Главные вкладки

    Урок-игра по басням И.А.Крылова
    план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

    Гримберг Анастасия Андреевна

    Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon презентация к уроку900 КБ
    Microsoft Office document icon конспект урока77.5 КБ
    Microsoft Office document icon kartochki_s_zadaniyami.doc384.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе ФГОС

    Тема: «Его басни переживут века…»

    Цель урока: обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова.

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные:

    * умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

    * воспитание интереса к классической литературе.

    Предметные:

    * проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

    * проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

    Метапредметные:

    * развитие речи и творческого мышления обучающихся;

    * формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

    Тип урока: комбинированный, обобщающий.

    Форма урока: игра.

    Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

    Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Возрастная категория: 5 класс

    Вид урока: урок-игра

    УМК:

    - Литература. — Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011

    - Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» /О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003 — раздаточный материал;— технические средства обучения

    Средства наглядности:

    -  раздаточный материал: карточки для конкурса капитанов;

     - зрительная наглядность «Презентация к уроку»

    Оборудование:  карточка с зашифрованными словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.

    Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.

    Используемые образовательные технологии:  компьютерная презентация к уроку.

    Эпиграф:

    Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

    (И.А.Крылов)

    Организационная структура урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    Планируемые результаты

    1.  Организационный момент.

     Вхождение в тему урока.

    Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры.

    - Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания. 

    - Кто такой И.А.Крылов? Что мы о нём узнали?

    - Что такое басня? — Кто герои басен?

    - А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?

    Учащиеся слушают, отвечают на вопросы учителя

    Личностные:

    воспитание интереса к классической литературе.

    Предметные:

     проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

    Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся.

    2.  Активизация познавательной деятельности учащихся

    (Слайд 1 – Тема занятия)

    Игра-проверка уровня освоения учебного материала по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова». Игра проводится с использованием презентации Power Point

    Для проведения игры класс делится на команды.

    Учащиеся деляться на две команды, придумывают название и дивиз (по тематики басен И.А.Крулова)

    Личностные:

    умение быстро и слаженно работать в группе.

    Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся.

    3. Слово о баснописце И.А.Крылове.

     (Слайд 2 – Стихотворение М.Исаковского)

    Кто не слыхал его живого слова?

    Кто в жизни с ним не встретился своей?

    Бессмертные творения Крылова

    Мы с каждым годом любим всё сильней.

    Со школьной парты с ними мы сживались,

    В те дни букварь постигшие едва,

    И в памяти навеки оставались

    Крылатые крыловские слова.

    (М.Исаковский)

    - Согласны ли вы со словами поэта М.Исаковского?

    - Почему крыловские слова называют «крылатыми»?

    Слушают, отвечают на вопросы

    Личностные:

    * умение быстро и слаженно работать в группе;

    * воспитание интереса к классической литературе.

    Предметные:

    * проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

    Метапредметные:

    развитие речи.

    4. Повторение литературоведческих терминов.

    (Слайды 3-5 – термины и их определения басня, аллегория, мораль)

    Что такое басня?

    Басня — короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы.

    Учитель: Можно дать и другое понятие термину “ басня”.

    Басня — небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки”.

    А какое художественное средство используется в басне?

    Учитель: Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя — неуклюжесть, в образе Осла — глупость, упрямство, в образе Муравья — трудолюбие.

    Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним, что осуждает басня “ Лебедь, Рак и Щука”?

    Басня “ Волк и ягненок?”

    А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

    Мораль — нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

    Дают определние слову басня

    Аллегория

    Разобщенность в дружбе

    Трусость

    Мораль

    Дают опрелделение мароли

    Личностные:

    воспитание интереса к классической литературе.

    Предметные:

    проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

    Метапредметные:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; формирование коммуникативной компетентности.

    5. Викторина.

     Конкурс-разминка.(слайд 6)

    - Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)

    - У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?  (у Стрекозы)

    - Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?   (Моська)

    -  Кого «по улицам водили как будто на показ»?   (Слона)

    - Какого цвета было для стрекозы лето?   (Красное)

    - На дереве какой породы восседала ворона? (Ель)

    - Что пленило лисицу?   (Сырный дух)   

    - Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (Шея)

    1)Продолжите крылатые слова. (Слайды 7)        

    Ты всё пела? Это дело … (Так поди же попляши)

    А вы, друзья, как ни садитесь … (Всё в музыканты не годитесь)

    Кукушка хвалит Петуха … (За то, что хвалит он Кукушку)

    Когда в товарищах согласья нет… (На лад их дело не пойдет)

    Вот то-то мне и духу придаёт,

    Что я совсем без драки … (Могу попасть в большие забияки)

    2) Угадай название басни по её морали.(Слайды 8-13)

         а) Случается нередко нам 

    И труд и мудрость видеть там,  

    Где стоит только догадаться,    

    За дело просто взяться. «Ларчик»   

     б) Примолвить к речи здесь годится,   

    Но ничьего не трогая лица,      

    Что делом, не сведя конца,      

    Не надобно хвалиться. «Синица»      

    в) Свет полон дружбою такою.    

    Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,      

    Что в дружбе все они едва ль не одинаки:      

    Послушать — кажется, одна у них душа, —      

    А только кинь им кость, так что твои собаки! «Собачья дружба»      

    г) Невежи судят точно так:      

    В чем толку не поймут, то все у них пустяк. «Петух и Жемчужное зерно».

    д) Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

    Но если помолчать вовремя не умеешь

    И ближнего ушей ты не жалеешь,

    То ведай, что твои и проза и стихи

    Тошнее будут всем Демьяновой ухи. «Демьянова уха»

    е) Таких примеров много в мире:

    Не любит узнавать никто себя в сатире.

    Я даже видел то вчера:

    Что Климыч на руку нечист, все это знают;

    Про взятки Климычу читают,

    А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»

    3) Конкурс «Картинная галерея» (Слайды 14-19)

    Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация. На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями к басне.

    4) Конкурс «Угадай басню» (Слайды 20)

    Задача: узнать, из какой басни взяты строчки.

    Оценивание – по 1 баллу за каждую угаданную басню.

    Цитаты: 

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» («Квартет»)

    «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

    «А Васька слушает да ест…» («Кот и Повар»)

    «А Ларчик просто открывался…» («Ларчик»)

    «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…» («Ворона и Лисица»)

    «Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

    Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)

    5) Конкурс «Найди пару»

    - Для проведения конкурса учителем заранее были подготовлены карточки-картинки с героями басен И.А.Крылова.

    - Обучающимся предлагаются перепутанные карточки.

    Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза — Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

    Время выполнения – 3 минуты.

    Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

    6) Инсценирование басни.

    Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.

    Примерное время – 10 минут.

    Оценивание по 5-балльной шкале.

    Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

    - Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна»).

    Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей».

    Чему учит нас эта басня? (Осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

    Инсценирование басни «Волк на псарне».

    - Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года? (В  басне «Волк на псарне» Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. Псарня — общенародное движение, стремящееся победить врага. Волк – Наполеон злобен и коварен, он понял, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова Наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего — Кутузова полон достоинства и мужества).

    Физкультминутка.

    Вспоминаем устное народное творчество.  Называются фольклорные герои. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

    Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван — царевич, Змей Горыныч, Иван – крестьянский сын, Кикимора, Марья – искусница, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Василиса Прекрасная, Чудо Юдо.

    7) «Конкурс Капитанов».

    Для проведения конкурса учитель готовит карточки; текст басни с пропущенными словами (одинаковыми по количеству) для каждой команды.

    Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

    Время выполнения – 5 минут.

    Оценивание: по 1 баллу за каждое правильно вставленное слово.

    Например:

    Для команды № 1

    «Квартет»

    Проказница-Мартышка,

    Осёл,

    Козёл

    Да косолапый Мишка

    __________________сыграть Квартет.

    Достали нот, баса, альта, две скрипки

    И сели на лужок под _____________,-

    Пленять своим искусством свет.

    ____________________ в смычки,

    Дерут, а толку нет.

    «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

    Погодите!

    Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

    Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

    Я, прима, сяду против вторы.

    Для команды № 2

    «Волк на псарне»

    Волк ночью, думая залезть в овчарню,

    Попал на псарню.

    Поднялся вдруг весь _______________ двор.

    Почуя серого так близко забияку,

    Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

    Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —

    И вмиг ________________ на запор;

    В минуту _____________ стала адом.

    Бегут: иной с дубьём,

    Иной с ______________.

    Для команды № 3

    «Волк и Ягнёнок»

    У сильного всегда ________________ виноват:

    Тому в истории мы тьму примеров слышим.

    Но мы истории не пишем;

    А вот о том как в баснях говорят.

    Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

    И надобно ж беде случиться,

    Что около тех мест голодный ____________ Волк.

    Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

    Но, делу дать хотя законный вид и толк,

    ______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

    Здесь чистое мутить __________

    Моё

    С песком и илом?

    8) Загадочные животные (на столах лежит ифр) Составьте и запишите названия животных, героев басен и.А.Крулова

    аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол

    1. Называют героев басен И.А.Крылова

    1. Продолжают крылатьые слова записаные на слайдах

    1. Отгадывают названия басен читая мораль со слайдов

    1. Угадывают басню по иллюстрации

    1. Угадывают басню по цитате

    1. Подбирают пары картинок с героями из басен И.А.Крылова

    1. Учащиеся представляют домашнее задание, показывают инсценировку одной из басен И.А.Крылова

    1. Выполняют движения

    1. Капитаны выполняют задание конкурса

    1. Называют животных, героев басен Крулова, зашифрованных в надписи

    Личностные:

    * умение быстро и слаженно работать в группе;

    * воспитание интереса к классической литературе.

    Предметные:

    * проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;

    * проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

    Метапредметные:

    * развитие речи и творческого мышления обучающихся;

    * формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

    6. Рефлексия деятельности.

    Объявление результатов соревнования между тремя командами.

    Оценивание актеров.

    Заключительное слово учителя. (Слайд 21).

    В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в  кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

    Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

    Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

    Стихотворение П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

    Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.

    Как вы понимаете строки?Согласны ли вы с автором?

    Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

    Слушают, отвечают на вопросы

    Личностные:

    * самоконтроль;

    * воспитание интереса к классической литературе.

    7. Домашнее задание

    (Слайд 22-23)

    1. Выразительное чтение полюбившейся басни.

    2. Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

    Урок окончен, всем — спасибо!

    Записывают домашне задание

    Личностные:

    самоконтроль.



    Предварительный просмотр:

    Карточки для конкурса капитанов

    Для команды № 1

    «Квартет»

    Проказница-Мартышка,

    Осёл,

    Козёл

    Да косолапый Мишка

    __________________сыграть Квартет.

    Достали нот, баса, альта, две скрипки

    И сели на лужок под _____________,-

    Пленять своим искусством свет.

    ____________________ в смычки,

    Дерут, а толку нет.

    «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.-

    Погодите!

    Как музыке идти! Ведь вы не так __________.

    Ты с басом, Мишенька, садись против__________,

    Я, прима, сяду против вторы.

    Для команды № 2

    «Волк на псарне»

    Волк ночью, думая залезть в овчарню,

    Попал на псарню.

    Поднялся вдруг весь _______________ двор.

    Почуя серого так близко забияку,

    Псы залились в хлевах и рвутся вон на __________;

    Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —

    И вмиг ________________ на запор;

    В минуту _____________ стала адом.

    Бегут: иной с дубьём,

    Иной с ______________.

    Для команды № 3

    «Волк и Ягнёнок»

    У сильного всегда ________________ виноват:

    Тому в истории мы тьму примеров слышим.

    Но мы истории не пишем;

    А вот о том как в баснях говорят.

    Ягнёнок в жаркий день ___________ к ручью напиться;

    И надобно ж беде случиться,

    Что около тех мест голодный ____________ Волк.

    Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

    Но, делу дать хотя законный вид и толк,

    ______________ : «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

    Здесь чистое мутить __________

    Моё

    С песком и илом?

    аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол

    аслиоранворайвеумакрмаркатышсретзаокведьмедковлснол

    Для конкурса «Найди пару»

    Стрекоза - большое коромысло - Картинка 7768/43

    SATOR - МУРАВЕЙ

    Фото волков. - Курилка - НАРКОП

    Судьба судьбой, а выбор за тобой.

    лиса рыжая - Стоковое векторное изображение Rada Covalenco #4590813                          Grapes Drawing Images

    mrsmclassroom / How-Does-Iowa-Compare

    Отлично нарисованные зверушки. Картинки

    Согласились бы Вы участвовать в испытании новых лекарств?                  Зеркало, купить зеркало, подарок женщине зеркало


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра по басням И.А.Крылова

    Цели: Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и  творческих способностей, логического...

    Урок-игра по басням И. Крылова

    Тема: Урок-игра по басням И. КрыловаЦели:Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова.Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и ...

    Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова

    Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...

    Урок-игра по басням Крылова

    Урок содержит разного рода задания: по биографии автора, по содержанию басен, по теории итературы....

    Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)

    Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;П...

    Урок-игра по басням Крылова.

    Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать»  по баснямИ. С. Крылова....