Рабочая программа по русскому языку, литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г.Балаково Саратовской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы ______________ Жулёва И.Е. Протокол №1 от 29.08.2014г. | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ___________Глухова Н.М. 30.08.2014г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ СОШ №16 Т.Г.Запяткина Приказ № 552 от 01.09.2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету
Русский язык
Элективный курс
«Выразительные средства синтаксиса»
для 9А класса на 2014 – 2015 учебный год
Фисивной Любови Павловны
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку - Элективный курс «Выразительные средства синтаксиса» составлена на основе учебного плана МАОУ СОШ №16 г. Балаково Саратовской области. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 10.
Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.
Данный курс основан на требованиях образовательного Стандарта по предмету «Русский язык»:
- развитие способности адаптироваться изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии;
- совершенствование общенаучных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков;
- формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенций учащихся.
Знания и умения, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения курса, помогут также подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку микролекций по темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной деятельностью учащихся. В работе используются открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
Формы и приёмы работы учащихся: составление конспектов на основе лекций учащимися; анализ текстов; коллективная и групповая работа, индивидуальная самостоятельная работа; написание развёрнутых ответов на лингвистические темы, создание буклетов, проекта.
Система оценивания основана на самостоятельной работе учащихся при выполнении тестов, комплексном анализе текстов, подготовке проекта.
Цели элективного курса:
- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
- научить различным приёмам использования выразительных средств;
- способствовать росту речевой культуры школьника.
Задачи элективного курса:
- знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
- обеспечение расширения лингвистического кругозора;
- формирование языкового вкуса;
- наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
- обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку”.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
- грамматические нормы литературного языка;
- нормы произношения современного литературного языка.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- владеть устной и письменной речью;
- правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
- самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
- выразительно читать художественное произведение;
- работать с различными видами словарей.
II. Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Содержание занятия | Домашнее задание | Наглядные пособия, ТСО | |
план | факт | ||||||
1 | Введение. Обладает ли синтаксис выразительными средствами? | 1 | Постановка целей элективного курса. Определение понятия синтаксические фигуры речи. Изучение требования к проекту. | Работа над проблемным вопросом «Обладает ли синтаксис выразительными средствами?» | http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html В данном учебном модуле содержится следующая информация: Тропы; Фигуры речи; Риторические фигуры речи. При изучении материала возможно использование элементов интерактивности. | ||
2 | Анафора и эпифора. | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Поиск художественных средств в ходе выполнения тестовых заданий. | Анализ текстов | http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html | ||
3 | Параллелизм. | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Синтаксический разбор предложений. Вычленение параллельных синтаксических конструкций в ходе комплексного анализа текста. | Анализ текстов | http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html | ||
4 | Антитеза и оксюморон. | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. | Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...” И.С.Шмелёв “Русская песня” | http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html | ||
5 | Градация. Инверсия. | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Пунктуационный разбор предложений, осложнённых однородными членами. Выявление синтаксической, интонационно-смысловой функции запятой при однородных членах. Анализ предложений с прямым и обратным порядком слов. | Анализ текстов Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем” | http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html | ||
6 | Риторические вопросы, восклицания и обращения. | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Выявление синтаксической, интонационно-смысловой, экспрессивной функций знаков завершения предложения. | Работа над проектом «Выразительные средства синтаксиса» | |||
7 | Умолчание и Эллипсис. Парцелляция. | 1 | Обзорное знакомство с понятиями умолчание, эллипсис, парцелляция. Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. | Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств. | http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html | ||
8 | Бессоюзие. Многосоюзие. | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. | http://fcior.edu.ru/card/3130/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html Решение теста | В данном модуле содержатся практические задания по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». Задание представляет собой тест II уровня интерактивности по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», в котором необходимо выбрать правильные варианты ответа. | ||
9 | Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые” | 1 | Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. | Подготовка проекта к презентации | |||
10 | Подведение итогов. Презентация. Защита проектов. Демонстрация буклетов. | 1 | Демонстрация работ учащихся. |
Использованная литература, ресурсы.
- Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
- Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
- Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
- Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
- Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
- Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.
- Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС Коровина В.Я
Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС Коровина В.Я...
Рабочая программа по русскому языку, литературе 10 класс 2014 - 2015
Рабочая программа по русскому языку, литературе 10 класс...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному языку, родной литературе
2020-2021 учебный год...
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...