Рабочая программа по русскому языку, литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку, литературе 9  класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9.rar413.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г.Балаково Саратовской области

РАССМОТРЕНА

 на заседании                         ШМО учителей русского языка и литературы

______________  Жулёва И.Е.

Протокол №1 от 29.08.2014г.

СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УВР ___________Глухова Н.М.

          30.08.2014г.

 УТВЕРЖДЕНА          

Директор МАОУ СОШ №16

                         Т.Г.Запяткина

Приказ № 552 от 01.09.2014г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

По учебному предмету

Русский язык

Элективный курс

«Выразительные средства синтаксиса»

для 9А  класса на 2014 – 2015 учебный год

Фисивной Любови Павловны

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку -   Элективный курс «Выразительные средства  синтаксиса» составлена на  основе  учебного плана МАОУ СОШ №16 г. Балаково  Саратовской области. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. Количество часов – 10.

Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Программы по литературе практически не позволяют выделять целые уроки на изучение теории и те или иные языковые явления изучаются вскользь, по ходу изучения художественного произведения. Но в связи с тем, что итоговая аттестация в 9-х и 11-х классах предполагает комплексный анализ художественного текста, составной частью которого является и анализ языковых средств выразительности, считаем необходимым уделить этому вопросу особое внимание.

Данный курс основан на требованиях образовательного Стандарта по предмету «Русский язык»:

  • развитие способности адаптироваться изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии;
  • совершенствование общенаучных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков;
  • формирование, наряду с языковой и коммуникативной, лингвокультурной компетенций учащихся.

Знания и умения, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения курса, помогут также подготовиться к экзаменам по русскому языку и литературе.

Методы деятельности учителя направлены на подготовку микролекций по темам курса, организацию практических занятий, руководство самостоятельной деятельностью учащихся. В работе используются открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

Формы и приёмы работы учащихся: составление конспектов на основе лекций учащимися; анализ текстов; коллективная и групповая работа, индивидуальная самостоятельная работа; написание развёрнутых ответов на лингвистические темы, создание буклетов, проекта.

Система оценивания основана на самостоятельной работе учащихся при выполнении тестов, комплексном анализе текстов, подготовке проекта.

Цели элективного курса:

  • углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
  • научить различным приёмам использования выразительных средств;
  • способствовать росту речевой культуры школьника.

Задачи элективного курса:

  • знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование её в речи;
  • изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;
  • формирование языкового вкуса;
  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
  • обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с “Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку”.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  1. общие, основные сведения о тропах и стилистических фигурах речи;
  2. грамматические нормы литературного языка;
  3. нормы произношения современного литературного языка.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. владеть устной и письменной речью;
  2. правильно употреблять выразительно-художественные средства русского языка в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
  3. самостоятельно исследовать текст с целью решения поставленных перед ним задач;
  4. выразительно читать художественное произведение;
  5. работать с различными видами словарей.


II.  Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные

сроки

Содержание занятия

Домашнее задание

Наглядные пособия, ТСО

план

факт

1

Введение. Обладает ли синтаксис выразительными средствами?

1

Постановка целей элективного курса. Определение понятия синтаксические фигуры речи. Изучение требования к проекту.

Работа над проблемным вопросом «Обладает ли синтаксис выразительными средствами?»

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

В данном учебном модуле содержится следующая информация: Тропы; Фигуры речи; Риторические фигуры речи. При изучении материала возможно использование элементов интерактивности.

2

Анафора и эпифора.

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Поиск художественных средств в ходе выполнения тестовых заданий.

Анализ текстов

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

3

Параллелизм.

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Синтаксический разбор предложений. Вычленение параллельных синтаксических конструкций в ходе комплексного анализа текста.

Анализ текстов

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

4

Антитеза и оксюморон.

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

Анализ стихотворения А.А.Блока “Полный месяц встал над лугом...”

И.С.Шмелёв “Русская песня”

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

5

Градация. Инверсия.

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Пунктуационный разбор предложений, осложнённых однородными членами. Выявление синтаксической, интонационно-смысловой функции запятой при однородных членах. Анализ предложений с прямым и обратным порядком слов.

Анализ текстов

Н.М.Рубцов “Острова свои обогреваем”

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

6

Риторические вопросы, восклицания и обращения.

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров. Выявление синтаксической, интонационно-смысловой, экспрессивной функций знаков завершения предложения.

Работа над проектом «Выразительные средства синтаксиса»

http://festival.1september.ru/articles/528488/pril13.doc

7

Умолчание и Эллипсис. Парцелляция.

1

Обзорное знакомство с понятиями умолчание, эллипсис, парцелляция. Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

Общий анализ текстов с использованием нескольких изобразительно-выразительных средств.

http://fcior.edu.ru/card/420/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

8

Бессоюзие. Многосоюзие.

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

http://fcior.edu.ru/card/3130/izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-yazyka.html

Решение теста

В данном модуле содержатся практические задания по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». Задание представляет собой тест II уровня интерактивности по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», в котором необходимо выбрать правильные варианты ответа.

9

Тропы и фигуры в стихотворении Давида Самойлова “Сороковые”

1

Определение основных понятий. Запись дефиниций в тетрадь. Устный и письменный анализ примеров.

Подготовка проекта к презентации

10

Подведение итогов. Презентация. Защита проектов. Демонстрация буклетов.

1

Демонстрация работ учащихся.


Использованная литература, ресурсы.

  1. Г.С.Меркин, Т.М.Зыбина, Н.А.Максимчук, О.С.Рябикова. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя / Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2005. – 208 с.
  2. Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5 – 9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 78 с.
  3. Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. – М., 1966.
  4. Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М.: Наука, 1971.
  5. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М.: Высш. шк., 1989.
  6. Москвин В.П. О разновидностях перифразы // Рус. яз. в шк. -2001. - № 1. – С. 74-77.
  7. Студнева А.И. Лингвистический анализ художественного текста. – Волгоград, 1983.
  8.  Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  предназначена  для изучения  русского языка на базовом уровне и составлена из расчета  6 часов в неделю, 204 часа в год....

Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС Коровина В.Я

Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС Коровина В.Я...

Рабочая программа по русскому языку, литературе 10 класс 2014 - 2015

Рабочая программа по русскому языку, литературе 10  класс...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...