Роль экспозиции в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Этот урок – отправная точка в решении задачи формирования навыка комплексного анализа текста, позволяющего выявить авторскую позицию. Экспозиция романа  И.С.Тургенева (1 – 4 главы) – это отдельный эпизод, и логика урока является своеобразным алгоритмом анализа эпизода.

Задача урока – показать «работу» композиционных элементов текста, детали  в раскрытии авторского замысла, предвосхищая те выводы, к которым приведёт читателя автор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ottsy_i_deti_-_kopiya.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока:

Роль экспозиции в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Этот урок – отправная точка в решении задачи формирования навыка комплексного анализа текста, позволяющего выявить авторскую позицию. Экспозиция романа  И.С.Тургенева (1 – 4 главы) – это отдельный эпизод, и логика урока является своеобразным алгоритмом анализа эпизода.

Задача урока – показать «работу» композиционных элементов текста, детали  в раскрытии авторского замысла, предвосхищая те выводы, к которым приведёт читателя автор.

К уроку были даны 3 опережающих задания:

  1. Своеобразие пейзажа в 3-й главе романа и его роль.
  2. Особенности портретной характеристики героев эпизода.
  3. Базаров в экспозиции: речь и манеры поведения.

Форма урока – эвристическая беседа, направленная на определение роли экспозиции в тексте.

ХОД УРОКА

Учитель:  Сегодня мы начинаем работу над содержанием одного их самых спорных произведений романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Интерес к этому роману современников автора очень хорошо передала А.Панаева, не симпатизировавшая автору: «Я не знаю, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети».» Прошло полтора столетия с момента выхода «Отцов и детей» в свет, а споры вокруг романа не утихают до сих пор. Наша задача – «прочитать» роман, выявляя позицию автора через язык, стиль, слово автора, потому что именно в художественной форме романа заключена его мысль. Изучая это произведение, мы пойдём вслед за Тургеневым, опираясь на наши знания и кое-какие  навыки работы над текстом, которые у нас уже есть.  С чего мы обычно начинаем работу над произведением?

Ученики:  С осмысления его названия.

Учитель: В чём, по вашему мнению, смысл названия романа?

Ученики: Название романа отражает вечный конфликт поколений.

Учитель: Но исчерпывается ли содержание романа таким пониманием конфликта? Ответить на этот вопрос мы сможем после изучения романа, а сегодня предметом нашего внимания будет экспозиция романа, а цель работы заключена в теме урока. Запишем её. (Определение экспозиции записано на доске.)  «Экспозиция – вводная часть произведения, в которой изображается обстановка и условия, определившие возникновение конфликта, расстановку действующих лиц и формирование их характеров.»

Учитель: Это определение будет для нас своеобразным планом для ведения записей на уроке: его общие моменты вы должны будете наполнить конкретными наблюдениями над содержанием 1-й – 4-й глав романа, которые литературоведы считают экспозиционными. Роман начинается с указания точного времени действия – 20 мая 1859 года. Зачем это делает автор?

Ученики:  Очевидно, он сразу подсказывает читателю, что перед нами предреформенная Россия, и это очень важно для автора.

Учитель: Какие приметы времени и как воссоздаёт в экспозиции автор?

Опережающее задание, подготовленное учеником.  Обобщая детали пейзажа, обращая внимание на эпитеты, сравнения, ученик делает вывод , что Тургенев рисует картину обнищания, заброшенности поместья Кирсановых, намекая на положение дел в России в целом. Дополняют картину детали, воссоздающие взаимоотношения хозяев и крестьян: реакция дворовых на приезд господ, поведение Петра, изображение мужиков, попавшихся  по дороге.

Учитель:  Уже в экспозиции Тургенев говорит о том, что Россия на грани социальной катастрофы и «полюбовного» соглашения крестьян и помещиков (а ведь Н.П.Кирсанов – один из лучших представителей дворянства, пытающийся произвести преобразования) нет и быть не может. «Преобразования необходимы», - считает Аркадий, и мы с ним соглашаемся. Но что менять и как менять? Где та мера, которая позволит разрешить социальную напряжённость и не повлечёт ещё более серьёзных катастроф? Эти вопросы встают перед героями произведения. Кто же эти герои?

Ученики:  Братья Кирсановы, сын Николая Петровича Аркадий и его друг Базаров.

Учитель: Одинаковую ли роль будут играть они в авторском повествовании? Давайте попробуем разобраться. Знакомство с героями традиционно начинается  с портрета. В чём особенность портретной характеристики в экспозиции романа?

Опережающее задание, подготовленное учеником.  Особенности подачи портрета героев ( детальный или подробный) позволяют сделать вывод о системе образов. Беглые зарисовки с гипреболизацией старости и молодости выявляют сюжетную линию Николай Петрович – Аркадий. Детально проработанные и полностью противопоставленные портреты Павла Петровича и Базарова – сигнал к наличию главной сюжетной линии.

Учитель:  Какая из сюжетных линий связана с решением вечной проблемы отцов и детей?

Ученики:  Николай Петрович и Аркадий Кирсановы – отец и сын.

Учитель:  Тогда какой же конфликт, какой смысл вкладывает автор во вторую сюжетную линию?  Ведь Павел Петрович одинок, он не отец, а Базаров «не страдает» сыновней привязанностью, т.к. после окончания университета не спешит домой. К тому же Тургенев, как мы видели, работая с портретом, намеренно старит Базарова и молодит Павла Петровича, как бы стирая возрастную грань.

Новое лицо в литературе, таких мы ещё не встречали – Евгений Базаров. Он и представляется по-особому, как крестьянин – Евгений Васильев. Давайте познакомимся с ним поближе.

Опережающее задание, подготовленное учеником.  Давая речевую характеристику Базарова и оценивая его поведение в чужом доме, ученик делает вывод о том, что в поведении героя сквозит вызов.

Учитель:  Павел Петрович и Базаров ещё не сказали друг другу ни слова, но мы уже чувствуем, что их враждебность, которая перерастёт в открытую неприязнь, в непримиримый конфликт.  Внешний вид и манера поведения – это проявления культуры, которая отражает идейную основу человека.

Так какой же конфликт отражает сюжетная линия Базаров – Павел Петрович?

Ученики:  Это конфликт 60-х годов 19 века, конфликт либералов-дворян и революционеров-демократов, поэтому и указывает автор точное время действия. Это время борьбы идей по вопросу о способах отмены крепостного права.

Учитель:  Верно, поэтому конфликт можно назвать идеологическим, ведущую роль в его раскрытии будут играть споры, а главным приёмом станет антитеза: «отцы» - либералы и «дети» - нигилисты, отрицатели. Ещё совсем недавно литературоведение утверждало, что в романе «Отцы и дети» Тургенев «высек отцов». Эту точку зрения доказывали и художники-иллюстраторы. Вот 2 портрета, выполненные художником Боклевским. (Демонстрация иллюстраций) Сравните эти изображения с тургеневскими портретами героев. Видите ли вы соответствие?

Ученики:  Нет, в портрете Павла Петровича нет изящества, «устремлённости вверх», зато подчёркнута сытость, самодовольство, чего нет у автора. А у Базарова снято  «выражение самоуверенности» и равнодушия.

Учитель:  Вы совершенно правы: представление о героях слишком упрощено, доведено до примитивного: плохой – хороший. А ведь у Тургенева всё значительно сложнее. Задача не в том, чтобы «высечь» кого-то, задача – спасти Россию от ложных идей, чтобы в результате непримиримой борьбы противоположностей «не распалась связь времён, не погибла Россия.

Как сейчас, не дожидаясь катастрофы, проверить идеи нигилизма?  Всё новомодное, сиюминутное автор-философ проверяет вечным. Одно  из таких проявлений вечного – семья, поэтому и начинает автор свой роман с внешне лишнего рассказа о жизни братьев Кирсановых. Но Тургеневу, очевидно, важно показать именно Николая Петровича и показать в двух ипостасях: как сына и как отца. Когда-то и он столкнулся с противодействием родителей, не желавших видеть Машу Преполовенскую своей невесткой, но это не разрушило семью, не повлияло на семейные отношения. И вот теперь Николай Петрович сам отец, и он ждёт своего сына, окончившего университет. Это отдельный эпизод, но автор почему-то разнёс его в две главы ( конец 1 и начало 2 главы). Как вы думаете, что скрывается за этим членением целого?

Ученики:  Возможно, потому, что ожидания отца обмануты: Аркадий ведёт себя сдержанно, несколько холодновато. Существовавшая прежде связь распадается – эпизод поделён на две главы.

Учитель:  В чём причина холодности Аркадия?

Ученики:  Он хочет показать себя взрослым, самоутвердиться, ему неприятно обращение с ним как с ребёнком.

Учитель:  Но только ли это определяет странности его поведения? Вспомните поведение Аркадия , едущего в одной коляске с отцом?

Ученики:  Он находится под влиянием Базарова и очень дорожит его мнением: «Я тебе не могу выразить, до какой степени я дорожу его дружбой» Поэтому Аркадий не всегда поступает так, как ему бы хотелось, чем вызывает тревогу отца. Такое «внедрение» нигилиста и нигилизма в семью влечёт осложнение семейных отношений.

Учитель:  Молодцы, Да, вот он , тот способ проверки  идеи: если идея не разрушает семью, значит, она истинна, благотворна, если же нарушает гармонию семейных отношений – губительна и опасна.

Последний аккорд экспозиции – финал: «дети» заснули скоро, но «отцы» в доме не спали. И всё-таки не их тревогам  отданы последние строки экспозиции. Учитель зачитывает последние строки 4 главы.

Огромным обобщающим смыслом наполнены эти задушевные, полные лиризма строки.  Вечный облик Мадонны, матери, тревожно наблюдающей за своим сыном – облик самой Вечности.

Вот мы и «прочитали» экспозицию романа «Отцы и дети» и попытались понять расстановку сил в романе, увидеть проблемы, которые поставлены автором, выявить основные сюжетные линии, определить сущность конфликта и главное – приоткрыть завесу над замыслом автора: проверять идеи, которые отстаивают герои, будет сама жизнь, её вечные начала – семья, любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература.Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" (10 класс)

Эту работу можно провести перед подготовкой к сочинению по роману. Она состоит из 6 вариантов по 3 вопроса в каждом....

Урок-проект "Нигилизм и его последствия" по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Данный урок является конечныи результатом исследования краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Цель урока- презентовать готовый исследовательский продукт....

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не вс...

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева Отцы и дети

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”И.С. ТургеневЦели: Подведени...

О чем может рассказать портрет героя (Роль и значение портрета Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети"  может заинтересовать учителей литературы старшей школы и ...

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...