Разработка урока по пьесе Островского "Гроза"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Баранова Валентина Васильевна

Урок построен в форме беседы с анализом прочитанных страниц пьесы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_pese_ostrovskogo_groza.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Нравственное самосознание  Катерины.  Образ Катерины.

Цель урока: в ходе комментированного чтения сосредоточить внимание учащихся на том, как раскрывается в «Грозе» сильный, решительный характер Катерины, в каком отношении она противопоставлена другим персонажам, каков ее духовный мир, жизненные представления, идеалы.

Ход урока.

  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Образ Катерины наиболее сложный  из всех образов « Грозы»,  и замечательные русские актрисы по- разному истолковывали ее характер. Об этом расскажет  ученик,  подготовивший сообщение на  данную тему.

Ученик.     Первая исполнительница  роли Катерины в Малом театре Л.П. Косицкая- Никулина в молодости жила в  такой же обстановке, как и Катерина. И есть основания полагать, что рассказы артистки о ее прошлом, слышанные Островским, в  какой-то мере послужили  материалом для создания образа Катерины. По воспоминаниям игравших вместе с ней актрис, «это была совершенная Катерина , с громадною искренностью и простотою чувства… С нею плакала и вся зрительная зала… И Кабаниха – Рыкалова , стоя у кулисы в ожидании  своего выхода , наполнялась такой жалостью к Катерине,  что всегда ей стоило больших усилий ввести себя снова в роль».  А  С.В. Максимов рассказывал , как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления “Грозы”с Никулиной- Касицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча,  углубленный в себя. Но в сцене , когда Катерина , терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови , каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал:

«Это не я,  не я: это –Бог!»Островский, очевидно , сам не верил, что он  смог написать такую потрясающую сцену .

   Знаменитая актриса Г.Н. Федорова поражала зрителей «музыкой чудной русской речи, ритмичной красивой…Ее походка , жесты, поклоны, манера держать себя при людях, носить платок, отвечать старшим и т.д. – все это сразу переносило вас в далекое прошлое и воскрешало картины  жестокого старого русского быта ».

Актриса П.А. Стрепетова , игравшая на петербургской сцене  в роли  Катерины , подчеркивала ее религиозность.

Все три актрисы конец Катерины изображали сходно: он звучал как оплакивание   погибшей молодой жизни.

Показать Катерину как натуру героическую, как человека протестующего против произвола и устоев «темного царства» сумела лишь великая актриса Малого театра М.Н.Ермолова. На протяжении всего спектакля ее Катерина выглядела  не как жертва, а как  сильная, волевая натура , для которой свобода дороже всего.  Эта Катерина была восторженно встречена демократическими  зрителями 70-ых годов.

Учитель.  Пьеса отражает сложные явления жизни и потому дает основание для различного понимания и актерского воплощения  образа Катерины.  И сегодня на сцене театров талантливые актрисы вносят в роль Катерины черты своего мировоззрения, свои чувства, стремления людей своего времени.

  1. Работа над текстом пьесы  «Гроза».  Анализ образа Катерины.

-- Какие мысли и чувства у вас появились после прочтения драмы «Гроза»? (Ответы учащихся).

--Каково ваше впечатление о главной героине драмы? (ответы учеников).  Чтобы правильно понять этот образ, мы должны полнее, глубже, проникновеннее вчитаться в текст.

--Как драматург знакомит зрителя и читателя с героиней?

Примерный ответ ученика.     Впервые Катерина появляется на сцене в пятом явлении 1-го действия. Она в окружении всего семейства. Кабанова упрекает сына в том, что он не любит мать, как прежде, с тех пор как женился. Тихон старается оправдаться, и делает он это как-то  жалобно, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на  «вы». И как говорит о том же Катерина, возражая на упреки!? С достоинством, просто и  искренне. Обращается  к Кабановой на «ты» ( как к равной). Мне кажется, что Островский  подчеркивает стремление Катерины к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. Она не хочет никому угождать, она хочет любить свекровь и мужа и быть любимой ими.  Она защищает человеческое достоинство, говоря почтительно, но твердо: « Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» ; « Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»  Оскорбленная, она умолкает,  но и в ее молчании слышится укор.

Учитель.  Мы сразу же ощущаем, что Катерина- не  чета Тихону, что она  и Кабанова( свекровь) враждебны друг другу, что это люди разного склада. Посмотрим, как в дальнейшем проявляются жизненные идеалы, мечты, устремления Катерины.

-- Прочитать наизусть монолог Катерины « Отчего люди не летают!» Как вы думаете, почему в пьесе неоднократно повторяется образ птицы?

Примерный ответ ученика.    Наверное, потому, что в народной поэзии- это символ воли.  Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины: она вольная душа, стремится к свободе.

Учитель.  Все это правильно. Но автор этим еще и указывает на народные истоки характера Катерины.  В сознании Катерины оживают древние языческие мифы,  шевелятся глубинные пласты славянской культуры. Дело в том, что в народных песнях женщина, тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье, часто оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю.  Вспомним плач Ярославны в « Слове о полку Игореве»: «Полечу я кукушкой по Дунаю…»

-- Как жила Катерина в родительском доме? Что ей было дорого  в родительском гнезде?

Примерный ответ ученика.  Катерина жила в родительском доме « точно птичка на воле». Ей была дорога настоящая  любовь родителей, любовь, которой нет в семье Кабановой: « Маменька во мне души не чаяла». Радость  Катерине  доставляло и общение с природой,  поэзию приносила и религия. Катерина до смерти  любила в церковь ходить! Для нее это точно рай.

Слово учителя .   Читаем цитату: « Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу».   Мы  видим ,  что Катерина молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страною всемогущих плодоносных сил. Еще до прихода на Русь христианства  они представляли рай чудесным неувядаемым садом во владениях Бога Света.  Туда, на Восток ,  улетали все праведные души, обращаясь после смерти в бабочек или легкокрылых птиц.

Это еще раз указывает на народные истоки характера Катерины.  Вольнолюбивые  порывы  Катерины даже  в детских ее воспоминаниях не стихийны: «  Такая  уж я  зародилась горячая!  Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и  отпихнула ее от берега». Этот поступок Катерины вполне согласуется с народной ее душой. В русских сказках девочка обращается с просьбой спасти ее от злых преследователей.

Издревле славяне поклонялись  рекам, верили, что все они текут в конец света белого, туда, где солнце из моря подымается,- В страну правды и добра. Вдоль по Волге , в долбленной лодочке пускали костромичи солнечного бога Ярилу, провожали в  обетованную  страну теплых вод. Бросали стружки   от гроба в проточную воду.  Пускали по реке  вышедшие из  употребления иконы. Так что  порыв маленькой Катерины  искать защиту у Волги- это уход от неправды  и зла в страну света и добра, это неприятие « напраслины» с раннего детства и готовность оставить мир, если все в нем ей  « опостынет».   Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы. Вот и молится  Катерина заре утренней, солнцу красному, видя в них и  очи Божии. А в  минуту отчаяния обращается к «ветрам буйным», чтобы донесли они до любимого ее « грусть,  тоску- печаль».

 Говорить о народных истоках характера Катерины необходимо, чтобы понять ее жизненные силы и мощи ее характера.

-- В чем же сила характера Катерины?  

Примерный ответ ученика.  Сила характера в том, что Катерина- цельная, сильная натура, и терпит она  лишь до поры до времени. ( д.2 ; явл. 2.)  Среди жертв « темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой ( см. д.2; явл. 2).  

Примерный ответ ученика.  Катерина способна к настоящей человеческой любви.  Она вышла замуж за Тихона только лишь  потому, что  ей сказали нужно выходить.  Поэтому  никакого настоящего чувства любви к мужу у Катерины не было. Она сама, не сознавая, признается в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к ней,  как требует , по ее понятиям, долг жены. « Я буду любить мужа».

 -- Почему именно Бориса полюбила Катерина? ( Ответы учеников).

Учитель.    «К  Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится; что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и  оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни и желание воли,  простора,  горячей   беззапретной  свободы».  ( Добролюбов).

--Прочитаем монолог Катерины (сцена с ключом- д.2;явл.10.) Каково поведение Катерины?

Примерные ответы учащихся. 1. В явлении 3 и 4 наступает перелом:  Катерина окончательно убеждается в том, что муж ее не стоит не только любви, но и уважения.  И вот в руках у Катерины заветный ключ от калитки. Ее монолог раскрывает последнюю вспышку напряженной внутренней борьбы. Сначала первый порыв- немедленно  выбросить ключ: ведь в нем таится погибель духовная( Катерина боится не домашней кары, она боится погубить свою душу) . Потом уже более спокойные раздумья о том, как обычно «гибнет наша сестра-то».  И тут же оправдание гибнущей :« В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову придет».

2.Перед умственным взором бедной женщины предстает ее беспросветная жизнь со свекровью, с нелюбимым мужем в опостылевшем доме. И если сначала она горячо восклицала, держа ключ в руке : « Бросить его, бросить далеко!...» то теперь спрашивает себя в нерешительности : « Бросить его?»  И наконец решение принято: « Бросить ключ! Нет! Ни за что на свете! Ах, кабы ночь поскорее!»

Учитель.  В сцене с ключом раскрывается победа естественных чувств Катерины над устоями( законами) домостроевской нравственности.  Для Катерины чувство любви сливается  с мечтой о настоящей человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства».

-- Что отвечает Катерина на слова Бориса: « Никто не узнает про нашу любовь»? ( См. д.3; явл. 3).

-- Почему Катерина боится грозы? (   Потому что боится грешной умереть).

-- Объясните причины всенародного покаяния Катерины?

Обобщение  по  последнему вопросу делает учитель.

Подлинный источник покаяния героини в ее чуткой совестливости. « Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми  твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.  Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то,  вот что страшно». « У меня уж очень сердце болит»,- говорит Катерина в минуту признания. « В ком есть страх, в том есть и Бог»,- вторит ей народная мудрость.

« Страх» искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В « Толковом словаре « В. И. Даля « страх» толкуется как сознание нравственной ответственности. Такое определение соответствует  душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев « Грозы»  «страх»  Катерины – внутренний голос ее совести.  

Катерина боится грозы, потому что боится грешной умереть. И  поэтому ее всенародное покаяние – это глубоко совестливое покаяние, оно также героично,  как и страстное и безоглядное любовное увлечение. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: « Кто любит, тот будет молиться».

 «Смерть по грехам страшна», - говорят в народе. И  если Катерина смерти не боится, то  грехи искуплены.

3.Домашнее задание:

Написать сочинение по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза"

Методическая разработка  урока литературыТема: «Не искушай меня любя!» (Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Ник...

Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)

Урок литературы в 11 классе  в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по пьесе Н.Островского "Бедность не порок" (УМК под ред. В.Коровиной)

Методическая разработка  урока по творчеству Островского с биографическими данными по программе В.Коровиной. Обзорно рассматривается пьеса "Бедность не порок"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»

Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...

Методическая разработка урока по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

В данной разработке урока применяется Метод проектов....

Методическая разработка урока по литературе "Пьеса А. Островского "Гроза" (10 класс)

Методическая разработка урока по литературе "Пьеса А. Островского "Гроза" (10 класс)...