Методика работы по учебнику "Риторизация " М.Ассуирова
статья по литературе (5 класс) на тему

Знаменская Юлия Арнольдовна

Некоторые методические приемы включения элементов риторизации на уроках русского языка и литературы в 5-6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда начинается урок? По расписанию - когда прозвенит звонок. А на самом деле, когда детям в классе  становится интересно.

Симон Соловейчик

Учебник    Л.В. Асуировой является той необходимой частью учебного процесса, который создает ситуацию заинтересованного посильного, активного участия ребенка в обучении

Методика включения  заданий учебника Риторизация - дело, требующее творческого подхода к отбору текстового материала и  постановке задач проблемного характера. Поэтому достаточно сложно дать универсальные методические рекомендации – творческие нестандартные задания требуют нестандартного подхода, и творчество ученика основывается во многом на творчестве учителя.

Мы хотим предложить вашему вниманию некоторые приемы и результаты включения заданий учебника Риторизация в процесс работы.

Один из первых уроков русского языка в 5 классе я начинаю с чтения текста Отечество (стр.32) и его риторического анализа. (Что хотел сказать ритор, что сказал, а что должны понять слушатели) Это становится началом разговора о славянкой письменности: о Кирилле и Мефодии, о том как создавалась славянская письменность, о том, что для монах-переписчика христианских текстов ошибка была серьезным поступком, и как безразлично подчас мы относимся к ошибкам в тексте. Т.е. правила-орфограммы становятся частью исторического процесса, а соответственно и каждый из сидящих в классе – его частичка.

В октябре урок Развития речи  в 5 классе проводим по заданию №9 раздела «Риторические приемы» (стр.15) текст  «Какая бывает зима?» Мы предлагаем вашему вниманию разработку урока по этому заданию. Подготовительная работа ведется совместно с учителями биологами. На уроке окружающий мир ребята говорят о перелетных птицах, о климате в разных частях земли. Для урока русского языка они совместно с учителем готовят короткие сообщения о зиме, о том, как переносят зиму различные животные. (С каким интересом готовила сообщение девочка из Вьетнама, плохо говорящая на русском языке, но хотевшая рассказать одноклассникам какая зима на ее родине.)

 Очень важно включить в беседу тему брошенных животных, написать мини- сочинение о том, как представляет зиму бездомная собачка.

Домашнее задание – взять интервью о зиме у Медведя. Но выполнение этого задания невозможно без тщательной проработки темы  «Речевой жанр Интервью» (стр.158). Также задание должно быть связано с изучением темы  «Диалог» (стр.156).

В середине 5 класса в начале изучения темы чередование читаем текст Город в подарок.М (стр.138), выполняем риторический анализ текста, а также повторяем синтаксис, выполняя учебные задания к фагменту. А заданием на дом будет работа с этимологическим словарем – создание по образцу собственного текста-рассказа о происхождении того или иного русского слова (например, ворота, облако и др.)

 В дальнейшем такая работа будет включена в тему лексика в 6 классе . чтение текста  Каким был первый трамвай? (стр.152) и задание с помощью словаря иностранных слов по образцу рассказать о слове хулиган, футбол, джинсы и др. Сегодня на занятиях кружка «За страницами учебника» мы с 6-классниками готовим презентации по лексике русского языка. Огромный интерес вызвало слово РЕМОНТ, еще сто лет назад означавшее подбор лошадей в армию.

При изучении темы «Фразеологический оборот» обязательное задание – составление собственных текстов с включением фразеологических оборотов, хорошим образцом выполнения задания может быть работа с фрагментом 12 и риторический анализ текста фрагмента 13  на стр.190. раздела «Лексика» (Читать текст в тетради)

Современная жизнь немыслима без рекламы. Сегодняшним ученикам это близко, понятно и интересно. Поэтому Фрагмент 8 из темы «Морфология» с.197 может стать хорошей основой для работы на уроке по составлению предложений в теме «Синтаксис», работой на уроке литературы  по отработке стихотворной формы, а также темой классного часа «Может ли быть правдивой реклама?»

Говоря о рекламе, я использовала задания одной из прошлых олимпиад по риторике – придумать рекламу несуществующей обуви.  (СЛАЙДЫ 2)

Многие темы учебника помогают не только  внести элемент игры в ход урока, но и в подготовку домашних заданий, Например, при изучении темы «Обращение» в 5 классе, задание – «Подобрать строки песен, в которых используются обращения». сделает  выполнение домашней работы процессом интересного творческого поиска.

Сегодня, когда ЕГЭ стал основой нашей жизни, важно уже с 5 класса готовить учеников, ориентируясь на задания, вызывающие наибольшие трудности. Например задания части А – паронимы, а обращение к этой теме есть в учебнике –в теме «Фонетика, графика, орфография» фрагмент 7 с. 165.

Наибольшую сложность у выпускников  вызывают задания части В –  художественные средства. В учебнике даются начальные сведения о таких понятиях как Инверсия, антитеза, гипербола и др. Таким образом, разговор начатый в 5 классе и конечно продолженный в старших классах помогает подготовить ученика к сдачи экзамена на высоком уровне.

Очень важная речевая ситуация  – спонтанная речь. Одним из любимых заданий в 5 классе стало продолжить фразу. «Неожиданно в класс вошла кошка»… – я называю того, кто должен быстро и интересно продолжить переложение, которое обязательно должно быть продолжение сказанного предыдущим учеником. Такая  работа может стать продуктивным отдыхом между письменными заданиями на уроке русского языка.

Тема Риторическая задача уместна не только на уроках русского языка, но и на классном часе, а вернее затронутая на уроке, она становится основой для составления текстов-выступлений на классных часах, посвященных морально-этическим проблемам. Как вежливо попросить телефон, как убедительно поговорить с мамой и папой. Вести разговор на тему культуры речи и культуры отношений  можно на примере задания 8 стр.14. текст «Эй,ты!». И задание Продолжить рассказ о невоспитанном грубом попугае в котором каждый видит невоспитанного человека. Ребята предлагают свои варианты решения проблемы вредного попугая, общим решением было то, что жираф Долговязик говорит попугаю «Не слышу, не слышу» до тех пор, пока попугай не взлетел высоко на ветку, а спуститься сам не смог, и только после того как торжественно обещал быть вежливым, жираф спустил его на землю. И кроме разговора об этики мы слышим Устные ответы, развивающие навыки выступления по заданной теме.

Задания творческого характера должны стать не развлечением а именно видом работы,   для продуктивного включения их в ход урока полезно использовать следующую схему:

1. Определение места задания в системе урока.

2. Целесообразность использования задания в данной теме.

3. Проверка результата.

4. Анализ выполнения задания.

«Родной язык, - писал Януш Корчак, - это не нарочно придуманные для ребенка правила и нравоучения, а воздух, которым дышит его душа наравне с душой всего народа"  Ребенок дышит воздухом игры и творчества, он хочет рисовать, петь, сочинять,  и нужно беречь эту способность его души. Мы учим серьезным вещам, и часто забываем  о том, что детям должно быть интересно.

Игра -  не может оставить равнодушным ни одного ребенка, особенно в 5-6 классах. В игре наиболее полно раскрываются фантазия и воображение. В игре по правилам каждый уверен в своем успехе. Прогнозирование этого успеха освобождает даже самых отстающих от комплексов неудачи, неуверенности, ограниченности, что особенно важно сегодня, когда детская психика перегружена далеко не детскими проблемами

. С Соловейчик.     Опрос не всегда должен быть проверкой знаний.  Иногда стоит предложить слабому ученику вопрос, на который он наверняка знает ответ.

Не позволяйте ребенку, испытавшему неуспех, привыкнуть к чувству

поражения. Не теряя времени, придумайте для него возможность стать победителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с текстом

Контрольные вопросы для проверки качества составления конспекта...

Методика работы над исследовательским проектом

Методы работы над исследовательским проектом...

Методика работы в классах выравнивания( из опыта работы)

Из опыта работы я показываю какие приёмы можро использовать в детьми с задержкой психического развития.Надеюсь,что мой материал поможет моим колллегам....

Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...

Урок с применением сингапурской методики "Работа и мощность электрического тока. Измерение физических величин: работы и мощности тока"

Тип урока: Комбинированный: сочетание урока лекции с уроком – практикумом.Цель урока: через теоретическое обоснование показать практическое применение полученных знаний на примере расчета стоимости из...

Методическая работа «Теоретические аспекты методики работы в классе фортепиано»

ВведениеВыбор темы был обусловлен желанием узнать основные педагогические законы и принципы обучения, а также психологические и физиологические особенности детей и подростков которые наряду с методико...

Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.

Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....