Урок литературы в 9 классе по теме "Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Знакомство с любовной лирикой Н. А. Некрасова, о его взаимоотношениях с А. Я. Панаевой. Формирование  умения анализировать, делать выводы по прочитанным стихотворениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubov_v_zhizni_i_tvorchestve_n.a._nekrasova.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе «Любовь  в жизни и  творчестве Н.А. Некрасова»

Учитель русского языка и литературы Матвеева Нина Николаевна

МОУ «СОШ с. Нижняя Чернавка Вольского района Саратовской области»

Тип: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой Н.А. Некрасова, продолжить формирование умений анализировать поэтический текст.
Задачи:

  1. помочь учащимся глубже проникнуть в любовный мир лирики и проследить историю любви поэта  через анализ стихов;
  2. учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;
  3.  развивать творческие способности и духовный мир обучающихся.

Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный; 
- Частично-поисковый. 
                                                                            -Проблемный

Личностные УУД. 
Формирование положительного отношения к учебной деятельности; 
Формирование способности к самооценке. 
Регулятивные УУД. 
В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи; 
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 
Высказывание своих предположений; 
Познавательные УУД. 
Формирование умения осуществлять анализ, сравнение; 
Под руководством учителя осуществлять обобщение; 
Строить высказывания в устной и письменной форме ; 
Добывать новые знания: используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД. 
Формулировать собственное мнение; 
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение. 
                        Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты, оценочные листы

 

                                                           Ход урока.

Этапы

урока

Деятельность учителя

     Деятельность учащихся

Организационный

этап

Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок литературы: вы со мной как с учителем незнакомы, я с вами как с учениками тоже незнакома. Так давайте познакомимся: меня зовут Нина Николаевна, как вас зовут – я вижу (у учащихся на груди бэйджики с их именами).

- Пусть наш урок будет своеобразным учебным экспериментом, а чтобы он удался, нам нужно взаимно постараться.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка учебной задачи

Я предлагаю начать урок с поэтической разминки. Посмотрите на экран. Вспомните автора данных строк:

1)Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе  лишь прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

2) Храни меня, мой талисман,

  Храни меня во дни гоненья,

  Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

3) Ещё томлюсь тоской  желаний,

    Ещё  стремлюсь к тебе  душой –

Ещё ловлю я образ твой…

Вопрос: какой  темой объединены эти строки?

Ответы учащихся

М. Ю. Лермонтов

А.С. Пушкин

Ф.И. Тютчев

Данные стихи объединены темой любви.

Ребята, вам известно, что у каждого поэта, писавшего о любви, была своя муза.

Посмотрите на портрет. Я, думаю, он вам знаком. Это А.Я. Панаева. Чья муза?

А. Я .Панаева – чья муза

Помогите мне сформулировать  тему нашего урока?

Любовь в жизни и творчестве Н. А. Некрасова.

Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, о стихотворениях Н. А. Некрасова, в которых отражена тема любви.  Что мы должны узнать на уроке, чему поучиться?

Какую проблему  можно поставить в связи с  темой нашего урока.

Проблемный вопрос

Современна ли поэзия Н. А. Некрасова, может ли его любовная лирика вызывать интерес сегодня и почему?

Узнать о  Панаевой,

проследить историю любви А.Н. Некрасова и А.Я. Панаевой.

показать умение анализировать стихотворения

Актуализация  знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия.

Слово учителя

Примиритесь же с музой моей

Я не знаю иного напева

Кто живет без печали и гнева,

 Тот не любит отчизны своей!

При звуке имени Н. А. Некрасова первое слово, которое всплывает в нашей памяти – гражданственность. И тут же вспоминаем другие строки:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал, играя…

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная»

Неужто гражданский пафос – это всё, что наполняло жизнь Н. А. Некрасова, неужто человек, исполненный гражданского пафоса не может влюбляться, ревновать, терять голову, жениться наконец? Конечно, может. И конечно в биографии Н. А. Некрасова помимо высокой иссеченной кнутом музой,  была и другая, имя которой Авдотья  Яковлевна Панаева.

Давайте вспомним, что вы знаете о  музе Н А. Некрасова .

Н.А. Некрасов испытал страстную любовь к

Авдотье Яковлевне Панаевой. Их союз в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, близостью духовных интересов, совместной работой.  Союз  их длился около 20 лет. Авдотья Яковлевна была женщиной умной, талантливой , красивой,  волевой и независимой.

Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,
Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас…

Отношения с Панаевой стали темой множества лирических стихов Некрасова - они-то и позволяют нам теперь проследить хотя бы в общих чертах историю этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта.

     А сейчас ребята поработаем в группах, будем  анализировать  стихотворения, по  плану, который представлен в ваших инструктивных картах.  На эту работу отводится 3 минуты.

Вам, ребята, я предлагаю стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» (1 группа). Для ребят второй группы я приготовила стихотворение « Я не люблю иронии твоей».  И стихотворение «Прости! Не помни дней паденья а» я попрошу проанализировать ребят из 3 группы.

 Вопросы для анализа стихотворения

1.Выразительно прочитайте стихотворение

 2.Найдите ключевые слова в каждой строфе и объясните их смысл.

3. Какие  чувства выразил поэт в этом стихотворении? Какие средства выразительности помогли в этом поэту?

Ответы учащихся.

Обобщение: О какой любви пишет Н.А. Некрасов? Ребята, скажите, какая группа ответила более удачно?

Физминутка

Творческое задание:          

А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, который я ставила перед вами в начале урока.  Напишите эссе

А чтобы погрузиться в работу нас будет сопровождать прекрасная музыка. На эту работу отводится 3 минуты.

Чтение сочинений.

Ведь вы, ребята, на пороге этого чувства, и может кто-то  из вас уже задумался, какой будет ваша любовь.

Как приятно слышать, что у вас

Такое позитивное отношение, и дай Вам бог  быть счастливыми в любви.

 

Дом задание. Выучить наизусть 1 стихотворение. Письменно его проанализировать.

1. на уроке я работал  активно/пассивно              

2. своей работой на занятии я  доволен/ не  доволен

3. за время занятия я                  не устал / устал

4. материал занятия   был полезен / бесполезен

                                            интересен / скучен

Сообщение

о  Панаевой

Работа в группах

Ответ каждой группы.

Вывод.Он воспевает в своих стихах не только глубокую любовь, взаимное понимание и дружбу любящих, но нередко повествуют о драматических страницах своей любви Прочитанные строки  подтверждают то, что их любовный роман  был очень бурным, сложным.

Работа в тетрадях

Ответы учащихся

Ответы учащихся.

1.счастливуюлюбовь,

Без ссор и размолвок.

2. счастливой, чтоб было взаимопонимание, уважение, чтоб было больше  радостных и светлых.

3.Чтоб мою любовь не омрачало горе.

Выставляют оценку.

2,3 ученика комментируют свою оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"

Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова"....

Презентация к уроку литературы "Ф.М. Достоевский. По страницам жизни и творчества"

Презентация сопровождает лекцию учителя на первом уроке по творчеству Ф. Достоевского в 10 классе. На слайдах представлены важные периоды биографии писателя и его творческого пути....

Конспект урока по литературе 10 класс Н.А.Некрасов Жизнь и творчество

Конспект урока по литературе Н.А.Некрасов Жизнь и творчество...

Урок по литературе 11 класс А. И. Куприн. Жизнь и творчество

Цели: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой. Задачи: отметить реализм как художественный метод пи...