Урок литературы в 8 классе на тему: "Хлестаков и хлестаковщина"( Заседание "Клуба литературных детективов")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Дурцева Ольга Владимировна

 По комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Урок проходит в форме заседания "Клуба литературных детективов". Также на уроке инсценируются отрывки из комедии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 8 классе

Тема урока: Хлестаков и хлестаковщина (заседание «Клуба литературных детективов»).

Цель урока:1) обобщение по образу Хлестакова, знакомство с

                         понятием «хлестаковщина», анализ комедии;

                    2) развитие речи учащихся, развитие образного и

                        аналитического мышления, эстетических и

                        творческих способностей учащихся, читательских

                        интересов;

                    3) воспитание духовно развитой личности, готовой к

                        самопознанию и самосовершенствованию,

                        воспитание любви и уважения к литературе и

                       ценностям отечественной культуры.

Методические приёмы: аналитическая беседа, инсценирование, слово учителя, работа в группах.

Оборудование: тексты комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», карточки с заданиями, элементы костюма Хлестакова, элементы декорации.

Класс поделен на две команды: Синих и Красных детективов.

I.Организация урока. Сообщение цели урока.

Учитель:

- И вновь – Николай Васильевич Гоголь, «Ревизор». Тема нашего урока – Хлестаков и хлестаковщина. Урок проведём в форме заседания «Клуба литературных детективов». Нам предстоит решить, является ли Хлестаков плутом, познакомиться с понятием хлестаковщина.

II. Постановка задач урока.

Учитель:

-Вчера к нам с экстренным тайным визитом приезжал знаменитый детектив-господин Шерлок Холмс. Детектив завален работой, у него срочнейшее задание в Лондоне, и он очень надеется на помощь юных друзей-любителей детективных историй - в одном на редкость туманном деле.

Читает письмо:

Глубокоуважаемый мистер Шерлок Холмс!

Честь имею просить Вас пожаловать на экстренное заседание Президиума Всемирного Сообщества Плутов. В повестке дня: приём в почётные члены Сообщества героя комедии Н.В.Гоголя господина Ивана Александровича Хлестакова.

Президент Всемирного Сообщества Плутов Остап Бендер.

-Итак, вам предстоит поработать профессионально. Невозможно сидеть сложа руки, когда нам оказано столь высокое доверие!

Мистер Шерлок Холмс не уверен, надо ли принимать героя гоголевской комедии в почётные члены Всемирного Сообщества Плутов, и хотел бы поручить расследование «дела о плутовстве» господина Хлестакова восьмиклассникам.

2.Значение слова плут.

В словаре Ожегова: плут – хитрый и ловкий обманщик, мошенник.

III. Реализация домашнего задания.

 Учитель:

-Детективы спешно знакомились с характером, привычками, портретом героя. Итак, что же за человек Иван Александрович Хлестаков?

А.)Синие детективы.

-Как в комедии рисуется портрет героя? Какие качества характера героя подчёркиваются в портрете?

Б) Красные детективы.

Рассказ о Хлестакове по плану: положение в обществе, привычки, жизненные ценности.

IV. Инсценировка эпизодов.

-А теперь предлагаю вам взглянуть на господина Хлестакова, так сказать, воочию.

Явление VI

ХлестаковОсип, потом слуга.


Хлестаков. А что?

Осип. Несут обед.

Хлестаков (прихлопывает в ладоши и слегка подпрыгивает на стуле). Несут! несут! несут!

Слуга (с тарелками и салфеткой). Хозяин в последний раз уж дает.

Хлестаков. Ну, хозяин, хозяин… Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?

Слуга. Суп и жаркое.

Хлестаков. Как, только два блюда?

Слуга. Только-с.

Хлестаков. Вот вздор какой! я этого не принимаю. Ты скажи ему: что это, в самом деле, такое!.. Этого мало.

Слуга. Нет, хозяин говорит, что еще много.

Хлестаков. А соуса почем нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру два каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего.

Слуга. Да оно-то есть, пожалуй, да нет.

Хлестаков. Как нет?

Слуга. Да уж нет.

Хлестаков. А семга, а рыба, а котлеты?

Слуга. Да это для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты, дурак!

Слуга. Да-с.

Хлестаков. Поросенок ты скверный… Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт возьми, не могу так же? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнакновенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Хлестаков. Я с тобою, дурак, не хочу рассуждать. (Наливает суп и ест.) Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку: никакого вкусу нет, только воняет. Я не хочу этого супу, дай мне другого.

Слуга. Мы примем-с. Хозяин сказал: коли не хотите, то и не нужно.

Хлестаков (защищая рукой кушанье). Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! со мной не советую… (Ест.) Боже мой, какой суп! (Продолжает есть.) Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супу: какие-то перья плавают вместо масла. (Режет курицу.) Ай, ай, ай, какая курица! Дай жаркое! Там супу немного осталось, Осип, возьми себе. (Режет жаркое.) Что это за жаркое? Это не жаркое.

Слуга. Да что ж такое?

Хлестаков. Черт его знает, что это такое, только не жаркое. Это топор, зажаренный вместо говядины. (Ест.) Мошенники, канальи, чем они кормят! И челюсти заболят, если съешь один такой кусок. (Ковыряет пальцем в зубах.) Подлецы! Совершенно как деревянная кора, ничем вытащить нельзя; и зубы почернеют после этих блюд. Мошенники! (Вытирает рот салфеткой.) Больше ничего нет?

Слуга. Нет.

Хлестаков. Каналья! подлецы! и даже хотя бы какой-нибудь соус или пирожное. Бездельники! дерут только с проезжающих.


Слуга убирает и уносит тарелки вместе с Осипом.

V. Работа учащихся по группам.

-Основная черта характера Хлестакова - легкомыслие. Докажите это.

- Почему у  Хлестакова нет реплик в сторону?

Задания группам.

Красные детективы:

  1. Проследите, как менялось поведение Хлестакова в сценах получения взяток от разных чиновников.

Уверенно ли ведёт себя Хлестаков в первой сцене?

Как ведут себя чиновники, дающие ему деньги «взаймы»?

Чем объяснить такое отношение чиновников к «ревизору»?

Ответьте на эти вопросы, используя цитаты из текста комедии (действие 4, явления 1-8)

  1. Как характеризует Хлестакова его письмо, адресованное Тряпичкину? Что выясняется в этом письме? Каково истинное отношение Хлестакова ко всему происходящему в городе N? Почему вскоре после прочтения письма следует немая сцена? Свои ответы подкрепите цитатами из текста комедии  ( действие 5 явление 8, явление последнее и немая сцена). Можно ли на основании ваших выводов утверждать, что Хлестаков – настоящий плут?

Синие детективы:

  1. Вспомните, каковы особенности поведения Хлестакова в гостинице уездного города N? Почему он не платил за номер? Почему избегал встречи с хозяином? Почему его сочли приехавшим из Петербурга ревизором? Свои ответы дайте, обращаясь к тексту комедии (действие 1 явления 3,4,5, действие 2, явления 1-3, 7,8, действие 3 явление 6).
  2. Как характеризует Хлестакова «любовная» история, участником которой он стал в уездном городе N? Почему Хлестаков увлекается Марьей Антоновной? Что привлекает его в развитии «амурного» сюжета? Почему при появлении Марьи Антоновны Хлестаков, как флюгер, меняет свою позицию? Свои ответы подтвердите цитатами из текста комедии (действие 4, явления 12-17).

-Итак, детективы, за дело! Рассмотрите материалы дела и решите, плут ли Хлестаков.

- Можно ли на основании ваших выводов утверждать, что Хлестаков - настоящий плут?

Итог.Решение клуба. Общее открытое голосование.

VII. Словарная работа.

-Николай Васильевич Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».

Когда человек становится Хлестаковым? А вы бываете иногда Хлестаковым?

Как вы понимаете слово хлестаковщина?

В словаре Ожегова: хлестаковщина – наглое хвастовство.

Компьютер выдал: хлестаковщина – слово с яркой экспрессивной (негативной, иронической) окраской.

  • В одной из сцен комедии Хлестаков говорит «Я везде, везде…»

-Какие черты Хлестакова вы увидели в других обитателях города N?

VIII. Тест.

1) Городничего уездного города N звали:

а) Лука Лукич Хлопов;

б) Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин;

в) Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

2) Лжеревизор Хлестаков был одет:

а) в чиновничий мундир;

б) по петербургской моде;

в) свой вариант.

3) Христиан Иванович Гибнер был:

а) смотрителем богоугодных заведений;

б) уездным лекарем;

в) судьёй.

4) Как выманивал деньги Хлестаков у городских чиновников?

А) требовал;

Б) просил взаймы;

В) свой вариант.

5) Каким образом раскрылся обман Хлестакова?

А) Хлестаков проболтался;

Б) из письма Хлестакова;

В) Хлестакова узнал его знакомый из Петербурга.

6) Хлестаков, принятый за ревизора, посетил сначала:

А) богоугодное заведение;

Б) тюрьмы и острог;

В) городской суд.

IX. Домашнее задание на выбор.

а) написать письмо господину Шерлоку Холмсу с уведомлением о выполнении поручения касательно дела господина Хлестакова.

Б) ответь на вопрос: «Почему чиновники во главе с городничим так обманулись по поводу Хлестакова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века

урок литературы 11 класс  Литературный процесс 20 гг.  XX века...

Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: «Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление»

Методическая разработка открытого урока  по литературе в 8 классе....

Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...