Урок-семинар "Наташа Ростова и читатель".
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Пирожкова Наталья Юрьевна

Технологическая карта урока с приложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

в 10 классе.

Работу выполнила Пирожкова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми

               

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

10  класс

Тема

Семинар «Наташа Ростова и читатель»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.
  • Способность анализировать текст с позиции поставленной проблемы.
  • Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус
  • Способность осмысливать авторскую позицию и сопоставлять ее со своей.

  • Смысловое чтение.
  • Умение работать  индивидуально и в паре
  • Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
  • Умение обобщать, делать выводы
  • Умение вести диалог, выстраивать  монологическую речь
  • Понять, что ценность личности должна определяться критериями нравственных норм.

  • Формирование

      нравственных качеств.

  •  Формирование навыков самоанализа собственной личности

Решаемые учебные проблемы

1. На примере образа Наташи Ростовой запустить механизм саморазвития учащегося

 2. Понять, что является приоритетным для автора в изображении  героини.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Музыкальный  фрагменты:1.  Бетховен « Лунная соната» 2.Вальс из оперы С. Прокопьева « Война и мир».

– Презентация ОСК «Наташа Ростова»

Методическое назначение

 средств ИКТ

Усилить мотивацию;

Повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых;

Усилить наглядность в обучении;

Повысить уровень визуализации изучаемого материала

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Звучат фрагменты из «Лунной сонаты »Л. Бетховена и  вальса С Прокофьева из оперы «Война и мир».

Слово учителя. Безусловно, все присутствующие отследили разнохарактерность музыкального вступления . Ваш маленький комментарий. Что прозвучало?(ответы учащихся)

Да, неслучайно  разнохарактерные вещи стали камертоном нашего семинарского занятия. Попробуем поразмышлять над вопросом : Для чего приходит в этот мир человек, обратившись к жизненному пути любимой героини Л. Толстого – Наташи Ростовой

 

Форма организации деятельности учащихся.

Роль учителя

Стартовая площадка – выступление учащихся по ОСК «Наташа Ростова» (Приложение 1) Идея самореализации личности  с 3 уровней: душевного, духовного, физического уже просматривается в данном материале. Кого из героев ОСК вы бы соотнесли с уровнями развития личности героини?

Подготовка к  сообщению задач урока, организации различных видов деятельности.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению  учебного содержания.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Выступление учащегося о триединстве человеческой личности (реализация индивидуального задания).

2. О психологии личности (направленность, способности, характер)

Методы обучения

Беседа;

Метод смыслового чтения;

Анализ эпизодов;

Форма организации деятельности учащихся

Подбор эпизодов, характеризующих составляющую личности героини.

Основные виды деятельности учителя, Роль учителя

Организационная, контролирующая (правила работы в группе);

Задает вопросы,  отслеживает скорость и качество работы в группах  

ЭТАП 3.   Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Организация  анализа художественного произведения.

Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

 Работа в группах.

Выработка личных, групповых позиций.

Группа 1.

Способности.

Группа 2.

Характер.

Группа3.

Направленность.

Методы обучения

Анализ эпизодов.

Работа в группах.

Формы организации деятельности учащихся

Работа с художественным текстом.

Участие в аналитической беседе.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результат работы в группе.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы.

 Правила работы в группе.

Разработка критериев оценки работы в группе.

ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала

 Выводы, наблюдения. Фиксация в общей таблице.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1. Личность человека триедина.

2. Неслучайно в спутницу жизни Наташу выбирают и князь Андрей, и Пьер. Они разглядели ее душевные качества, вразглядели духовную стать.

3. Пьер и Андрей, сами поднявшиеся до уровня духовности (духовность  - сопричастность к сообществу), не могли не заметить индивидуальность героини.

4. Исследователем приходит в этот мир главный герой романа Пьер Безухов, но его путь невозможен без опоры на женщину, которая рядом.

Методы обучения

Исследовательский

Основные виды деятельности учителя

Систематизация материала.

Обобщение.

ЭТАП 5.  Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Слово учителя. Духовности нет без душевности. Без естественности. Сегодняшний разговор о героини Толстого нельзя завершить  точкой, скорее  многоточием. Наверное, своим видением любимой автор дает нам, читателям, совет, как относиться к себе и  окружающим, к тем  людям, которые рядом  с собой. Но надо помнить, что совет – это только ткань. Быть может, дорогая, но шить каждому из вас придется самому.

Домашнее задание:

 Продолжить фразу «Личность Наташи Ростовой для меня …».

Используемые технологии

Исследовательская;

Проблемного обучения;

Работа в группах;

 

Формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные УД

  • Умение  работать в группе, устанавливать рабочие отношения и  способствовать совместной деятельности.
  • Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
  • Умение устанавливать и сравнивать  разные точки зрения, аргументировать свою позицию;
  • Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия  совместного решения;
  • Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.

Личностные УД

   . Понять, что есть самореализация личности

Познавательные УД.

  • Умение видеть, формулировать проблему (задачу);
  • Умение ставить вопросы и находить ответы;
  • Умение структурировать текст;
  • Умение  делать выводы, обобщения и умозаключения

Регулятивные УД

  • Планирование цели своей деятельности,  пути её достижения;
  • Решение задач и принятие ответственности за  это решение;
  •  Уровень самооценки (представление о своих возможностях);
  • Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение

Способы оценки на уроках

Балльное оценивание  



Предварительный просмотр:

Приложение 1 ОСК «Наташа Ростова» (автор О.Любимов)

В центре — сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте — всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга — сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречён... Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки – и не смог; брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь; она приятна Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей её, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми... Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и её родничку окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь её с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.



Предварительный просмотр:

Характер. В переводе с греческого "характер" означает "чеканка", "вмятина", "отметина"., Характер – это действительно отличительные особенности, характеризующие его как индивидуальность, часто как личность. Но не только момент индивидуальных отличий существенен, но и то, что в характере находит свое выражение жесткая фиксация, доходящая временами до определенной степени деформации. Характер – это система устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека, определяющая типичные для него способы поведения в стандартных ситуациях. 
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и т.д. 
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, или неуверенность в своих силах. 
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам
В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения им знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. 

Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности не гарантируют, что ребенок станет музыкантом.

Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.



Предварительный просмотр:

Приложение 3.  Примерная итоговая таблица (гр.1.,гр.2.,гр.3)

Наташа Ростова

личность – яркая индивидуальность

Направленность

(чего хочет?)

Характер

(совокупность особенностей)

Способность

(что может?)

1.Прощание Наташи с князем Андреем

1.Именины Натальи

1. Письмо Николушки.

2.II том 3 ч.гл.24

2.Iтом,1ч.,гл.8

2. Iтом, 3ч. ,гл.6

3.Портретная деталь – глаза: «Он видел смеющиеся глаза, которые были прекрасны».

3. портрет

3. Авторское повествование

4.«Сущность ее жизни –любовь…»Потребность любить и быть любимой; Наташа – воплощение любви.

4.Живая, непосредственная

4.Чуткость «Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц»

1.Семейная жизнь Наташи.

1. У дядюшки

1. Разговор с Соней

2.Эпилог,1ч., гл.10

2. II том,4 ч., гл.7

2. II том,3 ч.,гл.12-17,19

3.Авторская оценка

3.Действия героини

3. Монолог, диалог.

4.«Служить мужу и семье с самоотвержением».

4. Авторская оценка

4.Полнота жизни,поэтичность натуры,обостренная чуткость,внимательность

1.Подводы для раненых

1.Пение Наташи

2. III том,3 ч., гл.16

2.т.2,ч.1 гл.13-16

3. Поступок

3. Описание

4. Национальные, народные черты в развитии характера Наташи. Патриотизм и милосердие.

4. Музыкальность героини

1.Уединение Наташив зале

1. Первый бал Наташи

2.II том 3ч.,гл.23

2. II том,3 ч.,гл.16

3. Внутренний монолог

3. Оценка автора : «Наташа танцевала превосходно»

4. «Что за прелесть эта Наташа!»

4. Умение танцевать

  1. Название эпизода.
  2. Место в романе.
  3. Прием автора.
  4. Вывод(цитата, ключевые слова, читательская оценка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Судьба Наташи Ростовой. В чем предназначение женщины?" Урок в 10 классе

На уроке рассматриваются не только вопросы, связанные с пониманием романа Л.Н.Толстого "Война и мир", но вопросы эмансипации женщины в 19 веке...

Урок на тему : "Семья Ростовых".

Урок на тему :"Семья Ростовых"....

Классный час "Освобождение города Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков".

Классный час о событии 14 февраля-освобождения города Ростова-на-Дону от фашистких захватчиков...

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА «РОСТОВЫЕ ВЕЩЕСТВА РАСТЕНИЙ»

Второе факультативное занятие по теме "Рост и развитие растений" . занятия факультатива "Физиология растений", "Ботаника". Может применяться на уроках биологии в профильном классе 10-11 при изучении т...

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...