Лирика дружбы А.С.Пушкина.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Гаврилова Светлана Аркадьевна

Урок литературы в 9 классе. Цель урока:

  • проследить, как в лирике А. С. Пушкина менялось представление о дружбе;
  • обучение анализу стихотворения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_druzhby_a.s.pushkina.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Лирика дружбы А. С. Пушкина

Урок литературы в 9 классе

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • проследить, как в лирике А. С. Пушкина менялось представление о дружбе;
  • обучение анализу стихотворения

  1. Развивающие:
  • развитие логического мышления;
  • развитие навыка выразительного чтения лирического произведения;
  • развитие монологической речи;
  • развитие творческой инициативы
  1. Воспитательные:
  • воспитание чувства дружбы и товарищества
  • привить интерес к личности и творчеству поэта

Оборудование урока:

  • проектор;
  • распечатанные задания и справочные материалы;
  • распечатанные стихотворения;
  • компьютерные презентации;
  • портреты А. С. Пушкина;
  • контрольные листы ответов для каждой группы

Пояснительная записка: урок рассчитан на два академических часа по 45 минут. Учащиеся заранее делятся на 4 группы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

  Сегодня мы будем говорить о лирике А. С. Пушкина. Наверное, у великого поэта был и великий талант дружбы: ведь такого количества друзей, видимо, не было ни у кого. Двухтомник, который так и называется – «Друзья Пушкина», включает в себя 30 имен.

( слайд № 2). И это только самые близкие люди. Среди них не только сверстники друзья-лицеисты: Иван Пущин, В. Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Малиновский, Федор Матюшкин. Это и люди, старше его по возрасту: Василий Жуковский, Николай Карамзин, Петр Вяземский, Чаадаев. Это и дядя Василий Львович, и сестра Ольга Сергеевна, и младший брат Лев Сергеевич. Это и высокообразованные дворяне, и безграмотная крестьянка няня Арина Родионовна.

   На протяжении жизни и творческого пути представление поэта о дружбе менялось. И цель нашего урока: проследить, как это изменение отразилось в лирике Пушкина. ( слайд № 3)

  Но прежде чем говорить о пушкинском представлении, задумаемся над понятием «дружба».

 

 Задание №1.

  • Обсудите в группе и составьте свое определение слова «дружба», запишите на выданных вам контрольных  листах.

Проверка

А теперь посмотрим, как словари определяют это понятие. (слайд № 4 )

  1. Анализ стихотворений

А как А. С. Пушкин понимал дружбу?

Задание 2.

Перед вами стихотворение «Пирующие студенты» (распечатано).

  • Прочитайте первые 4 строфы. Определите настроение и тему.
  • Как А. С. Пушкин представляет себе дружбу? Запишите ваши выводы в таблицу на контрольных  листах. (слайд № 5)

Название стихотворения

Дата его создания

Как представляет поэт дружбу в этом стихотворении

Чтение стихотворения (подготовленным учеником).

  • Послушайте ответ 1-ой группы. Делайте записи, а затем скажите, с чем вы согласны, а с чем не согласны.

Прослушивание ответа 1-ой группы (презентация).

Обсуждение.

Вывод. Поэт весело изображает пир студентов-лицеистов. Дружба в этом стихотворении – это счастливый союз вольных, беззаботных сверстников, которые освобождены от всех уз, в том числе и от тягот учения. (слайд № 6) Неслучайно в стихотворении мало художественно-изобразительных средств: ведь стихотворение написано юным поэтом (1814 г.).

Кто же эти друзья? Послушаем выступление 1-ой группы (Презентация о друзьях А. С. Пушкина: И. Пущине, В. Кюхельбекере, Антоне Дельвиге, Иване Малиновском ).

Задание 3.

  • О других лицеистах А. С. Пушкин говорит, но не называет их имена. Воспользовавшись справочным материалом, попробуйте определить, о ком эти строфы. (слайд № 7 и распечатанный материал)

Проверка.

Задание 4 . 

А вот строчки из более позднего стихотворения А. С. Пушкина – «Дружба» (1821)

  • Попробуйте собрать четверостишие (слайд № 8 и распечатанный материал)

Проверка:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

                                               Обиды вольный разговор,

                                               Обмен тщеславия, безделья

                                               Иль покровительства позор.

                                                                                                  (1821)

Это стихотворение могло быть написано в горькие минуты сомнений.

Задание 5. Еще одно стихотворение «К Чаадаеву» (1818)

  • Прослушайте сообщение подготовленной группы, делая записи.
  • Как представляет А. С. Пушкин дружбу в этом стихотворении?

(Презентация о П. Чаадаеве)

Вывод.

Дружба – союз единомышленников (товарищей) в борьбе с самодержавием.

Задание 6 . стихотворение «19 октября» (1825)

  • Прослушайте стихотворение. Определите настроение.
  • Как вы думаете, когда написано это стихотворение?
  • Найдите самые яркие строчки о дружбе. Как представляет А. С. Пушкин дружбу в этом стихотворении? (ответить письменно)
  • Прослушайте сообщение подготовленной группы, делая записи. Подумайте, почему стихотворение, начинающееся так печально, заканчивается почти счастливо?
  • Почему в нем звучит тост за царя, виновника ссылки поэта?

Сообщение о ссылке А. С. Пушкина в Михайловское.

Обсуждение.

Вывод. Начало стихотворения – ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Постепенно стихотворение наполняется радостью.

Воспоминания о друзьях, о Лицее спасают от одиночества. Дружба противостоит гонениям судьбы.

Несмотря на запреты, друзья посетили опального поэта. Бесстрашие им придает дружба.

Дружба теперь – не обязательно единомыслие. Здесь отразился взгляд человека, наделенного жизненным опытом. Это уже более философский взгляд.

Задание 7 . 

  • Сравните описание друзей в этом стихотворении и в стихотворении «Пирующие студенты».
  • Определите, о каких друзьях говорит А. С. Пушкин, пользуясь справочными материалами о лицеистах. Выпишите характеристики друзей.

Вывод. Раньше поэт подшучивал над друзьями, а теперь признает их таланты:

Дельвиг – «ленивец сонный» и «сын лени вдохновенный»;

Н.Корсаков – «кудрявый наш певец»;

В.Кюхельбекер – «брат родной по музе, по судьбам»;

А.Горчаков – «счастливец с первых дней».

Взаимоотношения А. С. Пушкина с А.Горчаковым были сложными в Лицее. А после его окончания пути окончательно разошлись. Говоря о встрече во время ссылки, А.С.Пушкин замечает, что они «братски обнялись».

  • Что же такое дружба в этом стихотворении?

Вывод. Это способность признать взгляды, талант, неповторимость другого человека. Это способность на благодарность, щедрость. Это умение воздать должное.

Задание 8 . 

  • Какие стихотворения А. С. Пушкина вы еще помните?

Чтение наизусть стихотворения «Пущину».

Задание 9. 

  • Запишите вывод, как в лирике А. С. Пушкина менялось представление о дружбе.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «19 октября» (1825)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лицейская дружба А.С.Пушкина.Урок литературы в 6 классе.

На занятии дети знакомятся с Пушкиным- лицеистом и с его друзьями. Пример этой дружбы, пронесенной поэтом через всю жизнь, служит образцом высоких человеческих отношений....

презентация к уроку "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"

Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы в творчестве А.С. Пушкина"...

Литературоведческий проект «Святому братству верен я…» Лицейская дружба А.С.Пушкина

Литературоведческий проект  «Святому братству верен я…» Лицейская дружба А.С.Пушкина...

Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина

Презентация о Пушкине и его лицейских друзьях...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....

Презентация к уроку литературы "Лирика дружбы. А.С. Пушкин"

Презентация содержит в себе анализ стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву"...