Крепостное право в России. История создания рассказа И. Тургенева "Муму"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Хохлова Татьяна Михайловна
Архив содержит презентацию и конспект учителя. Работа может быть использована на уроке литературы в 5 классе.
Учащиеся познакомятся с крепостным правом в россии и историей создания рассказа И. Тургенева "Муму".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krepostnoe_pravo.rar2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учителя

Слайд №2 Крепостное право - это комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца (помещика), что временами приводило к лишению крестьян личной свободы. В России крепостное право существовало с  1649 года.

 Слайд №3 Ранее в России имела место поместная система, которая по своему содержанию не являлась крепостным правом, а представляла собой жесткую форму арендных отношений. Крестьянин брал в аренду у землевладельца надел, на котором  должен был отработать «соглашение» до момента сбора урожая, в результате чего вернуть его часть землевладельцу в виде «арендной оплаты». Данная плата осуществлялась в период одной недели до Юрьева дня – 26 ноября, и ещё одну неделю после него. У крестьянина не было права уйти, не произведя расчета, а когда он уплатил требуемое, то мог перейти к другому землевладельцу.

Слайд № 4 Во время царствования Алексея Михайловича, в 1649 году, издается Соборное уложение, которое представляло собой новый российский перечень законов. Данным уложением признавалось властвование землевладельца над крестьянами, которые работали на его земле. Такие работники не обладали правом оставлять свой надел и переходить к другому хозяину, а также вообще отказаться работать на земле, направившись, к примеру, для заработков в город.

Слайд №5 В результате крестьяне прикреплялись к земле, что послужило появлению названия: крепостное право. В случае перехода земли между помещиками, вместе с ней происходила передача и работников.

Слайд №6 Дворяне обладали правом продажи принадлежащего им крепостного иному хозяину без земли. Продавались крестьяне по произволу хозяина, разлучая жен и мужей, детей и родителей.

Слайд № 7 С середины 18 века в России усиливается крепостной гнет, в результате чего помещиками получено право продажи своих крестьян в рекруты, ссылать их в Сибирь или на каторгу.

Слайды №№ 8.9 Зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, обменивать их на вещи и животных, женить и выдавать замуж по своему произволу.

Слайд № 10 Это явление в российской истории описал Иван Тургенев в своем рассказе «Муму».

Слайд № 11 В основу рассказа легла реальная история.    Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Слайд № 12Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник у вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

Слайд № 13 Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс

Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...

Зачет № 1 по истории( Отмена крепостного права в России) 11 класс вечерней школы.

Материал зачетной работы позволяет проверить знания учащихся по данной теме....

Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"

План - конспект урока по истории для 8 класса по теме: "Реформа отмены крепостного права в России"...