Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово», 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Ивлева Людмила Евгеньевна

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Живое слово»,  5  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_zhivoe_slovo_po_literature_5_klass.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрена на заседании МО гуманитарного цикла  Протокол №   от

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши

Протокол №    от

Введена в действие

приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши

Приказ №    от    

Рабочая программа

внутрипредметного образовательного модуля по литературе.

«Живое слово»,  5 "В" класс (2-четверть).

Россошь 2014

1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

Программа разработана на 7 часов в качестве внутрипредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.

Книга - самое большое чудо, созданное руками и разумом человека. Феномен ее связан с тем, что именно она материализует, обобщая и суммируя все то, что мы называем культурой. Пушкин, Гоголь, Толстой, Горький - все они олицетворяют культуру нашего народа. Соединяя прошлое, настоящее и будущее в истории той или иной нации, книга передает от одного поколения другому все ценное, что накоплено каждым из них.

В России литература всегда была больше, чем просто беллетристика. На разных этапах истории она являлась трибуной общественного мнения, подлинной совестью народа, отражая его идеалы, стремления, помыслы. Ныне книга живет и развивается в новых чрезвычайно новых условиях. Она испытывает огромное давление научно - технического прогресса. Кино, радио, телевидение занимают все большее место в жизни общества. Они всерьез ограничили сферу влияния книги, потеснили ее роль важнейшего источника знаний. Сегодня в стране сформировалось целое поколение «телевизионных» и «интернет» пап и мам, которые обходятся без чтения. Поэтому школа должна серьезно работать над изъянами в воспитании бережного отношения и интереса к книге в семье и школе. Книга остается важнейшим средством воспитания культуры, формирования эмоциональной, творческой и образованной личности.

Таким образом, программа модуля «Живое слово» направлена на формирование читательской компетентности в целом. Особенностью программы является усиление связи произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки. Эта связь обеспечивается включением раздела «Проект», помещённого в учебник, и прослушиванием рекомендуемых учебником произведений в разделе «Фонохрестоматия».

Знакомясь с идейным содержанием литературного произведения, ученик ближе знакомится с ценностями человеческой цивилизации и пытается определить свое место в современном мире.

Цель:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание эстетического отношения к искусству;
  • обогащение нравственного опыта школьников.

Задачи:

  • Приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • Овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  • Устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • Научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • Отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  • Освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.

Формы проведения занятий

  • беседа;
  • практическая работа;
  • коллективные и индивидуальные исследования;
  • самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология

2.Календарно-тематическое планирование

п\п

Раздел

/Тема

Кол-

во

часов

Содержание

темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид

контроля

Оборудование

Планируемые

результаты

Дата

План

Факт

1

"Путешествие в страну загадок"

1

 Актуализация знаний о малых жанрах фольклора.

Подбор загадок о Родине.

Организация совместной учебной деятельности

Словарь В.Даля, компьютер мультимедийный проектор.

Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни и красиво оформить свое произведение.

14.11

2

"Путешествие в страну пословиц и поговорок"

1

Актуализация знаний о малых жанрах фольклора

Подбор пословиц и поговорок о земле и воде

Творческая работа.

Словарь В.Даля, компьютер мультимедийный проектор.

Объяснение происхождения и форм бытования ,и развитие двух основных ветвей словесного искусства-фольклорной и литературной.

21.11

3

"Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной "

1

Повторение сведений о сказках. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. сказок: бытовые, волшебные, о животных.

Чтение и пересказ народной сказки на выбор.

Творческая работа.

Сборник русских сказок, компьютер, мультимедийный проектор.

Выписать из сказки примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов и подготовиться сказывать сказку с использованием этих композиционных элементов

28.11

4

"Почему я люблю читать народные сказки"

1

Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Фантастика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.

Рисунки к любимой сказке

Коллективный диалог о роли сказочных элементов и языке сказок.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определения их роли в сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к народной сказке.

05.12

5

"Истоки рождения сюжета сказки, "бродячие сюжеты"

1

Сопоставительный анализ сказок А.С.Пушкина и фольклорных сказок.

Из прочитанной сказки привести примеры зачина, концовки, присказки

Организация совместной учебной деятельности

Компьютер, мультимедийный проектор.

Вспомнить похожие сюжеты русских народных  и зарубежных сказок. Их отличия. Почему в фольклоре существуют варианты одной и той же сказки. Защита проекта. "Иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам"

12.12

6

"Создание волшебной сказки"

1

Показ созданной учителем презентации с изображением сказителей и звукозаписями сказок в их исполнении

Письменный ответ на проблемный вопрос

Викторина. Защита ученических проектов.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет

19.12

7

"Художники- иллюстраторы сказок"

1

Показ презентаций "Художники-иллюстраторы сказок"

Иллюстрации к сказке (подбор)

Творческая работа

Компьютер, мультимедийный проектор.

Создание электронного альбома "Художники-иллюстраторы сказок"или принести иллюстрированные издания сказок и подготовить рассказ о понравившихся иллюстрациях

26.12

 


3.Планируемые результаты.

Личностные результаты 

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

• умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• написание творческих работ на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

4.Предполагаемые результаты.:

Учебный проект:"

  • Детский фольклор и современность",(исследования)
  • "Литература, ушедшая в прошлое",(реферат)
  • "Сказка в картинках".(иллюстрируем  сказки)

Краткосрочный проект

  • "Сказка в дом приходит к нам".(пишем сами)
  • Зачем нужно читать русские народные сказки"(исследования)
  • "Что за прелесть эти сказки".

Исследовательский проект

  • "Сказочная баба Яга".

Творческий проект

  • сочинения, рассказы собранные в сборнике "Сочиняем сами".

Творческая работа:

  • "Сказка ложь, да в ней намек",
  • "Законы сказочного мира"
  • создание иллюстраций к сказкам и их защита.
  • поиск реальных и фантастических элементов и определении их роли.

5.Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Волков И.И. Приобщение школьников к творчеству. М., «Просвещение» 2010 г.
  2. УМК под редакцией В.Я. Коровиной (М. "Просвещение", 2011 г.)
  3. Чернова Т.А. "Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по литературе 5-11 классы" - М. Планета, 2011 г.
  4. Литература. 5 кл. Фонохрестоматия. Электронное приложение к учебнику. - М.: Просвещение, 2012. - 37,3 МБ. - (Электронное учебное издание).
  5. ЭОР http://school-collection.edu.ru
  6. ЭОР http://fcior.edu.ru
  7. http://ru.wikipedia.org
  8. http://www.psyedu.ru/view.php?id=370&a=da
  9. http://www.svetozar.org/index/name/themes.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. «Волшебная сила слова», 6 класс

Рабочая программа внутрипредметного образовательного модуля по литературе. "Волшебная сила слова»,   6  класс...

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)

РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)   КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА  «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ  (рассчитана на  детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разно...

Рабочая программа образовательного модуля "Алый парус надежды" в 6 классе

Тематический образовательный модуль "Алый парус надежды" построен на основе произведения А. Грина "Алые паруса" и других произведений автора и предполагает расширение кругозора учащихся как по литерат...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «За строками текста» 5 «А» класс, (4 четверть)

Содержание и структура внутрипредметного  образовательного модуля определяется целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их спос...

Рабочая программа внутрипредметного модуля по литературе «Там на неведомых дорожках» 5 «А» класс, (1 четверть)

Внутрипредметный модуль « Там на неведомых дорожках» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, ...

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...

Дополнительная программа «Живое слово». 9 класс

             Дополнительная программа «Живое слово».  9 класс...