Анализ рассказа З. Гиппиус "Так случилось"
статья по литературе (10 класс)

Москвина Лариса Леонидовна

Анализ рассказа Зинаиды Гиппиус "Так случилось"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Анализ рассказа З. Гиппиус «Так случилось»

     Рассказ Зинаиды Гиппиус «Так случилось» - о любви. Казалось бы, нет ничего удивительного: женщина-писательница повествует о любви. Но что интересно – повествователем (он же главный герой) является мужчина. Известно, что Гиппиус была наделена мужским аналитическим складом ума и часто писала от лица мужчины. Вот такой аналитический, мужской, несколько ироничный взгляд на вещи представлен в рассказе.

 Название рассказа интригующее, предполагающее напряжённый, захватывающий сюжет – что-то «случилось». Начало рассказа (его можно считать завязкой) стремительное – «уже в сумерки позвонили». Гостья поражает рассказчика и своим неожиданным появлением (он её почти не знал), и «мёртвым лицом», на котором глаза были похожи на глаза «большой мёртвой птицы», и «мёртвым» голосом. Автор использует этот эпитет, сравнение, лексический повтор, чтобы передать отчаяние, владеющее героиней, её готовность умереть. И даже улыбка не оживляла лицо, а была похожа на оскал.

   А история  банальная – любивший её юноша, бывший «три года её женихом», признался, что любит другую. А героиня в эту любовь «положила всю жизнь». (Вспомним Павла Петровича Кирсанова из романа Тургенева «Отцы и дети», поставившего свою жизнь на карту женской любви, или Желткова из повести Куприна «Гранатовый браслет», обладавшего одним талантом – самозабвенно и преданно любить).

    Рассказчик в растерянности: ему непонятно, как Алексей Ден, «блестящий гвардейский офицер», красавец, мог любить эту незаметную, немолодую девушку. И как Ольга Петровна, старая дева (не случайно названа в рассказе по имени-отчеству), могла рассчитывать на что-то.

   Судьба случайной гостьи, как признаётся рассказчик, была ему «глубоко безразлична» (наверное, женщине-рассказчице читатель не простил бы такого равнодушия). Но ему невыносима «неприятность мёртвого лица» у живого вроде бы человека. И герой пытается вернуть этого человека к жизни. Эпизод, где он не только не утешает девушку, а «орёт» на неё, обвиняя в эгоизме («за что вы на его плечи себя, утопленницу, наложить хотите»), является, на мой взгляд, кульминацией этой части рассказа. Ведь от его слов зависит сейчас, оставит ли героиня мысли о Фонтанке или пойдёт к своему заветному «местечку» лишать себя жизни.

Эмоции рассказчика, его раздражение, возмущение, гнев автор передаёт с помощью восклицательных и вопросительных предложений, резких, даже грубых разговорных слов: «чёрта вы любили», «таскай всю жизнь». Писательница хочет подчеркнуть, что любовь, толкающая человека на самоубийство, не от Бога, а от дьявола.

Повторяя несколько раз слово «случилось», герой словно пытается внушить мысль о том, что не нужно отдавать себя на волю случая, зависеть от своих чувств, от «своеволия». А самое главное – если любишь, если чувствуешь любовь, значит живёшь.

  И героиня «оживает»,  и плачет «тихо, горько», и слёзы её – слёзы очищения и «наверное» прощения. Этот момент является развязкой первой части рассказа.

Последний абзац можно считать эпилогом, из которого мы узнаём о страшном времени  - войне, сначала Первой мировой, потом гражданской.

Но на этом история не закончилась. Она продолжилась, когда рассказчик оказался в эмиграции, в Париже. ( Известно, что в 1920 году Зинаида Гиппиус вместе с мужем Дмитрием Мережковским тоже эмигрировала во Францию.)

 И вот мы вместе с рассказчиком оказываемся в одном из районов Парижа. Эпитеты: «тихо, пустынно, безветренно»  передают ощущение, что здесь время словно замедлилось, здесь люди доживают остаток жизни. Старики и старухи «идут-ползут по двое, малоразличимые», держась друг за друга. Но за окликнувшую рассказчика «старуху, крепкую, бодрую, явно держался её спутник». Бодрой старухой оказалась та самая случайная посетительница с «мёртвым лицом». Но теперь Ольгу Петровну, которая «оживлённо рассказывала, блестя тёмными глазами», рассказчик узнал с трудом. А её спутником  (старик « с сухим лицом, обросшим жёсткой седой бородой») оказался не кто иной, как Леля Ден. Всё теперь поменялось: человек, который когда-то отверг любовь боготворившей его девушки, сейчас «с привычной нежностью» смотрит на свою спутницу. А в коротком «всё ты» звучит благодарность за своё, возможно, спасение и спокойную теперешнюю жизнь.

   Эта небольшая часть рассказа противопоставлена предыдущей: несмотря на времена лихолетья, здесь, на окраине жизни, герои обрели счастье и покой (вспомним булгаковских Мастера и Маргариту), обрели друг друга. «Так случилось», что любовь Ольги Петровны оказалось настоящей, «нужной», от Бога. Любовь обрела крылья, стала сильной.

Как писал И.С. Тургенев, «любовь сильнее смерти и страха смерти», «только ею держится и движется жизнь». И рассказ Зинаиды Гиппиус можно назвать тихим гимном любви.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...