Урок на тему «Постигая тайну» (По творчеству М.Цветаевой. Хокку) в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Летягина Галина Степановна

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с личностью и творчеством М.И. Цветаевой;
  • объяснить понятия философия, ассоциация, сотворчество;
  • развить творческие способности;
  • развить умение сопоставлять художественные тексты;
  • создать представление об истинной сложности мира, взаимосвязи его
    явлений;
  • повысить самооценку.

Оборудование:

  • портрет М.И. Цветаевой;
  • японские миниатюры на сюжеты хокку.

                                               Ход урока.

Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок я хотела бы посвятить философии стиха, тому, как с помощью лирического произведения можно передать запечатленный миг мировосприятия, другими словами, мгновение ощущения мира. И хочу, чтобы мы с вами в поэтической форме попытались отразить мироощущение. Запишите, пожалуйста, в тетради, определение понятия философия.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Мир, который нас окружает, весь состоит из противоречий. Но самое главное, его основа: при кажущейся простоте - необыкновенная сложность, миллионы оттенков его проявлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postigaya_taynu_tsvetaeva.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 170

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Урок на тему «Постигая тайну» (По творчеству М.Цветаевой)

в 11 классе

                                       Учитель Г.С.Летягина

                                        2014


Цель урока:

  • познакомить обучающихся с личностью и творчеством М.И. Цветаевой;
  • объяснить понятия философия, ассоциация, сотворчество;
  • развить творческие способности;
  • развить умение сопоставлять художественные тексты;
  • создать представление об истинной сложности мира, взаимосвязи его
    явлений;
  • повысить самооценку.

Оборудование:

  • портрет М.И. Цветаевой;
  • японские миниатюры на сюжеты хокку.

                                               Ход урока.

Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок я хотела бы посвятить философии стиха, тому, как с помощью лирического произведения можно передать запечатленный миг мировосприятия, другими словами, мгновение ощущения мира. И хочу, чтобы мы с вами в поэтической форме попытались отразить мироощущение. Запишите, пожалуйста, в тетради, определение понятия философия.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Мир, который нас окружает, весь состоит из противоречий. Но самое главное, его основа: при кажущейся простоте - необыкновенная сложность, миллионы оттенков его проявлений.

Начать я хочу с имени Марины Цветаевой. Как мне кажется, эта женщина -поэт - не совсем женщина. Недаром её стихи называются мужскими стихами, недаром даже физически эта женщина всю жизнь была похожа на мальчика -подростка. Муж и дети говорили о ней, как о необычной земной женщине, матери, жене. Да и сама Марина ощущала свою необыкновенность, избранность.

Я просила вас познакомиться с несколькими её стихотворениями и попытаться найти то, которое точнее всего передаёт сущность её души, её ощущение самой себя. Какое это стихотворение?

Ученик: «Знаю, умру на заре...»

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух - не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!

С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь

Бог не пошлёт по мою лебединую душу!

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...

-Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

Беседа.

Учитель; «Знаю, умру на заре...» Что мы узнаём о поэтессе из этого стихотворения?

Ученик: Останется поэтом до конца.

Учитель: «С полным передником роз! - Ни ростка ни наруша!». Что значат эти строчки?

Ученик: Писала стихи хорошие, не было ни одного неудачного стихотворения.

Учитель: Что значит эпитет «лебединую душу».

Ученик: Нежную, чистую.

Учитель: Найдите другие эпитеты в тексте.

Ученик: «ястребиная ночь» - чёрная, как перо ястреба;

«нежной рукой» - слабой, хрупкой, она ведь умирает; «щедрое небо» - высокое, бесконечное.

Учитель: Верит ли поэтесса в Бога?

Ученик: Да.

Учитель: А почему отведя «нецелованный крест»? Ведь умирающий должен исповедоваться перед смертью.

Ученик: Не придаёт значения крестам, иконам, свечам.

Учитель: И ещё мне кажется, что она считает, что смерть физическая - начале жизни небесной. И прощаться ей не нужно. Ключевые слова, какие самые главные в этом стихотворении - «неба дочь».

Мне Марина Цветаева представляется неким посланником космоса, неким голосом свыше. С помощью поэтических строк она может передать мир во всём многообразии, а главное - способна уловить некий миг единства, взаимосвязи: человек - природа - космос. Мне необычно нравится её стихотворение «Ошибка». Послушайте.

Когда снежинку, что легко летает,

Как звёздочка упавшая скользя,

Берёшь рукой - она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда, пленяясь прозрачностью медузы, Её коснёмся мы капризом рук, Она, как пленник, заключённый в узы, Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках - скитальцах Видать не грёзу, а земную быль -Где их наряд? От них на наших пальцах Одна зарёй раскрашенная пыль!

Оставь полёт снежинкам с мотыльками И не губи медузу на песках! Нельзя мечту свою хватать руками, Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой, Сказать: «Будь страсть! Горя, безумствуй, рдей!» Твоя любовь была такой ошибкой, -Но без любви мы гибнем, Чародей!

Беседа.

Давайте поразмышляем. Это некая система мироощущения? Понятно ли, близко ли нам оно нашему восприятию мира? О чём оно? Ученики: 

                       — О хрупкости мира.

  • О неземном и земном.
  • О мечте. Мечта - соединение грёзы и земной были. Она может
    воплотиться на земле, если только «не хватать руками».

Учитель: А кто такой Чародей? Ученик: Бог.

Учитель: Но ведь она говорит: «рукой отведя нецелованный крест». Ученик: Высший разум. Тот, кто послал её на Землю, её хозяин и хозяин всего, что есть в нашем мире.

Учитель: Ещё какая тема звучит в этом стихотворении? Ученик: Любовь.

Учитель: Всё в этом мире пропитано любовью. Без неё теряется смысл жизни человека, его пребывания на земле. Ведь если вспомнить Державина, его   стихотворение «Река времён»:

Река времён в своём теченье

Уносит все дела людей.

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Сквозь звуки лиры иль трубы,

То вечности жерлом потрётся

И вечной не уйдёт судьбы.

Вывод. Любовь - вот смысл, вот вечный двигатель мира. И М. Цветаева в этой убеждена. Её формула любви: «Пол и возраст ни при чём. Можно влюбиться в дерево, в дом, в героя романа, в собственную мечту - любовь тысячелика, а поэт -«утысячерённый» человек!»

Так тонко в стихотворении «Ошибка» М. Цветаева передала нити мгновения мира в триединстве: человек - природа - космос.

Когда я читаю стихи М. Цветаевой, у меня возникают ассоциации с известными японскими трёхстишьями - хокку. Запишите, пожалуйста, определение понятия ассоциация в тетрадях.

Ассоциация - это связь представлений, при которой одно представление вызывает другое.

Понять философский смысл стихов М. Цветаевой очень сложно. Она человек космоса, неземная женщина, избранница неба. Каждое её стихотворение таит в себе некую философскую формулу. Нам сложно понять, расшифровать её. Может быть, в постижении её мироощущения, заключённого в стихах, нам помогут хокку, которые заключают в себе, на первый взгляд, простую, а на самом деле сложную философскую формулу жизни.

Работа с учебником.

На ваших столах лежат учебники литературы. Вспомните, пожалуйста, что такое хокку.

Ученики:

 Литературоведы называют их сжатыми поэтическими формулами, где нет ни одного лишнего слова.

Хокку - стихотворение о связи человека и природы на фоне круговорота времён года.

В каждой их трёх строчек хокку определённое количество слогов.

5-6   -   I

6-7   -   II

5-6   -   III

Ударения роли не играют, рифмы нет, и всё же хокку - поэтическая картина, набросанная двумя - тремя штрихами. Задача поэта - заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение и для этого не обязательно рисовать картину во всех деталях.

Японские трёхстишья обязательно требуют от читателя работы воображения, участия в творческом труде поэта.

              Чтение художественных произведений.

Учитель: Вот несколько хокку известных японских поэтов Мацуо Басе и Кабаясси Исса.

Всё волнение, всю печаль Твоего смятенного сердца Гибкой иве отдай.

Мацуо Басе

Наша жизнь - росинка, Пусть лишь капелька росы Наша жизнь - и все же.

Кабаясси Исса.

Подготовка к выполнению творческого задания.

Так как хокку сочиняли не только поэты, но и обычные люди, давайте и мы попытаемся запечатлеть этот миг ощущения мира. Я начинаю:

За окном - октябрь. Что впереди - не знаю. Белая стена.

Сейчас весна. Вы учитесь в выпускном классе, скоро начнётся новая жизнь. Весна -символ пробуждения, начала новой жизни. Что впереди - не знаю. Мы не знаем свою судьбу.

Белая стена. 1) Белый лист (tabula rasa - латинское выражение) - возьми и рисуй свою жизнь. 2) Стена как часть помещения. В стене есть или окна, или дверь. Открывай и иди.

Ещё одна моя заготовка.

Жизнь - это тёмный мрак

В пучине океана.

Я лишь песчинка.

О чём это хокку? Мне оно кажется мрачноватым. Давайте изменим одно слово и стих обретёт новый, более жизнеутверждающий смысл.

Неизвестность жизненного пути. Рок, который довлеет над человеком. Сам человек «маленький», он ничего не может в этой жизни. Как сказала М. Цветаева: «В этой жизни ничего нельзя».

Но каждая человеческая жизнь - ценность. Давайте попытаемся изменить последнюю строчку, чтобы сказать об этом.

Я лишь... жемчужина.

Ученики:

  1. морская звезда?
  2. медуза?

3) рыбка, ракушка, змейка?

Мы сейчас выступили в роли поэта, и читателя. Создали эти строки и

расшифровали их.

Попытайтесь сделать это самостоятельно.

Мир природы: море, океан, река, растения, цветы, деревья, насекомые, луна, звёзды, дождь, снег, туман.

Нас также может вдохновить наша природа. Мы живём в прекрасном месте. Когда мы выходим на улицу, то попадаем не в мир бетона, а в природу. Сейчас время года - осень, которое вдохновляло многих поэтов.

Творческая работа.

Женя:

Жизнь лишь горький миг.

Жизнь - вся вечность перед нами Мир снежинкой тает.

Мир огромный, бесконечный. Но мир также запёчатлён и в снежинке. Огромный мир такой же хрупкий, как и снежинка.

     Вася:

Счастье далеко. Снова взошла луна. Счастье где-то там. Недостижимость счастья на земле.

Рита:

Природа умирает,

Сгорает, как бумага. Остались слёзы.

Осень. Листья желтеют, краснеют, словно объятые пламенем и чернеют, превращаясь в пепел. Слёзы - это дождь и воспоминания о тёплом лете. Вечером темно.

В окнах горит рассвет.

Я читаю знаки.

Семья собирается вечером.

Все общаются, делятся впечатлениями. Для людей вечер - это лучшее время дня. В окнах можно увидеть тени, силуэты и понять, что происходит.

Саша:

Светлая пора.

Синий взгляд доверчивых глаз. Теперь это сон.

Воспоминание о прекрасной поре - детстве.

Дима:

Хаос. Вакуум.

Людей раздевают.

Ужас и холод.

Мрачные ассоциации, связанные с войной.

Обсуждение результатов.

Учитель; По-моему получилось. И мы с вами доказали себе, что мы хоть и «маленькие», но не «песчинки», а «жемчужины».

Выводы: Мы попытались постичь тайну стихотворений М.И. Цветаевой, окружающего нас мира, а главное - заглянули в себя. И, по-моему, это получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.

Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...

Урок по теме "Любовная лирика по творчеству Ф. И. Тютчева"

Урок, спланированный на основе использования современных педагогических технологий - технологии личностно ориентированного обучения, учебного сотрудничества. Урок мотивирует школьников на активн...

Урок литературы "Тема "дружества святого" в творчестве А.С.Пушкина

Урок знакомит учеников с атмосферой, в которой вырос Пушкин,  показывает, как факты личной биографии отражаются  в его поэзи, раскрывает идейно-художественное своеобразие стихотворения...

Урок-мастерская "Я постигаю тайну слова..."

Данный урок построен на метепредметном методе, направлен на развитие связной речи учащихся,  предполагает комплексный анализ текста, на основе которого учащиеся должны создать собственный текст...

Урок по творчеству Марины Цветаевой в 11 классе "Имя твое - птица в руке".

Цель данного урока - познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой, привить интерес к личности поэтессы, исследовать любовную лирику для раскрытия внутренних переживаний поэта....