Зинаида Николаевна Гиппиус
статья по литературе на тему

Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. 'Всякая любовь побеждается, поглощается смертью', — записывала она в 53 года… И если она четырёхлетним ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи, то оттого, что с предельной остротой почувствовала, что любви не будет, как почувствовала после смерти отца, что умрет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лучшие из лучших.33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиппиус Зинаида Николаевна
8 (20) ноября 1869 года – 9 сентября 1945 года

Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в России, в маленьком уездном городке Белеве. Детство ее проходило в семье юриста, обрусевшего немца. (Псевдоним — Антон Крайний и др.; в замужестве Мережковская)

Свой путь писателя Гиппиус начала как поэт. Два ее первых, еще подражательных, "полудетских" стихотворения были напечатаны в "Северном вестнике" (1888. Ранние стихи Гиппиус отражали общую ситуацию пессимизма и меланхолии 1880-х гг.

 Молодое поколение было увлечено поэзией Надсона, и Гиппиус вместе с Минским, Бальмонтом и Мережковским не была здесь исключением. Первый романтическо-подражательный этап творчества Гиппиус 1889—1892 гг. совпал со временем становления раннего русского символизма и стал для Гиппиус периодом поисков собственного литературного лица

Первой заметной публикацией в прозе стал ее небольшой рассказ "Простая жизнь", появившийся в "Вестнике Европы" в 1890 г. с небольшими купюрами и под измененным редактором названием "Злосчастная". Если стихи Гиппиус писала как бы интимно и "для себя" и творила их, по ее словам, словно молитву, то в прозе она сознательно ориентировалась на общий эстетический вкус. В этом проявилась характерная для Гиппиус яркая двойственность ее личности.


           После появления программной работы Мережковского "О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1892) творчество Гиппиус приобретает отчетливый "символический" характер. Первые сборники рассказов Гиппиус "Новые люди" (1896; 1907) и "Зеркала" (1898) показывали людей символистского типа.

В глазах участников литературной жизни России становится олицетворением декаданса и её гордо именуют «декадентской мадонной».

Простят ли чистые герои?

Мы их завет не сберегли.

Мы потеряли всё святое:

И стыд души, и честь земли…

Октябрьская революция 1917 года, для Гиппиус была переломным моментом, к ней она относилась край негативно и с непримиримой враждебностью. Это было видно из книг: «Последние стихи» (1914-1918) и «Петербургские дневники», частично изданных в эмигрантской периодике 1920-х годов.

Мы, умные,- безумны,

Мы, гордые,- больны,

Растленной язвой чумной

Мы все заражены.

В одной критической статье Гиппиус было написано: «Россия погибает безвозвратно и наступает власть Антихриста, а на руинах культуры бушует озверение»

Вражда с революцией заставила Зинаиду Николаевну порвать с теми, кто поддерживал и принял революцию, а именно – с Брюсовым, Блоком, А. Белым. История этого разрыва и показ идейных противоречий, приведшие к октябрьской революции, заключается в мемуарном цикле Гиппиус – «Живые лица» (1925).

У каждого, кто встретится случайно

Хотя бы раз - и сгинет навсегда,

Своя история, своя живая тайна,

Свои счастливые и скорбные года.

В отличие от Блока, который воспринимал революцию как – «взрыв стихий и очистительного урагана», Гиппиус воспринимала её как «потрясающая скука и «тяжелое удушье однообразных дней» и все это внушает мысли - «Хорошо бы ослепнуть и оглохнуть».

Гиппиус эмигрирует из России в Европу, и ее творческая активность постепенно затухает. Она все больше убеждается, что поэт не может творить вдали от Родины и в душе остается «тяжелый холод». Душа мертва, как «убитый ястреб». Эти метафоры становятся ключевыми в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938). В 1941 году умирает муж и Гиппиус посвящает свое оставшееся время работе над его биографией, и не окончив ее, умирает в 1945 году в Париже.

Есть счастье у нас, поверьте,

И всем дано его знать.

В том счастье, что мы о смерти

Умеем вдруг забывать.

Не разумом, ложно-смелым.

(Пусть знает,— твердит свое),

Но чувственно, кровью, телом

Не помним мы про нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Поэты и писатели русского зарубежья" ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)

Конспект урока, на котором рассматривается  жизнь и творчество писателей, эмигрировавших  после революции 1917 года....

Зинаида Николаевна Райх

презентация о первой жене С.А.Есенина...

ЕГЭ по литературе. В8-12 .А.Блок "З.Н.Гиппиус"

Презентация поможет выпускникам подготовиться в ЕГЭ по литературе. Анализ стихотворения А.Блока "З.Н.Гиппиус"...

Творчество З.Гиппиус

В данной работе представлена биография поэтессы с последующим анализом творчества, акцентированном на поэзии. Таким образом, мы попытаемся проследить, как развивалась тематика произведений, какие идеи...

Анализ стихотворения "Песня" Зинаиды Гиппиус

В стихотворении "Песня" Зинаида Гиппиус описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному....

Анализ рассказа З. Гиппиус "Так случилось"

Анализ рассказа Зинаиды Гиппиус "Так случилось"...

Доклад «Научно-исследовательская деятельность учащихся: теория и практика современной школы» Авторы: Коркина Ирина Николаевна, учитель английского языка, Тимофеева Оксана Николаевна, учитель литературы, ГБОУ гимназия №114, Выборгского р-на Санкт-Петербург

laquo;Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегдабудет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоя...