Урок-игра по басням Крылова
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок содержит разного рода задания: по биографии автора, по содержанию басен, по теории итературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_urok_-igra_po_basnyam_krylova.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

23.10. 5 класс. Тема: Р/Р  Ролевое чтение басен дедушки Крылова.

Цель урока:

  • обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.
  • проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
  • проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Развивающие:

  • развитие речи и творческого мышления обучающихся;
  • формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Воспитательные:

  • воспитание культуры работы в группе;
  • воспитание интереса к классической литературе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2).

Конкурс «Найди пару»

Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.

Например:

ВОЛК

ОВЦЫ

СТРЕКОЗА

МУРАВЕЙ

ОЧКИ

ОБЕЗЬЯНА

ВОРОНА

ЛИСИЦА

Конкурс «Мораль сей басни такова…»

Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:

Угадай и запиши название басни по её морали.

Басня.

Её мораль.

 

Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.

 

Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.

Время выполнения – 2 минуты.

Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Выясняют внутри группы, кто лучше прочитает басню.  Выразительное чтение басни наизусть. Примерное время – 10 минут.

Оценивание по 5-балльной шкале.

«Конкурс Знатоков».

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Время выполнения – 5 минут.

На доске:

Басня - …    Мораль - …    Аллегория - ...

Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются: диалог; просторечная лексика; особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).

«Видеопауза»: отрывок из мультфильма «Стрекоза и муравей».

Конкурс «Знаете ли вы?».

Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

  1. Сколько басен создано И. Крыловым?
  2. Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?
  3. Почему  героями  басен  являются  животные?        
  4. Что  высмеивал   в  баснях  писатель?  
  5. Какие  басни  И.А.Крылова  знаешь?

Конкурс «Картинная галерея».

Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.

Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.

Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):

Забавой он людей исправил, 
Сметая с них пороков пыль; 
Он баснями себя прославил, 
И слава эта – наша быль. 
И не забудут этой были, 
Пока по-русски говорят, 
Ее давно мы затвердили, 
Ее и внуки затвердят. 

Детям задаются вопросы: Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?

Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?

Домашнее задание: инсценирование басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Цели: Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова. Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и  творческих способностей, логического...

Урок-игра по басням И. Крылова

Тема: Урок-игра по басням И. КрыловаЦели:Учебная: Обобщить, углубить  знания учащихся по басням И. Крылова.Развивающая: развитие навыков  выразительного чтения, организаторских и ...

урок-игра "В мире басен Крылова"(презентация)

урок-игра "В мире басен Крылова" рассчитан на учащихся 5 класса. уроки в форме игры  нравятся детям. Цель урока:            выяснить уровень...

Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова

Цель урока:обобщить полученные знания по темам «Басня как литературный жанр», «Басенный мир И.А. Крылова». Задачи урока: Образовательные: проверить освоение обучающимися знаний о басне...

Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС)

Тема: «Его басни переживут века…»Урок-игра по басням И.А.Крылова в 5 классе (ФГОС).Цель урока:-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;П...

Урок-игра по басням Крылова.

Интеллектуальная игра «Случай есть, пороки пощипать»  по баснямИ. С. Крылова....

Урок-игра по басням И.А.Крылова

Обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова....