Главные вкладки

    Биография и художественный мир Иосифа Бродского
    презентация урока для интерактивной доски по литературе (11 класс) на тему

    Эвергетова Валентина Степановна

    Цели урока:

    1.     познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Бродского, пробудить интерес к его личности, показать на примере его судьбы трагизм жизни поэтов - изгнанников родины;

    2.     развивать способность творчески осмысливать прочитанные стихи, совершенствовать навыки выразительного чтения;

    3.     воспитывать любовь к литературе, творческому процессу, воспитывать  умение определить место поэзии второй половины 20 века в мировой культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл biografiya_i_khudozhestvennyy_mir_i.docx38.45 КБ
    Office presentation icon brodskiy.ppt1.61 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                    Эвергетова Валентина Степановна

     БИОГРАФИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР             ИОСИФА БРОДСКОГО 

                          (тип урока - изучение нового материала)

                        (вид урока - лекция с элементами презентации)

    Цели урока:

    1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Бродского, пробудить интерес к его личности, показать на примере его судьбы трагизм жизни поэтов - изгнанников родины;
    2. развивать способность творчески осмысливать прочитанные стихи, совершенствовать навыки выразительного чтения;
    3. воспитывать любовь к литературе, творческому процессу, воспитывать  умение определить место поэзии второй половины 20 века в мировой культуре.

    Форма работы:  лекция преподавателя с элементами коллективной и индивидуальной работы.

    Оформление урока: на доске перечень литературы о творчестве И.Бродского, основные даты его биографии с цитатами из стихотворений, тексты произведений.


    Ход урока. Вступительное слово преподавателя.
      - Мы продолжаем знакомство с литературой русского зарубежья, творчество Иосифа Бродского – яркий пример. На уроке мы познакомимся с биографией и творческим миром поэта, его философскими исканиями. В своей нобелевской речи Бродский заметил: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». Его называли последним классиком ХХ века, обвиняли в бездушности стиха, но все не отрицали одного - его таланта. Бродского не спутаешь ни с кем - у него свой голос, свои интонации, свой характер.

    Слайд 1

    1
    . Жизнь и творческий путь  поэта. (лекция преподавателя).

    1.1.Выступления учащихся о жизненном пути поэта (сообщения).

    Слайд 2

    1.2.Обобщение преподавателя.
     
    И.А.Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. Его мать- Мария Моисеевна Вольперт- была бухгалтером, а отец Александр Иванович – фотокорреспондентом военной газеты. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом.
    В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, оставив школу после 8 класса, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет,
    в 1957, это стихотворение «Прощай, позабудь и не обессудь…»

    Слайд 3

    1.3.Выразительное чтение  стихотворения «
    Прощай, позабудь и не обессудь…»(1957) подготовленным учеником.


    Прощай,
    позабудь
    и не обессудь.
    А письма сожги,
    как мост.
    Да будет мужественным
    твой путь,
    да будет он прям
    и прост.
    Да будет во мгле
    для тебя гореть
    звездная мишура,
    да будет надежда
    ладони греть
    у твоего костра.


    Да будут метели,

    снега, дожди
    и бешеный рев огня,
    да будет удач у тебя впереди
    больше, чем у меня.
    Да будет могуч и прекрасен
    бой,
    гремящий в твоей груди.
    Я счастлив за тех,
    которым с тобой,
    может быть,
    по пути.



    1.4 .Вопросы к стихотворению.

    Само по себе стихотворение очень простое – и по рифме, и по содержанию. Наверное, даже слишком простое для Бродского, но это не мешает ему быть очень глубоким.
    - Какими чувствами поэта наполнено стихотворение? (Стихотворение наполнено чувством настоящей бескорыстной любви к женщине, чувством, которое позволяет пожелать счастья любимой даже с другим).
    - Какие средства художественной выразительности помогают поэту воплотить эти чувства в стихотворении?(Эпитеты «звездная мишура»,»бой, гремящий в твоей груди», метафоры «будет…гореть звездная мишура», «будет надежда ладони греть»).
    - В этом стихотворении И. Бродского ведущим изобразительным
    средством, организующим весь текст, является синтаксический повтор –параллелизм.

    2.Преподаватель (продолжение лекции).

    Иосифу Бродскому всего 18 лет,а у него появляется стихотворение глубоко философское.  

                                  «  Пилигримы»(1958г)

    Чтение стихотворения подготовленным учеником.

    Мимо ристалищ и капищ,

    Мимо храмов и баров,

    Мимо шикарных кладбищ,

    Мимо больших базаров,

    Мира и горя мимо,

    Мимо Мекки и Рима,

    Синим солнцем палимы,

    Идут по земле пилигримы.

    Увечны они, горбаты.

    Голодны, полуодеты.

    Глаза их полны заката.

    Сердца их полны рассвета.

    За ними поют пустыни,

    Вспыхивают зарницы,

    Звезды дрожат над ними

    И хрипло кричат им птицы,

    Что мир останется прежним.

    Да, останется прежним.

    Ослепительно снежным.

    И сомнительно нежным.

    Мир останется лживым.

    Мир останется вечным.

    Может быть, постижимым,

    Но все-таки бесконечным.

    И, значит, не будет толка

    От веры в себя да в бога.

    И значит, останется только

    Иллюзия и дорога.

    И быть над землей закатам.

    И быть над землей рассветам.

    Удобрить ее солдатам.

    Одобрить ее поэтам.

    Анализ стихотворения (вопросы к учащимся).

    1. Какова тема стихотворения? (пилигримы – люди, живущие на земле).

    2.Какова идея стихотворения? (пилигримы проходят свой путь, ничего не меняя вокруг).

    3. В каком возрасте Бродский написал это стихотворение?

    (Молодой человек, полный сил и энергии. Это время определения жизненного пути).

    4. 1958 год. На каком этапе исторического развития находилась Россия в эти годы? (Развеян культ личности Сталина. Развито атеистическое движение. Эти годы названы годами “оттепели”. В искусстве и в литературе появляются яркие, самобытные личности, идущие против общественного  мнения).

    5. Приведите описание пилигримов.

    Увечны они, горбаты,
    голодны, полуодеты,
    глаза их полны заката,
    сердца их полны рассвета.

    (Это прямо образ советского человека – жить ради светлого будущего).

    6. А кем является лирический герой, тот, кто со стороны наблюдает путь пилигримов?

    (Это личность, которая не хочет быть такой, как все).

    7. Есть такое крылатое выражение “Все мы в этом мире только странники”. Почему так говорят? А пилигримы кто?

    (Пилигрим – паломник, путешественник-богомолец, скиталец. Мы приходим в этот мир лишь на отведенное нам Богом время. Мы пилигримы).

    8. Проанализируем первые восемь строк стихотворения.

    Мимо ристалищ, капищ,
    мимо храмов и баров,
    мимо шикарных кладбищ,
    мимо больших базаров,
    мира и горя мимо,
    мимо Мекки и Рима,
    синим солнцем палимы,
    идут по земле пилигримы.

    – С помощью каких слов, приемов поэт создает движение?

    (Движение создает слово мимо. С него начинается пять строк. Такой прием в литературе называется анафора. Анафора (от греч. аnaphora – вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной сроки или прозаической фразы).

    – Найдите еще примеры анафоры в этом стихотворении.

    – Движение обычно создается при помощи глаголов. Обратите внимание, много ли глаголов в этом стихотворении. (Движение пилигримов неспешное, несуетливое, они все видят, все замечают, все понимают).

    – Мимо чего они проходят? (Ристалище и капище, храм и бар, кладбище и базар).

    – Можно ли назвать эти слова синонимами, автор соединил их союзом и? (Это антитеза. Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление).

    – Найдите в стихотворении еще примеры антитезы.

    – Почему так много противопоставлений, антонимов в стихотворении?

    (Мир состоит из противоречий, из борьбы этих противоречий. Пилигримов эта жизнь уже не привлекает, они проходят мимо нее).

    9. Как автор изображает пространство и время в следующих строках:

    За ними ноют пустыни,
    вспыхивают зарницы,
    звезды встают над ними,
    и хрипло кричат им птицы:
    что мир останется прежним,
    да, останется прежним,
    ослепительно снежным
    и сомнительно нежным,
    мир останется лживым,
    мир останется вечным,
    может быть, постижимым,
    но все-таки бесконечным.

    (Пространство и время безгранично, вечно).

    10. Каково отношение лирического героя к Богу?

    И, значит, не будет толка
    от веры в себя да в Бога.

    (От того, что человек верит в себя или в Бога, мир не меняется).

    11. Внимательно прочитаем заключительную часть стихотворения.

    ...И, значит, остались только
    иллюзия и дорога.
    И быть над землей закатам,
    и быть над землей рассветам.
    Удобрить ее солдатам.
    Одобрить ее поэтам.

    Слова …И, значит,.. подчеркивают, что дальше подводится итог всему сказанному. Жизнь прошла мимо или пилигримы прошли мимо жизни, остались только иллюзия – мечты людей, дорога – жизненный путь человечества, закаты – ночь, рассветы – день, земля – место обитания. Одни люди – солдаты – живут только для того, чтобы удобрить землю своим прахом, другие – поэты – для того, чтобы ее воспевать.

    Вывод по результатам анализа стихотворения (обобщения учащихся, используя фразы из текста).

     Земля Бродского покрыта убитыми солдатами. Почему? Да потому что мир жесток, несправедлив, в мире льется кровь, брат идет на брата. Вот поэтому и удобряют землю солдаты. Так было всегда: и в древние времена, когда пилигримы начинали свое странствие, и сейчас. Ведь мир не изменился, он по- прежнему лжив и полон иллюзий.  Но несмотря на это поэты одобряют этот мир, потому что искусство также вечно и также бесконечно, как и мир. Кто же лирический герой стихотворения? С одной стороны кажется, что это странники, пилигримы (ведь речь идет именно о них. Но с другой стороны - это сам автор, поэт, который причисляет себя к этим странникам, к бродячим русским поэтам.

    3.Преподаватель  (продолжение лекции).

    Тема трагических отношений с родиной волновала поэта задолго до эмиграции. Например, в 1961 году он пишет стихотворение «Люби проездом родину друзей».

    3.1. Чтение стихотворения «Люби проездом родину друзей»(1961г) учащимся.
    «Люби проездом родину друзей».

    На станциях батоны покупая,

    о прожитом бездумно пожалей,

    к вагонному окошку прилипая.

    Все тот же вальс в провинции звучит,

    летит, летит в белесые колонны,

    весна друзей по-прежнему молчит,

    блондинкам улыбаясь благосклонно.

    Отходят поезда от городов,

    приходит моментальное забвенье,

    десятилетья искренних трудов,

    но вечного, увы, неоткровенья.

    Да что там жизнь! Под перестук колес

    взбредет на ум печальная догадка,

    что новый недоверчивый вопрос

    когда-нибудь их вызовет обратно.

    Так, поезжай. Куда? Куда-нибудь,

    скажи себе: с несчастьями дружу я.

    Гляди в окно и о себе забудь.

    Жалей проездом родину чужую.

    Вопросы к стихотворению:
    - Какой теме посвящено это стихотворение? (Тоска по родному Ленинграду, по друзьям).
    - Какие настроения преобладают в нем? Почему? ( Настроение безысходной грусти, поскольку вернуться на родину лирическому герою стихотворения  не было никакой возможности).
    - Что, по-вашему, означают такие слова в стихотворении, как 
    «с несчастьями дружу я…» Как называется такой прием?
    ( Эта метафора подтверждает уныние поэта, в ней не слышна надежда на то, что в скором времени может что-то измениться в его жизни).

    4.Преподаватель (продолжение лекции).
    Несчастья, действительно, не покидали поэта. В его жизни, вероятно, начиналась черная полоса. 12 февраля 1964 года он был арестован и осужден по ложному обвинению в тунеядстве к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду. 

    Слайд 4

    Из материала суда.

    Судья: Ваш трудовой стаж?

    Бродский: Примерно…

    Судья: Нас не интересует «примерно»!

    Бродский: Пять лет.

    Судья: Где вы работали?

    Бродский: На заводе. В геологических партиях…

    Судья: Сколько вы работали на заводе?

    Бродский: Год.

    Судья: Кем?

    Бродский: Фрезеровщиком.

    Судья: А вообще какая ваша специальность?

    Бродский: Поэт, поэт-переводчик.

    Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

    Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?

    Судья: А вы учились этому?

    Бродский: Чему?

    Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…

    Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.

    Судья: А чем же?

    Бродский: Я думаю, это… (растерянно) от Бога…

    Судья: У вас есть ходатайства к суду?

    Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?

    Судья: Это вопрос, а не ходатайство.

    Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.


     Ссылку отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норенской. Душа поэта мечется, жаждет свободы, досадует от несправедливости. Видимо, такова судьба настоящих русских поэтов таких, как А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Так и И.Бродскому остается уповать на милость правительства.    

    Слайд 5


    5.Преподаватель (продолжение лекции).
    1965г
    . – под давлением мировой общественности решением Верховного суда РСФСР срок высылки сокращен до фактически отбытого (1год и 5мес.). По возвращении из ссылки до эмиграции (4июня 1972г.) поэт занимается переводами. Ленинградское издательство «Советский писатель» предлагало ему выпустить книгу, называлась она предположительно «Зимняя почта». Но издательству отобранные стихи показались «не очень…», они предложили ему принести все стихи с тем, чтобы отбор они сделали сами. Но редакторы отобрали только самые «третьестепенные вещи», а все самое замечательное отбросили. Это было нормой работы в издательстве. Они предлагали поэту договор, но он отказался.
      И даже в этот момент он не сломался, понимая, что его настоящие стихи, возможно, не найдут своего читателя.

    Слайд 6

    6.Преподаватель (продолжение лекции).

     Тем временем российские спецорганы ускоренно готовили высылку неудобного, несломленного, бескомпромиссного поэта Иосифа Бродского за рубеж.В 1972 году еврейское происхождение Бродского дало советским властям основание избавиться от неудобного поэта. Бродского вызвали в ОВИР и сказали, что он должен написать заявление с просьбой о том, чтобы его отпустили в Израиль — «а иначе у вас будут серьезные проблемы». У Бродского не было никакого желания покидать страну, тем более он не собирался репатриироваться в Израиль. Тем не менее через несколько недель он уже был в Вене, где находился перевалочный пункт, принимавший советских эмигрантов. Больше он никогда не был в России, даже после распада СССР. Больше он никогда не видел своих родителей. Рано утром 4 июня 1972 года, покидая страну, как казалось и оказалось, навсегда, собираясь в аэропорт "Пулково", Иосиф Бродский написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах.

    Слайд 7

    Из письма Леониду Ильичу Брежневу: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал».

    С 1972 года он живет в США. Пишет стихи, прозу, причем на двух языках, преподает в университете, становится одной из центральных фигур сразу в двух культурах - российской и американской, хотя в Советском Союзе он не окончил даже среднюю школу.

    Слайд 8

    7.Преподаватель (продолжение лекции).

      А в 1987 г. И.Бродский стал Нобелевским лауреатом по литературе.

    Слайд 9

    Нобелевская премия показала высокую прижизненную оценку творчества Иосифа Бродского во всём читающем мире, а в послеперестроечные времена читатели русской поэзии (наконец -то!) смогли оценить величие и неповторимость поэтического гения и подвига изгнанного из России поэта. В мае 1995 года, к пятидесятипятилетию поэта, в Санкт-Петербурге журнал "Звезда" организовал международную научную конференцию, посвященную творчеству Иосифа Бродского. Тогдашний мэр города Анатолий Собчак встретился с Бродским в Нью-Йорке. Он пригласил приехать самого юбиляра, почётного гражданина Санкт-Петербурга, на что Бродский ответил отказом.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    В 1996г. поэт умирает, так и не вернувшись на родину. Согласно завещанию, Бродского похоронили в Венеции. Почему там? По мнению поэтов, в Венеции — это все равно, что нигде. Венеция — это универсальный символ космополитичной цивилизации, там люди не чувствуют себя гражданами какой-либо нации, они-граждане мира!

    Слайд 13

    8.Преподаватель (обобщение о новаторстве поэта).        

    Форма стихов Бродского часто подчеркнуто нетрадиционна. Хотя немало у него случаев обращения к классическим размерам, но едва ли не больше всех своих современников он любил всякого рода стихотворные вольности. Вместе с тем он был чрезвычайно изобретателен в строфике, которая в современной поэзии, надо сказать, весьма упрощена. У Бродского, особенно позднего, – обилие переносов, «спотыкающийся» синтаксис, стих может завершаться союзом или частицей, становящимися ударными, попадающими на рифму. Сами же рифмы Бродского обнаруживают некоторое сходство с рифмами В.В. Маяковского. И еще одна из основных отличительных черт Бродского – это усвоение самых разных поэтических традиций и стилей, их равенство, где высокий стиль может соседствовать с ненормативной лексикой.

    Слайд 14


    Философия поэзии Бродского в том, что смерть как бы лучше жизни – поскольку жизнь – это развалины новостройки.Это и ностальгия по собственной молодости, прошедшей в стране социализма.А любая ностальгия – поиск утраченного времени. Тоска его - по старости, по развалинам, то есть по вечности. Его спрашивали неоднократно о возвращении в Россию.

    В одном из интервью он сказал так: «Это то же самое, что возвращаться к первой жене. В этом есть привлекательные аспекты, но мне не нравятся чувства, которые у меня все это вызывает. По нескольким причинам я от этого воздерживаюсь. Первое: дважды в одну и ту же реку не ступишь. Второе: боюсь, что я бы стал предметом разнообразных упований и положительных чувств. А быть предметом положительных чувств гораздо труднее, чем предметом ненависти».
      В поэзии И.Бродского нет того теплокровного оптимизма, который присущ лирике 20 века, нет и надрыва. Стоический пессимизм – это определяет принципиальное новаторство И.Бродского.

    Слайд 15

    Задание на дом: сделать письменный анализ понравившегося стихотворения поэта.

    Литература для работы по теме урока.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нужно ли изучать творчество Иосифа Бродского в школе?

    Мои рассуждения, разумеется, не о гимназических классах, где растят высоколобых интеллектуалов, литературных и математических "ботаников" и снобов. Речь идет о самой обычной школе, где читающих - шест...

    Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

    Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

    презентация "Иосиф Бродский"

    Гражданин второсортной эпохи, гордопризнаю я товаром второго сортасвои лучшие мысли, и дням грядущимя дарю их, как опыт борьбы с удушьем.         Бродский И...

    Разработка урока литературы "Утверждение эстетических приоритетов в лирике Иосифа Бродского"

    Материал содержит методическую разработку урока литературы в 11 классе по лирике Бродского....

    Преодоление традиции и новаторство в поэзии Иосифа Бродского

    Цель моей исследовательской работы – показать пути преодоления традиции и новаторство формы и содержания в поэзии И.А.Бродского. Не претендуя на исчерпывающее исследование, не желая состязаться с отеч...

    ВОЗВРАЩЁННОЕ ИСТОРИЕЙ ИМЯ. ИОСИФ БРОДСКИЙ

    Конспект урока для 11 класса...

    План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

    Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...