Папка Программы
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

 Ион Евгения Николаевна

В этой папке можно найти прораммы по русскому языку и литературе для 6 класса, фгос, 7 и 11 классов по общеобразовательным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy.zip255.62 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание программы.
  3. Требования к подготовке учащихся по предмету.
  4. Список рекомендуемой учебно – методической литературы
  5. Календарно – тематический план.

Пояснительная записка

    Настоящая рабочая  программа разработана на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  программы среднего (полного)  общего образования по литературе и программы по литературе для 11 класса (Коровина, В.Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень) / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

   Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост. Е.П.Пронина; под редакцией В.П.Журавлёва. – 7-е издание М.: Просвещение, 2002, включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и НО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год.

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

- Конституции РФ.

- Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Федерального закона от 01.12.2007г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного стандарта».

- Приказа Минобразования России от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего образования».

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

4. Федерального  перечня  учебников, рекомендованных (допущенных) на 2013/2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2012 N 1067   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год») .

5. Инструктивно-методических рекомендаций «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области», разработанные  совместно с Ленинградским областным институтом развития образования.

6. Базисного учебного плана ОУ  на 2013-2014 учебный год, утвержденный педагогическим советом  от  30.08.13 г.

7.Положения о структуре, порядке, разработке и утверждении рабочих программ, курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательном учреждении,  реализующих программы общего образования, утвержденного педагогическим  советом  от  30.08.13г.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладения навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остаётся мёртвым конгломератом содержательных  знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 11 классе:

  1. На основе сформированного в 5-9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
  2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
  3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представления об историко-литературном процессе.
  4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.
  5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Целью литературного образования в 11 классе является изучение историко-литературного процесса в России 20 века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал и планирование расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планирование предусматривает проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении),

 семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя),

аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию;

эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В.Я.Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Подробно изучаются произведения, включённые в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имён и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

Согласно действующему учебному плану МБОУ «Котельская СОШ»  образовательная программа для 11 класса предусматривает обучение литературе в объеме 136 часов, 4 часа в неделю.  Программа соответствует обязательному минимуму содержания для полного общего образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Сроки реализации программы 2014 – 2015 учебный год.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слова, их порядок, отношения между ними.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося),

написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей,

умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Содержание программы

Введение

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар».  Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество»! «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»..

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…» Поэзия как выразительница «говора стихий». Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»)

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения  «Раздумья», «Русь», «Родине».

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны».

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». 

Поэма «Двенадцать».

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». 

. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы

(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века.

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Роман Е.Замятина «Мы»: жанр антиутопии в прозе 20-ых годов.

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции; Тэффи «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». 

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века

(Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы

А. Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман  «Мастер и Маргарита».

Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повесть «Котлован».

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». 

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...». 

Теория литературы. Импрессионизм (развитие  представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода Великой Отечественной войны

(Обзор)

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических  чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50-90-х годов

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повести «Один день Ивана Денисовича»,  «Матренин двор»

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» 

Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота».

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». 

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX - начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Макании, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.

Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина,  Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». 

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя.

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. (Обзорное изучение романа.)

Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Список рекомендуемой учебно – методической литературы.

Учебно-методический комплект для учителя

Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М., «Дрофа»

Журавлёв В.П. Уроки литературы в 11 классе – М., «Просвещение»

Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II половины XX века – М., «ВАКО»

Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»

Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс – М., «Творческий центр»

Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс»

Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»

Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа»

Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Русская литература XIX века. Материалы для подготовки к экзаменам – М., «Русское слово»

Безносов Э.Л. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Литература – М., «Дрофа»

Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы – М., «Первое сентября»

Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе

Для учащихся

Учебник: Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. 11 класс (в 2 ч.) – М., «Русское слово»

Произведения писателей и поэтов, изучаемых в 11 классе

Мультимедийные пособия.

  1. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 11 классе.

Интернет – ресурсы для учеников  и учителя.

Календарно – тематический план

№ п/п

Тема урока

Кол – во час.

Дата

Виды и формы контроля

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия.

1

Конспект

ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА (2 часа)

2 - 3

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы

2

Конспект

ТВОРЧЕСТВО И.А. БУНИНА (8 ЧАСОВ)

4

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина.

1

Стихотворения наизусть (на выбор)

5 - 6

«Антоновские яблоки»: поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина.

2

Эссе

7 - 8

Социально-философские обобщения в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско».

2

Письменный ответ на проблемный вопрос.

9

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

1

Письменный ответ на проблемный вопрос.

10 - 11

Эмигрантская проза И.А.Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи»: концепция любви.

2

Эссе

ТВОРЧЕСТВО А.И.КУПРИНА (4ЧАСА)

12 - 13

Жизненный и творческий путь И.А.Куприна.

Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

2

Индивидуальное сообщение.

14

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Система образов рассказа. Символичность названия.

1

Ответ на проблемный вопрос

15

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

1

Эссе

ТВОРЧЕСТВО М.ГОРЬКОГО (7 ЧАСОВ)

16

М.Горький. Судьба и творчество писателя, публициста и общественного деятеля.

1

Индивидуальное сообщение.

17 - 18

Раннее творчество М.Горького: романтические рассказы-легенды «Макар Чудра», «Старуха Изергиль.

2

Таблица « Романтизм М. Горького и его проявление в ранних романтических рассказах.

19

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

Монолог Сатина «Человек…» наизусть.

20

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне».

1

Монолог Сатина «Человек…» наизусть.

21

Спор о правде и мечте. Нравственно-философские мотивы пьесы.

1

Домашнее сочинение по творчеству М. Горького.

22

Урок-обобщение по творчеству М.Горького.

1

Тест в формате ЕГЭ

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов)

23

Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии.

1

Сообщения

24

Русский символизм и его истоки.

1

Таблица «Русский символизм».

25

В.Я.Брюсов – идеолог, мэтр русского символизма. Основные темы поэзии. Культ формы.

1

1-2 стихотворения для заучивания наизусть.

26

К.Д.Бальмонт: основные этапы творческого пути и особенности поэтики. Музыкальность стиха, изящество образов. Утончённость выражения чувств и мыслей.

1

Анализ стихотворения.

27

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор).

Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествие нового Мессии.

1

Анализ стихотворения.

28

Акмеизм: истоки направления, теоретико-эстетическая программа. Утверждение красоты земной жизни.

1

Таблица «Акмеизм»

29

Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь. Героизация действительности в его поэзии. Романтические традиции. Своеобразие лирических сюжетов.

1

1-2 стихотворения для заучивания наизусть.

30

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

1

Таблица «Футуризм»

31

И.Северянин. Жизнь и творчество. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии. Оригинальность словотворчества.

1

Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века

32

Контрольная работа по теме «Серебряный век русской поэзии»

1

Тест в формате ЕГЭ

ТВОРЧЕСТВО А.БЛОКА (7 ЧАСОВ)

33

А.Блок – жизненные и творческие искания. Блок и символизм.

1

Сообщения

34

Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

1

Анализ стихотворения.

35

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.

1

Наизусть ( на выбор)

36

Россия и её судьба в поэзии А.Блока.

1

Конспект лекции учителя

37

Поэма «Двенадцать»: история создания. Сюжет, композиция и нравственно-философская проблематика.

1

Индивидуальная работа по статье «Интеллигенция и революция».

38

Образная система. Старый и новый мир в поэме, их представители.  Символика поэмы и проблема финала.

1

Таблица «Символы в поэме «Двенадцать».

39

Контрольная работа по теме

«Творчество А.Блока»

1

Тест в формате ЕГЭ

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ (1 ЧАС)

40

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Е.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

1

ТВОРЧЕСТВО С.А.ЕСЕНИНА (5 ЧАСОВ)

41

Сергей Есенин – поэзия и судьба. Очерк жизни и творчества. Ранняя лирика.

1

«Письмо к матери» - наизусть.

42

Тема России в лирике С.А.Есенина.

1

Анализ стихотворения

43

Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

1

Таблица «Цветопись, сквозные образы лирики Есенина».

44

Любовная тема в лирике С.А.Есенина.

1

1 стихотворение из «Персидских мотвов» наизусть.

45

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. трагизм восприятия гибели русской деревни.

1

«Не жалею, не зову, не плачу…» - наизусть.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА (6ЧАСОВ)

46

Литературный процесс 20-х годов ХХ века.

1

Конспект лекции учителя

47 – 48

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

2

«Представление» произведения.

49 - 50

Роман Е.Замятина «Мы»: жанр антиутопии в прозе 20-ых годов.

2

Ответ на проблемный вопрос.

51

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

1

Индивидуальные задания

ТВОРЧЕСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО (7 ЧАСОВ)

52

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1

«А вы могли бы?», «Послушайте!» - наизусть.

53 - 54

Изображение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся»). Обзор пьес «Клоп», «Баня»

2

Проблемный вопрос

55

Тема художника и революции в творчестве Маяковского. Пафос революционного переустройства мира. («Левый марш», «Ода революции»).

1

Проблемный вопрос

56

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского.

1

Проблемный вопрос

57

Маяковский о назначении поэта. Художник и время. «Как живой с живыми…»

1

Домашнее контрольное сочинение  по поэзии С.Есенина или В.Маяковского.

58

Классная контрольная творческая работа по теме «Серебряный век русской поэзии»

1

Самостоятельная работа

ЛИТЕРАТУРА 30-Х ГОДОВ (1 ЧАС)

59

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

1

Конспект лекции учителя

ТВОРЧЕСТВО М.А.БУЛГАКОВА  (12 ЧАСОВ)

60 - 61

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»

2

Индивидуальные сообщения.

62 - 63

Роман «Мастер и Маргарита» как роман-лабиринт: особенности сюжета, композиции, образной системы. Проблематика произведения. Вопрос о жанровом определении произведения.

2

Практическая работа.

64 - 65

Нравственное звучание «ершалаимских» глав. Анализ глав о Понтии Пилате с привлечением евангельского контекста. Образ Понтия Пилата и тема совести. Человеческое и божественное в Иешуа.

2

Практическая работа.

66 - 67

Сатирическое изображение Москвы 30-ых годов через «похождения» Воланда и его свиты. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (отработка понятий «карнавальный смех», «буффонада»).

2

Практическая работа.

68 - 69

Тема любви и творчества в романе. Анализ сюжетной линии Мастера и Маргариты в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника.

2

Практическая работа.

70 - 71

Сочинение по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

2

Написание сочинения

  • «Проблема совести и образ Понтия Пилата».
  • «История любви Мастера и Маргариты».
  • «Проблема Добра и Зла в романе «Мастер и Маргарита».

ТВОРЧЕСТВО А.П. ПЛАТОНОВА (4ЧАСА)

72

Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова Щедрина.

1

Индивидуальные задания.

73

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.

1

Индивидуальные задания.

74

«Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти и значение финала.

1

Домашнее сочинение-эссе.

75

Самобытность языка и стиля Платонова.

1

Домашнее сочинение-эссе.

ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ  (5 ЧАСОВ)

76

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой.

1

Индивидуальные задания

77

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой.

1

«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» - наизусть.

Анализ стихотворения

78 - 79

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием». Трагедия народа и поэта.

2

Работа с текстом. Нахождение евангельских мотивов и их интерпретация.

80

Особенности жанра и композиции. Евангельские мотивы и реминисценции. Основной пафос поэмы – победа исторической памяти над забвением.

1

Работа с текстом. Нахождение евангельских мотивов и их интерпретация.

ТВОРЧЕСТВО О.Э.МАНДЕЛЬШТАМА  (2 ЧАСА)

81

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

1

«Notre Dame»,  «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» - наизусть

82

Трагический конфликт поэта и эпохи в лирике О.Мандельштама.

1

Эссе

ТВОРЧЕСТВО М.И.ЦВЕТАЕВОЙ (3 ЧАСА)

83

Судьба и стихи М.Цветаевой. Основные темы творчества Цветаевой.

1

«Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…» - наизусть.

84

Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Тема поэта и поэзии. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. («Мне нравится», «Попытка ревности»)

1

Анализ стихотворения

85

Тема дома – России в поэзии Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы. Архетипический образ Дома в русской классической литературе («Молитва», «Пригвождена»). Исповедальность поэзии Цветаевой

1

Домашнее сочинение по творчеству Цветаевой и Ахматовой

ТВОРЧЕСТВО М.А.ШОЛОХОВА (10 ЧАСОВ)

86

М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы». Трагический пафос произведения.

1

Индивидуальные сообщения.

Анализ рассказа.

87

«Тихий Дон» как роман-эпопея. История создания, жанровые особенности. Художественное мастерство писателя.

1

Презентация по роману

88 - 89

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

2

«Представление» героя

90 - 91

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

2

Ответ на проблемный вопрос

92 - 93

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

2

Индивидуальные задания

94 - 95

Сочинение по роману-эпопее «Тихий Дон»

2

Самостоятельная работа

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (2 ЧАСА)

96 - 97

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

2

Сообщения учащихся с презентациями ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (3 ЧАСА)

98

Литература второй половины ХХ века.  Поэзия 60-х годов.

1

Анализ стихотворения.

99 - 100

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов.

2

«Представление» произведений с  с использованием технологий ИКТ.

ТВОРЧЕСТВО А.Т.ТВАРДОВСКОГО (5 ЧАСОВ)

101

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского.

1

Индивидуальные задания.

102 - 103

Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны в лирике А.Т.Твардовского.

2

Индивидуальные задания.

104 - 105

Поэма «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого.

2

Индивидуальные задания.

ТВОРЧЕСТВО Б.ПАСТЕРНАКА (5 ЧАСОВ)

106

Жизненный и творческий путь Пастернака. Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии.

1

Индивидуальные задания.

107

Лирика Б.Пастернака: единство человеческой души и стихии мира. Философские мотивы (рассмотрение любовной темы, темы жизни и смерти, стихов о назначении художника, проблемы гамлетовского противостояния писателя и эпохи)

1

Наизусть

108

Анализ стихотворений. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

1

Анализ стихотворения.

109 - 110

Роман «Доктор Живаго» (обзор): история создания и публикации романа. Отработка жанрового понятия «лирико-религиозный роман». «Стихи Юрия Живаго».

2

Домашняя контрольная работа (формат ЕГЭ)

ТВОРЧЕСТВО А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА (5 ЧАСОВ)

111

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

1

Письменный анализ текста или ответ на проблемный вопрос

112 - 113

Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве

2

Письменный анализ текста или ответ на проблемный вопрос

114

Рассказ «Матрёнин двор»: воспроизведение в образе Матрёны черт «человека-праведника», носителя народной нравственности.

1

Домашнее контрольное сочинение

115

Значение рассказа для развития деревенской прозы в литературе 2 половины 20 века.

1

Домашнее контрольное сочинение

ТВОРЧЕСТВО В.ШАЛАМОВА (1 ЧАС)

116

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. История создания «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия лагерной темы. Характер повествователя

1

Рецензия на рассказ (по выбору учащихся)

ТВОРЧЕСТВО Н.М.РУБЦОВА (1 ЧАС)

117

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие.

1

Чтение наизусть стихотворения, анализ стихотворения.

«ДЕРЕВЕНСКАЯ» ПРОЗА (4 ЧАСА)

118 - 119

В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор)

2

Проблемный вопрос.

Индивидуальные задания.

120 - 121

В.Распутин «Прощание с Матёрой»: символика названия, нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений в произведении.

2

Проблемный вопрос.

Индивидуальные задания.

ТВОРЧЕСТВО И.А.БРОДСКОГО (1 ЧАС)

122

И.Бродский. Жизнь и творчество. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта.

1

Индивидуальные сообщения.

Проект «Петербург Бродского».

Анализ стихотворения. Эссе. Литературная гостиная.

ТВОРЧЕСТВО Б.Ш.ОКУДЖАВЫ (1 ЧАС)

123

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте.  Военные мотивы в лирике поэта.

1

Анализ стихотворения. Эссе.

«ГОРОДСКАЯ» ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2 ЧАСА)

124 - 125

Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

2

Эссе

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ДРАМАТУРГИИ   70-80-ых годов. (1 ЧАС)

126

 А.Вампилов. Жизнь и творчество. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

1

Индивидуальные задания.

Чеховские традиции в драматургии А.Вампилова.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ЧАС)

127

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: «Подует ветер - все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». 

1

Анализ стихотворения

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА 20 – НАЧАЛА 21 ВЕКА (1 ЧАС)

128

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

1

Конспект лекции учителя

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА  ХХ века. Обзор. (7 ЧАСОВ)

129

Общая характеристика современной зарубежной литературы

1

Конспект лекции учителя

130

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.

1

Индивидуальные задания.

131

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войны. Ирония автора.

1

Индивидуальные задания.

132 - 133

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!»

2

Индивидуальные задания.

134

Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя.

1

Индивидуальные задания.

135

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища. Вечные проблемы бытия. (Обзорное изучение романа.)

1

Индивидуальные задания.

136

ПРОБЛЕМЫ И УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (1 ЧАС)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ (к папке-учителя-предметника)

В подборке - рекомендации по планированию учителем-предметником работы по подготовке учащихся к ЕГЭ, аналитической деятельности, коррекции ЗУН учащихся и др....

Инструментальная папка классного руководителя

Уважаемые коллеги! В этой папке представлен материал в помощь классному руководителю. Особенно, я надеюсь, это поможет молодым учителям в составлении и оформлении документации. Некоторые документы при...

Практическая работа по теме: "Программы. Папки и файлы"

Подобраны задания учащимся 5, 6 классов для закрепления навыков работы с файлами, папками. При выполнении заданий учащиеся используют программы БЛОКНОТ,  WordPad, КАЛЬКУЛЯТОР, Paint, Word,...

специфика проверки знаний по истории (вкладывается в папку с рабочими программами учителя)

В данном материале:определяется специфика проверки знаний по истории как области знания;выделены объективные и субъективные компоненты, которые  учитываются при проверке подготовленности шко...

специфика проверки знаний по обществознанию (вкладывается в папку с рабочими программами учителя)

В данном  материале  определены:мыслительные умения, которые следует учитывать при проверке знаний по обществознанию;виды проверки по обществознанию;способы учета знаний учащихся по пре...

критерии и нормы оценочной деятельности (вкладывается в папку с рабочими программами учителя)

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся (устной и письменных) положены объективность и единый подход.  ...

ФОРМА № 1 ( ПАПКА 1) «Результаты освоения обучающимися образовательных программ»

ФОРМА № 1 ( ПАПКА 1)  «Результаты освоения обучающимися образовательных программ»...