бородинское поле. Вывод: картины природы противопоставлены картине поля битвы. Ярче показан ужас войны, отношение автора к ней.

Партизаны в лесу. Вывод: природа созвучна деятельности героев.

Дополнительные вопросы:

- укажите ключевые слова.

- какие слова несут эмоциональную нагрузку?

Вывод по проблеме урока: пейзаж помогает понять события и эпизоды, поступки и переживания героев. Он играет важную роль в раскрытии авторского замысла.

II. Итог урока.

Рефлексия.

Выставление мотивированных оценок.

III. Домашнее задание. Любимые страницы романа (у каждого они свои) проанализировать по плану анализа эпизода. Сделать иллюстрацию (по желанию).

Пейзаж в романе"Война и мир".          сочинение                

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, иди хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”.

    Большую роль играет пейзаж в романе “Война и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге... На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками... Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!” Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого “маленького человека”, которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье.

    Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья...” “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,— думал князь Андрей,— пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,— наша жизнь кончена!” Он решает жить тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский долг.

    Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и восхищение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! “Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. “Да это тот самый дуб”,— подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления”.

    Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не время “хоронить” себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь.

    Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, “духовное родство”. Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании.

    Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления.

    Такое описание природы — традиция русской литературы, получившая начало еще в древнейшем нашем памятнике “Слово о полку Игореве”, а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...